Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях междисциплинарности»

Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.

09 Сентября 2022
0 Продолжаем говорить с участниками онлайн-конференции, которую проводит платформа Яндес Кью в сентябре. Первый разговор был с Арсением Афониным из Софт Культуры, наш сегодняшний собеседник – директор Архитектурной школы МАРШ Никита Токарев, один из трех экспертов дискуссии под названием:

«Междисциплинарность в архитектурном образовании. Почему за таким подходом будущее?»,

Дискуссия состоится в субботу, 10 сентября, в 16:00
в двух форматах: очно и онлайн.
В разговоре также будут участвовать: руководитель Софт Культуры Арсений Афонин и глава Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, кандидат географических наук Руслан Гончаров
Зарегистрироваться можно по ссылке.

В преддверии дискуссии мы поговорили с Никитой Токаревым о разных гранях междисциплинарности в архитектурном образовании, которое, с одной стороны, многоаспектно по определению, но, с другой стороны, – требует интегральности и цельности взгляда, ключом к которому становится творческий подход, шире – методы, свойственные искусству так таковому и художественному восприятию мира. 

Архи.ру:
Где начинается мультидисциплинарность для архитектора? Какие дисциплины можно считать смежными и причастными к профессии по определению, а какие, напротив, способны дополнить ее «извне»?
zooming

Никита Токарев:
Строго говоря, междисциплинарность для архитектуры выглядит уже своего рода банальностью: список того, что архитектор должен знать, начал составлять Витрувий, и с тех пор этот список только растет. Архитектор – плюралист по определению, он должен знать обо всем понемногу.

А вот как междисциплинарность касается образования – вопрос любопытный. Уместить в учебную программу весь перечень областей, в которых архитектор должен быть сведущ, – невозможно. Нет необходимости делать из архитектора социолога, гис-аналитика или специалиста по вовлечению населения. Архитектура – это практическая деятельность, поэтому мы стремимся интегрировать междисциплинарные практики сразу в проектирование, а все, что оторвано от проекта и существует само по себе – пролетает мимо. 

Наш подход в том, чтобы архитектор умел взаимодействовать с другими специалистами – взвешивал их необходимость для проекта, задавал вопросы, слушал. Нужно передать любопытство ко всем сторонам жизни в надежде на то, что при необходимости архитектор соберет под конкретный проект команду, будет чувствовать себя в ней уверенно и сможет интегрировать результаты чужой работы. Здесь мы выходим скорее на soft skills или даже на метанавыки, свойства личности и характера. 

Какой подход в МАРШ к воспитанию свойств характера? Посредством чего это происходит?

Это и есть главная проблема образования, которое уже давно не сводится к передаче сведений, а состоит, скорее, в передаче ценностей. Мы настраиваем преподавателей студий, в которых происходит основное обучение проектированию, в зависимости от тематики учебного брифа вовлекать разных специалистов. Это может быть воркшоп, беседа, экскурсия, поход в театр или визит в детский сад, где можно три часа кряду провести с детьми и понять, как они себя ведут. Что-то, что рождает чувство открытости и любопытства по отношению к миру. 

Прививая любопытство, важно дать инструментарий – вооружить студентов исследовательской или аналитической методикой. Проект не выдумывается сам по себе, не осеняет архитектора, он рождается вместе со сбором самой разной информации – об участке, людях, прототипах и аналогах, о деятельности, которая в здании должна разворачиваться. Главное – уметь эту информацию искать, сортировать, анализировать, извлекать из нее что-то полезное для проекта.

МАРШ славится художественными практиками: поэтическим подходом, артистической работой с материалом, макетами, текстами. Это действительно ваша особенность? Как она влияет на учебный процесс?

Действительно, методика, которой мы обучаем студентов – не совсем научная, а скорее художественная. Но в архитектуре, в отличие от фундаментальной науки, не может быть однозначного верифицируемого вывода, дважды два нередко равняется пяти. Для одного и того же участка и программы существуют десятки вариантов здания, и все они имеют право на существование, иначе не было бы конкурсов. Почувствуйте разницу с математической задачкой, где есть единственно верное решение. 

Но и здесь продолжается связь с исследованием и междисциплинарностью. Сошлюсь на Бакминстера Фуллера, который говорил: «Когда я работаю над какой-то проблемой, то никогда не думаю о красоте. Я думаю лишь о том, как решить проблему. Но если после завершения работы решение оказывается некрасивым, то я знаю, что оно неправильное».

Никто, кроме архитектора, не может принять решение о форме окна или высоте дверей. Собранные данные могут повлиять на решение архитектора, но решение не вытекает из них. Поскольку учесть все данные невозможно, надо выбрать, чем можно пренебречь, а чем нельзя. Проект – не сумма данных, он не вытекает напрямую из аналитических предпосылок. Это область искусства и интуиции. Для Фуллера критерием для выбора решений была красота.

Архитектор слушает социолога, маркетолога, инженера, жителя, но каким быть проекту – решает он, никто другой не отвечает за форму. Если у архитектора нет внутреннего камертона, по которому можно сверять решения, то ничего не получится, он так и будет блуждать в массиве собранных данных. Если же он имеет развитую интуицию, эмпатию, чувствительность к контексту и культуре – то основания для выбора есть. Искусство – путеводный ориентир в джунглях междисциплинарности.

Как вы добиваетесь формирования этого «ядра» творческого мышления, к которому присоединяется междисциплинарность?

Прежде всего тем, что большая часть учебного времени посвящена проектированию, а остальное интегрируется в проект. В традиционном куррикулуме есть десятки дисциплин, каждая со своим учебником, профессором и экзаменом, а также надеждой на то, что студент сам в своей голове сольет полученные знания в единую картину. Если механически прибавлять к существующему списку все новые и новые дисциплины – искусственный интеллект, большие данные, дополненная реальность – но при этом студенты не будут понимать, как применять их в проекте, то никакого толка не будет. 

В МАРШ всего четыре модуля: Проектный, Навыков, Технический, Гуманитарный. Чем больше интеграция модулей друг в друга, тем больше шансов, что различные данные и сведения из разных областей сольются в проекте. Проектирование в студии – тоже опыт слияния, поскольку в рамках одного брифа есть аналитические, художественные, проектные и технические задания. Иными словами, наши принципы – цельность и интегральность, а не мозаичность и наращивание предметов. 

Открывая Институт «Стрелка», Рем Колхас тоже писал про важность исследования. Ваши подходы близки или чем-то отличаются? 

Наши подходы во многом близки – исследование через художественные практики. Все началось с книги «Нью-Йорк вне себя» – это фактически диссертация Колхаса, которую категорически отказались принимать ученые мужи, потому что она противоречила формату исследования: какая-то беллетристика, а не наука. Но Колхас открыл или заявил такой странный жанр, который все же пользуется научными данными, историческими сведениями. Разница с Институтом в том, что его исследования не выливаются в проектирование, такой задачи он себе и не ставил. 

А когда архитектор перестает быть архитектором? В какой момент происходит размывание профессии?  

Профессия размывается, и это началось не вчера: когда-то отделились инженеры, потом дизайнеры интерьера. Для нас ядро профессии – это ответственность за форму здания. Когда архитектор перестает иметь касательство к форме, то он становится кем-то другим. 
 

09 Сентября 2022

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.