Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.09.2022

Архитектурное образование: тренды нового сезона

Анна Самохина

МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.

Как и всё на свете, образование подчиняется общим законам жизни. Проблемы и тенденции у него такие же – от глобальных до локальных, как географически, так и хронологически. И было бы хорошо, если бы единственным трендом было, к примеру, увлечение пространством meta и рост ценности самообразования. Надеемся, что подборка высказываний экспертов разных областей, от «топовых» архитектурных вузов до представителей смежных профессий, будет интересна тем, кто учится или планирует учиться. 

 
Мыслить шире

Никита Токарев, директор Архитектурной школы МАРШ

Никита Токарев,
директор Архитектурной школы МАРШ:
 

«Архитектурное образование в мире очень разное, и заметно отличается и от страны к стране, и между школами. В России в принципе не так много учебных программ в архитектуре. В британском образовании, с которым я связан последние 10 лет, очень заметна озабоченность климатическими и экологическими проблемами: декарбонизацией, экономией ресурсов, ресайклингом материалов и повторным использованием зданий. Второй явный тренд – это коллаборации, командная работа, в том числе междисциплинарная, «живые» проекты в разных формах, вовлечение клиентов, пользователей и представителей профессионального сообщества в процесс учебного проектирования. Наконец, повышенное внимание уделяется ответственности и самостоятельности студентов, рефлексии и развитию всего спектра soft skills. Основной акцент делается на гуманитарное знание и исследование как обязательную составляющую и основу любого архитектурного проекта. Эти черты характерны и для школы МАРШ.
 
Вынужденная приостановка международных партнерств, выход из Болонской системы, конечно, ставят под вопрос перспективы развития архитектурного образования в России. Современное образование должно «мыслить глобально, действовать локально», поддерживая культурные аспекты, давать возможность студентам и преподавателям свободно перемещаться и обмениваться идеями, обеспечивать взаимное признание дипломов и трудоустройство по всему миру.
 
Во-первых, как решение мы видим много возможностей в регионах, на которые раньше обращали мало внимания: Турция, Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, Латинская Америка. Возможно, будущее архитектуры в XXI веке зависит именно от этих стран и регионов. Во-вторых, мы можем адаптировать опыт британских учебных программ к нашей российской почве – у МАРШа для этого есть все основания. Вместе с другими школами университета креативных индустрий Universal University мы получаем российскую лицензию на высшее образование, создавая программу бакалавриата, соответствующую российскому стандарту и международной архитектурной практике. Следующий шаг – это поиск новых академических партнеров и разработка программ с двойным дипломом. В нынешней международной обстановке – это дело не быстрое».
 

 
Заботиться об экологии и выбирать практику

Наталья Благовидова,
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ

Наталья Благовидова,
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ:

 
«Парадигма современного архитектурного образования призывает к принятию нестандартных творческих решений в профессии. С появлением в МАРХИ квалификации магистр по направлениям архитектура и градостроительство к уже традиционным кафедрам прибавились пять новых, задействованных в магистратуре.
 
Архитектура и строительство оказывают большое влияние на экологию городской среды. В 2013 году в МАРХИ по инициативе проректора по научной работе Георгия Васильевича Есаулова была разработана и утверждена концепция экологического образования, цель которой – сформировать экологическое мышление на всех этапах учебного процесса и задействовать в проектировании технологии экологического строительства. В процессе учебы мы предлагаем студентам разработать экспериментальную и инновационную эскиз-идею – эко-клаузуру. Так студент готовится к внедрению природных процессов в структуру архитектурно-градостроительных объектов и обеспечению безопасности и экологической устойчивости урбанизированной среды, которую они проектируют.
 
Еще одна важная инновация в МАРХИ – это создание добровольного студенческого научного объединения. Основные цели – создать условия для развития научного потенциала и сформировать у студентов исследовательские компетенции. Коллективу пока еще нет и года, но его участники уже проявили себя: приняли участие во Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», а сейчас готовятся провести градостроительный анализ в Ельце. Среди задач: работа с культурным наследием в архитектурной практике России, встраивание креативных индустрий в городские пространства, вовлечение жителей и составление ментального портрета города.
Современное архитектурное образование ставит архитектора, градостроителя и дизайнера в положение соучастника проектирования города, как одного из горожан. Сегодняшний архитектор должен понять, что он тоже горожанин».

Елена Баженова,
кандидат архитектуры,
заведующая кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ

Елена Баженова,
кандидат архитектуры,
заведующая кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ:

 
«Современный мир меняется настолько быстро, что архитектор продолжает учиться и после вуза. Есть три специальности в мире, для которых обязательна  профессиональная «доподготовка» на практике после окончания высшей школы – так называемая «интернатура». Это врачи, адвокаты/юристы и архитекторы. Во всем мире архитектор, получивший высшее архитектурное образование, еще не архитектор, он магистр или бакалавр архитектуры. Чтобы получить статус архитектора, молодой специалист должен пройти практическую стажировку в течение 2-3 лет работы полного дня в архитектурной мастерской или проектной группе, после чего он будет готов к сдаче квалификационного экзамена на право называться «Архитектор», т.е. подписывать чертежи, открыть свою частную мастерскую, указывать на визитной карточке квалификацию «Архитектор».
У архитектурных компаний есть запрос на специалистов, которые смогут вести любую стадию проекта, но таких по определению не выпускает архитектурная школа – это академические, а не практические знания. В советское время интернатуру заменяла работа младшим архитектором в проектном институте в течение 2-3 лет. Сегодня в нашей стране необходимо понимание, что процесс подготовки полноценных архитекторов нуждается в периоде полноценной  профессиональной адаптации на практике.
 
Сейчас особенностью любого профессионального развития является деятельность на «стыке» компетенций – если хочется расти и быть востребованным, нужно развиваться и после окончания профильного высшего учебного заведения и собирать компетенции по разным направлениям. Например, получить базовые знания по менеджменту и финансам, чтобы в будущем открыть свое бюро. Современный мир предлагает так много приложений в области деятельности для архитектора, что совершенно не обязательно всю жизнь чертить. Получив свой первый пятилетний опыт работы, разобравшись в процессах, архитектор может пойти в менеджмент, девелопмент, развитие современных  стройматериалов, программирования, преподавание».
 

 
Разбираться в программах

Катерина Андреевских-Устюжанина,
преподаватель модулей «Компьютерная графика» и
«Профессиональные навыки» в Архитектурной школе МАРШ

Катерина Андреевских-Устюжанина,
преподаватель модулей «Компьютерная графика» и
«Профессиональные навыки» в Архитектурной школе МАРШ:

 
«Образовательная программа у студентов очень насыщенная, а время стоит денег, поэтому я показываю быстрые способы, как решать отдельные задачи. В работе со студентами я хочу показать, что в одной программе можно сделать почти всё, если знать, как реализовать свою идею и сэкономить время. Важно не умение «двигать кнопки», а верный выбор инструментов и понимание алгоритма действий.
 
Например, студенты делают рендеры деревянных конструкций. Предварительный этап – проанализировать задачу. Нужно понять, какое должно быть дерево (матовое или глянцевое, обработанное или не обработанное), используется ли дополнительно металл, как передается материал (цвет, свет). Только потом можно приступать к реализации.
 
Уход зарубежных поставщиков ПО с российского рынка не ставит нас в безвыходную ситуацию – можно работать с аналогами. Пока мы не до конца понимаем, сможем ли полностью найти замену, но уверена, что в ближайшее время справимся с этой сложной задачей. Зная логику работы основных типов софта, освоить можно любую программу».

 
Непрерывно учиться

Екатерина Панова,
CEO коммуникационного агентства Plan the Best

Екатерина Панова,
CEO коммуникационного агентства Plan the Best
 
Непрерывное образование – это новая норма. Стандартная система: школа-институт-работа – безнадежно устарела. Образовательный процесс в современном мире не заканчивается с получением диплома, а продолжается всю жизнь. Сегодня сложно быть успешным без умения учиться и сознательно развивать карьерный трек. Благодаря современным технологиям можно «лавировать» между разными профессиями в течение жизни, приобретать и обновлять свои навыки и менять направление работы.
 
Подход к обучению различается между тремя поколениями современной молодежи. Первые предпочитают работать самостоятельно, используя традиционные методы обучения (мастер-классы, семинары, курсы). Но ценят и удобство онлайн-формата, поэтому в конечном итоге выбирают смешанные методы.
 
Миллениалы балансируют между аналоговым и цифровым миром. Они первые приняли тот факт, что учиться нужно всю жизнь, причем не для получения диплома, а для личностного роста и карьерного развития. Все чаще они рассматривают краткосрочные образовательные программы и воркшопы, совмещая работу и учебу.
 
Зумеры родились в мире интернета и не смогут вспомнить свою жизнь без смартфонов и компьютеров. Они предпочитают практику, видео-контент, социальное обучение. Мотивация дня них – не деньги, а возможность узнать нечто большее, удивительное, уникальное и быть в этом специалистом. часто это не учитывается работодателем.
 
Раньше не так много профессий требовали постоянного совершенствования. Специальность архитектора отличалась тем, что нельзя было достичь вершины: либо постоянный рост и новые навыки, либо стагнация и откат. Но требования к современному архитектору изменились с учетом новой жизненной парадигмы. Система life-long learning, выходящая за рамки традиционного образования, дает возможность «допрыгнуть» куда бы то ни было. Главное не терять фокус и понимать свою цель, к которой хочется прийти, чтобы все курсы, лекции и практика вели по верному пути. Осознанный подход к обучению дальше ведет архитектора по более короткому и эффективному пути в профессии».

  
Повышать квалификацию

Арсений Афонин,
архитектор, основатель и партнер
​образовательного проекта «Софт Культура»

Арсений Афонин,
архитектор, основатель и партнер
образовательного проекта «Софт Культура»:

 
«Как правило, все основное образование в России живет по постсоветской системе, которая не сильно изменилась за последние 30-40 лет. Необходимый набор предметов спускается «сверху» и вузы еле успевают его отдать. Программы обновляются достаточно медленно, поэтому студенты очень часто «добирают» недостающие знания и навыки факультативно и на свой выбор. Дополнительные курсы можно пройти и в институте, если преподаватели готовы вне обязательной программы давать дополнительные знания. Такой опыт тоже есть. Но поскольку на наши услуги до сих пор есть стабильный спрос, можно сделать вывод, что студенты часто занимаются самообразованием вне учебы.
 
Ученики Софт Культуры делятся на две группы. Первые – действующие студенты, которые пытаются компенсировать недостатки фундаментального образования. Вторая группа – взрослые, которым нужно «прокачать» те или иные навыки в профессии. Технологии обновляются и вместе с ними совершенствуется процесс проектирования, задача архитектора – успеть за изменениями.
 
Для запуска собственного архитектурного бюро точно не хватит базового архитектурного образования. Здесь нужны компетенции малого и среднего предпринимателя. Мне знакомы руководители архитектурных бюро, которые шли на бизнес-программы в Сколково и аналогичные школы, где для обучения не так важно, в какой индустрии ты работаешь.
 
Дополнительное образование сейчас существует преимущественно в онлайн-формате. Например, мы собрали все наши прошедшие курсы в один архив и продаем их по низкой цене для тех, кто хотел разобраться в какой-то теме, но не готов идти на полноценный курс. Параллельно на платформе регулярно запускаются программы с дистанционным сопровождением преподавателей и работой в группах».
 
Дарья Маргеева,
директор образовательного центра Точка

Дарья Маргеева,
директор образовательного центра Точка:
 
«Градостроительство – междисциплинарная область на стыке архитектуры и географии, поэтому архитекторам не всегда хватает знаний, чтобы успешно развиваться в своем деле. Практикующие архитекторы, градостроители, представители девелоперов приходят к нам за дополнительным знанием, ориентированным на практику. Мы разбираем, как устроена сложная градостроительная документация, особенности нормативно-правовых актов и учимся сразу применять это в работе. Поскольку нормы регулярно обновляются, знания тоже нужно постоянно актуализировать – непрерывный образовательный процесс».
 
Катерина Гувакова,
модератор бизнес-программ в бизнес-школе Сколково

Катерина Гувакова,
модератор бизнес-программ в бизнес-школе Сколково:
 
«C архитекторами мы работали в рамках Стартап Академии и на программе Практикум. На программы приходят предприниматели, и среди них как молодые архитекторы с бизнес-идеями, так и достаточно опытные владельцы собственных бюро – их большинство. Как правило, вторые достигли  плато в развитии, либо видят ограниченность своей ниши. Для этого архитекторы обращаются к бизнес-образованию. Основной запрос участников – спроектировать свой следующий, принципиально новый по качеству, шаг развития в бизнесе.
 
Более молодое поколение часто приходит с целью создания некой цифровой модели бизнеса, более старшее – первоначально рассматривает несколько опций, в том числе выбирая технологии. Например, на последней программе Практикума мы очень много говорили про будущее архитектуры в метавселенной, что является пока неизведанной, но очень привлекательной темой в международном пространстве. Помимо прочих позитивных моментов для развития, во время обучения архитекторы находятся в непрерывном «переопылении» с представителями другого бизнеса: обсуждая вопросы будущего совместно, они получают совсем другую, более объемную перспективу для следующего шага в бизнесе».
беседовала: Анна Самохина