СПбГАСУ-2020. Часть II

Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.

mainImg
Представляем выпускные работы бакалавров rафедры Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, специально отобранные преподавателями для публикации. Проекты посвящены альтернативным сценариям организации парка «Тучков буян», ревитализации территории бывшей фабрики «Красное Знамя», приспособлению руин бывшего гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине, а также концепции развития Стрелки в Нижнем Новгороде.

Во второй части – работы, выполненные под руководством старших преподавателей Константина Самоловова и Константина Трофимова. Руководитель кафедры – Суровенков Андрей Викторович.
cic =
cic =

Константин СамолововКонстантин Трофимов

Этот выпуск запомнится нам в том числе странным обстоятельством, когда отличному результату предшествовал удовлетворительный процесс. Было и психологически, и методически непросто работать со студентами удаленно. Чем дальше, тем тяжелее, и пик, разумеется, пришелся на защиты, когда после объявления оценок мы обменялись поздравлениями в воцап вместо того, чтобы пить с выпускниками шампанское возле университета.

Надо сказать, что наши студенты в этот непростой, нервный и часто непредсказуемый период проявили необычайную работоспособность и чудеса самоорганизации. И очень радостно, что показав себя серьезными и зрелыми специалистами, они довели все свои такие разные и где-то очень личные идеи до блистательного финала!


Парк впечатлений / Виктория Еремеева
Парк впечатлений на Тучковом буяне – это место, где человек сталкивается с самим собой, наполняется эмоциями и обретает внутренний покой. Здесь есть объекты, которые помогают замедлиться: например, яма тишины в самом центре города. Есть необычные визуальные решения, призванные удивить посетителя: например, в Галерее изменяющихся картин «экспонатами» являются проемы в стенах и сама природа, которую видно через них. Плита фундамента, оставшаяся от предыдущей стойки, превращается в ландшафтный объект под названием «ароматная яма»: ее формируют камерные пространства, ярко пахнущие растения и отсутствие ветра. Объекты впечатлений акцентируют внимание на необычных ракурсах привычных вещей. Путь по парку превращается в увлекательное приключение.
  • zooming
    1 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Цветочные луга и событийный холм
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Визуализация Арт-павильона
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Дождевой сад
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Зимняя визуализация площади
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Аксонометрические схемы набережной и их визуализации
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Генплан и визуализация парковой части сверху
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
«Парк Впечатлений» Виктории – не просто архитектурный проект, но еще и яркая идея, в центре которой – эмоции посетителя. Каркасом организации пространств служат визуальные, аудиальные и обонятельные переживания: режиссура смены закрытых и открытых пространств, неожиданные видовые раскрытия, контраст шумных мест и мест тишины, ароматные сады – все это превращает обычный парк в Парк Впечатлений. 


Зеленый Остров / Дарина Мулюкова и Анастасия Рязапова
Тучков буян должен принять форму нового общественного пространства, где природа и архитектура составляют лаконичный ансамбль, части которого не могут существовать отдельно. С этого места раскрываются исторические панорамы, оно является частью пешеходного прогулочного маршрута и связывает несколько районов города. Новый парк должен стать «знакомым местом», где человек будет чувствовать себя в родной среде. Программа территории подразумевает многообразие путей передвижения и различные по настроению пространства: наземные, подземные, набережную.
  • zooming
    1 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Яма
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Амфитеатр
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Генплан
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    11 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    12 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная, схема
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Одним из значимых и громких событий в архитектурном мире Санкт-Петербурга в 2020 году стало решение об устройстве нового городского парка на месте, где когда-то был Ватный остров, вблизи исторического Тучкова буяна. Предложение взять эту тему, несмотря на сложность задачи, была воспринята Дариной и Настей с большим энтузиазмом.

Проведя глубокий анализ истории места и особенностей контекста, студенты срежиссировали множество сценариев времяпрепровождения посетителей: они разделили парк на три типа пространств (наземное, подземное и пространство набережной), чтобы потом снова соединить их в особых кульминационных точках. Добавив бережное и внимательное отношение к деталям, получили яркий, разнообразный и насыщенный событиями парк. Именно такой, каким должен быть парк в центре мегаполиса.



АРТГОРОД / Юлия Мельникова и Анна Ефимова
AРТГОРОД – проект ревитализации бывшей чулочно-носочной фабрики «Красное Знамя» в креативный кластер. Его якорная функция – арт-резиденции, в которых живут представители современного искусства. В процессе работы художники взаимодействуют с посетителями в мастерских, лекториях, офисах и выставочных пространствах.

Особый акцент сделан на адаптивности пространств к различным форматам мероприятий. Здание бывшей ТЭЦ превращается в станцию «Центральная» – здесь проходят все основные события, связанные с работой резидентов. Главными пространствами являются большой и малый ивент-холлы. В интерьер большого ивент-холла интегрирован подвесной объем – ресторан, внешняя конструкция которого состоит из отражающих пластин. Благодаря отражению стержней фермы с подсветкой и окружающей реальности, пластины создают анаморфозные изображения, изменяющиеся вместе пространством. Таким образом, объем влияет на экспозиционное пространство, и сам является его частью.

Все проектные решения отвечают современным принципам городского развития: стратегии смешанного использования, стимулированию контактов, реконструкции вместо нового строительства, связности и проницаемости пространств.
  • zooming
    1 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Главная площадь арт-кластера.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Выращиевание растений для лимонадов
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Интерьер большого ивент-холла. Формат маркет.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Поэтажная аксонометрия здания ТЭЦ.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Форматы работы большого ивент-холла.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Немногие могут внятно объяснить, что в действительности означает словосочетание «креативный кластер», между тем оно уже успело набить оскомину. Что нужно сделать, чтобы очередное «пространство для творческой деятельности» не стало калькой с множества ему подобных и, самое главное, могло долго и успешно работать?

Анна и Юлия решили начать с рутинной работы: изучили не один десяток так называемых креативных кластеров в Петербурге и за его пределами, после чего сформулировали четкую программу: что, где, зачем и как будет размещаться и функционировать. И придумали название «АРТГОРОД», которое отражает концентрацию разного рода деятельности и взаимодействий внутри кластера. Дальше было дело техники, с этим авторы прекрасно справились, разобрав свою программу до отдельных архитектурных и ландшафтных деталей. Рискнем предположить, что аналитическая работа в совокупности с формулированием программы отняла у них больше времени, чем конкретные проектные решения. Но «лучше день потерять, зато потом за пять минут долететь»!


Гастробар и пивоварня в Пушкине / Полина Абрамова
Полина в своей работе предлагает приспособить руины бывшего Манежа Царскосельского гарнизона в Пушкине под гастробар и пивоварню – атмосферное место, способное составить конкуренцию остальным предприятиям питания города: на прилегающей территории можно делать все то, что запрещается в исторических парках. Проект предусматривает новое строительство с включением в планировочную структуру исторических конструкций, приспособленных в качестве экранов зонирования как интерьерного, так и экстерьерного пространства. Концепция бережного формообразования нового здания предполагает восприятие культурного наследия как главной особенности в облике здания.

Работа заняла третье место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.
  • zooming
    1 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Лужайка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Восточный фасад.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Интерьер обеденного зала.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Аксонометрия парка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Концепция формообразования.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Район София хоть и расположен рядом с парковым ансамблем Царского села, фактически отрезан парком же от исторического центра Пушкина, и в каком-то смысле является военным городком: здесь располагались гарнизоны, а сегодня множество военных, действующих и бывших, населяют его. Руины Гарнизонного манежа располагаются в центральной части района близь Софийского собора. Исходя из этих обстоятельств нужно было решить две задачи:
  1. Какая функция подойдет для места, удаленного от главных туристических маршрутов, рассчитанная на локального пользователя, при этом необходимая и порой забредающим сюда туристам?
  2. Как в контексте этой функции использовать руины?
На наш взгляд, Полина нашла блестящее решение, которое можно описать в нескольких тезисах:
  • совмещение культуры потребления и отдыха с производственным циклом;
  • двойная роль руин: внутренний фасад со стороны улиц и кулисы внутреннего двора;
  • крайне лаконичный объект в целом, формирующий уличный фронт фактически своим интерьером;
  • внятная средовая и ландшафтная программа, безусловно необходимая основной функции.
Культура потребления на службе у исторических ценностей – прекрасный и вполне реализуемый метод для малых городов.


Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки / Юлия Терехина
Стрелка всегда играла важную роль в городе, ее территория в числе прочего успешно функционировала в качестве порта. Цель проекта – сформулировать принципы порта в современном мире, где информация и новые идеи стали ценнее грузов и товаров. Новый порт предоставляет изменяемые пространства для получения вдохновляющих впечатлений. Проект предоставляет возможности для совершенно разных сфер деятельности и направлен на создание новых контактов. Появление нового порта приравнивается к появлению Луны на небе, так как Луна отражает свет Солнца. Порт по-новому отражает лучшие стороны каждого периода истории. Open port открыт для людей, идей и перемен!
  • zooming
    1 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Двор-спуск
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Подземный выставочный зал.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Вид из Кремля.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. На мысе Стрелки.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Аксонометрическая схема организации набережной
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Нижегородская Стрелка давно на слуху у архитекторов и урбанистов. Неудивительно, ведь это место за сотню лет претерпело множество изменений, пройдя путь от всероссийской ярмарки до пустыря с бетонными берегами.

Концепция Юлии впитала все этапы жизни Стрелки, которые автор остроумно связала с дневным циклом, от рассвета до заката, и сформулировала многоуровневую программу для дня сегодняшнего, назвав ее «фазой Луны» – ночью, после (и благодаря) которой должен вновь наступить рассвет!

В названии Open Port легко соединяется уважение к портовой истории Стрелки и постиндустриальный формат человеческих активностей и взаимодействий, столь необходимых современному городскому общественному пространству. Программа проекта фактически наследует типичным элементам городского речного порта, переводя их на новый язык и создавая из них огромное количество всевозможных функций и объектов, формирующих по сути городской линейный парк на набережной. Относительно языка особо стоит отметить еще вот что: доклад автора на защите представлял собой спич пришельца, представляющего рабочую группу с Луны, любезно предлагающую свой взгляд и помощь для решения наших вполне земных проблем. Понять весь объем проделанной работы можно с помощью созданной Юлией 3D-модели новой Стрелки.

Тот случай, когда неуемная фантазия вкупе с аналитическим умом и обезоруживающей графикой делают из бакалаврского проекта концептуально-мировоззренческий манифест. 

03 Августа 2020

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.