English version

Под сенью Папы Римского

Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

02 Декабря 2019
mainImg
Мастерская:
Мезонпроект
Проект:
Мастерская З.К. Церетели
Россия, Москва, ул. Пятницкая, д. 24, стр. 4

Авторский коллектив:
А.В. Колпиков, А.А. Кузьмина, И.К. Машков

2014 / 0

Президент Российской Академии Художеств З.К. Церетели
Это очень редкая типология для центра Москвы. Камерное трехэтажное здание художественной мастерской (общая площадь около 300 м2, высота 12 м) поставлено во дворе бывшей городской усадьбы на Пятницкой улице. Заказчик владеет небольшим участком под домом, а двор принадлежит городу. Мастерская открывается в просвете между домами со стороны Климентовского переулка выразительным трехэтажным витражом. Присутствие огромного храма петербургского качества, спроектированным, по некоторым данным, самим Трезини, очень чувствуется. Наличие Папы Римского в московской топонимике и церковной традиции воспринимается неожиданно и неоднозначно, но симптоматично и напоминает о спорности крупных фигур. Не знаю, стоит ли считать Зураба Константиновича Папой Римским московского скульптуростроения, но почему бы и нет. Мастерская, даром что маленькая, выглядит как деревянная шкатулка, дорогая игрушка, отличная от окружения стилем, цветом и пластикой. Стены облицованы композитным материалом под ореховое дерево, а металлические витражи имеют бронзовую окраску.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

На месте участка была когда-то деревянная пристройка к невзрачному дому, от которой к моменту начала работы архитекторов над проектом оставался лишь фундамент. Однако тема дерева стала для архитекторов бюро «Мезонпроект» отправной точкой в поиске образа. Остановились на варианте мягкого модернизма, который деликатно контрастирует со средовой исторической застройкой вокруг.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

От Зураба Церетели, учитывая его творчество, естественно было бы ожидать более консервативного образа и стиля в собственной мастерской. Но в данном случае, по словам партнера «Мезонпроекта» Ильи Машкова, было достигнуто соглашение о невмешательстве в дела архитекторов. Заказчик не влиял на выбор стиля и легко согласовал внешний вид здания. Строительство впрочем по разным причинам растянулось на пять лет.

Особняк представляет собой в плане букву «Г», а в объеме – два соединенных параллелепипеда, побольше и поменьше. В одном поместилась собственно двусветная мастерская, занимающая всё пространство второго и третьего этажей. Просторный зал освещен с помощью огромного витража, а также через верхний фонарь. На первом этаже под ним устроен рассчитанный на 25 человек зал для мастер-классов (так как хозяин дома – президент Российской Академии художеств, функция здания – не только творческий труд, но и обучение). В оставшейся части расположены вестибюль, лифт, лестница и санузлы. Меньший параллелепипед занимает эвакуационная лестница.
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019

Весь главный фасад – это витраж с подчеркнуто объемным узором переплетов. Главный вход устроен в угловой части между двумя объемами. Это позволило освободить пространство для мастерской и ориентировать ее на витраж. Дополнительный вход расположен справа от главного фасада под козырьком. Чтобы уравновесить этот элемент, на главном фасаде на уровне второго этажа выступает эркер. Второй объем с запасной лестницей смотрит во двор также стеклянным витражом.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

Мастерская в отдельном здании – довольно необычная типология. Как ни странно, здесь вспоминается дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Дворовое расположение, подчеркнутый контраст с окружающими зданиями, два слитых друг с другом вертикальных объема, витраж в три этажа на фронтальной части, второй и третий этажи, отданные под мастерскую – в общем много общего, хотя архитекторы не имели в виду ничего подобного. Вообще же дом архитектора (художника) часто не похож на его творчество: дом Мельникова не похож на остальное творчество Мельникова, дом Шехтеля на Садовой не похож на творчество Шехтеля, мастерская Церетели не похожа на творчество Церетели. И все эти постройки – как маленькие шкатулки с секретом, контрастные окружению. Пожалуй, главное в этой, довольно-таки локальной типологии – большие окна и двусветные пространства.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

Трехэтажный витраж мастерской Церетели с выраженным вертикальным рисунком похож на деку музыкального инструмента либо на церковный орган, и деревянная облицовка стен довершает сходство. Витраж воспроизводит некую этажную структуру с разной частотой условных «окон» и с намеком на обобщенный карниз – черта ар-деко, которая, однако, здесь скрещивается с деревянным модернизмом. Окна боковых фасадов распределены по поверхности асимметрично, некоторые из них угловые, что есть явный признак авангарда, хотя углы – внутренние.
  • zooming
    1 / 3
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    2 / 3
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    3 / 3
    Фотография: Архи.ру, 2019
    Фотография: Архи.ру, 2019

Облицовка панелями, имитирующими темное и светлое дерево, могла бы быть и просто деревянной, ведь по нормам невысокие деревянные постройки разрешены. Но в центре города их по-прежнему мало, точнее их употребление ограничено временными парковыми павильонами и арт-кластерами. Деревянная архитектура в городе – тема перспективная с экологической точки зрения, и она обязательно появится. Впрочем нельзя не признать,что имитирующие дерево панели в каком-то смысле проще в эксплуатации, долговечнее, а образ они создают столь же убедительный, что и настоящие.
  • zooming
    1 / 14
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    2 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Развертка по дворовой территории вдоль Пятницкой улицы. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Развертка по Климентовскому переулку. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014 © Мезонпроект
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Ситуационный план
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    8 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 1-го этажа. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    9 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    10 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План -1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    11 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 2 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    12 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План кровли
    © Мезонпроект
  • zooming
    13 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Разрез 1-1
    © Мезонпроект
  • zooming
    14 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Разрез 2-2
    © Мезонпроект


Мастерская:
Мезонпроект
Проект:
Мастерская З.К. Церетели
Россия, Москва, ул. Пятницкая, д. 24, стр. 4

Авторский коллектив:
А.В. Колпиков, А.А. Кузьмина, И.К. Машков

2014 / 0

Президент Российской Академии Художеств З.К. Церетели

02 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.