СПбГАСУ-2020. Часть I.

Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.

mainImg
Представляем выпускные работы бакалавров Кафедры Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, специально отобранные преподавателями для публикации. Студенческие проекты посвящены альтернативным сценариям организации парка «Тучков буян», ревитализации территории бывшей фабрики «Красное Знамя», приспособлению руин бывшего гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине, а также развитию природных территорий Крыма.

В первой части – работы, выполненные под руководством доцентов Ирины Школьниковой и Дениса Романова. Руководитель кафедры – Суровенков Андрей Викторович.
cic =

Ирина Школьникова

В 2020 году Кафедра оказалась в непривычном формате выполнения и защиты дипломных работ в условиях дистанционного обучения. Такой формат дал и студентам и преподавателям новый опыт. Из плюсов – гибкость учебного процесса, больше индивидуального контакта студентов с преподавателями, доступность из любой точки страны. Минусы – отсутствие живого общения и коллективной энергетики. Многое также зависело от самодисциплины. Для общения университет предоставил несколько платформ: Teams, Moodle gasu, также мы использовали социальные сети. Даже в таких условиях дипломные работы бакалавров получились убедительными и продуманными.
cic =

Денис Романов

Это уже второй выпуск бакалавров на кафедре ДАС совместно с Ириной Григорьевной Школьниковой. Работы этого года выделяет авторский подход к выбору тематики работы, наполнению сценарными составляющими и графическому оформлению. Сложности весеннего онлайн-обучения мобилизовали студентов, что позволило им показать зрелость и индивидуальность дизайн-концепций в своих работах


GO GREEN / Зелимгер Марьям
Парк «Тучков буян» расположен на реке Малая Нева в историческом центре Санкт-Петербурга. Будущий парк с прямым доступом к воде станет ключевым узлом зеленого каркаса города, знаковым местом для горожан и гостей города. Концепция развития парка включает три основные идеи:
  1. Создание новой городской экосистемы под лозунгом «GO GREEN». Предусмотрены зоны с различными ландшафтными приемами: аллеями деревьев, открытыми и закрытыми пространствами, фруктовым садом, зеленым лабиринтом, лугом, лесом, озером; Дождевой сад с инновационными «дождевыми деревьями» обеспечивает циркуляцию и очистку воды на территории парка.
  2. Устойчивый дизайн: создание безопасного и всесезонного парк для всех групп пользователей.
  3. «Андеграунд» – развитие подземного пространства на сохранившемся от предыдущей стройки фундаменте. Здесь под бионическим светопрозрачным покрытием расположится оранжерея, а также общественные пространства. В основу концепции организации подземных пространств легли образы дворов-колодцев и проходных дворов.
В брендинге парка Марьям использовала ассоциации с дождливым Петербургом. Зоны проектируемого парка названы по аналогии с историческими названиями ранее существовавших участков на этой территории: «Ватный остров», «Мокруши» и другие.
  • zooming
    1 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Ватный остров
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Оранжерея
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Входной павильон
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Амфитеатр
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.Генеральный план
    © СПбГАСУ.
  • zooming
    6 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Взрыв-схема
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Работа выполнена по Техническому заданию международного конкурса на проект парка Тучков Буян. Предметом исследования являлась функционально-планировочная, объемно-пространственная и средовая организация территории с учетом истории места и особенностей района проектирования. В дипломном проекте автору удалось соединить исторические и современные приемы ландшафтного проектирования. Достоинство работы – деликатное отношение к уникальным панорамам Санкт-Петербурга. Марьям имеет многочисленные сертификаты и грамоты за призовые места во Всероссийских и международных конкурсах. В том числе первое место в международном конкурсе «Триумф павильон 2020»(Великобритания, Лондон) с правом реализации проекта.
 

Гейм-дейв студия «PLANT» / Григорьева Дарья
Промышленное прошлое территории фабрики «Красное знамя» наполнено научно-техническими инновациями и передовыми технологиями своего времени, что и стало отправной точкой в выборе концепции дальнейшего развития. Геймдев индустрия, которая разрабатывает видеоигры на различных платформах, активно развивается во всем мире и как нельзя лучше соответствует сфере инноваций, поэтому отлично подходит для следующего этапа жизни территории – геймдев-студии PLANT.
Приоритетом стало создание пространства, близкого по духу конечному пользователю – разработчикам и геймерам. Одной из главных стала идея изменяемости пространства под нужды пользователей: так появились мобильные модули, способные трансформировать микс-зону в рабочее или выставочное пространство. Весь комплекс – попытка заглянуть в будущее и дать площадку для развития новых виртуальных миров.
  • zooming
    1 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Пространство SPACE
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Выставка голограмм
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Входная группа
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Микс- зона трансформируемой котельной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Рабочий блок в турбинном зале.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Перед началом проектирования Дарья провела объемное исследование не только территории проектирования, но и структуры офисов различных геймдев-компаний. Анализ рынка IT- и геймдев-индустрии показал, что данное направление является перспективным для дальнейшего развития территории проектирования. Дарья учла потребности будущих пользователей, их интересы и запросы, одной из основных задач стало создание динамичного пространства, которое будет актуальным не только в настоящем, но и в будущем. Работа заняла второе место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.
 
 
FUTURE FACTORY / Должикова Зоя
Комплекс фабрики «Красное знамя» является памятником авангарда – в основе этого направления лежит отказ от традиционного, эксперименты, революционное направление мысли. В наши дни такие характеристики присущи сфере современных технологий, инноваций. Промышленное производство трансформируется в производство смыслов, идей и технологий. Новое воплощение фабрики «Красное знамя» – ​научно-образовательный центр Future Factory.

На территории комплекса тесно связаны искусство и технологии. Для выставочных пространств характерна интерактивность, высокотехнологичность, широко используется иммерсивная среда. Инсталляции создаются при помощи искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности. На территории применяются новейшие технологии в сфере строительства, параметрическое проектирование. Для сохранения духа места на территории восстановлены утерянные исторические элементы, многие из которых приобретают современную функцию.
  • zooming
    1 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Интерьер главного зала научно-образовательного центра в здании ТЭЦ.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Арт-объекты
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Фрагменты интерьера.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Система каркасов.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Перед проектированием Зоя провела анализ мирового и отечественного опыта преобразования промышленных территорий. В результате была разработана уникальная концепция с учетом особенностей территории и духа места. В данном проекте прослеживается уважение к истории, бережное отношение к памятникам промышленной
 

КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды / Ефимова Анна
Фабрика «Красное знамя» была ведущим производителем трикотажных изделий. Сегодня в Петербурге есть множество локальных брендов одежды, но нет единой площадки, где можно было бы проводить обучение персонала, выпускать продукцию, обмениваться опытом с единомышленниками. Проект отдает дань прошлому завода, превращая его в центр культуры и моды, возрождая производство и реализацию модной одежды.

Кинетические малые архитектурные формы и объекты интерьера дают возможность менять пространство, тем самым обеспечивая множество сценариев использования. На территории возможен как рабочий или учебный процесс, так и проведение показов, лекций, фестивалей. Движение вперед, кинетическая энергия и технологии, мода, эстетика, вариативность пространства – это основы культурного кластера «Кинестетика».
  • zooming
    1 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Анна провела масштабное предпроектное исследование, результатом которого стал вывод о необходимости создания инновационного образовательно-развлекательного кластера. Промышленные зоны имеют большой потенциал с точки зрения архитектурной выразительности. Реновация и ревитализация – популярный и эффективный метод решения проблем промышленных территорий. 


GREEN PLACE / Тюняева Алена 
Green place – экологичное мультифункциональное пространство, которое вырастает из полуразрушенного гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине. Эстетические решения подчеркивают связь человека и природы, а инженерные технологии обеспечивают «дружбу» между зданием и природой. Из синтеза здания и сквера рождается эко-пространство, которое позволяет местному сообществу объединяться, отдыхать и привлекать туристов.

Основное здание разделено на две функциональные зоны: развлекательно-образовательную и ресторанную. Первая включает универсальный зал с амфитеатром и аудиториями, вторая – кафе-бар и кафе-оранжерею с видом на Софийский собор. Обе зоны объединяет стеклянный атриум с выставочным пространством и выходом на террасу с видом на собор и яблоневый сад.
  • zooming
    1 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Зона отдыха
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Кофейня
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Вид со стороны ЖК осенью
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Интерьер ресторана
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Фонтаны
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Зона активности
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Интерьер «Green-кафе»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Читальная зона
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Детская зона от 14 до 18 лет.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Спортивная площадка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    11 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Генеральный план
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Проект Алены основывается на бережном отношении к природе и окружающей застройки. Было необходимо сохранить существующий ландшафт и озеленение, а также создать многофункциональное место для жителей города и для туристов, Место, которое не будет выбиваться из культурно-исторического облика района, а наоборот подчеркнет его значимость и наследие.


Энергонезависимый кластер ALUSTON / Донник Елизавета
ALUSTON – энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной территорий Алушты. Концепция заключается в создании комфортной и многофункциональной среды для различных социальных групп населения, а также в бережном внедрении возобновляемых источников энергии в архитектуру и малые архитектурные формы. Результат и анализ аэродинамического расчета помог найти верные решения по зонированию участка, формированию тематических зон: солнце, вода, ветер. Также принято обоснованное решение по интеграции ветроэнергетических установок в архитектуру и среду, направленных на самообеспечение парка и набережной. ALUSTON станет привлекательным пространством для исследований, прогулок, тихого и активного отдыха жителей и туристов.
  • zooming
    1 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
В представленной работе рассматривается концепция паркового пространства на территории бывшего санатория «Северная Двина» и концепция развития центральной набережной Алушты.​ ALUSTON – греческое название города, которое можно перевести как «усиление ветра», «энергия ветра».

Работа выполнена на основе научно-исследовательской работы «Ветроэнергетический потенциал и аэродинамические характеристики современных архитектурных объектов и общественных пространств» (Исполнитель НИР: Донник Елизавета Валерьевна, руководитель НИР: Фёдоров О. П., 2019 г.). Проектируемая территория входит в перечень общественных пространств, выносимых на рейтинговое голосование для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды».

Елизавета одна из немногих затронула тему альтернативных источников энергии и важности изучения аэродинамических характеристик, создала цифровую модель проектируемого участка и с помощью современного программного обеспечения провела аэродинамический анализ территории. 


NATURAL HABITAT PARK / Скакунова Елена
NATURAL HABITAT PAPK – научно-развлекательный парк в поселке городского типа Симеиз. Участок проектирования входит в перечень общественных пространств, выносимых на рейтинговое голосование для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды». Концепция нацелена на сохранение и восстановление уникальной природы полуострова Крыма, восстановление диалога человека и природы, создание современного общественного пространства, отвечающего запросу населения. В проект заложены решения экологических проблем, причиной которых стала высокая степень урбанизации прибрежных территорий.
  • zooming
    1 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Павильон «Волна»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Теплицы
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Амфитеатр «Бриз»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Результатом масштабного предпроектного исследования, включавшего изучение градостроительного и исторического контекста, социологического опроса местных жителей и туристов, стал вывод о необходимости создания инновационного климатоустойчивого и природоохранного проекта. Природа Крыма уникальна и требует внимательного отношения, важно сохранить биоразнообразие полуострова и неповторимый ландшафт. Анализ глобальных экологический проблем и их влияния на территорию проектирования позволил Елене разработать концепцию. Работа заняла первое место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.​

31 Июля 2020

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.