English version

Пятый элемент

Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.

mainImg
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е., Кузьмина Н.А.
ГИП: Дундуков А.Ю.

2014 — 2015 / 2015 — 2020

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)
О проекте клубного дома на Остоженке во Всеволожском переулке мы рассказывали в 2016 году. Дом расположен в начале «Золотой мили», в пяти минутах пешком от станции Кропоткинской, на месте советской АТС 1980-х годов. По высоте и по красной линии он встроен в историческую застройку, справа и слева от него – два доходных дома архитектора Николая Жерихова начала 1910-х, причем один из них, угловой – внушительная неоклассика, другой, по переулку – несложный модерн. От обоих соседей новый дом отделен проездами, в отличие от советской АТС, которая была пристроена к их брандмауэрам. Новые цезуры в сплошном фронте застройки открыли путь для лучей солнца, которое светит с юга, со стороны двора; они позволили пропустить больше света в переулок, – поясняют авторы проекта.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Образно дом не апеллирует, однако, ни к одной из соседних построек, как и к домам напротив, – а развивает собственную тему, основанную на подчеркнутой орнаментальности где-то на грани модерна и ар-деко, но с некоторым современным укрупнением, вольностью трактовки и геометризацией всех элементов. Рынок московских клубных домов требует, с одной стороны, решения отчетливо-дорогого, построенного на ценных материалах, и прорисованного, детализированного – а с другой стороны, он же предпочитает необычное и неповторяющееся. Надо признать, дом во Всеволожском соответствует обоим критериям. Фасады очень насыщены, их основные фактуры – натуральный известняк и металл (стеклофибробетон с поверхностью, имитирующей патинированную бронзу). Но главное – в Москве такого еще не было.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

В целом дом придерживается достаточно консервативной планировки и типологии: он выстроен «покоем» с двумя лестничными ризалитами со стороны двора, по центру на улицу выходит импозантный входной портал с глубоким двусветным вестибюлем за ним. По сторонам от него – граненые вертикали эркеров, в верхнем ярусе над их выступами – лоджии-террасы пентхаусов под массивными козырьками с застекленными «окнами в небо», похожими на крупные кессоны.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Структура, повторимся, традиционная, но каждый элемент в ее составе усилен несколько больше, чем обычно. Эркеры образуют граненую волну, верхние лоджии как бы в противовес им глубоки и просторны, входной портал велик. Кроме того, «металлических» поверхностей – очень много: со стеклом и камнем они образуют плетение сродни ювелирному, конечно, с поправкой на укрупнение во много раз.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Орнаментальное плетение и стало основополагающим приемом, формирующим ощущение «особости» дома. Пустых плоскостей на главном фасаде практически нет, и все элементы, даже те, в которых можно увидеть ордерную основу, подчинены общей «ковровой» декоративности. Так, простенки между эркерами уподоблены каннелированным пилястрам, но у них нет ни баз, ни капителей, помимо «сецессионовских» металлических подвесок-полосок вверху. Каменные вертикали могут показаться в равной степени каннелюрами или откликом поверхности стен на форму эркеров, поскольку их рельеф состоит из трехгранных выступов, а вовсе не из традиционных желобков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Рустованная поверхность здесь же рядом получает скошенные контуры, образующие в простенках между окнами перспективную иллюзию – ложный уступ сродни находкам Помпеянского стиля. Замковые камни не венчают арок и не образуют сандриков, а лишь служат декоративными «коронами», будучи размещены ближе к цокольной части. Поребрики, повсеместно – огромные, каменные и бронзовые, ощутимо крупнее своих ордерных прообразов, работают на усиление светотени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Наверное, наиболее традиционно выглядит бронзовая бриллиантовая разгранка переплетов тройных окон; она же усиливает ассоциации с Помпеянским стилем и ар-деко.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Все, что не может так или иначе быть объяснено с точки зрения ордера, подчинено орнаменту, который с долей условности можно подразделить на два вида: поверхности, сплошь покрытые «климтовскими» завитками – и рисунок, составленный из зигзагов и косых пластин, каждая из которых выглядывает из-под соседней. Они похожи на контрельеф (рельеф, не превышающий верхней плоскости исходного камня, техника, популярная в Древнем Египте – прим. ред.), изображающий растущие кристаллы. Любопытно, как со стороны двора крупный орнамент перекликается с пространственным рисунком бликов на косоурах лестниц в солнечном свете.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Важно и то, что «пластинчатый» рельеф покрывает не только фронтальные поверхности: рельефная отделка дома повсеместна и затрагивает, в частности, нижние плоскости эркеров, так что подняв голову, прохожий тоже увидит орнамент. «Для нас было принципиальным трактовать поверхность дома как обработанную, динамичную, проявить глубину поверхности камня», – подчеркивает глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Иногда пластинчатый рисунок «срастается» с завитками, причем в этой ситуации волюты становятся крупнее, а их контур – более вольным. Между камнем и бронзой «слоистые кристаллы» поделены примерно пополам – они присутствуют и там, и там, отвечая за цельность подхода и связь между двумя основными материалами фасада.

Они объединяют весь дом. Все рисунки учитывают стыки между каменными и бронзовыми пластинами, во многих случаях включая их в общий ритм как его достаточно естественную часть – может показаться, что дом складывается у нас на глазах из отдельных «чешуек», обыгрывая таким образом современную технологию взаимодействия вентфасада и его облицовки.
  • zooming
    1 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    2 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    3 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    4 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    5 / 5
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Рельефные мотивы находят продолжение в рисунках бронзовых решеток, причем на выступах эркеров они более свободные и абстрактно-геометричные, а в плоскостных вертикалях, решенных более традиционно, появляются фигуративные цветы-подсолнухи.

Впрочем, в базовом мотиве эркеров также можно разглядеть фигуративность – обобщенные человеческие фигурки, круг из которых образует солнце в логотипе дома, предложенном архитекторами.
zooming
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Круг означает содружество жильцов, а условные оригами-«тени» фигур, которые на фасаде можно найти почти везде, хотя и в очень зашифрованном виде, служат напоминанием об основной идее. Контуры «человеческой фигуры», расчерченной наподобие пентаграммы, немного даже напоминают плечистый абрис модулора Ле Корбюзье, что неожиданно переправляет нас от условного «Сецессиона» к поискам более позднего времени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Более плотная и детализированная разновидность орнамента находит продолжение в медных панелях над входом и в вестибюле, – здесь, ближе к входящему, использован настоящий металл. Переливы его драгоценного «червонного» оттенка хорошо читаются благодаря тесному «парчовому» плетению разнонаправленных завитков, работая на образ дорогой «оправы» или «подкладки» дома.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Дворовый фасад решен лаконичнее: с одной стороны, это диктует логика тыльного фасада сама по себе, с другой – здесь больше крупных уступов и ризалитов, отчего структура объемов попадает в резонанс с соседними домами и воспринимается как контекстуально осмысленная часть «московского дворика».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Здесь нарезка каменных пластин приобретает заметное сходство с рустом и, в отличие от главного фасада, «синтезированного» орнаментикой, здесь декорированные и лаконичные поверхности сочетаются друг с другом скорее на контрасте. В то же время масштабные рамы вокруг лестничных ризалитов продолжают тему, заданную входным порталом, и придают дому вполне торжественный оттенок: даже со стороны двора он выглядит «как дворец». Причем какой-то восточный, может быть даже персидский – прежде всего за счет неклассичности двухчастной композиции с простенком по центру.
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
  • zooming
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Центральный простенок присутствует и на главном фасаде, где он чуть менее заметен. Его появление обусловлено структурой дома, состоящего из двух секций при одном входе по центру.
  • zooming
    1 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    2 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом
    © Мезонпроект

Но главный эффект, производимый этим домом, конечно, театральный. Стоящие по соседству вдоль переулка модерн и неоклассика зримо показывают, что он – вовсе не стилизация и не историзм в прямом смысле, и даже не очередной эксперимент с буржуазным ар-деко. Больше всего он напоминает иллюстрации и сценографию символистов, эскизы костюмов и кулис; занавес к каким-нибудь «Египетским ночам». Слишком сильна тут фантазийная составляющая – стремясь украсить, проработать поверхность фасада, авторы сильнее подчеркивают его роль как некоего экрана, по которому можно, в сущности, «свободно рисовать». Заметим, что такой подход работает на восприятие дома как более чем современного: тот вариант тоски по ощущениям, который заставляет все больше театрализовывать окружающее и провоцирует не слишком серьезное, «игровое» отношение к правилам, столь хорошо ощутимым в домах столетней давности, принадлежит именно нашему времени. Именно он противопоставляет правилам – «буйство материи», пусть не красок, но линий и фактур, выступов и углублений.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект

Если сравнивать дом с более ранними домами «Мезонпроекта» в духе респектабельного историзма, к примеру, с ЖК «Дом при Академии Наук» или с домом на улице Вересаева, – то перед нами много более вольное построение, в какой-то степени основанное на самостоятельности орнаментики со склонностью к саморазвитию. Дом кажется «египетским», но, строго говоря, в нем нет ни одной узнаваемой египетской детали, ни лотоса, ни жука (хотя некоторые сомнения вызывают распахнутые «по-скарабеевски» крылья над центральным простенком на дворовом фасаде). А завитки на стенах больше напоминают парики и бороды крылатых ассирийских быков из Пушкинского музея. Дом – не стилизация, а скорее фантазия на тему фантазий символистов, вдохновленных восточной сказкой: сияющий, отчаянно роскошный, во многом намеренно загадочный – сумма тех эмоций, которые нередко вызывает у нас самое обобщенное представление об идеальном веке, прерванном Первой мировой войной. В общем-то не секрет, что многие видят в том времени не столько Серебряный век, сколько «Золотой», недосягаемую марципановую сказку. Возможно, такой сказкой должен стать клубный дом во Всеволожском. Что ж, тогда это очень понятный в московском контексте эксперимент с чувствами – как обитателя, как и прохожего.
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е., Кузьмина Н.А.
ГИП: Дундуков А.Ю.

2014 — 2015 / 2015 — 2020

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)

03 Февраля 2021

Мезонпроект: другие проекты
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Ледяное гостеприимство
Бюро «Мезонпроект» выиграло всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на проектирование гостиницы и водного центра отдыха в Иркутске. В качестве визуального образа архитекторы выбрали торосы байкальского льда.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Радости речного спорта
В архитектурном бюро «Мезонпроект» разработали концепцию ревитализации набережной реки Ушаковки в Иркутске. Пустынная территория может стать уникальным центром развития рафтинга и важнейшим общественным пространством города.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Облака над железной дорогой
На месте складов вблизи станции «Люберцы-1» построен новый жилой комплекс, который уживается и с железной дорогой, и с эстакадой, и с разноликой окружающей средой, над которой не просто доминирует, но стремится ее улучшить.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Формула завода
Дом Александры Кузьминой, Ильи Машкова и Андрея Колпикова на ЗИЛАРТе решает давнюю головоломку вертикали/горизонтали, сведя прием к минимуму. Он становится воспоминанием о заводе и о времени его расцвета, тридцатых годах прошлого века.
Встреча Севера и Юга
Апарт-отель «Европа» – пример жилья в сдержанном скандинавском стиле с ностальгическими элементами приемов монументальности шестидесятых и южными террасами.
«Лучизм» в архитектуре
Проект комплекса с фудкортом и рынком в Барвихе, созданый архитектурным бюро «Мезонпроект», сочетает мягкий, экологической образ с модернистской лепкой объема. «Лучи» на фасаде подчеркивают линии рельефа и направления дорог.
Орнамент без предубеждений
В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.
Тактильное понимание
Кураторы выставки «Трогать+Видеть+Слышать=Чувствовать», архитекторы бюро «Мезонпроект», предложили новый, расширенный способ общения со скульптурой Анны Голубкиной.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.