Архитектурное образование: тренды нового сезона

МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.

mainImg
Как и всё на свете, образование подчиняется общим законам жизни. Проблемы и тенденции у него такие же – от глобальных до локальных, как географически, так и хронологически. И было бы хорошо, если бы единственным трендом было, к примеру, увлечение пространством meta и рост ценности самообразования. Надеемся, что подборка высказываний экспертов разных областей, от «топовых» архитектурных вузов до представителей смежных профессий, будет интересна тем, кто учится или планирует учиться. 

 
Мыслить шире

zooming

Никита Токарев,
директор Архитектурной школы МАРШ:
 

«Архитектурное образование в мире очень разное, и заметно отличается и от страны к стране, и между школами. В России в принципе не так много учебных программ в архитектуре. В британском образовании, с которым я связан последние 10 лет, очень заметна озабоченность климатическими и экологическими проблемами: декарбонизацией, экономией ресурсов, ресайклингом материалов и повторным использованием зданий. Второй явный тренд – это коллаборации, командная работа, в том числе междисциплинарная, «живые» проекты в разных формах, вовлечение клиентов, пользователей и представителей профессионального сообщества в процесс учебного проектирования. Наконец, повышенное внимание уделяется ответственности и самостоятельности студентов, рефлексии и развитию всего спектра soft skills. Основной акцент делается на гуманитарное знание и исследование как обязательную составляющую и основу любого архитектурного проекта. Эти черты характерны и для школы МАРШ.
 
Вынужденная приостановка международных партнерств, выход из Болонской системы, конечно, ставят под вопрос перспективы развития архитектурного образования в России. Современное образование должно «мыслить глобально, действовать локально», поддерживая культурные аспекты, давать возможность студентам и преподавателям свободно перемещаться и обмениваться идеями, обеспечивать взаимное признание дипломов и трудоустройство по всему миру.
 
Во-первых, как решение мы видим много возможностей в регионах, на которые раньше обращали мало внимания: Турция, Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, Латинская Америка. Возможно, будущее архитектуры в XXI веке зависит именно от этих стран и регионов. Во-вторых, мы можем адаптировать опыт британских учебных программ к нашей российской почве – у МАРШа для этого есть все основания. Вместе с другими школами университета креативных индустрий Universal University мы получаем российскую лицензию на высшее образование, создавая программу бакалавриата, соответствующую российскому стандарту и международной архитектурной практике. Следующий шаг – это поиск новых академических партнеров и разработка программ с двойным дипломом. В нынешней международной обстановке – это дело не быстрое».
 

 
Заботиться об экологии и выбирать практику

zooming

Наталья Благовидова,
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ:

 
«Парадигма современного архитектурного образования призывает к принятию нестандартных творческих решений в профессии. С появлением в МАРХИ квалификации магистр по направлениям архитектура и градостроительство к уже традиционным кафедрам прибавились пять новых, задействованных в магистратуре.
 
Архитектура и строительство оказывают большое влияние на экологию городской среды. В 2013 году в МАРХИ по инициативе проректора по научной работе Георгия Васильевича Есаулова была разработана и утверждена концепция экологического образования, цель которой – сформировать экологическое мышление на всех этапах учебного процесса и задействовать в проектировании технологии экологического строительства. В процессе учебы мы предлагаем студентам разработать экспериментальную и инновационную эскиз-идею – эко-клаузуру. Так студент готовится к внедрению природных процессов в структуру архитектурно-градостроительных объектов и обеспечению безопасности и экологической устойчивости урбанизированной среды, которую они проектируют.
 
Еще одна важная инновация в МАРХИ – это создание добровольного студенческого научного объединения. Основные цели – создать условия для развития научного потенциала и сформировать у студентов исследовательские компетенции. Коллективу пока еще нет и года, но его участники уже проявили себя: приняли участие во Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», а сейчас готовятся провести градостроительный анализ в Ельце. Среди задач: работа с культурным наследием в архитектурной практике России, встраивание креативных индустрий в городские пространства, вовлечение жителей и составление ментального портрета города.
Современное архитектурное образование ставит архитектора, градостроителя и дизайнера в положение соучастника проектирования города, как одного из горожан. Сегодняшний архитектор должен понять, что он тоже горожанин».

zooming

Елена Баженова,
кандидат архитектуры,
заведующая кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ:

 
«Современный мир меняется настолько быстро, что архитектор продолжает учиться и после вуза. Есть три специальности в мире, для которых обязательна  профессиональная «доподготовка» на практике после окончания высшей школы – так называемая «интернатура». Это врачи, адвокаты/юристы и архитекторы. Во всем мире архитектор, получивший высшее архитектурное образование, еще не архитектор, он магистр или бакалавр архитектуры. Чтобы получить статус архитектора, молодой специалист должен пройти практическую стажировку в течение 2-3 лет работы полного дня в архитектурной мастерской или проектной группе, после чего он будет готов к сдаче квалификационного экзамена на право называться «Архитектор», т.е. подписывать чертежи, открыть свою частную мастерскую, указывать на визитной карточке квалификацию «Архитектор».
У архитектурных компаний есть запрос на специалистов, которые смогут вести любую стадию проекта, но таких по определению не выпускает архитектурная школа – это академические, а не практические знания. В советское время интернатуру заменяла работа младшим архитектором в проектном институте в течение 2-3 лет. Сегодня в нашей стране необходимо понимание, что процесс подготовки полноценных архитекторов нуждается в периоде полноценной  профессиональной адаптации на практике.
 
Сейчас особенностью любого профессионального развития является деятельность на «стыке» компетенций – если хочется расти и быть востребованным, нужно развиваться и после окончания профильного высшего учебного заведения и собирать компетенции по разным направлениям. Например, получить базовые знания по менеджменту и финансам, чтобы в будущем открыть свое бюро. Современный мир предлагает так много приложений в области деятельности для архитектора, что совершенно не обязательно всю жизнь чертить. Получив свой первый пятилетний опыт работы, разобравшись в процессах, архитектор может пойти в менеджмент, девелопмент, развитие современных  стройматериалов, программирования, преподавание».
 

 
Разбираться в программах

zooming

Катерина Андреевских-Устюжанина,
преподаватель модулей «Компьютерная графика» и
«Профессиональные навыки» в Архитектурной школе МАРШ:

 
«Образовательная программа у студентов очень насыщенная, а время стоит денег, поэтому я показываю быстрые способы, как решать отдельные задачи. В работе со студентами я хочу показать, что в одной программе можно сделать почти всё, если знать, как реализовать свою идею и сэкономить время. Важно не умение «двигать кнопки», а верный выбор инструментов и понимание алгоритма действий.
 
Например, студенты делают рендеры деревянных конструкций. Предварительный этап – проанализировать задачу. Нужно понять, какое должно быть дерево (матовое или глянцевое, обработанное или не обработанное), используется ли дополнительно металл, как передается материал (цвет, свет). Только потом можно приступать к реализации.
 
Уход зарубежных поставщиков ПО с российского рынка не ставит нас в безвыходную ситуацию – можно работать с аналогами. Пока мы не до конца понимаем, сможем ли полностью найти замену, но уверена, что в ближайшее время справимся с этой сложной задачей. Зная логику работы основных типов софта, освоить можно любую программу».

 
Непрерывно учиться

zooming

Екатерина Панова,
CEO коммуникационного агентства Plan the Best
 
Непрерывное образование – это новая норма. Стандартная система: школа-институт-работа – безнадежно устарела. Образовательный процесс в современном мире не заканчивается с получением диплома, а продолжается всю жизнь. Сегодня сложно быть успешным без умения учиться и сознательно развивать карьерный трек. Благодаря современным технологиям можно «лавировать» между разными профессиями в течение жизни, приобретать и обновлять свои навыки и менять направление работы.
 
Подход к обучению различается между тремя поколениями современной молодежи. Первые предпочитают работать самостоятельно, используя традиционные методы обучения (мастер-классы, семинары, курсы). Но ценят и удобство онлайн-формата, поэтому в конечном итоге выбирают смешанные методы.
 
Миллениалы балансируют между аналоговым и цифровым миром. Они первые приняли тот факт, что учиться нужно всю жизнь, причем не для получения диплома, а для личностного роста и карьерного развития. Все чаще они рассматривают краткосрочные образовательные программы и воркшопы, совмещая работу и учебу.
 
Зумеры родились в мире интернета и не смогут вспомнить свою жизнь без смартфонов и компьютеров. Они предпочитают практику, видео-контент, социальное обучение. Мотивация дня них – не деньги, а возможность узнать нечто большее, удивительное, уникальное и быть в этом специалистом. часто это не учитывается работодателем.
 
Раньше не так много профессий требовали постоянного совершенствования. Специальность архитектора отличалась тем, что нельзя было достичь вершины: либо постоянный рост и новые навыки, либо стагнация и откат. Но требования к современному архитектору изменились с учетом новой жизненной парадигмы. Система life-long learning, выходящая за рамки традиционного образования, дает возможность «допрыгнуть» куда бы то ни было. Главное не терять фокус и понимать свою цель, к которой хочется прийти, чтобы все курсы, лекции и практика вели по верному пути. Осознанный подход к обучению дальше ведет архитектора по более короткому и эффективному пути в профессии».

  
Повышать квалификацию

zooming

Арсений Афонин,
архитектор, основатель и партнер
образовательного проекта «Софт Культура»:

 
«Как правило, все основное образование в России живет по постсоветской системе, которая не сильно изменилась за последние 30-40 лет. Необходимый набор предметов спускается «сверху» и вузы еле успевают его отдать. Программы обновляются достаточно медленно, поэтому студенты очень часто «добирают» недостающие знания и навыки факультативно и на свой выбор. Дополнительные курсы можно пройти и в институте, если преподаватели готовы вне обязательной программы давать дополнительные знания. Такой опыт тоже есть. Но поскольку на наши услуги до сих пор есть стабильный спрос, можно сделать вывод, что студенты часто занимаются самообразованием вне учебы.
 
Ученики Софт Культуры делятся на две группы. Первые – действующие студенты, которые пытаются компенсировать недостатки фундаментального образования. Вторая группа – взрослые, которым нужно «прокачать» те или иные навыки в профессии. Технологии обновляются и вместе с ними совершенствуется процесс проектирования, задача архитектора – успеть за изменениями.
 
Для запуска собственного архитектурного бюро точно не хватит базового архитектурного образования. Здесь нужны компетенции малого и среднего предпринимателя. Мне знакомы руководители архитектурных бюро, которые шли на бизнес-программы в Сколково и аналогичные школы, где для обучения не так важно, в какой индустрии ты работаешь.
 
Дополнительное образование сейчас существует преимущественно в онлайн-формате. Например, мы собрали все наши прошедшие курсы в один архив и продаем их по низкой цене для тех, кто хотел разобраться в какой-то теме, но не готов идти на полноценный курс. Параллельно на платформе регулярно запускаются программы с дистанционным сопровождением преподавателей и работой в группах».
 
zooming

Дарья Маргеева,
директор образовательного центра Точка:
 
«Градостроительство – междисциплинарная область на стыке архитектуры и географии, поэтому архитекторам не всегда хватает знаний, чтобы успешно развиваться в своем деле. Практикующие архитекторы, градостроители, представители девелоперов приходят к нам за дополнительным знанием, ориентированным на практику. Мы разбираем, как устроена сложная градостроительная документация, особенности нормативно-правовых актов и учимся сразу применять это в работе. Поскольку нормы регулярно обновляются, знания тоже нужно постоянно актуализировать – непрерывный образовательный процесс».
 
zooming

Катерина Гувакова,
модератор бизнес-программ в бизнес-школе Сколково:
 
«C архитекторами мы работали в рамках Стартап Академии и на программе Практикум. На программы приходят предприниматели, и среди них как молодые архитекторы с бизнес-идеями, так и достаточно опытные владельцы собственных бюро – их большинство. Как правило, вторые достигли  плато в развитии, либо видят ограниченность своей ниши. Для этого архитекторы обращаются к бизнес-образованию. Основной запрос участников – спроектировать свой следующий, принципиально новый по качеству, шаг развития в бизнесе.
 
Более молодое поколение часто приходит с целью создания некой цифровой модели бизнеса, более старшее – первоначально рассматривает несколько опций, в том числе выбирая технологии. Например, на последней программе Практикума мы очень много говорили про будущее архитектуры в метавселенной, что является пока неизведанной, но очень привлекательной темой в международном пространстве. Помимо прочих позитивных моментов для развития, во время обучения архитекторы находятся в непрерывном «переопылении» с представителями другого бизнеса: обсуждая вопросы будущего совместно, они получают совсем другую, более объемную перспективу для следующего шага в бизнесе».

09 Сентября 2022

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.