«Арх Москва»: традиционные дипломы

Вчера были объявлены лауреаты дипломов «Арх Москвы». Вначале мы расскажем о традиционных наградах за экспозиции, немного позднее – о победителях конкурса «Новые имена».

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

31 Мая 2009
mainImg

С самого начала своего существования «Арх Москва» вручала грамоты участникам. Так делает всякая уважающая себя крупная выставка: тем, кто стремится превратить свой стенд в нечто особенное, вручают дипломы. Надо сказать, что награды «Арх Москвы» котируются достаточно высоко – во всяком случае, многие украшают ими стены. И качество награжденных экспозиций тоже как правило достаточно высокое – еще бы, все-таки выставка архитектурная. Герои награждений, правда, все как-то одни и те же, некоторым из них пора уже не на стены грамоты вешать, а в стопку складывать. Так что прав Григорий Ревзин, который сказал, что по составу главных привычных участников выставка должна называться не ‘next’, а ‘previous’.
Впрочем, молодым и новым в этом году была посвящена вся специальная программа Барта Голдхорна (собственно ‘Next’). О ее победителях и вообще о лауреатах, связанных с этой программой – немного позже, а пока – о «традиционных» лауреатах.

В этом году награждение проходило в вестибюле ЦДХ, перед лестницей, которая показала себя как неплохая разновидность амфитеатра – многие из поколения next уселись на ступеньках. Получилось удачно – микрофоны развернули в эту сторону, и привычные участники-лауреаты «Арх Москвы» обращали все свои речи к этому импровизированному зрительному залу, смиренно называя себя старичками и вообще уверяя окружающих, что им, мол, пора на пенсию. Не без лукавства, признаться – пройдясь по выставке нового поколения и обратив внимание на вывешенные там CV молодежи, несложно убедиться, что почти все поколение ‘next’ работает в бюро тех самых смиренных «старичков», сорока- и пятидесятилетних. Так что сказанным на церемонии словам Александры Павловой («Меганом»), что молодое поколение скоро «вышибет» старое, пока что верится с трудом. Скорее наоборот – все логично: талантливая молодежь работает и учится у лидеров, и одновременно участвует в конкурсах, подобных Next. Классикам жанра, честное слово, нечего опасаться. 

Мы уже говорили о том, что в этом году, очевидно из-за кризиса, экспозиция стала легче и лаконичнее. Список дипломов тоже сократился и был приведен к знаменателю начала 2000-х. В нем остались: стенды архитектурных мастерских, коммерческие стенды и некоммерческая экспозиция.

Первое место за архитектурный стенд жюри «Арх Москвы» присудило бюро «Цимайло Ляшенко & партнеры». Он встречает нас при входе в основной зал второго этажа, слева. Если не считать МАО, в архитектурной части этот стенд самый просторный. И, очень, очень лаконичный. Поэтому первая мысль, которая в наше время приходит в голову при взгляде на этот стенд – его авторы демонстрируют, что кризис им не страшен, раз уж выкупили так много места и использовали его с таким роскошным размахом.
На стенде выставлен один проект, подмосковный спа-центр площадью 21 000 кв. метров. Спа-центры бывают разные, но кажется, что это очень большая площадь для такого здания. С таким размахом, а может быть даже и чуточку меньшим, строились их дальние предшественники, римские термы.
Видимо, памятуя о родстве с термами, авторы сделали проект сдержанно-классическим. По меткому замечанию главного редактора «Архитектурного Вестника» Дмитрия Фесенко, он похож на простые колоннады Дэвида Чипперфильда. Впрочем, диплом давали не за проект, а за стенд, то есть за подачу. На макете здания закопаны в обширный игрушечный ландшафт из потрескавшейся глины. Если уж продолжать зарубежные аналогии – заметно, что авторы побывали на венецианской биеннале и уж во всяком случае видели инсталляцию Фрэнка Гери из похожей глины. Гери плюс Чипперфильд. Жюри все это очень понравилось.

Чего нельзя сказать о простых посетителях. Во все дни работы выставки у входа в зал наблюдалась любопытная картина: перед награжденным стендом с растрескавшейся глиной – пусто, ни человека, как будто посетители специально стараются побыстрее пройти мимо. Зато напротив – маленький по площади, перенасыщенный стенд Дмитрия Пшеничникова (четыре макета в разных стилях с подсветкой). Там посетители буквально толпились, что-то их туда притягивало. Вот оно, различие между мнением непрофессионалов и жюри.

Диплом второй степени вполне справедливо получил стенд «Меганома». Он, кстати говоря, по площади почти что не уступал стенду Цимайло и Ляшенко, и тоже выставлял один проект – новую сцену театра на Таганке. Два года назад авторы показывали ее же в «Арх каталоге», но на бумаге. Теперь – макет. Красивый, оранжевый и светится. Он «держит» центр зала и притягивает к себе посетителей. Надо признать, это более удачный способ показать одну вещь – вполне лаконичный, и в то же время увлекательный, не отталкивающий посетителей. Дети были без ума от множества человеческих фигурок и моделей грузовиков в подземных зонах. Как известно, «Меганом» – верный и активный участник «Арх Москвы». В 2007 году они были «архитекторами года», их бессменно приглашали в «Арх каталог», пока его не сменило поколение next, да и собственные стенды «Меганом» постоянно устраивал и как правило получал за них какие-нибудь грамоты.

Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина поздравили с юбилеем мастерской «Поле-дизайн» (ей 10 лет) и наградили дипломом третьей степени за собственный стенд «Поля», состоящий из прозрачных пластиковых скульптур с изображениями их самых известных работ: например, николо-ленивецкого «Уха» и недавней «этажерки». Эти авторы на «Арх Москве», наверное, активнее всех. Сейчас они: авторы идеи ‘next-a’ и эксперты выставки; члены жюри программы ‘next’; а также авторы четырех, в общей сложности, стендов на втором этаже – своего собственного, стенда «Арх-баб» (в виде трех цветных баб, верх которых спрятан в коробку с дырками), стенда «Кориана» (они его не первый год оформляют) и, наконец, стенда компании «Мир паркета».
Этот последний, украшенный вполне натуральным паркетным глобусом, также получил диплом II степени в номинации коммерческих стендов.

Первое место в этой номинации присудили «Садам из камня» от итальянского Института внешней торговли – это большая и сильно надушенная экспозиция, последовательно изображающая все провинции страны. Все вместе рекламировало итальянский камень и выглядело внушительно, хотя и несколько тяжеловесно.
Зато дипломов третьей степени здесь оказалась три: стенду компании «Астарта», на котором из офисных перегородок выстроили проект дизайнера Сергея Скачкова «Блуждающий город», похожий на корабль из какого-нибудь романтического фильма. Еще два третьих места поделили красные стенды с фотографиями очков для плавания от Expoproject – и засаженный живой травкой стенд компании Ante.

И наконец, из некоммерческих экспозиций наградили целиком всю Данию, показавшую два проекта: Моменты архитектуры, посвященную моднейшей, но труднопереводимой теме sustainability архитектуры. Эти устойчивые моменты, как говорилось раньше, были заключены внутри коридора из фанерных ящиков из-под яблок. Вторая экспозиция, показавшаяся многим более забавной, была посвящена внедрению велосипедного движения в городе. Действительно хотелось бы, чтобы в Москве его когда-нибудь «внедрили»… Таким образом, Дания приехала нас поучить, а Италия – у нас подзаработать, продать камня, учитывая любовь русских заказчиков к солидным решениям. Впрочем, это первый опыт «Арх Москвы» по организации национальных «дней», раньше были только тематические.

Помимо традиционных дипломов, появилось несколько, связанных с программой Next - правда, там, где жюри награждало помимо конкурса, оно предпочло наградить всех и никого не выделить. Дипломы вручили всем трем архитектурным школам, представленным на выставке, и авторам всех выставленных (предварительно отобранных для выставки) дипломных работ.  

Стенд бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Спа-центр в ближнем Подмосковье. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию. Фотографии Ю. Тарабариной
Церемония награждения. Амфитеатр на лестнице
Евгений Асс, Александр Цимайло, Николай Ляшенко
Стенд Цимайло, Ляшенко и партнеры. Диплом I «Арх Москвы» степени за архитектурную экспозицию
Стенд бюро «Проект Меганом». Театр на Таганке. Диплом «Арх Москвы» II степени за архитектурную экспозицию
Стенд «Поле-дизайн» (В. Савинкин, В. Кузьмин). Диплом «Арх Москвы» III степени за архитектурную экпозицию
«Сады из камня». Экспозиция Интститута внешней торговли Италии
«Дом-пилигрим». Стенд компании «Астарта». Диплом III степени за лучшую экспозицию в разделе «Дизайн»
Стенд Expoproject
Кураторы датской экспозиции Instants of architecture (Моменты архитектуры)
Датская экспозиция «Моменты архитектуры»
Сергей Малахов и Евгения Репина. «Самарская школа»
Евгений Асс и его школа экспериментального проектирования МАрхИ


31 Мая 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.