Константин Самоловов, старший преподаватель кафедры ДАС СПбГАСУ
В каком-то смысле побаиваюсь бакалаврских дипломов, несмотря на то, что это уже мой четвертый выпуск. Проблема в том, что масштаб задачи и предмет проектирования для направления Дизайн архитектурной среды довольно неопределенные. Навыки и компетенции, прописанные в учебном плане и рабочей программе выпускной квалификационной работы, абстрактны.
На старте сомнения: постановка задачи / масштаб решений / степень детализации. Что должен продемонстрировать бакалавр на выходе? Умение выразить одну, пусть не проработанную, но главную мысль? Или показать, что он научился одинаково успешно разрабатывать ландшафт и чертить узлы объектов благоустройства?
Иногда кажется, что средовой проект слишком сценарный, в нем не хватает конкретных предложений, иногда же напротив – автор углубляется в проект настолько, что количество решений не укладывается в единый концепт.
Представленные в этой публикации проекты отличает впечатляющий диапазон масштаба решений. Наблюдая процесс изнутри и осознавая серьезность проделанной работы, я снимаю шляпу – эти бакалавры стоят отдельных магистров.
Концепция развития прибрежных территорий Бейрута
Ворончихина АнастасияРуководители: Константин Самоловов, Денис Романов
Проектируемый район разрабатывается как испытательный и демонстрационный полигон для будущего циркулярного города и порта – он обеспечивает вдохновляющую образовательную и экспериментальную среду.
Основная идея – «город в саду»: район, где природа и цивилизация сливаются вместе, обеспечивая жизнь и среду иного качества. Территория превратится в оживленный район, в котором новая промышленность сочетается с общественными пространствами и жилыми кварталами. Район внесет важный вклад в привлечение и удержание людей, необходимых для формирования города и порта будущего.
Территория предлагает возможность поделиться энергией, знаниями, навыками и занятостью с окружающими районами. Инновационная рабочая среда, разнообразные сценарии жизни и умная мобильность обеспечивают устойчивый рост города и способствуют обновлению порта, например, компаниями, которые продолжают расти с начальной стадии.
Район предлагает пространство для различных типов производителей, вырабатывает и использует устойчивую энергию, позволяет сделать выбор в пользу устойчивой мобильности, работает как единая устойчивая адаптивная к климату система, опирается на промышленные мощности и качество территории.
Денис Романов, доцент кафедры ДАС СПбГАСУ
Функциональная организация рыночной площади и реновация здания Центрального рынка Выборга
Василиса ПукемоваРуководители: Константин Самоловов, Денис Романов
Центральный рынок – значимая точка притяжения в историческом центре города. Рынок пользуется спросом у туристов и местных жителей, однако его организация не соответствует современным запросам. Проект реновации застрагивает само здание, Рыночную площадь, а также прилегающий участок набережной, что поможет создать комфортную и доступную среду в историческом центре города и связать существующие общественные пространства.
Проектом предлагается восстановить утраченные фронтоны рынка, объединить пространство в пределах третьего фронтона на оси Краснофлотской улицы и соединить направление по Краснофлотской улице с набережной при помощи сооружения дугообразного пирса. На месте существующего ресторана «Купол» возводится павильон, который визуально продолжает направление пирса, ответвляясь от него. Таким образом формируется новый пешеходный маршрут, дающий дополнительные раскрытия на набережную, Рыночную площадь, Выборгский замок.
В основном зале рынка торговая функция сочетается с возможностью проводить мероприятия. Это достигается при помощи возведения второго яруса и применения трансформируемых объектов – модулей, подвешенных на фермы и способных подниматься и опускаться в зависимости от необходимой функции. Торговая функция переосмысляется и дополняется местами для отдыха и общения посетителей – на первом ярусе рынка организуется фуд-молл.
Денис Романов, доцент кафедры ДАС СПбГАСУ
Концепция развития Канонерского острова
Руководитель: Александр Демин
Канонерский остров имеет высокий нераскрытый потенциал, являясь важной связующей точкой в контексте морского фасада Санкт-Петербурга. При этом территория обладает идентичностью и историческим бэкграундом, без учета которого невозможно дальнейшее развитие острова.
Основная градостроительная проблема Канонерского острова заключается в том, что он существует как физически обособленное пространство с неразвитой транспортной инфраструктурой и имеет сложности в сообщении с остальным городом.
Появление Западного скоростного диаметра кардинальным образом повлияло на внешний облик острова. ЗСД стал новой доминантой и «визитной карточкой» острова, однако принес со своим появлением ряд новых проблем, связанных с качеством жизни горожан. Наличие магистрали и ее негативное влияние на окружающую среду можно компенсировать за счет проектных решений, связанных с повышением экологичности среды и увеличение озелененных территорий.
Несмотря на все недостатки острова, местные жители не спешат покидать его, поскольку территория обладает неповторимой идентичностью, атмосферой и уютом, а кроме того с острова открываются невероятно живописные виды на Финский залив. Поэтому одним из основных направлений в работе является создание нового комфортного жилого квартала и реконструкция существующей застройки. Это позволит повысить привлекательность Канонерского острова как жилого района, находящегося рядом с центром города.
Реновация всей территории Канонерского острова позволит превратить его в новую точку притяжения для города и развить множество сфер, например научную, социальную и экономическую. Остров может стать новым благоустроенным пространством со всеми необходимыми функциями для комфортной жизни и туризма жителей других районов города.
Основная идея проекта – сохранить баланс между урбанизацией и природным контекстом, а также раскрыть потенциал территории во всем его многообразии.