19.02.2019

«Лучизм» в архитектуре

Проект комплекса с фудкортом и рынком в Барвихе, созданый архитектурным бюро «Мезонпроект», сочетает мягкий, экологической образ с модернистской лепкой объема. «Лучи» на фасаде подчеркивают линии рельефа и направления дорог.

информация:

На Старом Рублевском шоссе, при въезде в Барвиху, дорога делает поворот и уходит вниз. На перепаде высокого и низкого берега реки, на перекрестке находится участок Г-образной формы, отведенный для будущего комплекса. «Красивое место, как шарнир, на таких пересечениях раньше ставили храмы», – говорит архитектор Илья Машков. Это будет первое общественное здание на пути из Москвы, оно должно задать определенный уровень и вписаться в контекст.

Рублевский контекст – это смесь частной застройки советского и постсоветского времени, которая не составляет гармоничной среды. Задачи перед архитекторами стояли в чем-то взаимоисключающие. «Рублевка – фешенебельный район. Здесь ты имеешь дело с аудиторией, которую трудно удивить: эти люди всё видели. Плюс это особая с точки зрения регламентов территория: вокруг особняки, и надо соблюсти ограничения по высоте. То есть надо быть сдержанным, но в то же время чем-то привлекать местных жителей и проезжающих мимо автомобилистов».

Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект

В бюро провели внутренний конкурс-клаузуру на концепцию здания. Остановились на достаточно мягком, экологическом образе, предложенном Андреем Колпиковым и Николаем Возвышаевым, приспособив его к большому общественному зданию. Заказчику концепция понравилась.

Относительно функции пока нет окончательного решения. Скорее всего, здесь будет фудкорт – рынок в историческом понимании, где можно попробовать и купить продукты, также как и попросить их приготовить и съесть на месте. «Кажется, что фудкорт – это нечто новое, но это не вполне так, – говорит Илья Машков. – Если погулять по Помпеям, вы увидите и столешницы, на которых еду продавали, и посуду, в которых еду сразу готовили. По прошествии столетий изменилось только название».

Одной из задач проекта было подчеркнуть функцию, буквально показать, продемонстрировать ее. Поэтому фасады, особенно обращенные к дорогам и перекрестку, раскрыты стеклянными плоскостями: в нижнем ярусе – с тонкой разгранкой, вверху за сеткой широко расставленных ламелей.
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект

Ламели оставляют поверхность проницаемой, задавая в то же время ритм и формируя особый динамичный узор: из-за него здание будет изменяться в процессе восприятия в движении. Линии фасадов откликаются и на рельеф, и на изгиб дороги. Один «луч» на фасаде повторяет линию идущей вниз дороги, другой – контур дороги, идущей вверх. Когда удается поймать луч дороги, это красиво. На западном фасаде архитекторы оставили торец второго яруса полностью стеклянным, воспользовавшисьь известным модернистским приемом крупной рамки-«телевизора». Для людей, находящихся внутри, он словно бы показывает движущийся поток машин: сидишь в ресторане, а из перспективы к тебе поднимаются автомобили. Прием напоминает итальянские «Автогрили». Это будет читаться и снаружи, из окон автомобилей, и изнутри. Ламели будут не из дерева, а либо из кортеновой стали, либо из HLP-заменителя дерева.
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект

В формах протяженного здания очевидна модная модернистская пластика «ленты Мёбиуса», но с аллюзией на советские кинотеатры с консолями, нависавшими над стеклом. Ламели позволяют и это, они вообще очень хороши для моделирования формы, даром что за ними остается прозрачная стеклянная поверхность, отражающая сосны с их вертикальным ритмом, перепутанным с вертикалями ламелей. Получается, что у здания, с одной стороны, есть яркая форма, но в то же время оно почти растворяется в природе. На мой взгляд, оно принадлежит уже к парадигме 2010-х – неброской экологической архитектуры, сменившей аттракционную архитектуру 2000-х. В этом смысле здание можно поставить в ряд с Университетом в Сколково Херцога и де Мерона – крупная форма с деревянной облицовкой и намеком на скатные кровли, а также с деревянным театром Юрия Григоряна в Luxury village, в Барвихе.

На мой вопрос об идее здания Илья Машков отвечает: «В скатах кровли есть традиция загородного строительства, природный контекст диктует сдержанный образ, чуждый эпатажу и желанию выделиться, во что бы то ни стало. Нам важна была изменчивость в восприятии объема с сохранением цельности и гармонии».

Внутри предполагается структура из узких двухэтажных торговых лавок. На первом этаже разместятся магазинчики, продающие продукты, а на втором ресторанный дворик, где можно будет заказать блюдо из только что купленных продуктов. Уровни в рамках одного этажа отличаются: устроены лестницы, чтобы использовать каждый кусочек полезной площади. Жесткий ритм ламелей нужен и для того, чтобы прикрыть пестрое внутреннее наполнение, привести его к общему знаменателю. Из ресторана на террасе запланирован вид в сторону реки; река не очень видна, но простор будет ощущаться. А в сторону особняков вид, естественно, закрыт.

Попасть в торговый центр с Рублевки можно по перпендикулярно расположенному к шоссе съезду с дополнительной полосой, которая уводит поток в подземный паркинг. Парковка предусмотрена на 100 машин, два подземных уровня, учитывается класс машин, чтобы мог проехать, скажем, Bentley. Входная группа акцентирована, но ее почти не видно с Рублевки. На месте входа ритм ламелей прерывается, и фасад как бы расступается перед посетителями. Здание не работает на пешеходов, их там нет, оно рассчитано на восприятие автомобилистами. А когда едешь по дороге, «лучи» фасада цепляют глаз.

В итоге получится очень контекстуальный, но по-своему заметный образ: он вписан не только в природное окружение, но и в традиции подмосковной Рублевки, а значит, будет узнаваем и замечен посетителями.
 

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юрий Сафронов
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Рустам Керимов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Зураб Басария
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Грень
  • Антон Лукомский
  • Марк Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Василий Крапивин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Шапиро
  • Иван Рубежанский
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Герасимов
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Зайченко
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Игорь Шварцман
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Александр Попов
  • Михаил Канунников
  • Константин Ходнев
  • Николай Миловидов
  • Иван Кожин
  • Антон Бондаренко
  • Александр Бровкин
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи