Инклюзивный центр экологического образования. Ревитализация острова Мюллюсаари в городе Выборг
Алена ТюняеваРуководитель: Ирина Школьникова
Концепция предполагает создание на острова Мюллюсаари, расположенного в акватории Выборгского залива, инклюзивного экологического центра дополнительного образования и семейного эко-парка, который поможет развитию позитивных взаимоотношений между человеком и природой, вовлечению людей независимо от возраста, пола и физических возможностей в решение проблем экологии, повысит интерес к окружающей среде и сельскому хозяйству.
При создании проекта была изучена территория проектирования, обладающая уникальным микроклиматом и разнообразием флоры и фауны, а также история, связанная с улучшением экологии. Станция юных натуралистов, созданная на острове в 1958 году и существующая по сей день, говорит о востребованности экологического образования.
Для существующих объектов острова предложено провести ревитализацию с включением новых технологий, не причиняющих ущерба природе. Разработаны эко-маршруты и дизайн код, учитывающий идентичность места. Cформировано пространство комплексного взаимодействия между природой и человеком, способствующее устойчивому развитию окружающей среды.
Ирина Школьникова, доцент кафедры ДАС СПбГАСУ
В научной части исследования Алены Тюняевой предложена теоретическая модель, основанная на необходимых для формирования экологических пространств факторах. Выявлены основные критерии качественной среды – экологичность, уникальность, всесезонность, доступность, безопасность, многофункциональность. Особое внимание в работе уделено влиянию зеленых пространств на физическое и психологическое здоровье людей. Для апробации теории был проведен сравнительный анализ четырех существующих центров дополнительного образования Ленинградской области. По ряду преимуществ был выбран остров Мюллюсаари.
Чтобы разработать жизнеспособный план, при посещении объекта Алена провела ландшафтно-визуальный анализ, изучила историю места, градостроительную ситуацию, видовые раскрытия на историческую часть города, геоморфологические особенности рельефа, уникальность флоры и фауны, выявила проблемы и учла пожелания руководства существующего центра дополнительного образования и интересы местных жителей. В настоящее время, с учетом сотрудничества с образовательными организациями города Выборга и поселениями Ленобласти, на станции получают экологическое образование 3488 человек из них 162 с ограниченными возможностями здоровья и 43 человека с инвалидностью. Поэтому основой разработки концептуального проекта архитектурно-дизайнерской среды эко-центра дополнительного образования и семейного эко-парка стало внедрение инклюзивной среды как в комплекс зданий, так и на территории парка.
На территории экопарка предусмотрены три функциональные зоны – образовательная, культурно-развлекательная и туристическая, объединенные маршрутами экотроп, с интеграцией инклюзивных МАФ и универсального информационного оборудования.
В ландшафтных решениях предложено создать «Сад запахов», который помогает справиться с психологическими заболеваниями и депрессиями, «Аптекарский огород», «Сад биоразнообразия».
Формообразование нового здания экоцентра из пяти разновысоких блоков, объединенных переходами и открытой уличной террасой, выполнено на основе принципа взаимосвязи природного окружения и внутренних пространств. Сдвиг блоков позволяет разделить единое здание на элементы, образующие внутренние дворики с видовыми раскрытиями на окружающую природу, что делает среду соразмерной и упрощает для детей восприятие объекта. Фасады и интерьеры решены в минималистичном экостиле с использованием натуральных материалов. В рамках концепции экологического строительства основным материалов является дерево, металл и биобетон.
Каждый из блоков имеет уникальное остекление с использованием паттернов природных элементов, также повторяющихся в дизайн-коде элементов и оборудования. Внутри помещения оснащены подъемниками, тактильной плиткой, в классах предусмотрены парты для детей с ограниченными возможностями, в центральном холле предложено разместить тактильный макет острова.
В работе Алены подкупает тщательность проработки функциональных сценариев и деталей оборудования универсального дизайна для будущих посетителей комплекса.
Заинтересованность и сотрудничество с теми, кто сейчас работает на острове, важна для разработки ландшафтных и архитектурных решений, соответствующих масштабу и характеру острова, а также для того, чтобы вывести потенциал этого актива на новый уровень. Мы будем рады сотрудничеству и надеемся, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках по преобразованию парковых и лесопарковых зон и экологических центров.
Чтобы разработать жизнеспособный план, при посещении объекта Алена провела ландшафтно-визуальный анализ, изучила историю места, градостроительную ситуацию, видовые раскрытия на историческую часть города, геоморфологические особенности рельефа, уникальность флоры и фауны, выявила проблемы и учла пожелания руководства существующего центра дополнительного образования и интересы местных жителей. В настоящее время, с учетом сотрудничества с образовательными организациями города Выборга и поселениями Ленобласти, на станции получают экологическое образование 3488 человек из них 162 с ограниченными возможностями здоровья и 43 человека с инвалидностью. Поэтому основой разработки концептуального проекта архитектурно-дизайнерской среды эко-центра дополнительного образования и семейного эко-парка стало внедрение инклюзивной среды как в комплекс зданий, так и на территории парка.
На территории экопарка предусмотрены три функциональные зоны – образовательная, культурно-развлекательная и туристическая, объединенные маршрутами экотроп, с интеграцией инклюзивных МАФ и универсального информационного оборудования.
В ландшафтных решениях предложено создать «Сад запахов», который помогает справиться с психологическими заболеваниями и депрессиями, «Аптекарский огород», «Сад биоразнообразия».
Формообразование нового здания экоцентра из пяти разновысоких блоков, объединенных переходами и открытой уличной террасой, выполнено на основе принципа взаимосвязи природного окружения и внутренних пространств. Сдвиг блоков позволяет разделить единое здание на элементы, образующие внутренние дворики с видовыми раскрытиями на окружающую природу, что делает среду соразмерной и упрощает для детей восприятие объекта. Фасады и интерьеры решены в минималистичном экостиле с использованием натуральных материалов. В рамках концепции экологического строительства основным материалов является дерево, металл и биобетон.
Каждый из блоков имеет уникальное остекление с использованием паттернов природных элементов, также повторяющихся в дизайн-коде элементов и оборудования. Внутри помещения оснащены подъемниками, тактильной плиткой, в классах предусмотрены парты для детей с ограниченными возможностями, в центральном холле предложено разместить тактильный макет острова.
В работе Алены подкупает тщательность проработки функциональных сценариев и деталей оборудования универсального дизайна для будущих посетителей комплекса.
Заинтересованность и сотрудничество с теми, кто сейчас работает на острове, важна для разработки ландшафтных и архитектурных решений, соответствующих масштабу и характеру острова, а также для того, чтобы вывести потенциал этого актива на новый уровень. Мы будем рады сотрудничеству и надеемся, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках по преобразованию парковых и лесопарковых зон и экологических центров.
Общественное пространство как элемент транспортной инфраструктуры
Антон ПанченкоРуководитель: Андрей Суровенков
Автор убежден, что через рациональное реформирование, функциональное наполнение и насыщение средовыми элементами остановки общественного транспорта и вокзалы могут приобрести черты третьего места, привлекательного для посещения. Они могут превратиться в уникальные элементы городской структуры, находящиеся на стыке транспорта и средового дизайна, принести много благ для города и его жителей.
Работа направлена на формулирование адаптивной стратегии проектирования общественных пространств транспортно-пересадочных узлов. В рамках проведения научного исследования также удалось выявить фундаментальные принципы организации пространства и универсальные шаблоны проектирования.
Эффективность стратегии была доказана разработкой транспортного узла на базе железнодорожного вокзала в Красноярске. В результате было сформировано многоуровневое, связанное, благоустроенное пространство, ориентированное на различный транспорт. Выяснилось, что при разработке подобных проектов можно получить уникальные архитектурные элементы. К примеру, павильон для велосипедной парковки в полученном проекте обладает чертами объектов общественного пространства и объектов, обслуживающих транспорт.
Андрей Суровенков, доцент кафедры ДАС СПбГАСУ
Работа Антона Панченко посвящена актуальной теме – формированию транспортно-пересадочных узлов в условиях сложившейся городской застройки.
Организация пересадочных узлов с развитыми общественными пространствами, согласно выработанным в исследовании принципам и программе создания подобных пространств, серьезно повысит комфортность пользования подобными территориями, улучшит логистику транспортных и пассажиропотоков, уменьшит время ожидания и пересадки, что, в свою очередь, даст положительный экономический эффект. Наличие коммерческих пространств даст возможность полностью или частично окупить создание подобных объектов.
Автор диссертации проанализировал различные аспекты организации комфортных транспортных узлов в мировой практике, включая безопасность пешеходов, логистику перемещения транспорта, системы навигации, благоустройство прилегающих территорий. Это дало возможность создать убедительные теоретические модели и программу создания подобных объектов, а на их основе разработать достаточно интересные проектные предложения.
Наиболее важным результатом исследования является программа разработки удобного для различных групп посетителей транспортно-пересадочного узла с выраженной средовой составляющей, которая может применяться в различных контекстах городской застройки и объединять уже существующие элементы транспортной инфраструктуры.
Организация пересадочных узлов с развитыми общественными пространствами, согласно выработанным в исследовании принципам и программе создания подобных пространств, серьезно повысит комфортность пользования подобными территориями, улучшит логистику транспортных и пассажиропотоков, уменьшит время ожидания и пересадки, что, в свою очередь, даст положительный экономический эффект. Наличие коммерческих пространств даст возможность полностью или частично окупить создание подобных объектов.
Автор диссертации проанализировал различные аспекты организации комфортных транспортных узлов в мировой практике, включая безопасность пешеходов, логистику перемещения транспорта, системы навигации, благоустройство прилегающих территорий. Это дало возможность создать убедительные теоретические модели и программу создания подобных объектов, а на их основе разработать достаточно интересные проектные предложения.
Наиболее важным результатом исследования является программа разработки удобного для различных групп посетителей транспортно-пересадочного узла с выраженной средовой составляющей, которая может применяться в различных контекстах городской застройки и объединять уже существующие элементы транспортной инфраструктуры.
Туристическая инфраструктура сельских поселений республики Дагестан
Татьяна ОкуневаРуководитель: Денис Романов
Село Кубачи – одно из популярных направлений среди туристов, посещающих Дагестан. Проект предлагает разработку туристической инфраструктуры на территории села и его окрестностях с учетом экономических, социо-культурных и исторических особенностей.
В работе задействованы два ключевых участка села. Первый – средневековый центр аула, включающий в себя сельскую площадь с годеканом и Кубачинскую башню, памятник архитектуры. Особенностью места служит его длительная история, вековые традиции и нацеленность на ювелирное производство. В проект заложен музей Кубачинской башни с экскурсионной площадкой, инфо-центр с мастерскими и кафе, а также площадь с выходом на смотровую площадку для проведения свадеб и других праздников.
Второй участок – территория на вершине холма к югу от исторических кварталов села. Отсюда туристам и местным жителям открываются виды на прилегающие горы, Кубачи и соседние аулы, здесь встречают рассветы и провожают закаты. Проект дополняет территорию смотровыми площадками, беседкой для приготовления пищи, инженерной инфраструктурой, а также зоной с модульными гостевыми домами и общественным центром с сауной.
Новое наполнение пространств усиливает взаимодействие между туристами и местными жителями, что обеспечивает устойчивое развитие территории и ее дальнейшее развитие.
Денис Романов, доцент кафедры ДАС СПбГАСУ
Работа раскрывает возможности средового и объектного дизайна при разработке туристической инфраструктуры горных сел республики Дагестан на примере села Кубачи. Авторское решение является попыткой современными средствами наполнить аутентичную среду актуальными объектами, при этом сделать это уважительно к живущим там людям и сложившейся застройке.