СПбГАСУ-2020. Часть I.

Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.

mainImg
Представляем выпускные работы бакалавров Кафедры Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, специально отобранные преподавателями для публикации. Студенческие проекты посвящены альтернативным сценариям организации парка «Тучков буян», ревитализации территории бывшей фабрики «Красное Знамя», приспособлению руин бывшего гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине, а также развитию природных территорий Крыма.

В первой части – работы, выполненные под руководством доцентов Ирины Школьниковой и Дениса Романова. Руководитель кафедры – Суровенков Андрей Викторович.
cic =

Ирина Школьникова

В 2020 году Кафедра оказалась в непривычном формате выполнения и защиты дипломных работ в условиях дистанционного обучения. Такой формат дал и студентам и преподавателям новый опыт. Из плюсов – гибкость учебного процесса, больше индивидуального контакта студентов с преподавателями, доступность из любой точки страны. Минусы – отсутствие живого общения и коллективной энергетики. Многое также зависело от самодисциплины. Для общения университет предоставил несколько платформ: Teams, Moodle gasu, также мы использовали социальные сети. Даже в таких условиях дипломные работы бакалавров получились убедительными и продуманными.
cic =

Денис Романов

Это уже второй выпуск бакалавров на кафедре ДАС совместно с Ириной Григорьевной Школьниковой. Работы этого года выделяет авторский подход к выбору тематики работы, наполнению сценарными составляющими и графическому оформлению. Сложности весеннего онлайн-обучения мобилизовали студентов, что позволило им показать зрелость и индивидуальность дизайн-концепций в своих работах


GO GREEN / Зелимгер Марьям
Парк «Тучков буян» расположен на реке Малая Нева в историческом центре Санкт-Петербурга. Будущий парк с прямым доступом к воде станет ключевым узлом зеленого каркаса города, знаковым местом для горожан и гостей города. Концепция развития парка включает три основные идеи:
  1. Создание новой городской экосистемы под лозунгом «GO GREEN». Предусмотрены зоны с различными ландшафтными приемами: аллеями деревьев, открытыми и закрытыми пространствами, фруктовым садом, зеленым лабиринтом, лугом, лесом, озером; Дождевой сад с инновационными «дождевыми деревьями» обеспечивает циркуляцию и очистку воды на территории парка.
  2. Устойчивый дизайн: создание безопасного и всесезонного парк для всех групп пользователей.
  3. «Андеграунд» – развитие подземного пространства на сохранившемся от предыдущей стройки фундаменте. Здесь под бионическим светопрозрачным покрытием расположится оранжерея, а также общественные пространства. В основу концепции организации подземных пространств легли образы дворов-колодцев и проходных дворов.
В брендинге парка Марьям использовала ассоциации с дождливым Петербургом. Зоны проектируемого парка названы по аналогии с историческими названиями ранее существовавших участков на этой территории: «Ватный остров», «Мокруши» и другие.
  • zooming
    1 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Ватный остров
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Оранжерея
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Входной павильон
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Амфитеатр
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.Генеральный план
    © СПбГАСУ.
  • zooming
    6 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 9
    Зелимгер Марьям. Go green. Взрыв-схема
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Работа выполнена по Техническому заданию международного конкурса на проект парка Тучков Буян. Предметом исследования являлась функционально-планировочная, объемно-пространственная и средовая организация территории с учетом истории места и особенностей района проектирования. В дипломном проекте автору удалось соединить исторические и современные приемы ландшафтного проектирования. Достоинство работы – деликатное отношение к уникальным панорамам Санкт-Петербурга. Марьям имеет многочисленные сертификаты и грамоты за призовые места во Всероссийских и международных конкурсах. В том числе первое место в международном конкурсе «Триумф павильон 2020»(Великобритания, Лондон) с правом реализации проекта.
 

Гейм-дейв студия «PLANT» / Григорьева Дарья
Промышленное прошлое территории фабрики «Красное знамя» наполнено научно-техническими инновациями и передовыми технологиями своего времени, что и стало отправной точкой в выборе концепции дальнейшего развития. Геймдев индустрия, которая разрабатывает видеоигры на различных платформах, активно развивается во всем мире и как нельзя лучше соответствует сфере инноваций, поэтому отлично подходит для следующего этапа жизни территории – геймдев-студии PLANT.
Приоритетом стало создание пространства, близкого по духу конечному пользователю – разработчикам и геймерам. Одной из главных стала идея изменяемости пространства под нужды пользователей: так появились мобильные модули, способные трансформировать микс-зону в рабочее или выставочное пространство. Весь комплекс – попытка заглянуть в будущее и дать площадку для развития новых виртуальных миров.
  • zooming
    1 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Пространство SPACE
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Выставка голограмм
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Входная группа
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Микс- зона трансформируемой котельной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Дарья Григорьева. Гейм-дейв студия «PLANT». Рабочий блок в турбинном зале.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Перед началом проектирования Дарья провела объемное исследование не только территории проектирования, но и структуры офисов различных геймдев-компаний. Анализ рынка IT- и геймдев-индустрии показал, что данное направление является перспективным для дальнейшего развития территории проектирования. Дарья учла потребности будущих пользователей, их интересы и запросы, одной из основных задач стало создание динамичного пространства, которое будет актуальным не только в настоящем, но и в будущем. Работа заняла второе место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.
 
 
FUTURE FACTORY / Должикова Зоя
Комплекс фабрики «Красное знамя» является памятником авангарда – в основе этого направления лежит отказ от традиционного, эксперименты, революционное направление мысли. В наши дни такие характеристики присущи сфере современных технологий, инноваций. Промышленное производство трансформируется в производство смыслов, идей и технологий. Новое воплощение фабрики «Красное знамя» – ​научно-образовательный центр Future Factory.

На территории комплекса тесно связаны искусство и технологии. Для выставочных пространств характерна интерактивность, высокотехнологичность, широко используется иммерсивная среда. Инсталляции создаются при помощи искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности. На территории применяются новейшие технологии в сфере строительства, параметрическое проектирование. Для сохранения духа места на территории восстановлены утерянные исторические элементы, многие из которых приобретают современную функцию.
  • zooming
    1 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Интерьер главного зала научно-образовательного центра в здании ТЭЦ.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Арт-объекты
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Фрагменты интерьера.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Зоя Должикова. Future Factory. Система каркасов.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Перед проектированием Зоя провела анализ мирового и отечественного опыта преобразования промышленных территорий. В результате была разработана уникальная концепция с учетом особенностей территории и духа места. В данном проекте прослеживается уважение к истории, бережное отношение к памятникам промышленной
 

КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды / Ефимова Анна
Фабрика «Красное знамя» была ведущим производителем трикотажных изделий. Сегодня в Петербурге есть множество локальных брендов одежды, но нет единой площадки, где можно было бы проводить обучение персонала, выпускать продукцию, обмениваться опытом с единомышленниками. Проект отдает дань прошлому завода, превращая его в центр культуры и моды, возрождая производство и реализацию модной одежды.

Кинетические малые архитектурные формы и объекты интерьера дают возможность менять пространство, тем самым обеспечивая множество сценариев использования. На территории возможен как рабочий или учебный процесс, так и проведение показов, лекций, фестивалей. Движение вперед, кинетическая энергия и технологии, мода, эстетика, вариативность пространства – это основы культурного кластера «Кинестетика».
  • zooming
    1 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 10
    Анна Ефимова. КИНЕСТЕТИКА. Кластер современных индустрий моды. Ревитализация территории бывшей фабрики «Красное знамя».
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Анна провела масштабное предпроектное исследование, результатом которого стал вывод о необходимости создания инновационного образовательно-развлекательного кластера. Промышленные зоны имеют большой потенциал с точки зрения архитектурной выразительности. Реновация и ревитализация – популярный и эффективный метод решения проблем промышленных территорий. 


GREEN PLACE / Тюняева Алена 
Green place – экологичное мультифункциональное пространство, которое вырастает из полуразрушенного гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине. Эстетические решения подчеркивают связь человека и природы, а инженерные технологии обеспечивают «дружбу» между зданием и природой. Из синтеза здания и сквера рождается эко-пространство, которое позволяет местному сообществу объединяться, отдыхать и привлекать туристов.

Основное здание разделено на две функциональные зоны: развлекательно-образовательную и ресторанную. Первая включает универсальный зал с амфитеатром и аудиториями, вторая – кафе-бар и кафе-оранжерею с видом на Софийский собор. Обе зоны объединяет стеклянный атриум с выставочным пространством и выходом на террасу с видом на собор и яблоневый сад.
  • zooming
    1 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Зона отдыха
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Кофейня
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Вид со стороны ЖК осенью
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Интерьер ресторана
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Фонтаны
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Зона активности
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Интерьер «Green-кафе»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Читальная зона
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Детская зона от 14 до 18 лет.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Спортивная площадка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    11 / 11
    Алена Тюняева. GREEN PLACE. Ревитализация территории бывшего гарнизонного манежа Лейб-Гвардии Гусарского полка в г. Пушкин. Генеральный план
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Проект Алены основывается на бережном отношении к природе и окружающей застройки. Было необходимо сохранить существующий ландшафт и озеленение, а также создать многофункциональное место для жителей города и для туристов, Место, которое не будет выбиваться из культурно-исторического облика района, а наоборот подчеркнет его значимость и наследие.


Энергонезависимый кластер ALUSTON / Донник Елизавета
ALUSTON – энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной территорий Алушты. Концепция заключается в создании комфортной и многофункциональной среды для различных социальных групп населения, а также в бережном внедрении возобновляемых источников энергии в архитектуру и малые архитектурные формы. Результат и анализ аэродинамического расчета помог найти верные решения по зонированию участка, формированию тематических зон: солнце, вода, ветер. Также принято обоснованное решение по интеграции ветроэнергетических установок в архитектуру и среду, направленных на самообеспечение парка и набережной. ALUSTON станет привлекательным пространством для исследований, прогулок, тихого и активного отдыха жителей и туристов.
  • zooming
    1 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 7
    Елизавета Донник. ALUSTON – Энергонезависимый кластер развития парковой и прибрежной
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
В представленной работе рассматривается концепция паркового пространства на территории бывшего санатория «Северная Двина» и концепция развития центральной набережной Алушты.​ ALUSTON – греческое название города, которое можно перевести как «усиление ветра», «энергия ветра».

Работа выполнена на основе научно-исследовательской работы «Ветроэнергетический потенциал и аэродинамические характеристики современных архитектурных объектов и общественных пространств» (Исполнитель НИР: Донник Елизавета Валерьевна, руководитель НИР: Фёдоров О. П., 2019 г.). Проектируемая территория входит в перечень общественных пространств, выносимых на рейтинговое голосование для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды».

Елизавета одна из немногих затронула тему альтернативных источников энергии и важности изучения аэродинамических характеристик, создала цифровую модель проектируемого участка и с помощью современного программного обеспечения провела аэродинамический анализ территории. 


NATURAL HABITAT PARK / Скакунова Елена
NATURAL HABITAT PAPK – научно-развлекательный парк в поселке городского типа Симеиз. Участок проектирования входит в перечень общественных пространств, выносимых на рейтинговое голосование для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды». Концепция нацелена на сохранение и восстановление уникальной природы полуострова Крыма, восстановление диалога человека и природы, создание современного общественного пространства, отвечающего запросу населения. В проект заложены решения экологических проблем, причиной которых стала высокая степень урбанизации прибрежных территорий.
  • zooming
    1 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Генеральный план
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Павильон «Волна»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Теплицы
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK. Амфитеатр «Бриз»
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Елена Скакунова. Дизайн-концепция парка и набережной в пгт. Симеиз. NATURAL HABITAT PARK.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Результатом масштабного предпроектного исследования, включавшего изучение градостроительного и исторического контекста, социологического опроса местных жителей и туристов, стал вывод о необходимости создания инновационного климатоустойчивого и природоохранного проекта. Природа Крыма уникальна и требует внимательного отношения, важно сохранить биоразнообразие полуострова и неповторимый ландшафт. Анализ глобальных экологический проблем и их влияния на территорию проектирования позволил Елене разработать концепцию. Работа заняла первое место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.​

31 Июля 2020

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.