Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.05.2009

«Арх Москва»: традиционные дипломы

Юлия Тарабарина

Вчера были объявлены лауреаты дипломов «Арх Москвы». Вначале мы расскажем о традиционных наградах за экспозиции, немного позднее – о победителях конкурса «Новые имена».

Стенд бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Спа-центр в ближнем Подмосковье. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию. Фотографии Ю. Тарабариной
Стенд бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Спа-центр в ближнем Подмосковье. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию. Фотографии Ю. Тарабариной

С самого начала своего существования «Арх Москва» вручала грамоты участникам. Так делает всякая уважающая себя крупная выставка: тем, кто стремится превратить свой стенд в нечто особенное, вручают дипломы. Надо сказать, что награды «Арх Москвы» котируются достаточно высоко – во всяком случае, многие украшают ими стены. И качество награжденных экспозиций тоже как правило достаточно высокое – еще бы, все-таки выставка архитектурная. Герои награждений, правда, все как-то одни и те же, некоторым из них пора уже не на стены грамоты вешать, а в стопку складывать. Так что прав Григорий Ревзин, который сказал, что по составу главных привычных участников выставка должна называться не ‘next’, а ‘previous’.
Впрочем, молодым и новым в этом году была посвящена вся специальная программа Барта Голдхорна (собственно ‘Next’). О ее победителях и вообще о лауреатах, связанных с этой программой – немного позже, а пока – о «традиционных» лауреатах.

В этом году награждение проходило в вестибюле ЦДХ, перед лестницей, которая показала себя как неплохая разновидность амфитеатра – многие из поколения next уселись на ступеньках. Получилось удачно – микрофоны развернули в эту сторону, и привычные участники-лауреаты «Арх Москвы» обращали все свои речи к этому импровизированному зрительному залу, смиренно называя себя старичками и вообще уверяя окружающих, что им, мол, пора на пенсию. Не без лукавства, признаться – пройдясь по выставке нового поколения и обратив внимание на вывешенные там CV молодежи, несложно убедиться, что почти все поколение ‘next’ работает в бюро тех самых смиренных «старичков», сорока- и пятидесятилетних. Так что сказанным на церемонии словам Александры Павловой («Меганом»), что молодое поколение скоро «вышибет» старое, пока что верится с трудом. Скорее наоборот – все логично: талантливая молодежь работает и учится у лидеров, и одновременно участвует в конкурсах, подобных Next. Классикам жанра, честное слово, нечего опасаться. 

Мы уже говорили о том, что в этом году, очевидно из-за кризиса, экспозиция стала легче и лаконичнее. Список дипломов тоже сократился и был приведен к знаменателю начала 2000-х. В нем остались: стенды архитектурных мастерских, коммерческие стенды и некоммерческая экспозиция.

Первое место за архитектурный стенд жюри «Арх Москвы» присудило бюро «Цимайло Ляшенко & партнеры». Он встречает нас при входе в основной зал второго этажа, слева. Если не считать МАО, в архитектурной части этот стенд самый просторный. И, очень, очень лаконичный. Поэтому первая мысль, которая в наше время приходит в голову при взгляде на этот стенд – его авторы демонстрируют, что кризис им не страшен, раз уж выкупили так много места и использовали его с таким роскошным размахом.
На стенде выставлен один проект, подмосковный спа-центр площадью 21 000 кв. метров. Спа-центры бывают разные, но кажется, что это очень большая площадь для такого здания. С таким размахом, а может быть даже и чуточку меньшим, строились их дальние предшественники, римские термы.
Видимо, памятуя о родстве с термами, авторы сделали проект сдержанно-классическим. По меткому замечанию главного редактора «Архитектурного Вестника» Дмитрия Фесенко, он похож на простые колоннады Дэвида Чипперфильда. Впрочем, диплом давали не за проект, а за стенд, то есть за подачу. На макете здания закопаны в обширный игрушечный ландшафт из потрескавшейся глины. Если уж продолжать зарубежные аналогии – заметно, что авторы побывали на венецианской биеннале и уж во всяком случае видели инсталляцию Фрэнка Гери из похожей глины. Гери плюс Чипперфильд. Жюри все это очень понравилось.

Чего нельзя сказать о простых посетителях. Во все дни работы выставки у входа в зал наблюдалась любопытная картина: перед награжденным стендом с растрескавшейся глиной – пусто, ни человека, как будто посетители специально стараются побыстрее пройти мимо. Зато напротив – маленький по площади, перенасыщенный стенд Дмитрия Пшеничникова (четыре макета в разных стилях с подсветкой). Там посетители буквально толпились, что-то их туда притягивало. Вот оно, различие между мнением непрофессионалов и жюри.

Диплом второй степени вполне справедливо получил стенд «Меганома». Он, кстати говоря, по площади почти что не уступал стенду Цимайло и Ляшенко, и тоже выставлял один проект – новую сцену театра на Таганке. Два года назад авторы показывали ее же в «Арх каталоге», но на бумаге. Теперь – макет. Красивый, оранжевый и светится. Он «держит» центр зала и притягивает к себе посетителей. Надо признать, это более удачный способ показать одну вещь – вполне лаконичный, и в то же время увлекательный, не отталкивающий посетителей. Дети были без ума от множества человеческих фигурок и моделей грузовиков в подземных зонах. Как известно, «Меганом» – верный и активный участник «Арх Москвы». В 2007 году они были «архитекторами года», их бессменно приглашали в «Арх каталог», пока его не сменило поколение next, да и собственные стенды «Меганом» постоянно устраивал и как правило получал за них какие-нибудь грамоты.

Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина поздравили с юбилеем мастерской «Поле-дизайн» (ей 10 лет) и наградили дипломом третьей степени за собственный стенд «Поля», состоящий из прозрачных пластиковых скульптур с изображениями их самых известных работ: например, николо-ленивецкого «Уха» и недавней «этажерки». Эти авторы на «Арх Москве», наверное, активнее всех. Сейчас они: авторы идеи ‘next-a’ и эксперты выставки; члены жюри программы ‘next’; а также авторы четырех, в общей сложности, стендов на втором этаже – своего собственного, стенда «Арх-баб» (в виде трех цветных баб, верх которых спрятан в коробку с дырками), стенда «Кориана» (они его не первый год оформляют) и, наконец, стенда компании «Мир паркета».
Этот последний, украшенный вполне натуральным паркетным глобусом, также получил диплом II степени в номинации коммерческих стендов.

Первое место в этой номинации присудили «Садам из камня» от итальянского Института внешней торговли – это большая и сильно надушенная экспозиция, последовательно изображающая все провинции страны. Все вместе рекламировало итальянский камень и выглядело внушительно, хотя и несколько тяжеловесно.
Зато дипломов третьей степени здесь оказалась три: стенду компании «Астарта», на котором из офисных перегородок выстроили проект дизайнера Сергея Скачкова «Блуждающий город», похожий на корабль из какого-нибудь романтического фильма. Еще два третьих места поделили красные стенды с фотографиями очков для плавания от Expoproject – и засаженный живой травкой стенд компании Ante.

И наконец, из некоммерческих экспозиций наградили целиком всю Данию, показавшую два проекта: Моменты архитектуры, посвященную моднейшей, но труднопереводимой теме sustainability архитектуры. Эти устойчивые моменты, как говорилось раньше, были заключены внутри коридора из фанерных ящиков из-под яблок. Вторая экспозиция, показавшаяся многим более забавной, была посвящена внедрению велосипедного движения в городе. Действительно хотелось бы, чтобы в Москве его когда-нибудь «внедрили»… Таким образом, Дания приехала нас поучить, а Италия – у нас подзаработать, продать камня, учитывая любовь русских заказчиков к солидным решениям. Впрочем, это первый опыт «Арх Москвы» по организации национальных «дней», раньше были только тематические.

Помимо традиционных дипломов, появилось несколько, связанных с программой Next - правда, там, где жюри награждало помимо конкурса, оно предпочло наградить всех и никого не выделить. Дипломы вручили всем трем архитектурным школам, представленным на выставке, и авторам всех выставленных (предварительно отобранных для выставки) дипломных работ.  

Церемония награждения. Амфитеатр на лестнице
Церемония награждения. Амфитеатр на лестнице
Евгений Асс, Александр Цимайло, Николай Ляшенко
Евгений Асс, Александр Цимайло, Николай Ляшенко
Стенд Цимайло, Ляшенко и партнеры. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию
Стенд Цимайло, Ляшенко и партнеры. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию
Стенд бюро «Проект Меганом». Театр на Таганке. Диплом «Арх Москвы» II степени за архитектурную экспозицию
Стенд бюро «Проект Меганом». Театр на Таганке. Диплом «Арх Москвы» II степени за архитектурную экспозицию
Стенд «Поле-дизайн» (В. Савинкин, В. Кузьмин). Диплом «Арх Москвы» III степени за архитектурную экпозицию
Стенд «Поле-дизайн» (В. Савинкин, В. Кузьмин). Диплом «Арх Москвы» III степени за архитектурную экпозицию
«Сады из камня». Экспозиция Интститута внешней торговли Италии
«Сады из камня». Экспозиция Интститута внешней торговли Италии
«Дом-пилигрим». Стенд компании «Астарта». Диплом III степени за лучшую экспозицию в разделе «Дизайн»
«Дом-пилигрим». Стенд компании «Астарта». Диплом III степени за лучшую экспозицию в разделе «Дизайн»
Стенд Expoproject
Стенд Expoproject
Кураторы датской экспозиции Instants of architecture (Моменты архитектуры)
Кураторы датской экспозиции Instants of architecture (Моменты архитектуры)
Датская экспозиция «Моменты архитектуры»
Датская экспозиция «Моменты архитектуры»
Сергей Малахов и Евгения Репина. «Самарская школа»
Сергей Малахов и Евгения Репина. «Самарская школа»
Евгений Асс и его школа экспериментального проектирования МАрхИ
Евгений Асс и его школа экспериментального проектирования МАрхИ