Под сенью Папы Римского

Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

02 Декабря 2019
mainImg

Мастерская:

Мезонпроект

Проект:

Мастерская З.К. Церетели
Россия, Москва, ул. Пятницкая, д. 24, стр. 4

Авторский коллектив:
А.В. Колпиков, А.А. Кузьмина, И.К. Машков

2014 – 2019

Президент Российской Академии Художеств З.К. Церетели
Это очень редкая типология для центра Москвы. Камерное трехэтажное здание художественной мастерской (общая площадь около 300 м2, высота 12 м) поставлено во дворе бывшей городской усадьбы на Пятницкой улице. Заказчик владеет небольшим участком под домом, а двор принадлежит городу. Мастерская открывается в просвете между домами со стороны Климентовского переулка выразительным трехэтажным витражом. Присутствие огромного храма петербургского качества, спроектированным, по некоторым данным, самим Трезини, очень чувствуется. Наличие Папы Римского в московской топонимике и церковной традиции воспринимается неожиданно и неоднозначно, но симптоматично и напоминает о спорности крупных фигур. Не знаю, стоит ли считать Зураба Константиновича Папой Римским московского скульптуростроения, но почему бы и нет. Мастерская, даром что маленькая, выглядит как деревянная шкатулка, дорогая игрушка, отличная от окружения стилем, цветом и пластикой. Стены облицованы композитным материалом под ореховое дерево, а металлические витражи имеют бронзовую окраску.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
На месте участка была когда-то деревянная пристройка к невзрачному дому, от которой к моменту начала работы архитекторов над проектом оставался лишь фундамент. Однако тема дерева стала для архитекторов бюро «Мезонпроект» отправной точкой в поиске образа. Остановились на варианте мягкого модернизма, который деликатно контрастирует со средовой исторической застройкой вокруг.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
От Зураба Церетели, учитывая его творчество, естественно было бы ожидать более консервативного образа и стиля в собственной мастерской. Но в данном случае, по словам партнера «Мезонпроекта» Ильи Машкова, было достигнуто соглашение о невмешательстве в дела архитекторов. Заказчик не влиял на выбор стиля и легко согласовал внешний вид здания. Строительство впрочем по разным причинам растянулось на пять лет.

Особняк представляет собой в плане букву «Г», а в объеме – два соединенных параллелепипеда, побольше и поменьше. В одном поместилась собственно двусветная мастерская, занимающая всё пространство второго и третьего этажей. Просторный зал освещен с помощью огромного витража, а также через верхний фонарь. На первом этаже под ним устроен рассчитанный на 25 человек зал для мастер-классов (так как хозяин дома – президент Российской Академии художеств, функция здания – не только творческий труд, но и обучение). В оставшейся части расположены вестибюль, лифт, лестница и санузлы. Меньший параллелепипед занимает эвакуационная лестница.
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019
Весь главный фасад – это витраж с подчеркнуто объемным узором переплетов. Главный вход устроен в угловой части между двумя объемами. Это позволило освободить пространство для мастерской и ориентировать ее на витраж. Дополнительный вход расположен справа от главного фасада под козырьком. Чтобы уравновесить этот элемент, на главном фасаде на уровне второго этажа выступает эркер. Второй объем с запасной лестницей смотрит во двор также стеклянным витражом.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская в отдельном здании – довольно необычная типология. Как ни странно, здесь вспоминается дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Дворовое расположение, подчеркнутый контраст с окружающими зданиями, два слитых друг с другом вертикальных объема, витраж в три этажа на фронтальной части, второй и третий этажи, отданные под мастерскую – в общем много общего, хотя архитекторы не имели в виду ничего подобного. Вообще же дом архитектора (художника) часто не похож на его творчество: дом Мельникова не похож на остальное творчество Мельникова, дом Шехтеля на Садовой не похож на творчество Шехтеля, мастерская Церетели не похожа на творчество Церетели. И все эти постройки – как маленькие шкатулки с секретом, контрастные окружению. Пожалуй, главное в этой, довольно-таки локальной типологии – большие окна и двусветные пространства.
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Трехэтажный витраж мастерской Церетели с выраженным вертикальным рисунком похож на деку музыкального инструмента либо на церковный орган, и деревянная облицовка стен довершает сходство. Витраж воспроизводит некую этажную структуру с разной частотой условных «окон» и с намеком на обобщенный карниз – черта ар-деко, которая, однако, здесь скрещивается с деревянным модернизмом. Окна боковых фасадов распределены по поверхности асимметрично, некоторые из них угловые, что есть явный признак авангарда, хотя углы – внутренние.
  • zooming
    1 / 3
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    2 / 3
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    3 / 3
    Фотография: Архи.ру, 2019
    Фотография: Архи.ру, 2019
Облицовка панелями, имитирующими темное и светлое дерево, могла бы быть и просто деревянной, ведь по нормам невысокие деревянные постройки разрешены. Но в центре города их по-прежнему мало, точнее их употребление ограничено временными парковыми павильонами и арт-кластерами. Деревянная архитектура в городе – тема перспективная с экологической точки зрения, и она обязательно появится. Впрочем нельзя не признать,что имитирующие дерево панели в каком-то смысле проще в эксплуатации, долговечнее, а образ они создают столь же убедительный, что и настоящие.
  • zooming
    1 / 14
    Мастерская З.К. Церетели
    Фотография: Архи.ру, 2019
  • zooming
    2 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Развертка по дворовой территории вдоль Пятницкой улицы. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Развертка по Климентовскому переулку. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014 © Мезонпроект
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Ситуационный план
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    8 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 1-го этажа. Проект, 2014
    © Мезонпроект
  • zooming
    9 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    10 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План -1 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    11 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План 2 этажа
    © Мезонпроект
  • zooming
    12 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. План кровли
    © Мезонпроект
  • zooming
    13 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Разрез 1-1
    © Мезонпроект
  • zooming
    14 / 14
    Мастерская З.К. Церетели. Разрез 2-2
    © Мезонпроект


Мастерская:

Мезонпроект

Проект:

Мастерская З.К. Церетели
Россия, Москва, ул. Пятницкая, д. 24, стр. 4

Авторский коллектив:
А.В. Колпиков, А.А. Кузьмина, И.К. Машков

2014 – 2019

Президент Российской Академии Художеств З.К. Церетели

02 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Лара Копылова

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.