English version

Орнамент без предубеждений

В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.

Автор текста:
Мария Снежинская

16 Марта 2016
mainImg
Мастерская:
Мезонпроект
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е.

2014 — 2015 / 2015 — 2016

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)
Со времен строительного бума новые проекты в районе Остоженки, известном под кодовым названием «Золотая миля», возникают не так уж часто. Свободных участков практически не осталось, а снести один из исторических памятников XVIII-XIX века, плотность которых здесь зашкаливает, уже давно не так просто, как это было при Совмине, когда «ветхое жилье» целыми кварталами заменяли на новые кирпичные, а то и панельные строения.

Однако скрытые резервы, как выяснилось, имеются: в первом переулке от центра между Остоженкой и Пречистенкой, на территории, которую два века назад занимала усадьба Всеволожских, обнаружилось здание 1980-х годов, возведенное для подстанции АТС и в последние несколько лет заброшенное. Им занялась компания «Лидер-Инвест», которая специализируется на строительстве жилой недвижимости уровня «выше среднего». Впрочем, в данном случае формат диктовало само место: компактный участок, виды на Кремль и окружение памятниками архитектуры с XVIII по XXI век. Во Всеволожском переулке, 5 решено было построить клубный дом.

Вообще говоря, эпоха популярности клубного жилья в центре Москвы уже прошла. Спрос на запредельно дорогие квадратные метры в домах с не более чем тремя десятками квартир после двух последних кризисов заметно снизился. Так что задача архитекторов бюро «Мезонпроект» была шире, чем просто спроектировать шестиэтажный дом с 21 квартирами на клочке земли чуть больше 0,1 гектаров. Дом должен был, с одной стороны, отвечать всем общепринятым стандартам «элитного жилья», а с другой – заметно выделяться среди себе подобных и обладать конкурентными преимуществами.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план © Мезонпроект

Прежде всего архитекторы предусмотрели паузы между новым объемом и брандмауэрами соседних домов. В начале XX века, когда были построены оба дома-соседа, было принято прикладывать один дом к другому, экономя место, и советская АТС была построена таким же образом. В этот раз поступили иначе, и архитекторы считают такое решение благом: «Мы запустили солнечный свет в мрачный переулок, который находится с северной стороны здания, – рассказывает Илья Машков, – теперь в просветы будет проникать солнце, а само здание восприниматься гораздо лучше, потому что таким образом мы получили торцевые фасады и обыграли углы».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Развертки © Мезонпроект

Вторым ходом «Мезонпроекта» стал выбор стилистики будущего дома: девелоперы элитного жилья, как известно, предпочитают историзм разной степени усреднённости, в данном же случае архитекторы, поколебавшись первоначально над вариантами с парафразов более пластичного модерна, предложили заказчикам насыщенный орнаментом ар-деко. В чём их поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, отметив на рабочем рассмотрении проекта, что богато декорированная архитектура – вполне в духе столицы; главное, чтобы были соблюдены все каноны стиля и качественно проработаны детали.

На деталях архитекторы и сосредоточились. Внешние стены здания испещрены геометрическими орнаментами: где-то их прорежут на поверхности натурального травертина, где-то выгравируют на медных листах, а где-то инкрустируют на дубовых панелях. Наряду с беспрецедентной глубиной обработки камня, доступной благодаря современным технологиям, в создании декоративного образа велика роль орнаментальных панелей из медных сплавов – благородного оттенка ближе к бронзе, без красноты, – подчёркивают архитекторы: со временем они должны красиво стареть, темнея и покрываясь патиной. Украшая обрамления окон и французских балконов, медные панели займут около 15% всей поверхности стен.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом © Мезонпроект

Ещё одной доминантой фасадов вдоль переулка станут входные группы. Парадный вход со специально разработанным «гербом дома» над дверью слегка заглублен, в то время как каменное резное обрамление, наоборот, выдается вперед. Над ним, почти у верхнего карниза, – непременный наравне с гербом атрибут клубного дома: медная табличка с годом постройки римскими цифрами. Со стороны парадного фасада будет устроен и въезд в подземный паркинг.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект

Здесь нужно сказать, что в Москве практически нет исторической архитектуры ар-деко. Исследователи сравнивают с ним раннюю сталинскую архитектуру тридцатых годов, находят оттенки стиля в работах Алексея Душкина, в интерьерах «Кропоткинской» «Маяковской», но московский вариант стиля строже и исторически как-то быстро переходит к ренессансной декорации по-жолтовски. Богатый вариант ар-деко, оперирующий орнаментом как таковым – почти любого происхождения, например, египетского, или же стилизованно-геометрического, в Москве начал появляться, хотя и не слишком часто, в 2000-е, в связи с тем же самым клубным заказом, о котором здесь идёт речь.

В то же время авторам удалось вписаться в контекст: географический – ближайший, и в исторический. Ряды обрамленных металлом трехгранных эркеров в перспективе взгляда от Пречистенки выглядят парафразом углового выступа на доходном доме Костяковой, знаменитого тем, что именно здесь профессор Преображенский купил краковскую колбасу. Эркеры выстраиваются помноженной на шесть тенью здания 1910 года, их задача – включить дом в ритм данной, совсем небольшой, но очень целостной, части города.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Вид с улицы Пречистенка на главный фасад © Мезонпроект

Совершенно не так выглядела предшественница, станция АТС – и между тем её фасад, появившийся в период классицизирующего модернизма восьмидесятых, по-своему отражал стремление своих авторов вписаться в строй улицы. Ритм его белокаменных фасадов был строго-вертикальным, не чуждым, кстати, идей ар-деко. Образ завершала вереница золочёных вставок в верхней части, превращающая прагматичное промышленное строение в драгоценную шкатулку. Да, в восьмидесятые ни у кого не было возможности довести идею шкатулки «до ума» – но зато сейчас, если сопоставить оба здания, то может показаться, что клубный дом «пророс», раздвинув частые вертикали предшественника своими эркерами, обогащая металлом и резьбой, сохранив узнаваемость не только высотных отметок, но также отчасти – цвета, ритма, а контурно и структуры фасада, где место входа тогда было обозначено козырьком, а теперь порталом. Что собственно и формирует историческую преемственность, о которой ничего не узнают жильцы, но которая, может быть, важна для города.

Дворовый фасад скромнее; высокие окна двух лестничных ризалитов, приоткрывают ступени и напоминая о приёмах конструктивистов – впрочем к орнаментированному стилю нас возвращает резьба рам-обрамлений. В примыкающей к дворовой территории части вестибюля архитекторы планируют обустроить зимний сад, объединяя таким образом дом с его небольшим внутренним двором и частично компенсируя его небольшие, около 600 м2, размеры – у здания АТС, относящегося к разряду промышленных, они и не могли быть другими. Тем не менее согласно проекту во дворе расположится комфортная закрытая зеленая зона, где среди газонов, цветочных клумб и кустарников найдется место и для прогулок жильцов дома, и для игр с детьми: полноценные детские и спортивные площадки, для которых пространства всё же маловато, заменят небольшие уголки, оборудованные для активного отдыха.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект

В холодное время года можно будет и не выходить на улицу: по бокам от двухсветного входного вестибюля запланированы, предварительно, клубная библиотека и винный бар. В определенный момент у девелопера был соблазн поддаться модному тренду и пригласить для их оформления какую-нибудь западную «звезду». Но в итоге сочли, что проект и так получается достаточно примечательным. Так что интерьеры всех общественных зон, включая парковку, комнату отдыха для водителей и комнату для ухода за животными, разрабатывают архитекторы «Мезонпроекта» – и вновь не без элементов ар-деко. В парадных помещениях полы будут отделаны натуральным камнем, кессонированный потолок – гипсовой лепниной, стены – декоративной штукатуркой и витражами в духе Lalique.

А вот квартиры, расположенные со второго по пятый этаж, будут продаваться без отделки: российский опыт работы с клубным жильем показал, что среди его потенциальных покупателей «навязанные» интерьеры не слишком востребованы. Площади квартир варьируются от 100 с небольшим до почти 250 м2, планировки позволяют выкупить и объединить несколько апартаментов на одном этаже. Окна каждой квартиры выходят на две или три стороны, и самые впечатляющие виды открываются из пентхаусов последнего этажа: отсюда, как на ладони и Зачатьевский монастырь, и Храм Христа Спасителя, и даже кремлевские башни.

Раритетные панорамы и location, гибкая квартирография, технологичные системы жизнеобеспечения, развитая инфраструктура – всё это присуще многим домам клубного формата. «Резиденцию на Всеволожском» отличает попытка одновременно вписаться в городскую среду, которая именно здесь обладает редкой для Москвы целостностью, – и выделиться, обратить на себя внимание орнаментальным своеобразием, которое призвано обеспечить «резной шкатулке» и богатство, и уникальность. Что существенно для дома такого класса, особенно в кризисное время. 
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект


Мастерская:
Мезонпроект
Проект:
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е.

2014 — 2015 / 2015 — 2016

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)

16 Марта 2016

Автор текста:

Мария Снежинская
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.