English version

Пятый элемент

Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.

mainImg
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е., Кузьмина Н.А.
ГИП: Дундуков А.Ю.

2014 — 2015 / 2015 — 2020

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)
О проекте клубного дома на Остоженке во Всеволожском переулке мы рассказывали в 2016 году. Дом расположен в начале «Золотой мили», в пяти минутах пешком от станции Кропоткинской, на месте советской АТС 1980-х годов. По высоте и по красной линии он встроен в историческую застройку, справа и слева от него – два доходных дома архитектора Николая Жерихова начала 1910-х, причем один из них, угловой – внушительная неоклассика, другой, по переулку – несложный модерн. От обоих соседей новый дом отделен проездами, в отличие от советской АТС, которая была пристроена к их брандмауэрам. Новые цезуры в сплошном фронте застройки открыли путь для лучей солнца, которое светит с юга, со стороны двора; они позволили пропустить больше света в переулок, – поясняют авторы проекта.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Образно дом не апеллирует, однако, ни к одной из соседних построек, как и к домам напротив, – а развивает собственную тему, основанную на подчеркнутой орнаментальности где-то на грани модерна и ар-деко, но с некоторым современным укрупнением, вольностью трактовки и геометризацией всех элементов. Рынок московских клубных домов требует, с одной стороны, решения отчетливо-дорогого, построенного на ценных материалах, и прорисованного, детализированного – а с другой стороны, он же предпочитает необычное и неповторяющееся. Надо признать, дом во Всеволожском соответствует обоим критериям. Фасады очень насыщены, их основные фактуры – натуральный известняк и металл (стеклофибробетон с поверхностью, имитирующей патинированную бронзу). Но главное – в Москве такого еще не было.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

В целом дом придерживается достаточно консервативной планировки и типологии: он выстроен «покоем» с двумя лестничными ризалитами со стороны двора, по центру на улицу выходит импозантный входной портал с глубоким двусветным вестибюлем за ним. По сторонам от него – граненые вертикали эркеров, в верхнем ярусе над их выступами – лоджии-террасы пентхаусов под массивными козырьками с застекленными «окнами в небо», похожими на крупные кессоны.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Структура, повторимся, традиционная, но каждый элемент в ее составе усилен несколько больше, чем обычно. Эркеры образуют граненую волну, верхние лоджии как бы в противовес им глубоки и просторны, входной портал велик. Кроме того, «металлических» поверхностей – очень много: со стеклом и камнем они образуют плетение сродни ювелирному, конечно, с поправкой на укрупнение во много раз.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Орнаментальное плетение и стало основополагающим приемом, формирующим ощущение «особости» дома. Пустых плоскостей на главном фасаде практически нет, и все элементы, даже те, в которых можно увидеть ордерную основу, подчинены общей «ковровой» декоративности. Так, простенки между эркерами уподоблены каннелированным пилястрам, но у них нет ни баз, ни капителей, помимо «сецессионовских» металлических подвесок-полосок вверху. Каменные вертикали могут показаться в равной степени каннелюрами или откликом поверхности стен на форму эркеров, поскольку их рельеф состоит из трехгранных выступов, а вовсе не из традиционных желобков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Рустованная поверхность здесь же рядом получает скошенные контуры, образующие в простенках между окнами перспективную иллюзию – ложный уступ сродни находкам Помпеянского стиля. Замковые камни не венчают арок и не образуют сандриков, а лишь служат декоративными «коронами», будучи размещены ближе к цокольной части. Поребрики, повсеместно – огромные, каменные и бронзовые, ощутимо крупнее своих ордерных прообразов, работают на усиление светотени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Наверное, наиболее традиционно выглядит бронзовая бриллиантовая разгранка переплетов тройных окон; она же усиливает ассоциации с Помпеянским стилем и ар-деко.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Все, что не может так или иначе быть объяснено с точки зрения ордера, подчинено орнаменту, который с долей условности можно подразделить на два вида: поверхности, сплошь покрытые «климтовскими» завитками – и рисунок, составленный из зигзагов и косых пластин, каждая из которых выглядывает из-под соседней. Они похожи на контрельеф (рельеф, не превышающий верхней плоскости исходного камня, техника, популярная в Древнем Египте – прим. ред.), изображающий растущие кристаллы. Любопытно, как со стороны двора крупный орнамент перекликается с пространственным рисунком бликов на косоурах лестниц в солнечном свете.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Важно и то, что «пластинчатый» рельеф покрывает не только фронтальные поверхности: рельефная отделка дома повсеместна и затрагивает, в частности, нижние плоскости эркеров, так что подняв голову, прохожий тоже увидит орнамент. «Для нас было принципиальным трактовать поверхность дома как обработанную, динамичную, проявить глубину поверхности камня», – подчеркивает глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Иногда пластинчатый рисунок «срастается» с завитками, причем в этой ситуации волюты становятся крупнее, а их контур – более вольным. Между камнем и бронзой «слоистые кристаллы» поделены примерно пополам – они присутствуют и там, и там, отвечая за цельность подхода и связь между двумя основными материалами фасада.

Они объединяют весь дом. Все рисунки учитывают стыки между каменными и бронзовыми пластинами, во многих случаях включая их в общий ритм как его достаточно естественную часть – может показаться, что дом складывается у нас на глазах из отдельных «чешуек», обыгрывая таким образом современную технологию взаимодействия вентфасада и его облицовки.
  • zooming
    1 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    2 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    3 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    4 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    5 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Рельефные мотивы находят продолжение в рисунках бронзовых решеток, причем на выступах эркеров они более свободные и абстрактно-геометричные, а в плоскостных вертикалях, решенных более традиционно, появляются фигуративные цветы-подсолнухи.

Впрочем, в базовом мотиве эркеров также можно разглядеть фигуративность – обобщенные человеческие фигурки, круг из которых образует солнце в логотипе дома, предложенном архитекторами.
zooming
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Круг означает содружество жильцов, а условные оригами-«тени» фигур, которые на фасаде можно найти почти везде, хотя и в очень зашифрованном виде, служат напоминанием об основной идее. Контуры «человеческой фигуры», расчерченной наподобие пентаграммы, немного даже напоминают плечистый абрис модулора Ле Корбюзье, что неожиданно переправляет нас от условного «Сецессиона» к поискам более позднего времени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Более плотная и детализированная разновидность орнамента находит продолжение в медных панелях над входом и в вестибюле, – здесь, ближе к входящему, использован настоящий металл. Переливы его драгоценного «червонного» оттенка хорошо читаются благодаря тесному «парчовому» плетению разнонаправленных завитков, работая на образ дорогой «оправы» или «подкладки» дома.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Дворовый фасад решен лаконичнее: с одной стороны, это диктует логика тыльного фасада сама по себе, с другой – здесь больше крупных уступов и ризалитов, отчего структура объемов попадает в резонанс с соседними домами и воспринимается как контекстуально осмысленная часть «московского дворика».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Здесь нарезка каменных пластин приобретает заметное сходство с рустом и, в отличие от главного фасада, «синтезированного» орнаментикой, здесь декорированные и лаконичные поверхности сочетаются друг с другом скорее на контрасте. В то же время масштабные рамы вокруг лестничных ризалитов продолжают тему, заданную входным порталом, и придают дому вполне торжественный оттенок: даже со стороны двора он выглядит «как дворец». Причем какой-то восточный, может быть даже персидский – прежде всего за счет неклассичности двухчастной композиции с простенком по центру.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Центральный простенок присутствует и на главном фасаде, где он чуть менее заметен. Его появление обусловлено структурой дома, состоящего из двух секций при одном входе по центру.
  • zooming
    1 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    2 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом
    © Мезонпроект

Но главный эффект, производимый этим домом, конечно, театральный. Стоящие по соседству вдоль переулка модерн и неоклассика зримо показывают, что он – вовсе не стилизация и не историзм в прямом смысле, и даже не очередной эксперимент с буржуазным ар-деко. Больше всего он напоминает иллюстрации и сценографию символистов, эскизы костюмов и кулис; занавес к каким-нибудь «Египетским ночам». Слишком сильна тут фантазийная составляющая – стремясь украсить, проработать поверхность фасада, авторы сильнее подчеркивают его роль как некоего экрана, по которому можно, в сущности, «свободно рисовать». Заметим, что такой подход работает на восприятие дома как более чем современного: тот вариант тоски по ощущениям, который заставляет все больше театрализовывать окружающее и провоцирует не слишком серьезное, «игровое» отношение к правилам, столь хорошо ощутимым в домах столетней давности, принадлежит именно нашему времени. Именно он противопоставляет правилам – «буйство материи», пусть не красок, но линий и фактур, выступов и углублений.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Если сравнивать дом с более ранними домами «Мезонпроекта» в духе респектабельного историзма, к примеру, с ЖК «Дом при Академии Наук» или с домом на улице Вересаева, – то перед нами много более вольное построение, в какой-то степени основанное на самостоятельности орнаментики со склонностью к саморазвитию. Дом кажется «египетским», но, строго говоря, в нем нет ни одной узнаваемой египетской детали, ни лотоса, ни жука (хотя некоторые сомнения вызывают распахнутые «по-скарабеевски» крылья над центральным простенком на дворовом фасаде). А завитки на стенах больше напоминают парики и бороды крылатых ассирийских быков из Пушкинского музея. Дом – не стилизация, а скорее фантазия на тему фантазий символистов, вдохновленных восточной сказкой: сияющий, отчаянно роскошный, во многом намеренно загадочный – сумма тех эмоций, которые нередко вызывает у нас самое обобщенное представление об идеальном веке, прерванном Первой мировой войной. В общем-то не секрет, что многие видят в том времени не столько Серебряный век, сколько «Золотой», недосягаемую марципановую сказку. Возможно, такой сказкой должен стать клубный дом во Всеволожском. Что ж, тогда это очень понятный в московском контексте эксперимент с чувствами – как обитателя, как и прохожего.
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е., Кузьмина Н.А.
ГИП: Дундуков А.Ю.

2014 — 2015 / 2015 — 2020

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)

03 Февраля 2021

Мезонпроект: другие проекты
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Ледяное гостеприимство
Бюро «Мезонпроект» выиграло всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на проектирование гостиницы и водного центра отдыха в Иркутске. В качестве визуального образа архитекторы выбрали торосы байкальского льда.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Радости речного спорта
В архитектурном бюро «Мезонпроект» разработали концепцию ревитализации набережной реки Ушаковки в Иркутске. Пустынная территория может стать уникальным центром развития рафтинга и важнейшим общественным пространством города.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Облака над железной дорогой
На месте складов вблизи станции «Люберцы-1» построен новый жилой комплекс, который уживается и с железной дорогой, и с эстакадой, и с разноликой окружающей средой, над которой не просто доминирует, но стремится ее улучшить.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Формула завода
Дом Александры Кузьминой, Ильи Машкова и Андрея Колпикова на ЗИЛАРТе решает давнюю головоломку вертикали/горизонтали, сведя прием к минимуму. Он становится воспоминанием о заводе и о времени его расцвета, тридцатых годах прошлого века.
Встреча Севера и Юга
Апарт-отель «Европа» – пример жилья в сдержанном скандинавском стиле с ностальгическими элементами приемов монументальности шестидесятых и южными террасами.
«Лучизм» в архитектуре
Проект комплекса с фудкортом и рынком в Барвихе, созданый архитектурным бюро «Мезонпроект», сочетает мягкий, экологической образ с модернистской лепкой объема. «Лучи» на фасаде подчеркивают линии рельефа и направления дорог.
Орнамент без предубеждений
В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.
Тактильное понимание
Кураторы выставки «Трогать+Видеть+Слышать=Чувствовать», архитекторы бюро «Мезонпроект», предложили новый, расширенный способ общения со скульптурой Анны Голубкиной.
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.