В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
12 октября 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга будет рассмотрен вопрос о включении «Комплекса зданий Центрального производственного ремонтного предприятия Ленэнерго со зданием Школы фабрично-заводского ученичества» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Наиболее ценной частью комплекса ЦПРП является Школа ФЗУ Ленэнерго 1931-1934 гг., авторство которой не установлено.
Компания-застройщик «РСТИ» планирует снести Школу ФЗУ Ленэнерго и построить на ее месте жилой комплекс. Несмотря на то, что эксперты, прежде всего, М.С. Штиглиц, высоко оценивают архитектурные решения и историческое значение Школы ФЗУ Ленэнерго, КГИОП СПб уже один раз отказался предоставить зданию охранный статус.
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
«Школа, как таковая, считается первой по Ленинграду»: Историческая справка
Здание (далее – Школа ФЗУ Ленэнерго) было возведено на пустыре между существовавшей на тот момент застройкой Большой Охты и Большеохтинским православным кладбищем в 1931-1934 гг. [Источники, 2, Л.70] для созданной в 1928 году Школы фабрично-заводского ученичества Ленэнерго. Школа ФЗУ Ленэнерго, основанная Н.С. Генкиным, была уникальным с организационной и производственной точки зрения учебным заведением: перешедшая на полный хозрасчет, она не только не требовала финансирования от Ленэнерго («не брала на свое содержание ни одной копейки [подчеркнуто]» [Источники, 1, Л. 9].), но и наладила ремонт крупных моторов и частей для электростанций Ленэнерго, освоила производство «остродефицитных» дрелей и первая в СССР начала производить электропылесосы «по заграничным рисункам» [Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа ФЗУ Ленэнерго была «премирована 2-й премией Во Всесоюзном конкурсе школ ФЗУ в 1932 году» [Источники, 1, Л. 9].
В Протоколе Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 11 февраля 1933 года, отмечая производственные достижения (дрели и электропылесосы) и переход Школы ФЗУ Ленэнерго на полный хозрасчет, сказано: «нашу Школу мало знают в верхах, Школа, как таковая считается первой по Ленинграду»[пунктуация источника. Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа «Ленэнерго». Копия 1950 – 1964 гг. с оригинала 1934 г. ГМИ СПб (источник: goskatalog.ru). Вырезка из газеты «ЛЕНИН ТУЙ ВЫЛÖТ (По ленинскому пути)», 1940 год, ноябрь. 21 дун. Четверг. № 249 (2413). С.1
«С 27/XII-33 года был издан приказ по Ленэнерго о реорганизации мастерских Школы ФЗУ Ленэнерго в Ремонтный завод. До сих пор существовавшие мастерские при 2-й ГЭС, а также при электростанциях и подстанциях не могли своевременно выполнять заказы по ремонту»[Источники, 2, Л. 85]. С 1 января 1934 года получило наименование Центральная ремонтная мастерская (ЦРМ). Вскоре мастерская была реорганизована в Центральный ремонтный завод (ЦРЗ), на который совместно со школой ФЗУ возлагалась задача подготовки кадров для предприятий Ленэнерго и развития централизованного ремонта энергетического оборудования [Источники, 7]. Первых учеников (175 человек) школа ФЗУ приняла уже 1934 году, директором был назначен М.Л. Крылов [Источники, 8]. В 1940 году школа ФЗУ Ленэнерго преобразована в ремесленное училище, «которое будет готовить квалифицированные кадры для электростанций и кабельных сетей. Здесь будут заниматься 800 человек» [Источники, 9].
В 1940 году улица Полевая переименована в улицу Пугачева, чья трассировка впоследствии будет изменена и проложена параллельно главному фасаду школы, что свидетельствует о значимой роли здания Школы ФЗУ Ленэнерго в градостроительном развитии Большой Охты.
Во время Великой Отечественной войны для ликвидации разрушений на работающих электростанциях при Ленэнерго создается управление аварийно-восстановительных работ (УАВР), куда вместе с персоналом других организаций частично вошел персонал ЦРЗ [Источники, 7]. В блокаду работники «Ленэнерго», в числе которых было много студентов ремесленного училища на Тарасовой улице, проводили беспримерные своей уникальностью и героизмом операции по поддержанию электроснабжения города. В 1941 году учащиеся ремесленного училища Ленэнерго в составе группы из 18 человек принимали участие в электрификации противотанковых проволочных заграждений на Лужском рубеже в селе Русско-Высоцкое (под Красным Селом), где были окружены наступавшими немецкими частями, но при поддержке Красной Армии смогли выйти из окружения. Другими стратегическими операциями по обеспечению электроснабжения блокадного Ленинграда, к которым привлекались студенты Ремесленного училища и сотрудники УАВР, были переоборудование подстанций (в том числе подстанции около Смольного, обеспечивавшей трамвайное движение) для использования другого вида топлива (торф вместо дефицитного угля); строительство подстанции возле порта Осиновец и прокладка осенью 1942 года 25-километрового кабеля по дну Ладожского озера для снабжения осажденного города электроэнергией Волховской ГЭС. Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго» участвовал во многих работах: «Конечно, было и страшно. Но мы были молодые, и как-то не ощущали этой беды. Мысль была одна – сделать скорее, надо работать. А эта бомбежка – а! махнем рукой. Мы уже привыкли. Бомбили постоянно. По молодости не ощущали» [Источники 10,11,12].
Выпускником Школы ФЗУ Ленэнерго был летчик-истребитель, полковник авиации Погодин Владимир Фёдорович (1923 – 1991) – участник Великой Отечественной войны в составе Степного и Второго Украинского фронтов с августа 1943 года, награждён шестью орденами и одиннадцатью медалями [Источники 13].
В 1948 году УАВР преобразовывается в управление ремонтных работ (УРР) с включением в него персонала электростанций, а в 1954 году УРР и ЦРЗ преобразовываются в Центральное производственное ремонтное предприятие – ЦПРП Ленэнерго. С января 2005 года ЦПРП Ленэнерго c присоединением к нему Инженерно-аналитического центра (ИАЦ Ленэнерго) преобразовывается в «Энергосервис», дочернее предприятие Открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” [Источники, 7].
«Художественный герб СССР и другие украшения»: постконструктивизм как коллаж
Среди неоклассической застройки первой половины 1950-х годов можно встретить дома с незавершенным декором фасадов: через эти здания прошла граница двух эпох советской архитектуры – неоклассицизма и модернизма. Здание ФЗУ Ленэнерго является редким по наглядности примером более раннего стилистического рубежа – архитектуры советского авангарда и «освоения наследия», неоклассицизма.
Построенное к 1934 году здание Школы ФЗУ Ленэнерго на Большой Охте включало в себя производственные и учебные помещения, а также общежитие. В школе ФЗУ Ленэнерго были организованы мастерские: токарная, сборочная, тепловая, обмоточная, столярная и ЦИТ [Источники, 2, ЛЛ.54,57].
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков): фотография с воздуха (источник: «СССР на стройке»; (№ 11. 1931) citywalls.ru); фотография 1931 г. (Источник: Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. 2008. С. 214); Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание фабрично-заводской школы» (источник: kgiop.gov.spb.ru).
Как и здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков), здание школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой сложный конгломерат прямоугольных в плане объемов. Вдоль улицы Пугачева расположены четырехэтажные объемы: один с полукруглым лестничным выступом на торце – ближе к красной линии; другой поставлен с отступом вглубь участка. На стыке четырехэтажных объемов расположен двухэтажный объем (актовый зал), выступающий ризалитом в ассиметричной композиции здания. Общее объемно-пространственное решение лицевых корпусов Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой зигзаг-молнию, один из символов энергетики, который часто встречается в значках Ленэнерго. Таким образом, подобно знаменитой «молоткастой, серпастой» Школе им. 10-летия Октября, неизвестный архитектор Школы ФЗУ Ленэнерго реализует характерное для авангарда образное решение («architecture parlante») «пятого фасада».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго. Фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб. Значок 50 лет ЦПРП. Значок «ТЭЦ 14. Ленэнерго»; (источник: goskatalog.ru). Значок в память 50-летия отделения Ленэнерго «Кабельная сеть» (источник: goskatalog.ru). Медальер: Харитонов, Ремир Владимирович СССР. Значок. ЦАБ «Ленэнерго» (источник: goskatalog.ru).
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Школа им. 10-летия Октября: фотография с воздуха (источник: vma.muar.ru), фотография 1927 г. (источник: pastvu.com), план первого этажа (источник: citywalls.ru).
К отстоящему от красной линии корпусу со двора примыкает квадратный в плане одноэтажный корпус мастерских с зенитными фонарями. Супрематическая композиция школы ФЗУ отвечает актуальной в конце 1920-х – начале 1930-х годов тенденции в школьном строительстве, когда функциональное разнообразие внутренних помещений выявлялось в объемно-пространственном решении здания, т.н. павильонный метод (С.О. Хан-Магомедов). Полукруглый лестничный выступ на торце здания; врезанный на угол прямоугольный козырек «актового зала»; квадратный эркер (с квадратным окном) с примыкающим к нему ступенчатым балконом на боковой стене «актового зала»; высокие глухие аттики – образующие пересекающиеся плоскости на стыке двух объемов, маскирующие с торца лестничный ризалит и двускатную крышу, – все эти характерные элементы архитектуры советского авангарда (ср. с симоновской Школой №120 им. КИМа на ул. Ткачей), отражающие, в том числе, значительное влияние супрематизма, оригинально использованы и переосмыслены в Школе ФЗУ Ленэнерго.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб, фотография автора / Школа №120 им. КИМа: аксонометрия (источник: citywalls.ru), фотография (источник: pastvu.com), фотография (источник: goskatalog.ru).
Общежитие, совмещенное с учебными помещениями, отдельный корпус с верхним «заводским» светом; расположение лестниц в полукруглых выступах – все это также роднит Школу ФЗУ Ленэнерго с «Домом-коммуной» И.Николаева.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб; фрагмент фотографии «Внешний вид здания школы ФЗУ Ленэнерго, 1934.» (ЦГА КФФД. Ед. хр. Гр 63205) / «Дом-коммуна» И. Николаева: аксонометрия (источник: knife.media/avangard-soviet-housing/); фотография общественного корпуса (источник: archi.ru); фотография объема пандуса (источник: archi.ru); аксонометрия современная (источник: sevbutovo.mos.ru); план (источник:totalarch.ru).
К авангардному формообразованию следует отнести композицию и типы окон: вертикальный, ассиметрично прорезанный и разбитый на неравные части витраж лестничного объема; большие квадратные окна четырехэтажных корпусов и «мастерских» с расстекловкой в 12 звеньев; четыре высоких вертикальных окна «актового зала»; утраченные зенитные фонари «мастерских».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой уникальный и интересный пример постконструктивизма, обогащения авангардного формообразования эклектичными декоративными элементами. Из Протокола №11 Пленума коллектива ВКП(б) Ремонтного завода Ленэнерго от 21 июня 1934 года: «фасад здания будет оштукатурен, на фасаде будет сделан художественный герб СССР и другие украшения, будет обмощена территория завода» [Источники, 5, Л.26].
Декорация лицевых фасадов Школы ФЗУ Ленэнерго – обработка первого этажа прямоугольным рустом; двухполочный кордон над первым этажом; простая горизонтальная тяга в виде полки, продолжающей линию оконных перемычек третьего этажа; сложный пояс (полка-розетка-полка), расположенный в простенках между окнами 4 этажа и двухполочный венчающий карниз – визуально «связывает» воедино скульптурные объемы здания. Декоративные элементы также обособляют объемы, создавая живое разнообразие: так, поставленный с отступом от красной линии корпус имеет аттик по всему периметру и дополнительную горизонтальную тягу, продолжающую линию оконных перемычек четвертого этажа. Объем «актового зала» имеет наиболее выразительное декоративное оформление: между двумя горизонтальными тягами расположены 4 герба СССР в квадратных рамках (два на лицевом и по одному на боковых фасадах), от каждого из них вниз в обрамлении гутт «спускаются» семь полос (символизирующих семь советских республик), которые образуют подобие каннелюр (инверсия известного приема архитектуры модерна) и ступенчато обрываются, не доходя до кордона.
Также в архитектуре Школы ФЗУ Ленэнерго можно выявить отсылки к архитектуре главного здания Ленэнерго, которое организация занимала с 1928 года, – стасовским Казармам Павловского полка на Марсовом поле.
Прямоугольная рустовка первого этажа, простые тяги, в том числе тяга, продолжающая импост арочных окон (что могло бы служить объяснение странному расположению горизонтальных тяг Школы ФЗУ, которые «разрываются» оконными проемами), триглифно-метопный фриз Казарм как прототип для «квадратных» розеток Школы ФЗУ; портики Казарм, к которым отсылают 4 высоких окна «актового зала», и их украшение трофеями и высокими глухими аттиками; скругленный угол здания Казарм – все это обыгрывается здании Школы ФЗУ Ленэнерго как диалог авангарда с наследием петербургского классицизма.
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго
Фотография Алины Заляевой
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой архитектурный коллаж супрематического объемно-пространственного решения и неоклассического декора, коллаж, который может быть озаглавлен «Борьба ЗА излишества».
Список источников:
1. Материал по личному составу организации коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1933 год//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 12. 2. Протоколы Бюро коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго за 1930, 1931, 1932 и 1933 года//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 2. 3. Протоколы Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1931,1932 и 1933 годов//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп.1, д. 4. 4. Разная переписка Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго 1934 //ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 13. 5. Протоколы пленума Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго. 01.01.1934–31.12.1934// Ф. Р-1894, Оп. 1, д.16. 6. Весь Ленинград: адресная и справочная книга:1934: с прил. нового пл. Ленинграда. – Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934. 7. Годовой отчёт Открытого Акционерного Общества “ЦПРП-Энергосервис”. Управляющая организация (Е4»). В. Безукладников, Главный бухгалтер. Санкт-Петербург. 2007 г.//URL: https://pandia.ru/text/77/164/11713.php (Дата обращения 12.02.2023) 8. Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1935: с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Л.: Леноблисполком и Ленсовет, 1935]. 9. Ударник. Орган бюро партийной организации Оранжерейного комбината Икрянинского района Сталинградской области. № 74 (485), пятница 22 ноября 1940 г. 10. Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://m.ok.ru/veprgenerator/topic/66784390507418 (Дата обращения 12.02.2023) 11. Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://www.electro-mpo.ru/newspaper/1-111-yanvar-2016-g/elektrosnabzhenie-blokadnogo-leningrada/ (Дата обращения 12.02.2023) 12. Дети Ленинграда не успели в Крыму//URL: https://www.fontanka.ru/2015/11/23/132/?mobile=false (Дата обращения 12.02.2023) 13. Погодин Владимир Фёдорович//URL: https://www.moypolk.ru/soldier/pogodin-vladimir-fedorovich-2 (Дата обращения 12.02.2023)