Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
О проекте клубного дома на Остоженке во Всеволожском переулке мы рассказывали в 2016 году. Дом расположен в начале «Золотой мили», в пяти минутах пешком от станции Кропоткинской, на месте советской АТС 1980-х годов. По высоте и по красной линии он встроен в историческую застройку, справа и слева от него – два доходных дома архитектора Николая Жерихова начала 1910-х, причем один из них, угловой – внушительная неоклассика, другой, по переулку – несложный модерн. От обоих соседей новый дом отделен проездами, в отличие от советской АТС, которая была пристроена к их брандмауэрам. Новые цезуры в сплошном фронте застройки открыли путь для лучей солнца, которое светит с юга, со стороны двора; они позволили пропустить больше света в переулок, – поясняют авторы проекта.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Образно дом не апеллирует, однако, ни к одной из соседних построек, как и к домам напротив, – а развивает собственную тему, основанную на подчеркнутой орнаментальности где-то на грани модерна и ар-деко, но с некоторым современным укрупнением, вольностью трактовки и геометризацией всех элементов. Рынок московских клубных домов требует, с одной стороны, решения отчетливо-дорогого, построенного на ценных материалах, и прорисованного, детализированного – а с другой стороны, он же предпочитает необычное и неповторяющееся. Надо признать, дом во Всеволожском соответствует обоим критериям. Фасады очень насыщены, их основные фактуры – натуральный известняк и металл (стеклофибробетон с поверхностью, имитирующей патинированную бронзу). Но главное – в Москве такого еще не было.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект В целом дом придерживается достаточно консервативной планировки и типологии: он выстроен «покоем» с двумя лестничными ризалитами со стороны двора, по центру на улицу выходит импозантный входной портал с глубоким двусветным вестибюлем за ним. По сторонам от него – граненые вертикали эркеров, в верхнем ярусе над их выступами – лоджии-террасы пентхаусов под массивными козырьками с застекленными «окнами в небо», похожими на крупные кессоны.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Структура, повторимся, традиционная, но каждый элемент в ее составе усилен несколько больше, чем обычно. Эркеры образуют граненую волну, верхние лоджии как бы в противовес им глубоки и просторны, входной портал велик. Кроме того, «металлических» поверхностей – очень много: со стеклом и камнем они образуют плетение сродни ювелирному, конечно, с поправкой на укрупнение во много раз.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Орнаментальное плетение и стало основополагающим приемом, формирующим ощущение «особости» дома. Пустых плоскостей на главном фасаде практически нет, и все элементы, даже те, в которых можно увидеть ордерную основу, подчинены общей «ковровой» декоративности. Так, простенки между эркерами уподоблены каннелированным пилястрам, но у них нет ни баз, ни капителей, помимо «сецессионовских» металлических подвесок-полосок вверху. Каменные вертикали могут показаться в равной степени каннелюрами или откликом поверхности стен на форму эркеров, поскольку их рельеф состоит из трехгранных выступов, а вовсе не из традиционных желобков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Рустованная поверхность здесь же рядом получает скошенные контуры, образующие в простенках между окнами перспективную иллюзию – ложный уступ сродни находкам Помпеянского стиля. Замковые камни не венчают арок и не образуют сандриков, а лишь служат декоративными «коронами», будучи размещены ближе к цокольной части. Поребрики, повсеместно – огромные, каменные и бронзовые, ощутимо крупнее своих ордерных прообразов, работают на усиление светотени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Наверное, наиболее традиционно выглядит бронзовая бриллиантовая разгранка переплетов тройных окон; она же усиливает ассоциации с Помпеянским стилем и ар-деко.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Все, что не может так или иначе быть объяснено с точки зрения ордера, подчинено орнаменту, который с долей условности можно подразделить на два вида: поверхности, сплошь покрытые «климтовскими» завитками – и рисунок, составленный из зигзагов и косых пластин, каждая из которых выглядывает из-под соседней. Они похожи на контрельеф (рельеф, не превышающий верхней плоскости исходного камня, техника, популярная в Древнем Египте – прим. ред.), изображающий растущие кристаллы. Любопытно, как со стороны двора крупный орнамент перекликается с пространственным рисунком бликов на косоурах лестниц в солнечном свете.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Важно и то, что «пластинчатый» рельеф покрывает не только фронтальные поверхности: рельефная отделка дома повсеместна и затрагивает, в частности, нижние плоскости эркеров, так что подняв голову, прохожий тоже увидит орнамент. «Для нас было принципиальным трактовать поверхность дома как обработанную, динамичную, проявить глубину поверхности камня», – подчеркивает глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Иногда пластинчатый рисунок «срастается» с завитками, причем в этой ситуации волюты становятся крупнее, а их контур – более вольным. Между камнем и бронзой «слоистые кристаллы» поделены примерно пополам – они присутствуют и там, и там, отвечая за цельность подхода и связь между двумя основными материалами фасада.
Они объединяют весь дом. Все рисунки учитывают стыки между каменными и бронзовыми пластинами, во многих случаях включая их в общий ритм как его достаточно естественную часть – может показаться, что дом складывается у нас на глазах из отдельных «чешуек», обыгрывая таким образом современную технологию взаимодействия вентфасада и его облицовки.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект Рельефные мотивы находят продолжение в рисунках бронзовых решеток, причем на выступах эркеров они более свободные и абстрактно-геометричные, а в плоскостных вертикалях, решенных более традиционно, появляются фигуративные цветы-подсолнухи.
Впрочем, в базовом мотиве эркеров также можно разглядеть фигуративность – обобщенные человеческие фигурки, круг из которых образует солнце в логотипе дома, предложенном архитекторами.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском» Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Круг означает содружество жильцов, а условные оригами-«тени» фигур, которые на фасаде можно найти почти везде, хотя и в очень зашифрованном виде, служат напоминанием об основной идее. Контуры «человеческой фигуры», расчерченной наподобие пентаграммы, немного даже напоминают плечистый абрис модулора Ле Корбюзье, что неожиданно переправляет нас от условного «Сецессиона» к поискам более позднего времени.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Более плотная и детализированная разновидность орнамента находит продолжение в медных панелях над входом и в вестибюле, – здесь, ближе к входящему, использован настоящий металл. Переливы его драгоценного «червонного» оттенка хорошо читаются благодаря тесному «парчовому» плетению разнонаправленных завитков, работая на образ дорогой «оправы» или «подкладки» дома.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект Дворовый фасад решен лаконичнее: с одной стороны, это диктует логика тыльного фасада сама по себе, с другой – здесь больше крупных уступов и ризалитов, отчего структура объемов попадает в резонанс с соседними домами и воспринимается как контекстуально осмысленная часть «московского дворика».
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Здесь нарезка каменных пластин приобретает заметное сходство с рустом и, в отличие от главного фасада, «синтезированного» орнаментикой, здесь декорированные и лаконичные поверхности сочетаются друг с другом скорее на контрасте. В то же время масштабные рамы вокруг лестничных ризалитов продолжают тему, заданную входным порталом, и придают дому вполне торжественный оттенок: даже со стороны двора он выглядит «как дворец». Причем какой-то восточный, может быть даже персидский – прежде всего за счет неклассичности двухчастной композиции с простенком по центру.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект Центральный простенок присутствует и на главном фасаде, где он чуть менее заметен. Его появление обусловлено структурой дома, состоящего из двух секций при одном входе по центру.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 2 этажа© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». План 1 этажа© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». План типового этажа© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». Генеральный план© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». Разрез© МезонпроектКлубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент фасада с разрезом© Мезонпроект Но главный эффект, производимый этим домом, конечно, театральный. Стоящие по соседству вдоль переулка модерн и неоклассика зримо показывают, что он – вовсе не стилизация и не историзм в прямом смысле, и даже не очередной эксперимент с буржуазным ар-деко. Больше всего он напоминает иллюстрации и сценографию символистов, эскизы костюмов и кулис; занавес к каким-нибудь «Египетским ночам». Слишком сильна тут фантазийная составляющая – стремясь украсить, проработать поверхность фасада, авторы сильнее подчеркивают его роль как некоего экрана, по которому можно, в сущности, «свободно рисовать». Заметим, что такой подход работает на восприятие дома как более чем современного: тот вариант тоски по ощущениям, который заставляет все больше театрализовывать окружающее и провоцирует не слишком серьезное, «игровое» отношение к правилам, столь хорошо ощутимым в домах столетней давности, принадлежит именно нашему времени. Именно он противопоставляет правилам – «буйство материи», пусть не красок, но линий и фактур, выступов и углублений.
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском»Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлено Мезонпроект
Если сравнивать дом с более ранними домами «Мезонпроекта» в духе респектабельного историзма, к примеру, с ЖК «Дом при Академии Наук» или с домом на улице Вересаева, – то перед нами много более вольное построение, в какой-то степени основанное на самостоятельности орнаментики со склонностью к саморазвитию. Дом кажется «египетским», но, строго говоря, в нем нет ни одной узнаваемой египетской детали, ни лотоса, ни жука (хотя некоторые сомнения вызывают распахнутые «по-скарабеевски» крылья над центральным простенком на дворовом фасаде). А завитки на стенах больше напоминают парики и бороды крылатых ассирийских быков из Пушкинского музея. Дом – не стилизация, а скорее фантазия на тему фантазий символистов, вдохновленных восточной сказкой: сияющий, отчаянно роскошный, во многом намеренно загадочный – сумма тех эмоций, которые нередко вызывает у нас самое обобщенное представление об идеальном веке, прерванном Первой мировой войной. В общем-то не секрет, что многие видят в том времени не столько Серебряный век, сколько «Золотой», недосягаемую марципановую сказку. Возможно, такой сказкой должен стать клубный дом во Всеволожском. Что ж, тогда это очень понятный в московском контексте эксперимент с чувствами – как обитателя, как и прохожего.
|