Проект комплекса разработало архитектурное бюро «Мезонпроект» по заказу девелоперской компании 3-RED. Это достаточно известный застройщик, на его счету такие реализованные проекты, как ЖК «Новокрасково», «Видный берег», малоэтажный «Май», «Дом на Барвихинской» и другие..
Руководитель архитектурного бюро «Мезонпроект» Илья Машков рассказал, что перед ними стояла довольно сложная задача: в сжатые сроки спроектировать коммерчески привлекательное жилье на весьма стесненном и непростом с точки зрения окружения участке. Впрочем, такая исходная ситуация вполне типична. Девелоперы в каком-то смысле ждут от российских архитекторов чуда. И что удивительно, иногда чудо случается.
Участок площадью чуть менее 0,8 га занимает угловое положение на пересечении Инициативной улицы и Комсомольского проспекта. Параллельно Инициативной улице проходят железнодорожные пути. Движение электричек здесь очень интенсивное – с раннего утра и до глубокой ночи. Четырехполосный Комсомольский проспект подходит к железной дороге перпендикулярно и как раз в районе расположения нового комплекса превращается в высокую эстакаду.
Среда вокруг нового жилого образования очень разноликая. От станции «Люберцы-1» влево и вправо тянутся торговые центры, яркие малоэтажные павильоны и рыночные палатки. Но чем дальше от станции, тем уютнее: жилые районы позднесоветского времени, 1990-х и начала 2000-х, детские сады и школы, продуктовые магазины и кафе. В пешей доступности – Наташинский парк с двумя большими прудами. Новый жилой комплекс служит своего рода разделительной полосой, бастионом, отделяющим центр Люберец от суматохи железной дороги. При всем при этом дворовой частью он развернут в сторону станции.
Комплекс состоит из двух корпусов, по три секции в каждой. Высокий протяженный 25-этажный корпус отгораживает территорию от автомобильной эстакады. Объем пониже с переменной этажностью от 14 до 18 этажей, стоит в глубине двора, охраняет тыл. А со стороны Инициативной улицы дворовое пространство защищают железный забор и две сохраненные на участке двухэтажные постройки (во время строительства там размещались офис продаж и шоу-рум).
Такое расположение связано не только с желанием создать замкнутый и безопасный двор. Комплекс максимально ловит солнечные лучи, раскрываясь на южную сторону. Недостаток освещения при этом испытывает лишь уличный фасад 25-этажного корпуса, который смотрит на северо-запад. Проблема решается за счет треугольных эркеров. Помимо обеспечения инсоляции внутри квартир, эркеры еще и увеличивают их площадь, а также обогащают геометрию пространства. Особой выразительности зубцы эркеров добавляют и самому фасаду. Без них он выглядел бы менее интересно.
На этапе проектирования предполагалось, что в комплексе, помимо квартир, будут располагаться апартаменты. Под них выделили целую секцию – крайнюю, 18-этажную. Однако затем функцию пересмотрели, и сейчас это офисный центр с отдельным входом со стороны улицы. На диалоге ритмики фасадов – равномерной сетчатой в жилой части и динамичной «шахматной» в офисной – выстраивается вся архитектура комплекса.
Илья Машков вспоминает, что образ сложился практически сразу – сдержанный, лаконичный, без избытка пластики, со спокойным цветовым решением – в тон люберецкого неба. При этом и по высоте, и по выверенности архитектурных решений новый дом очевидно претендует на доминантную роль.
«Застройка вокруг нашего участка достаточно однородная – стандартные жилые дома, много типовых строений. На таком фоне наше здание, отражающее современные архитектурные тенденции, легко становится доминантой с точки зрения визуального восприятия».
Внешняя форма корпусов интерпретирует коммерческое название комплекса – «Облака». Небо во всех его красках читается здесь довольно четко, фасады превращены в некое подобие палитры, с помощью которой художник подбирал подходящие оттенки для своей картины облачного неба. Основной, фоновый цвет – светло-серый, почти белый, пасмурно-туманный. На нем штриховыми акцентами возникают темно-графитовые пятна и вертикальные линии – грозовые тучи. А рядом с ними – вспышки, вкрапления сизого, серо-зеленоватого, нежно-голубого – как будто туман и облака в какой-то момент рассеялись и в просветах показались кусочки ясного неба.
Но это если смотреть на дом со двора. У уличного фасада и торцов доминирующий цвет темно-серый, грозовой. Темные части корпусов тяготеют к эстакаде, светлые смотрят во двор. Крупный пиксельно-штриховой рисунок в холодных пастельных тонах освежает дом, отчасти компенсируя простоту его формы.
Такого живого восприятия объема удалось добиться за счет чередования фиброцементных панелей вентилируемого фасада. Они отличаются не только по цвету, но также по размеру и текстуре. Много внимания к себе притягивают темные текстурированные, рельефные панели с вертикальным и горизонтальным рисунком. В жилой части они дают перекличку с решетками корзин для кондиционеров, а в офисной практически в одиночку создают динамичный образ постройки. Там панели берут окна в черные рамки, которые чередуются, сдвигаются, меняют пропорции оконных проемов и таким нехитрым способом максимально оживляют фасады. Только верхние четыре этажа офисного блока «призывают к порядку» своими четкими вертикальными линиями.
Жилой комплекс позиционируется как жилье комфорт-класса. В нем представлен типичный набор квартир – от студий до трехкомнатных.
При этом общественные зоны и дворовые пространства предлагают целый ряд решений, на которые обычно дома этого класса не претендуют. Так, входы в подъезды безбарьерные, практически вровень с отмосткой. Небольшой перепад сглажен пандусом, что крайне удобно для мам с колясками, велосипедистов и людей с инвалидностью.
Первые этажи занимают магазины, аптеки, кафе и, разумеется, входные группы с вестибюлями. Последние тоже мало напоминают комфорт-класс – просторные, светлые, с дизайнерскими интерьерами.
Двор здесь не только огороженный и охраняемый, он еще и полностью освобожден от автомобилей. Вся, пусть и небольшая территория двора отдана под благоустройство, детские и игровые площадки, тогда как гостевые парковочные места располагаются по внешнему контуру застройки.
Таким образом, на территории комплекса удалось добиться ощущения спокойствия и уюта. В данной ситуации изолированный двор выглядит более чем уместно и оправданно, он формирует ту необходимую границу, без которой жить здесь было бы сложно. Занимая оборонительную позицию к окружению – замкнутая композиция, окна с повышенной шумоизоляцией, закрытая территория – комплекс все же стремиться стать его частью. Ведь проезжая в электричке мимо Люберец, вы теперь будете видеть «Облака».