English version

Пароход у причала

Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».

mainImg
Архитектор:
Илья Машков
Андрей Колпиков
Елена Григорова
Проект:
Дом «Пароход»
Россия, Москва, проезд Досфлота, вл.10, стр.1

Авторский коллектив:
ГАП – Е.И. Григорова, А.В. Колпиков, А.Б. Хлопцова
ГИП – А.Ю. Дундуков

2017 — 2020

Заказчик: АО «Капитал-Инвест»
Апарт-отель планируется построить на левом берегу канала им. Москвы, вдоль проезда Досфлота. Участок расположен на первой линии, с выходом на городской пляж, и отделен от воды только широкой полосой деревьев. Г-образная площадка вытянута вдоль берега. Прежде ее занимало пятиэтажное кирпичное здание гостиницы, давно заброшенное и теперь определенное под снос.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Окружение вокруг – микрорайонное: жилые кваFрталы, две школы, детский сад – все в густых зарослях лиственных деревьев. Практически вся застройка располагается по другую сторону от проезда Досфлота. С ней новый дом будет взаимодействовать в меньшей степени, а в большей – с каналом им. Москвы и его противоположным берегом, на котором доминантно обозначается шпиль недавно отреставрированного Северного речного вокзала. С мая по октябрь от его причала отходят десятки круизных теплоходов – зрелище завораживающее. И именно оно, по всей вероятности, определило основную идею проекта: дом, похожий на корабль – дом-пароход.
Дом «Пароход». Схема ситуационного плана
© Мезонпроект

Проект разработан архитектурным бюро «Мезонпроект» по заказу компании «Капитал-Инвест» в 2017. Одной из задач, которую архитекторы поставили перед собой, было сохранить существующие деревья, плотно обступающие площадку со всех сторон, но при этом максимально раскрыть обзор на воду и противоположный берег канала. Отсюда простая и ясная композиция, повторяющая очертания участка и ранее располагавшегося на нем дома. Небольшой отступ от границ сделан только со стороны двора – для организации благоустроенной площади перед входом в лобби отеля.
Дом «Пароход». Схема планировочной организации земельного участка
© Мезонпроект

Комплекс разделен на два отдельных корпуса, поставленных перпендикулярно друг к другу и сращенных в уровне первого этажа общим стилобатом. Как рассказывает руководитель архитектурного бюро Илья Машков, первоначально авторы рассматривали вариант цельного здания, повторяющего форму участка, но затем возникла идея разделить объем на два корпуса для более легкого восприятия. Один, протяженный корпус высотой пять этажей, фиксирует границу вдоль проезда Досфлота, но смотрит на воду. Второй – шестиэтажный блок, обращен к каналу торцом, и именно этот торец выступает в роли главного фасада. Он же создает художественный и смысловой портрет всего комплекса.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Контур дома, если смотреть на него анфас, – достаточно простой, двучастный, без заметного перепада высот, с широким просветом между корпусами. Зато при взгляде под углом сразу обозначается силуэтный скос – террасы-«палубы», мачты и трубы, лестницы-«трапы», по которым, кажется, вот-вот начнут взбираться бравые матросы. Трубы, большие и высокие, как на самых первых пароходах – не что иное, как вытяжные шахты; обычно их принято скрывать, а здесь акцентировали «по-роджеровски». Террасы, предусмотренные на каждом этаже, тоже вполне функциональны – жильцы смогут выходить на них, чтобы полюбоваться панорамой Химкинского водохранилища.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пароход»
    © Мезонпроект

Более того, это не вполне дом-корабль в смысле модернистского штампа – хотя трубы вентвыходов происходят как раз оттуда, но здесь «корабль» подвергнут деконструкции: может он корабль, а может, и пристань. Во всяком случае никакого намека на аэродинамическую форму, нос и корму здания, которое вот-вот да поплывет, здесь нет: скорее нам показывают набор элементов корабля-парохода, предлагая оценить несколько брутальную пластичность террас-палуб, которые кажутся проросшим не берегу канала фрагментом какого-то залетного «Титаника». Но именно фрагментом и декорацией, заявкой на дискурс, а не подобием.
«Идея дома-парохода возникла уже после того, как мы нарисовали террасы и трубы.

Тогда мы решили усилить возникший образ, добавить элемент узнаваемости, попытались придать трубам скульптурность, а террасам – сходство с палубами морского судна».

Такое решение с широкими ступенями террас, поднимающихся от воды к берегу, больше характерно для южной курортной архитектуры. Однако и здесь, на северо-западе Москвы, из-за близости к воде и живописности окружения оно выглядит уместно. Надо сказать, что ассоциация с курортом весьма мимолетная и полностью исчезает при детальном рассмотрении фасадов. В выборе материалов, пропорциях окон, высоте этажей – во всем есть отсыл к промышленной архитектуре. Даже трубы, которые изначально напомнили нам о пароходе, легко становятся частью сюжета о фабрике начала XX столетия.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Соединить эти две, казалось бы, совершенно разные истории – про пароход и фабрику – авторы проекта решили с целью «успокоить» фасады, сделать их строже, сдержанней. «Первые варианты были более корабельными, – рассказывает Илья Машков, – с белыми корпусами и цветными трубами. Потом решили уйти от такого прямого прочтения в сторону образа фабрики. Так появились красный кирпич, высокие окна и металлические элементы декора».
Дом «Пароход»
© Мезонпроект

В качестве основного облицовочного материала выбрана керамическая плитка с фактурой красного кирпича. Кирпичные поверхности сочетаются с металлическими. Из металла выполнены решетки для кондиционеров, декоративные экраны возле окон, ограждения французских балконов, облицовка труб воздуховодов, а также пожарные лестницы, окрашенные в черный цвет и выведенные на фасад. Последний прием заставляет вспомнить не только о российских фабриках начала прошлого века, но и о жилых кварталах Нью-Йорка, для которых стальные пожарные лестницы с балконами стали своего рода визитной карточкой. К слову, краснокирпичные стены, так называемый brownstone, и большие окна вкупе с ажурными лестничными пролетами – классика нью-йоркской архитектуры.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект

Обращаясь к узнаваемым и традиционным образам прошлого, дом не забывает отдать дань приемам современности: отсюда – сбитый ритм фасадной сетки, который создается за счет разноразмерных окон, и цветные вставки из профлиста. Из него авторы формируют настоящие художественные панно с радугой оттенков – от темного земляного до лавандового. Все это приправлено пластикой – объемные и вогнутые вертикальные панели рождают дополнительную игру света и тени. Кажется, что таким образом дом отзывается на закатные краски Химкинского водохранилища, ведь только фасады, обращенные к воде, получили вкрапления цвета.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект

Проезд Досфлота – место тихое и зеленое, он повторяет траекторию изгиба канала и вполне сошел бы за лесную тропу, если бы не асфальтовое покрытие. Сюда выходит самый спокойный с точки зрения пластики и цвета фасад комплекса. Он поддерживает характер окружения и удачно вписывается в контекст по высоте, с понижением в сторону воды. Самая акцентная деталь комплекса с этого ракурса – декоративная металлическая пергола на кровле, окрашенная в тон фасадной плитки. Предполагается, что в этой части кровля будет эксплуатируемой. Эта благоустроенная зона под навесом станет дополнительным местом отдыха для жильцов, что актуально, учитывая дефицит дворового пространства.

Верхушке здания с перголой вторит оформление стилобатной части, решенной в той же решетчатой стилистике. В первых этажах планируется разместить большое лобби для жильцов, офисные помещения и кафе. В сторону улицы кафе будет открываться большими стеклянными витражами, приглашая внутрь жителей соседних жилых кварталов. Вдоль всего уличного фасада протянется зеленая аллея.
Дом «Пароход»
© Мезонпроект

В сторону двора и реки в первом этаже выходят апартаменты с остекленными террасами с обрамлении светлых тонких рамок.

В здании общей площадью около 6 000 м² будут представлены апартаменты разной конфигурации и размеров – от однокомнатных до четырехкомнатных. Везде предусмотрена возможность организации полноценной кухни. Подземный этаж займет паркинг на 27 машиномест.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пароход». План -1 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пароход». План 1 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пароход». План 2 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пароход». План 3 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пароход». План 4 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пароход». План 5 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пароход». План 6 этаж
    © Мезонпроект
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пароход». Разрез 1-1
    © Мезонпроект
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пароход». Разрез 2-2 и 3-3
    © Мезонпроект

В 2020 проект апарт-отеля попал в число финалистов премии Москвы в области архитектуры и градостроительства. Ранее он получил одобрение госэкспертизы и теперь ждет реализации.
Архитектор:
Илья Машков
Андрей Колпиков
Елена Григорова
Проект:
Дом «Пароход»
Россия, Москва, проезд Досфлота, вл.10, стр.1

Авторский коллектив:
ГАП – Е.И. Григорова, А.В. Колпиков, А.Б. Хлопцова
ГИП – А.Ю. Дундуков

2017 — 2020

Заказчик: АО «Капитал-Инвест»

25 Декабря 2020

Мезонпроект: другие проекты
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Ледяное гостеприимство
Бюро «Мезонпроект» выиграло всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на проектирование гостиницы и водного центра отдыха в Иркутске. В качестве визуального образа архитекторы выбрали торосы байкальского льда.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Радости речного спорта
В архитектурном бюро «Мезонпроект» разработали концепцию ревитализации набережной реки Ушаковки в Иркутске. Пустынная территория может стать уникальным центром развития рафтинга и важнейшим общественным пространством города.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Облака над железной дорогой
На месте складов вблизи станции «Люберцы-1» построен новый жилой комплекс, который уживается и с железной дорогой, и с эстакадой, и с разноликой окружающей средой, над которой не просто доминирует, но стремится ее улучшить.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Формула завода
Дом Александры Кузьминой, Ильи Машкова и Андрея Колпикова на ЗИЛАРТе решает давнюю головоломку вертикали/горизонтали, сведя прием к минимуму. Он становится воспоминанием о заводе и о времени его расцвета, тридцатых годах прошлого века.
Встреча Севера и Юга
Апарт-отель «Европа» – пример жилья в сдержанном скандинавском стиле с ностальгическими элементами приемов монументальности шестидесятых и южными террасами.
«Лучизм» в архитектуре
Проект комплекса с фудкортом и рынком в Барвихе, созданый архитектурным бюро «Мезонпроект», сочетает мягкий, экологической образ с модернистской лепкой объема. «Лучи» на фасаде подчеркивают линии рельефа и направления дорог.
Орнамент без предубеждений
В отличие от большинства домов в так называемом элитном сегменте рынка, проектируемых в универсальном псевдоклассическом стиле, «Резиденция на Всеволожском» спроектирован в духе ар-деко.
Тактильное понимание
Кураторы выставки «Трогать+Видеть+Слышать=Чувствовать», архитекторы бюро «Мезонпроект», предложили новый, расширенный способ общения со скульптурой Анны Голубкиной.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.