English version

Открытый космос

К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.

Автор текста:
Алла Павликова

21 Апреля 2020
mainImg
Проект:
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)
В марте текущего года проект нового терминала кемеровского международного аэропорта, разработанный ГК «Спектрум» совместно с архитектурным бюро ASADOV, получил положительное заключение госэкспертизы. В апреле планируется подвести итоги тендера по выбору генерального подрядчика для реализации проекта. После чего будет дан официальный старт начала строительных работ.

Действующий аэропорт Кемерово небольшой: два терминала – внутренний и международный. Оба построены в 1960–1970, с момента открытия в городе воздушной гавани. Необходимость модернизации аэродрома назрела давно. В пик сезона он с трудом справляется с нагрузками и не обеспечивает необходимый комфорт пассажирам. При этом город активно развивается и все чаще становится центром всероссийских и мировых событий. К примеру, в 2022 году Кемерово готовится принять ЧМ по волейболу среди мужчин.
Генплан. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© ГК Спектрум

С 2016 года аэропорт находится под управлением крупнейшего аэропортового холдинга «Новапорт», который сначала инициировал разработку проекта реконструкции существующих зданий, летного поля и взлетно-посадочной полосы. А затем, в 2019 задумался о строительстве третьего пассажирского терминала для внутренних вылетов – для проекторования «Новапорт» напрямую обратился в компанию «Спектрум» и бюро ASADOV, с которыми сотрудничает давно и успешно. Пример – аэропорт в Перми, реализованный в 2017.

Компания «Спектрум» в роли генпроектировщика разработала функциональную схему здания: четкую, ясную и достаточно экономную, – рассказывает Андрей Асадов. На ее основе в рамках ограниченного бюджета необходимо было создать лаконичный и выразительный архитектурный образ. В сжатые сроки совместными усилиями был разработан архитектурный проект терминала, а также дизайн-проект интерьеров общественных зон.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Центральный вход
© Архитектурное бюро ASADOV

Новое здание планируется построить на территории действующего аэропорта, расположенного в 5 км от юго-восточной границы города и в 11 км от его центра. Существующие терминалы соседствуют друг с другом. С востока – международный сектор, по центру – внутренние рейсы. Новый объем займет свободный участок с западной стороны. Вместе все три здания сформируют простую линейную композицию вдоль кромки летного поля. Между корпусами появятся стеклянные галереи переходов.

В плане новый терминал имеет простую форму прямоугольника, которая будет дополнена двумя телескопическими трапами. Размеры плана в осях – 84х51 м. Высота объема – чуть более 21 м: три наземных этажа и один подземный.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Вид сверху
© Архитектурное бюро ASADOV

В основе сюжета – космос. Подобно саратовскому аэропорту, спроектированному и построенному бюро ASADOV, который носит имя Юрия Гагарина, кемеровские воздушные ворота «посвящены» Алексею Леонову, который родился в селе Листвянка Кемеровской области. Леонов – первый космонавт, вышедший в открытое космическое пространство. Но если в Саратове космическая тематика слегка завуалирована (кроме того напомним, что имя Гагарина аэропорт получил уже тогда, когда здание строилось), то здесь она преподнесена в чистом виде: открытый космос, необъятное пространство вселенной, безграничное и мерцающее небо вокруг. И это невзирая на скромные размеры здания – общая площадь чуть более 10 000 м², вдвое меньше, чем в Саратове.
author photo

Андрей Асадов

«Тема космоса снова стала для нас центральной. В Саратове это мечта о космосе, романтическая, белоснежная, в духе 1960-х.

В Кемерове возникла иная версия – бесконечное пространство, звездное небо».


Открытый космос спрятан внутри здания, как сладкая начинка. Но слегка распробовать ее на вкус можно будет уже снаружи. Фасады терминала по всему контуру отданы витражному остеклению и почти буквально «наполнены» звездным сиянием, превращающим прозрачное стекло в подобие гигантского многоцветного экрана.

Витражный периметр основного объема лишь в отдельных зонах прикрыт декоративными горизонтальными ламелями из металла, преимущественно в тех местах, где расположены вспомогательные и технические помещения. В частности, они опоясывают скругленный угол со стороны главного фасада и далее перетекают на торцевую часть и ответвление стеклянной галереи перехода.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Стеклянный объем накрыт серебристой кровлей, чья поверхность, плавно изгибаясь, перед главным фасадом спукается до земли, почти как угол скатерти со стола или – точнее – как крыло какого-нибудь фантастического летательного аппарата, разделяясь на два острых треугольника, пространство между которыми образует заглавную букву фамилии космонавта – Л. Так возникает скульптура-знак, здание срастается со своим названием, становится его органичной частью. А главный входной фасад, обращенный к небольшой площади и подъездной дороге, получает эффектный узнаваемый акцент. «Крыло» металлической кровли создает и козырек перед входом, оно же выдвигается эффектными хай-тековскими карнизами по сторонам, придавая объему завершенность.

Схожий прием можно увидеть в асадовском аэропорте Перми, чьи исполинские золотистые крылья напоминают и об ангелах, и о полетах вообще. В здании саратовского аэропорта тоже можно увидеть размах крыльев, он дан более тонко, вибрирует с лучах солнца, почти как мираж. Но там активнее тема стекла, прозрачного и отражающего, поблескивающего. Стекло и крыло становятся, похоже, авторским признаком новых аэропортов бюро ASADOV. Что неудивительно, они отлично подходят по смыслу.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Главный фасад
© Архитектурное бюро ASADOV

Плоскость кровли и козырька планируется облицевать металлическими панелями серебристого оттенка, характерного для космических аппаратов. Вся конструкция выглядит тонкой и изящной. Опираясь на стеклянное основание, визуально она висит в воздухе. Кажется, что опорой для нее служат только острые углы серебристого крыла. По словам Андрея Асадова, найти конструктивное решение для такого художественного приема оказалось совсем не просто, тем более что строиться здание будет в зоне повышенной сейсмичности, где требования к безопасности особенно высоки.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Вид со стороны летного поля
© Архитектурное бюро ASADOV

Зоны вылета и прилета разведены по уровням. Зал для вылетающих с сопутствующими службами занимает почти весь второй этаж. На первом – зоны прилета, выдачи багажа, стойки регистрации. Также в новом терминале компактно разместятся залы специального обслуживания и повышенной комфортности для пассажиров бизнес-класса.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Весь потолок – общий над зонами вылета и прилета – затемнен. Точечные светильники формируют на этом фоне множество созвездий, скоплений и даже млечный путь.

«Мы стремились передать ощущение бесконечности, трансформировать пространство за счет цвета и света, – объясняет Андрей Асадов. – Это сильный эмоциональный прием: человек заходит в аэропорт, а попадает в открытый космос». Что, заметим, точно раскрывает главную тему именного посвящения Леонову – того самого выхода из корабля, и множества звезд, которые видит космонавт, ярких без атмосферной преграды.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
© Архитектурное бюро ASADOV

Несмотря на эффект звездного неба над головой, в залах терминала будет достаточно светло. Дополнительным источником естественного освещения станут кровельные световые фонари. Над центральным залом первого этажа их шесть – крупные, поперечные, ромбовидные, с просвечивающим скелетом стальных подконструкций. Еще один фонарь по всей длине рассекает «звездное небо» над зоной ожидания вылета.

Интерьер получился фантастический. Его сложно ассоциировать с аэропортом, скорее он похож на планетарий или музей. Эта ассоциация будет усилена благодаря модели космического аппарата «Восход-2», того самого корабля, из которого Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Модель в натуральную величину предполагается подвесить в центре основного зала.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово. Зал прилета. Модель космического аппарата «Восход-2»
© Архитектурное бюро ASADOV
zooming
1. Алексей Леонов за работой. 2. Алексей Леонов «Человек над планетой»
Предоставлено архитектурным бюро ASADOV

В Саратове в здании аэровокзала был создан космический музей с огромной медиа-лентой. В Кемеровском терминале все пространство решено таким образом, что напоминает музейное. Вместо медиа-ленты и экспонатов здесь большой светодиодный экран, транслирующий космические пейзажи, и световое панно с репродукцией картины Алексея Леонова. Не все знают, но советский космонавт был еще и художником. Его работы хранятся, в том числе, в Третьяковской галерее. Картина Леонова «Над Черным морем», изображающая космонавта в открытом космосе, займет всю стену над стойками регистрации. Светодиодный экран планируется разместить в основном двусветном зале, на бортике второго антресольного этажа.
  • zooming
    1 / 8
    Разрез 1-1. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    2 / 8
    Разрез 2-2. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    3 / 8
    Разрез 3-3. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    4 / 8
    План кровли. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    5 / 8
    Узлы. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    6 / 8
    План на отметке 5,400. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    7 / 8
    План на уровне 10,800. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    8 / 8
    План на уровне 0,000. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум

Как рассказал Андрей Асадов, проект Кемеровского аэропорта развивался стремительно. И столь же ударными темпами его планируется реализовать: уже весной будущего года руководство аэровокзала обещает открыть терминал для пассажиров. К 300-летнему юбилею Кузбаса город получит не только современный транспортный хаб, но также новый городской символ, напоминание о космических достижениях страны и о том, каких людей рождает кемеровская земля.


Поставщики, технологии

Проект:
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)

21 Апреля 2020

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.