Орнамент без предубеждений

В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.

Автор текста:
Мария Снежинская

mainImg

Мастерская:

Мезонпроект

Проект:

Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е.

2015 – 2016

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)
Со времен строительного бума новые проекты в районе Остоженки, известном под кодовым названием «Золотая миля», возникают не так уж часто. Свободных участков практически не осталось, а снести один из исторических памятников XVIII-XIX века, плотность которых здесь зашкаливает, уже давно не так просто, как это было при Совмине, когда «ветхое жилье» целыми кварталами заменяли на новые кирпичные, а то и панельные строения.

Однако скрытые резервы, как выяснилось, имеются: в первом переулке от центра между Остоженкой и Пречистенкой, на территории, которую два века назад занимала усадьба Всеволожских, обнаружилось здание 1980-х годов, возведенное для подстанции АТС и в последние несколько лет заброшенное. Им занялась компания «Лидер-Инвест», которая специализируется на строительстве жилой недвижимости уровня «выше среднего». Впрочем, в данном случае формат диктовало само место: компактный участок, виды на Кремль и окружение памятниками архитектуры с XVIII по XXI век. Во Всеволожском переулке, 5 решено было построить клубный дом.

Вообще говоря, эпоха популярности клубного жилья в центре Москвы уже прошла. Спрос на запредельно дорогие квадратные метры в домах с не более чем тремя десятками квартир после двух последних кризисов заметно снизился. Так что задача архитекторов бюро «Мезонпроект» была шире, чем просто спроектировать шестиэтажный дом с 21 квартирами на клочке земли чуть больше 0,1 гектаров. Дом должен был, с одной стороны, отвечать всем общепринятым стандартам «элитного жилья», а с другой – заметно выделяться среди себе подобных и обладать конкурентными преимуществами.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план © Мезонпроект
Прежде всего архитекторы предусмотрели паузы между новым объемом и брандмауэрами соседних домов. В начале XX века, когда были построены оба дома-соседа, было принято прикладывать один дом к другому, экономя место, и советская АТС была построена таким же образом. В этот раз поступили иначе, и архитекторы считают такое решение благом: «Мы запустили солнечный свет в мрачный переулок, который находится с северной стороны здания, – рассказывает Илья Машков, – теперь в просветы будет проникать солнце, а само здание восприниматься гораздо лучше, потому что таким образом мы получили торцевые фасады и обыграли углы».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Развертки © Мезонпроект
Вторым ходом «Мезонпроекта» стал выбор стилистики будущего дома: девелоперы элитного жилья, как известно, предпочитают историзм разной степени усреднённости, в данном же случае архитекторы, поколебавшись первоначально над вариантами с парафразов более пластичного модерна, предложили заказчикам насыщенный орнаментом ар-деко. В чём их поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, отметив на рабочем рассмотрении проекта, что богато декорированная архитектура – вполне в духе столицы; главное, чтобы были соблюдены все каноны стиля и качественно проработаны детали.

На деталях архитекторы и сосредоточились. Внешние стены здания испещрены геометрическими орнаментами: где-то их прорежут на поверхности натурального травертина, где-то выгравируют на медных листах, а где-то инкрустируют на дубовых панелях. Наряду с беспрецедентной глубиной обработки камня, доступной благодаря современным технологиям, в создании декоративного образа велика роль орнаментальных панелей из медных сплавов – благородного оттенка ближе к бронзе, без красноты, – подчёркивают архитекторы: со временем они должны красиво стареть, темнея и покрываясь патиной. Украшая обрамления окон и французских балконов, медные панели займут около 15% всей поверхности стен.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом © Мезонпроект
Ещё одной доминантой фасадов вдоль переулка станут входные группы. Парадный вход со специально разработанным «гербом дома» над дверью слегка заглублен, в то время как каменное резное обрамление, наоборот, выдается вперед. Над ним, почти у верхнего карниза, – непременный наравне с гербом атрибут клубного дома: медная табличка с годом постройки римскими цифрами. Со стороны парадного фасада будет устроен и въезд в подземный паркинг.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
Здесь нужно сказать, что в Москве практически нет исторической архитектуры ар-деко. Исследователи сравнивают с ним раннюю сталинскую архитектуру тридцатых годов, находят оттенки стиля в работах Алексея Душкина, в интерьерах «Кропоткинской» «Маяковской», но московский вариант стиля строже и исторически как-то быстро переходит к ренессансной декорации по-жолтовски. Богатый вариант ар-деко, оперирующий орнаментом как таковым – почти любого происхождения, например, египетского, или же стилизованно-геометрического, в Москве начал появляться, хотя и не слишком часто, в 2000-е, в связи с тем же самым клубным заказом, о котором здесь идёт речь.

В то же время авторам удалось вписаться в контекст: географический – ближайший, и в исторический. Ряды обрамленных металлом трехгранных эркеров в перспективе взгляда от Пречистенки выглядят парафразом углового выступа на доходном доме Костяковой, знаменитого тем, что именно здесь профессор Преображенский купил краковскую колбасу. Эркеры выстраиваются помноженной на шесть тенью здания 1910 года, их задача – включить дом в ритм данной, совсем небольшой, но очень целостной, части города.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Вид с улицы Пречистенка на главный фасад © Мезонпроект
Совершенно не так выглядела предшественница, станция АТС – и между тем её фасад, появившийся в период классицизирующего модернизма восьмидесятых, по-своему отражал стремление своих авторов вписаться в строй улицы. Ритм его белокаменных фасадов был строго-вертикальным, не чуждым, кстати, идей ар-деко. Образ завершала вереница золочёных вставок в верхней части, превращающая прагматичное промышленное строение в драгоценную шкатулку. Да, в восьмидесятые ни у кого не было возможности довести идею шкатулки «до ума» – но зато сейчас, если сопоставить оба здания, то может показаться, что клубный дом «пророс», раздвинув частые вертикали предшественника своими эркерами, обогащая металлом и резьбой, сохранив узнаваемость не только высотных отметок, но также отчасти – цвета, ритма, а контурно и структуры фасада, где место входа тогда было обозначено козырьком, а теперь порталом. Что собственно и формирует историческую преемственность, о которой ничего не узнают жильцы, но которая, может быть, важна для города.

Дворовый фасад скромнее; высокие окна двух лестничных ризалитов, приоткрывают ступени и напоминая о приёмах конструктивистов – впрочем к орнаментированному стилю нас возвращает резьба рам-обрамлений. В примыкающей к дворовой территории части вестибюля архитекторы планируют обустроить зимний сад, объединяя таким образом дом с его небольшим внутренним двором и частично компенсируя его небольшие, около 600 м2, размеры – у здания АТС, относящегося к разряду промышленных, они и не могли быть другими. Тем не менее согласно проекту во дворе расположится комфортная закрытая зеленая зона, где среди газонов, цветочных клумб и кустарников найдется место и для прогулок жильцов дома, и для игр с детьми: полноценные детские и спортивные площадки, для которых пространства всё же маловато, заменят небольшие уголки, оборудованные для активного отдыха.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Главный фасад © Мезонпроект
В холодное время года можно будет и не выходить на улицу: по бокам от двухсветного входного вестибюля запланированы, предварительно, клубная библиотека и винный бар. В определенный момент у девелопера был соблазн поддаться модному тренду и пригласить для их оформления какую-нибудь западную «звезду». Но в итоге сочли, что проект и так получается достаточно примечательным. Так что интерьеры всех общественных зон, включая парковку, комнату отдыха для водителей и комнату для ухода за животными, разрабатывают архитекторы «Мезонпроекта» – и вновь не без элементов ар-деко. В парадных помещениях полы будут отделаны натуральным камнем, кессонированный потолок – гипсовой лепниной, стены – декоративной штукатуркой и витражами в духе Lalique.

А вот квартиры, расположенные со второго по пятый этаж, будут продаваться без отделки: российский опыт работы с клубным жильем показал, что среди его потенциальных покупателей «навязанные» интерьеры не слишком востребованы. Площади квартир варьируются от 100 с небольшим до почти 250 м2, планировки позволяют выкупить и объединить несколько апартаментов на одном этаже. Окна каждой квартиры выходят на две или три стороны, и самые впечатляющие виды открываются из пентхаусов последнего этажа: отсюда, как на ладони и Зачатьевский монастырь, и Храм Христа Спасителя, и даже кремлевские башни.

Раритетные панорамы и location, гибкая квартирография, технологичные системы жизнеобеспечения, развитая инфраструктура – всё это присуще многим домам клубного формата. «Резиденцию на Всеволожском» отличает попытка одновременно вписаться в городскую среду, которая именно здесь обладает редкой для Москвы целостностью, – и выделиться, обратить на себя внимание орнаментальным своеобразием, которое призвано обеспечить «резной шкатулке» и богатство, и уникальность. Что существенно для дома такого класса, особенно в кризисное время. 
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез © Мезонпроект


Мастерская:

Мезонпроект

Проект:

Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»
Россия, Москва, Всеволожский переулок, вл. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмина А.А., Машков И.К., Григорова Е.И., Борисенко В.Е.

2015 – 2016

Девелоперская компания – «Лидер-Инвест»
Строительная компания – Моспромстрой (разработка РД – «АРС»)

16 Марта 2016

Автор текста:

Мария Снежинская

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.