16.03.2016

Орнамент без предубеждений

В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.

информация:

Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект открыть большое изображение

Со времен строительного бума новые проекты в районе Остоженки, известном под кодовым названием «Золотая миля», возникают не так уж часто. Свободных участков практически не осталось, а снести один из исторических памятников XVIII-XIX века, плотность которых здесь зашкаливает, уже давно не так просто, как это было при Совмине, когда «ветхое жилье» целыми кварталами заменяли на новые кирпичные, а то и панельные строения.

Однако скрытые резервы, как выяснилось, имеются: в первом переулке от центра между Остоженкой и Пречистенкой, на территории, которую два века назад занимала усадьба Всеволожских, обнаружилось здание 1980-х годов, возведенное для подстанции АТС и в последние несколько лет заброшенное. Им занялась компания «Лидер-Инвест», которая специализируется на строительстве жилой недвижимости уровня «выше среднего». Впрочем, в данном случае формат диктовало само место: компактный участок, виды на Кремль и окружение памятниками архитектуры с XVIII по XXI век. Во Всеволожском переулке, 5 решено было построить клубный дом.

Вообще говоря, эпоха популярности клубного жилья в центре Москвы уже прошла. Спрос на запредельно дорогие квадратные метры в домах с не более чем тремя десятками квартир после двух последних кризисов заметно снизился. Так что задача архитекторов бюро «Мезонпроект» была шире, чем просто спроектировать шестиэтажный дом с 21 квартирами на клочке земли чуть больше 0,1 гектаров. Дом должен был, с одной стороны, отвечать всем общепринятым стандартам «элитного жилья», а с другой – заметно выделяться среди себе подобных и обладать конкурентными преимуществами.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план © Мезонпроект открыть большое изображение

Прежде всего архитекторы предусмотрели паузы между новым объемом и брандмауэрами соседних домов. В начале XX века, когда были построены оба дома-соседа, было принято прикладывать один дом к другому, экономя место, и советская АТС была построена таким же образом. В этот раз поступили иначе, и архитекторы считают такое решение благом: «Мы запустили солнечный свет в мрачный переулок, который находится с северной стороны здания, – рассказывает Илья Машков, – теперь в просветы будет проникать солнце, а само здание восприниматься гораздо лучше, потому что таким образом мы получили торцевые фасады и обыграли углы».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Развертки © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Развертки © Мезонпроект открыть большое изображение

Вторым ходом «Мезонпроекта» стал выбор стилистики будущего дома: девелоперы элитного жилья, как известно, предпочитают историзм разной степени усреднённости, в данном же случае архитекторы, поколебавшись первоначально над вариантами с парафразов более пластичного модерна, предложили заказчикам насыщенный орнаментом ар-деко. В чём их поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, отметив на рабочем рассмотрении проекта, что богато декорированная архитектура – вполне в духе столицы; главное, чтобы были соблюдены все каноны стиля и качественно проработаны детали.

На деталях архитекторы и сосредоточились. Внешние стены здания испещрены геометрическими орнаментами: где-то их прорежут на поверхности натурального травертина, где-то выгравируют на медных листах, а где-то инкрустируют на дубовых панелях. Наряду с беспрецедентной глубиной обработки камня, доступной благодаря современным технологиям, в создании декоративного образа велика роль орнаментальных панелей из медных сплавов – благородного оттенка ближе к бронзе, без красноты, – подчёркивают архитекторы: со временем они должны красиво стареть, темнея и покрываясь патиной. Украшая обрамления окон и французских балконов, медные панели займут около 15% всей поверхности стен.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом © Мезонпроект открыть большое изображение

Ещё одной доминантой фасадов вдоль переулка станут входные группы. Парадный вход со специально разработанным «гербом дома» над дверью слегка заглублен, в то время как каменное резное обрамление, наоборот, выдается вперед. Над ним, почти у верхнего карниза, – непременный наравне с гербом атрибут клубного дома: медная табличка с годом постройки римскими цифрами. Со стороны парадного фасада будет устроен и въезд в подземный паркинг.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект открыть большое изображение

Здесь нужно сказать, что в Москве практически нет исторической архитектуры ар-деко. Исследователи сравнивают с ним раннюю сталинскую архитектуру тридцатых годов, находят оттенки стиля в работах Алексея Душкина, в интерьерах «Кропоткинской» «Маяковской», но московский вариант стиля строже и исторически как-то быстро переходит к ренессансной декорации по-жолтовски. Богатый вариант ар-деко, оперирующий орнаментом как таковым – почти любого происхождения, например, египетского, или же стилизованно-геометрического, в Москве начал появляться, хотя и не слишком часто, в 2000-е, в связи с тем же самым клубным заказом, о котором здесь идёт речь.

В то же время авторам удалось вписаться в контекст: географический – ближайший, и в исторический. Ряды обрамленных металлом трехгранных эркеров в перспективе взгляда от Пречистенки выглядят парафразом углового выступа на доходном доме Костяковой, знаменитого тем, что именно здесь профессор Преображенский купил краковскую колбасу. Эркеры выстраиваются помноженной на шесть тенью здания 1910 года, их задача – включить дом в ритм данной, совсем небольшой, но очень целостной, части города.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Вид с улицы Пречистенка на главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Вид с улицы Пречистенка на главный фасад © Мезонпроект открыть большое изображение

Совершенно не так выглядела предшественница, станция АТС – и между тем её фасад, появившийся в период классицизирующего модернизма восьмидесятых, по-своему отражал стремление своих авторов вписаться в строй улицы. Ритм его белокаменных фасадов был строго-вертикальным, не чуждым, кстати, идей ар-деко. Образ завершала вереница золочёных вставок в верхней части, превращающая прагматичное промышленное строение в драгоценную шкатулку. Да, в восьмидесятые ни у кого не было возможности довести идею шкатулки «до ума» – но зато сейчас, если сопоставить оба здания, то может показаться, что клубный дом «пророс», раздвинув частые вертикали предшественника своими эркерами, обогащая металлом и резьбой, сохранив узнаваемость не только высотных отметок, но также отчасти – цвета, ритма, а контурно и структуры фасада, где место входа тогда было обозначено козырьком, а теперь порталом. Что собственно и формирует историческую преемственность, о которой ничего не узнают жильцы, но которая, может быть, важна для города.

Дворовый фасад скромнее; высокие окна двух лестничных ризалитов, приоткрывают ступени и напоминая о приёмах конструктивистов – впрочем к орнаментированному стилю нас возвращает резьба рам-обрамлений. В примыкающей к дворовой территории части вестибюля архитекторы планируют обустроить зимний сад, объединяя таким образом дом с его небольшим внутренним двором и частично компенсируя его небольшие, около 600 м2, размеры – у здания АТС, относящегося к разряду промышленных, они и не могли быть другими. Тем не менее согласно проекту во дворе расположится комфортная закрытая зеленая зона, где среди газонов, цветочных клумб и кустарников найдется место и для прогулок жильцов дома, и для игр с детьми: полноценные детские и спортивные площадки, для которых пространства всё же маловато, заменят небольшие уголки, оборудованные для активного отдыха.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект открыть большое изображение

В холодное время года можно будет и не выходить на улицу: по бокам от двухсветного входного вестибюля запланированы, предварительно, клубная библиотека и винный бар. В определенный момент у девелопера был соблазн поддаться модному тренду и пригласить для их оформления какую-нибудь западную «звезду». Но в итоге сочли, что проект и так получается достаточно примечательным. Так что интерьеры всех общественных зон, включая парковку, комнату отдыха для водителей и комнату для ухода за животными, разрабатывают архитекторы «Мезонпроекта» – и вновь не без элементов ар-деко. В парадных помещениях полы будут отделаны натуральным камнем, кессонированный потолок – гипсовой лепниной, стены – декоративной штукатуркой и витражами в духе Lalique.

А вот квартиры, расположенные со второго по пятый этаж, будут продаваться без отделки: российский опыт работы с клубным жильем показал, что среди его потенциальных покупателей «навязанные» интерьеры не слишком востребованы. Площади квартир варьируются от 100 с небольшим до почти 250 м2, планировки позволяют выкупить и объединить несколько апартаментов на одном этаже. Окна каждой квартиры выходят на две или три стороны, и самые впечатляющие виды открываются из пентхаусов последнего этажа: отсюда, как на ладони и Зачатьевский монастырь, и Храм Христа Спасителя, и даже кремлевские башни.

Раритетные панорамы и location, гибкая квартирография, технологичные системы жизнеобеспечения, развитая инфраструктура – всё это присуще многим домам клубного формата. «Резиденцию на Всеволожском» отличает попытка одновременно вписаться в городскую среду, которая именно здесь обладает редкой для Москвы целостностью, – и выделиться, обратить на себя внимание орнаментальным своеобразием, которое призвано обеспечить «резной шкатулке» и богатство, и уникальность. Что существенно для дома такого класса, особенно в кризисное время. 
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект открыть большое изображение
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Михаил Канунников
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Станислав Белых
  • Вера Бутко
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Илья Уткин
  • Николай Переслегин
  • Петр Фонфара
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александра Кузьмина
  • Антон Надточий
  • Карен Сапричян
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Курков
  • Валерий Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Шимон Матковски
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Сергей Переслегин
  • Дмитрий Ликин
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Лукаш Качмарчик
  • Георгий Трофимов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Бондаренко
  • Юлия Тряскина
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Никита Токарев
  • Даниил Лоренц
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Мединский
  • Андрей Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Бровкин
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Кузнецова
  • Магда Кмита
  • Илья Машков
  • Антон Барклянский
  • Магда Чихонь
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Наталия Шилова
  • Владимир Биндеман
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей  Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи