Открытый космос

К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.

Автор текста:
Алла Павликова

21 Апреля 2020
mainImg

Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV
ГК «Спектрум»

Проект:

Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 – 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)
В марте текущего года проект нового терминала кемеровского международного аэропорта, разработанный ГК «Спектрум» совместно с архитектурным бюро ASADOV, получил положительное заключение госэкспертизы. В апреле планируется подвести итоги тендера по выбору генерального подрядчика для реализации проекта. После чего будет дан официальный старт начала строительных работ.

Действующий аэропорт Кемерово небольшой: два терминала – внутренний и международный. Оба построены в 1960–1970, с момента открытия в городе воздушной гавани. Необходимость модернизации аэродрома назрела давно. В пик сезона он с трудом справляется с нагрузками и не обеспечивает необходимый комфорт пассажирам. При этом город активно развивается и все чаще становится центром всероссийских и мировых событий. К примеру, в 2022 году Кемерово готовится принять ЧМ по волейболу среди мужчин.
Генплан. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© ГК Спектрум

С 2016 года аэропорт находится под управлением крупнейшего аэропортового холдинга «Новапорт», который сначала инициировал разработку проекта реконструкции существующих зданий, летного поля и взлетно-посадочной полосы. А затем, в 2019 задумался о строительстве третьего пассажирского терминала для внутренних вылетов – для проекторования «Новапорт» напрямую обратился в компанию «Спектрум» и бюро ASADOV, с которыми сотрудничает давно и успешно. Пример – аэропорт в Перми, реализованный в 2017.

Компания «Спектрум» в роли генпроектировщика разработала функциональную схему здания: четкую, ясную и достаточно экономную, – рассказывает Андрей Асадов. На ее основе в рамках ограниченного бюджета необходимо было создать лаконичный и выразительный архитектурный образ. В сжатые сроки совместными усилиями был разработан архитектурный проект терминала, а также дизайн-проект интерьеров общественных зон.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Центральный вход
© Архитектурное бюро ASADOV

Новое здание планируется построить на территории действующего аэропорта, расположенного в 5 км от юго-восточной границы города и в 11 км от его центра. Существующие терминалы соседствуют друг с другом. С востока – международный сектор, по центру – внутренние рейсы. Новый объем займет свободный участок с западной стороны. Вместе все три здания сформируют простую линейную композицию вдоль кромки летного поля. Между корпусами появятся стеклянные галереи переходов.

В плане новый терминал имеет простую форму прямоугольника, которая будет дополнена двумя телескопическими трапами. Размеры плана в осях – 84х51 м. Высота объема – чуть более 21 м: три наземных этажа и один подземный.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Вид сверху
© Архитектурное бюро ASADOV

В основе сюжета – космос. Подобно саратовскому аэропорту, спроектированному и построенному бюро ASADOV, который носит имя Юрия Гагарина, кемеровские воздушные ворота «посвящены» Алексею Леонову, который родился в селе Листвянка Кемеровской области. Леонов – первый космонавт, вышедший в открытое космическое пространство. Но если в Саратове космическая тематика слегка завуалирована (кроме того напомним, что имя Гагарина аэропорт получил уже тогда, когда здание строилось), то здесь она преподнесена в чистом виде: открытый космос, необъятное пространство вселенной, безграничное и мерцающее небо вокруг. И это невзирая на скромные размеры здания – общая площадь чуть более 10 000 м², вдвое меньше, чем в Саратове.
author photo

Андрей Асадов

«Тема космоса снова стала для нас центральной. В Саратове это мечта о космосе, романтическая, белоснежная, в духе 1960-х.

В Кемерове возникла иная версия – бесконечное пространство, звездное небо».


Открытый космос спрятан внутри здания, как сладкая начинка. Но слегка распробовать ее на вкус можно будет уже снаружи. Фасады терминала по всему контуру отданы витражному остеклению и почти буквально «наполнены» звездным сиянием, превращающим прозрачное стекло в подобие гигантского многоцветного экрана.

Витражный периметр основного объема лишь в отдельных зонах прикрыт декоративными горизонтальными ламелями из металла, преимущественно в тех местах, где расположены вспомогательные и технические помещения. В частности, они опоясывают скругленный угол со стороны главного фасада и далее перетекают на торцевую часть и ответвление стеклянной галереи перехода.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Стеклянный объем накрыт серебристой кровлей, чья поверхность, плавно изгибаясь, перед главным фасадом спукается до земли, почти как угол скатерти со стола или – точнее – как крыло какого-нибудь фантастического летательного аппарата, разделяясь на два острых треугольника, пространство между которыми образует заглавную букву фамилии космонавта – Л. Так возникает скульптура-знак, здание срастается со своим названием, становится его органичной частью. А главный входной фасад, обращенный к небольшой площади и подъездной дороге, получает эффектный узнаваемый акцент. «Крыло» металлической кровли создает и козырек перед входом, оно же выдвигается эффектными хай-тековскими карнизами по сторонам, придавая объему завершенность.

Схожий прием можно увидеть в асадовском аэропорте Перми, чьи исполинские золотистые крылья напоминают и об ангелах, и о полетах вообще. В здании саратовского аэропорта тоже можно увидеть размах крыльев, он дан более тонко, вибрирует с лучах солнца, почти как мираж. Но там активнее тема стекла, прозрачного и отражающего, поблескивающего. Стекло и крыло становятся, похоже, авторским признаком новых аэропортов бюро ASADOV. Что неудивительно, они отлично подходят по смыслу.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Главный фасад
© Архитектурное бюро ASADOV

Плоскость кровли и козырька планируется облицевать металлическими панелями серебристого оттенка, характерного для космических аппаратов. Вся конструкция выглядит тонкой и изящной. Опираясь на стеклянное основание, визуально она висит в воздухе. Кажется, что опорой для нее служат только острые углы серебристого крыла. По словам Андрея Асадова, найти конструктивное решение для такого художественного приема оказалось совсем не просто, тем более что строиться здание будет в зоне повышенной сейсмичности, где требования к безопасности особенно высоки.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Вид со стороны летного поля
© Архитектурное бюро ASADOV

Зоны вылета и прилета разведены по уровням. Зал для вылетающих с сопутствующими службами занимает почти весь второй этаж. На первом – зоны прилета, выдачи багажа, стойки регистрации. Также в новом терминале компактно разместятся залы специального обслуживания и повышенной комфортности для пассажиров бизнес-класса.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Весь потолок – общий над зонами вылета и прилета – затемнен. Точечные светильники формируют на этом фоне множество созвездий, скоплений и даже млечный путь.

«Мы стремились передать ощущение бесконечности, трансформировать пространство за счет цвета и света, – объясняет Андрей Асадов. – Это сильный эмоциональный прием: человек заходит в аэропорт, а попадает в открытый космос». Что, заметим, точно раскрывает главную тему именного посвящения Леонову – того самого выхода из корабля, и множества звезд, которые видит космонавт, ярких без атмосферной преграды.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Несмотря на эффект звездного неба над головой, в залах терминала будет достаточно светло. Дополнительным источником естественного освещения станут кровельные световые фонари. Над центральным залом первого этажа их шесть – крупные, поперечные, ромбовидные, с просвечивающим скелетом стальных подконструкций. Еще один фонарь по всей длине рассекает «звездное небо» над зоной ожидания вылета.

Интерьер получился фантастический. Его сложно ассоциировать с аэропортом, скорее он похож на планетарий или музей. Эта ассоциация будет усилена благодаря модели космического аппарата «Восход-2», того самого корабля, из которого Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Модель в натуральную величину предполагается подвесить в центре основного зала.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Зал прилета. Модель космического аппарата «Восход-2»
© Архитектурное бюро ASADOV
zooming
1. Алексей Леонов за работой. 2. Алексей Леонов «Человек над планетой»
Предоставлено архитектурным бюро ASADOV

В Саратове в здании аэровокзала был создан космический музей с огромной медиа-лентой. В Кемеровском терминале все пространство решено таким образом, что напоминает музейное. Вместо медиа-ленты и экспонатов здесь большой светодиодный экран, транслирующий космические пейзажи, и световое панно с репродукцией картины Алексея Леонова. Не все знают, но советский космонавт был еще и художником. Его работы хранятся, в том числе, в Третьяковской галерее. Картина Леонова «Над Черным морем», изображающая космонавта в открытом космосе, займет всю стену над стойками регистрации. Светодиодный экран планируется разместить в основном двусветном зале, на бортике второго антресольного этажа.
  • zooming
    1 / 8
    Разрез 1-1. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    2 / 8
    Разрез 2-2. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    3 / 8
    Разрез 3-3. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    4 / 8
    План кровли. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    5 / 8
    Узлы. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    6 / 8
    План на отметке 5,400. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    7 / 8
    План на уровне 10,800. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    8 / 8
    План на уровне 0,000. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум

Как рассказал Андрей Асадов, проект Кемеровского аэропорта развивался стремительно. И столь же ударными темпами его планируется реализовать: уже весной будущего года руководство аэровокзала обещает открыть терминал для пассажиров. К 300-летнему юбилею Кузбаса город получит не только современный транспортный хаб, но также новый городской символ, напоминание о космических достижениях страны и о том, каких людей рождает кемеровская земля.


Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV
ГК «Спектрум»

Проект:

Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 – 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)

21 Апреля 2020

Автор текста:

Алла Павликова

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.