Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
На месте участка была когда-то деревянная пристройка к невзрачному дому, от которой к моменту начала работы архитекторов над проектом оставался лишь фундамент. Однако тема дерева стала для архитекторов бюро «Мезонпроект» отправной точкой в поиске образа. Остановились на варианте мягкого модернизма, который деликатно контрастирует со средовой исторической застройкой вокруг.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
От Зураба Церетели, учитывая его творчество, естественно было бы ожидать более консервативного образа и стиля в собственной мастерской. Но в данном случае, по словам партнера «Мезонпроекта» Ильи Машкова, было достигнуто соглашение о невмешательстве в дела архитекторов. Заказчик не влиял на выбор стиля и легко согласовал внешний вид здания. Строительство впрочем по разным причинам растянулось на пять лет.
Особняк представляет собой в плане букву «Г», а в объеме – два соединенных параллелепипеда, побольше и поменьше. В одном поместилась собственно двусветная мастерская, занимающая всё пространство второго и третьего этажей. Просторный зал освещен с помощью огромного витража, а также через верхний фонарь. На первом этаже под ним устроен рассчитанный на 25 человек зал для мастер-классов (так как хозяин дома – президент Российской Академии художеств, функция здания – не только творческий труд, но и обучение). В оставшейся части расположены вестибюль, лифт, лестница и санузлы. Меньший параллелепипед занимает эвакуационная лестница.
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019
Весь главный фасад – это витраж с подчеркнуто объемным узором переплетов. Главный вход устроен в угловой части между двумя объемами. Это позволило освободить пространство для мастерской и ориентировать ее на витраж. Дополнительный вход расположен справа от главного фасада под козырьком. Чтобы уравновесить этот элемент, на главном фасаде на уровне второго этажа выступает эркер. Второй объем с запасной лестницей смотрит во двор также стеклянным витражом.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская в отдельном здании – довольно необычная типология. Как ни странно, здесь вспоминается дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Дворовое расположение, подчеркнутый контраст с окружающими зданиями, два слитых друг с другом вертикальных объема, витраж в три этажа на фронтальной части, второй и третий этажи, отданные под мастерскую – в общем много общего, хотя архитекторы не имели в виду ничего подобного. Вообще же дом архитектора (художника) часто не похож на его творчество: дом Мельникова не похож на остальное творчество Мельникова, дом Шехтеля на Садовой не похож на творчество Шехтеля, мастерская Церетели не похожа на творчество Церетели. И все эти постройки – как маленькие шкатулки с секретом, контрастные окружению. Пожалуй, главное в этой, довольно-таки локальной типологии – большие окна и двусветные пространства.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Трехэтажный витраж мастерской Церетели с выраженным вертикальным рисунком похож на деку музыкального инструмента либо на церковный орган, и деревянная облицовка стен довершает сходство. Витраж воспроизводит некую этажную структуру с разной частотой условных «окон» и с намеком на обобщенный карниз – черта ар-деко, которая, однако, здесь скрещивается с деревянным модернизмом. Окна боковых фасадов распределены по поверхности асимметрично, некоторые из них угловые, что есть явный признак авангарда, хотя углы – внутренние.
Облицовка панелями, имитирующими темное и светлое дерево, могла бы быть и просто деревянной, ведь по нормам невысокие деревянные постройки разрешены. Но в центре города их по-прежнему мало, точнее их употребление ограничено временными парковыми павильонами и арт-кластерами. Деревянная архитектура в городе – тема перспективная с экологической точки зрения, и она обязательно появится. Впрочем нельзя не признать,что имитирующие дерево панели в каком-то смысле проще в эксплуатации, долговечнее, а образ они создают столь же убедительный, что и настоящие.