Вся необходимая городская и транспортная инфраструктура в новом образовании тоже есть, включая недавно построенные детский сад и школу под названием «Логика». В 15 минутах ходьбы располагается станция метро «Прокшино» Сокольнической линии. В ближайшие районы Москвы можно добраться по Калужскому шоссе на автобусе или автомобиле.
Успешная реализация проекта, а он был признан лучшим по результатам голосования на портале «Активный гражданин» в 2020, дала импульс для дальнейшего освоения территории. Под строительство второй очереди выделили большую площадку за Новомихайловским шоссе. Жилая застройка, включающая помимо домов квартального типа еще семь башен, располагается по обе стороны от проспекта Магеллана – главной транспортной артерии района, соединяющей его с Калужским шоссе. В настоящее время дома построены и постепенно заселяются.
Участок у реки площадью 2,6 га, расположенный слева от проспекта, пока пустует. Здесь, еще на этапе проектирования кварталов, застройщик планировал возвести новый образовательный центр. Необходимость в нем есть, несмотря на недавно открытую школу «Логика», рассчитанную на 1300 учеников. «Испанские кварталы» строились в отдалении от городской инфраструктуры, вокруг – частные жилые дома и дачи. Школьных и дошкольных образовательных учреждений практически нет, а те, что есть, переполнены. Пока не построили школу, детям приходилось ездить на занятия в соседние районы. Но и даже после ее открытия вопрос нехватки учебных мест стоит довольно остро, поскольку население продолжает расти.
К проектированию школы бюро ASADOV приступило в 2019 по итогам тендера, организованного заказчиком. Перед архитекторами поставили задачу создать современное образовательное пространство, не просто школу, а мини-город, в котором предусмотрено все для гармоничного развития и образования детей. Такое задание оказалось очень созвучно идеям, проповедуемым командой Андрея Асадова. Их проект образовательного комплекса в Троицке и недавняя реализация школы в Домодедове, демонстрируют именно такой подход: когда вместо сухой нарезки из коридоров и учебных классов формируется насыщенная и разнообразная среда с общественным ядром, атриумом и амфитеатром, с возможностью трансформации пространства, с нестандартным функциональным наполнением из творческих мастерских, лабораторий, оранжерей и даже обсерватории на крыше. При ограниченном бюджете, а вышеупомянутые школы проектировались и строились на средства города, реализовать такой подход довольно непросто. В небольшой школе в Домодедове, к примеру, от архитекторов потребовалось максимум усилий, чтобы воплотить в жизнь идею с амфитеатром. В данном случае, когда сам заказчик хотел видеть в проекте новаторские тенденции последних лет, авторов ограничивали только технические и нормативные требования.
Площадка, отведенная под строительство школы, имеет существенный перепад рельефа и форму четырехугольника с одним вытянутым к северу острым углом. Участок сужается и понижается в направлении берега реки Сосенка. С запада его фиксирует улица Садовая, за ней располагается частная жилая застройка. С северо-востока границу обозначает проспект Магеллана.
Здание получило V-образную в плане форму. Вершина угла обращена к реке, а два крыла распахиваются на юг. Между ними устроен большой школьный двор. Форма здания активно использует рельеф, балансируя между этажами. Кажется, что объем имеет переменную высотность, однако на самом деле он не превышает 3-4 этажей.
Андрей Асадов рассказал, что общее композиционное решение определили строгие инсоляционные ограничения. Все классные комнаты необходимо было расположить вдоль максимально освещенного южного фасада. Он получился самым протяженным, полукруглым, обволакивающим территорию двора. В северную часть здания вынесены спортивный блок, актовый зал, пищеблок и столовые для школьников и дошкольников. Детский сад расположен в правом крыле. Он имеет свой автономный вход, а со школой связан только общим пищеблоком.
В центральной точке полукруглого южного фасада организован главный вход. Дверь слева ведет в начальную школу, справа – в основную. Однако это разграничение условное. Внутри дети всех возрастов встречаются в большом многосветном атриуме.
«Атриум с амфитеатром имеет особенно важное значение. Это объединяющее, многофункциональное пространство, территория детства и один из ключевых элементов образования, ведь именно в процессе неформального общения школьник может почувствовать себя частью социума, частью большого и дружелюбного мира».
Просторный атриум треугольной формы архитекторы разместили в центральной точке здания, в месте пересечения двух его лучей, вмещающих основные школьные помещения, и общественного ядра со спортивными и концертными залами. Трехэтажный атриум собирает все пространство воедино, причем как по горизонтали, так и по вертикали. В уровне первого этажа он служит зоной транзита, общения и отдыха с небольшими кафе и тихими уголками для подготовки к занятиям. А благодаря широким лестницам-амфитеатрам связывает все функциональные зоны, расположенные на разных этажах. Амфитеатр внутри школьного атриума – решение проверенное и выигрышное. Школьники всегда используют его очень активно и разнообразно – как место массовых мероприятий, лекторий, площадку для игр на переменах.
Одна из ключевых идей проекта – возможность трансформации пространства. Ее авторы реализуют в учебных классах со стеклянными раздвижными перегородками, а также в актовом зале, который примыкает к атриуму. Стена за сценой актового зала задумана как раздвижная, убрав ее, можно получить большую концертную площадку стадионного типа, чтобы наблюдать за происходящим на сцене не только из зала, но и из амфитеатра.
Помимо современных учебных аудиторий со стенами, на которых можно писать и рисовать, в образовательном комплексе предусмотрено большое количество дополнительных опций: медиатека и школьный коворкинг, помещения для факультативных занятий, лаборатории, кабинеты для изучения иностранных языков, информационный центр и IT-полигон, арт-блок, творческие мастерские и студии звукозаписи.
Планировка, структура и в целом архитектурное решение здания чем-то напоминает школу в Троицке, правда там, ввиду большего масштаба строительства, лучей было не два, а пять. Но их пары тоже формировали уютный двор. Внутри каждого крыла, как и в данном случае, были созданы светлые рекреационные пространства с широкими витражами во всю стену. В «Испанских кварталах» сплошное остекление тоже предусмотрено – в торцах. Цель такого приема одна – уйти от коридорно-кабинетной схемы, размыть границу между зданием и его окружением. В Троицке – это лес, в Сосенском – река и школьный двор, территория которого используется максимально эффективно.
Интересно, что авторы проекта решили не разделять слишком жестко прогулочные зоны школьников и дошкольников. Границу между ними обозначают лишь невысокий кустарник и широкий диагональный бульвар, связывающий комплекс с жилым районом. Перед центральным входом запланирована достаточно широкая площадь, подходящая для проведения торжественной линейки 1 сентября. Также на пришкольной территории расположились стадион, беговые дорожки, баскетбольная и волейбольная площадки, прогулочные и игровые пространства, а между ними – зеленые лужайки и деревья.
Образовательный центр планировалось реализовать уже в этом году, однако процесс затянулся. Официальный сайт застройщика сообщает, что до сих пор ведется проектирование. Поэтому пока неясно, будет ли центр построен и, если да, то в каком виде.