English version

Тактильное понимание

Кураторы выставки «Трогать+Видеть+Слышать=Чувствовать», архитекторы бюро «Мезонпроект», предложили новый, расширенный способ общения со скульптурой Анны Голубкиной.

Алла Павликова

Автор текста:
Алла Павликова

08 Декабря 2015
mainImg
Архитектор:
Илья Машков
0 Музей Анны Семёновны Голубкиной, часть комплекса Третьяковской галереи, расположен в Лёвшинском переулке недалеко от Старого Арбата. Вход во дворе, за тяжёлой дверью – обстановка художественного ателье Серебряного века; в холле показывают кадры хроники с Москвой и Парижем начала XX века, Огюста Родена, учителя Голубкиной. Входящим вручают забавный путеводитель, основанный на письме Голубкиной подруге, в котором упомянуты интересные для неё места – там узнаем, где находится мастерская Родена (теперь тоже музей), и ещё, что в зоосад ходить Анна Семёновна не советует.

Экспозиция, в которой собраны самые знаменитые и экспрессивные работы скульптора, занимает два этажа. Первый больше похож на традиционное выставочное пространство: два просторных зала, мягкий свет, равномерно рассредоточенные скульптуры, которые можно обойти кругом, даже музейные работники, бдительно наблюдающие за соблюдением порядка и тишины, те же, что и везде. Но в отличие от стандартной выставки, где категорически запрещают прикасаться к экспонатам, здесь у посетителей появляется уникальная возможность тактильного знакомства с произведением искусства и техникой скульптора. Для этого с помощью современной технологии трехмерной печати воспроизведены фрагменты двух работ Голубкиной.

Возле одного из самых заметных произведений – вазы «Туман» – установлена тактильная панель, где точно повторены фрагменты скульптуры. По замыслу автора идеи и сокуратора выставки, руководителя архитектурного бюро «Мезонпроект» Ильи Машкова, прикоснувшись к деталям, можно гораздо глубже понять, как работал художник, о чем думал в момент создания своих произведений. Вторая тактильная панель размещена у бюста писателя Алексея Ремизова и демонстрирует технику работы скульптора. В день открытия подойти и потрогать каждую из них было не то что бы просто: вдохновившись идеей, зрители выстраивались в очередь, трогали, задумывались, отходили в сторону и снова возвращались.
Фрагмент вазы «Туман». Скульптура Анны Голубкиной. Фотография Аллы Павликовой
Тактильная панель с фрагментами вазы «Туман». Фотография Аллы Павликовой

На втором этаже музея – мастерская с огромным окном во всю стену и узенькая мемориальная комната, где устроители выставки постарались в точности воспроизвести обстановку того времени. В этой комнате очень тихо, это единственное место, где практически нет скульптур. Основное же действие разворачивается в мастерской. Само это помещение, несмотря на свои скромные размеры, производит магическое впечатление – потемневшие обои на стенах, высокий потрескавшийся от времени потолок, пробитый квадратным световым фонарем, и всюду – работы скульптора. Выполненные в самых разных техниках из камня, мрамора, дерева они занимают все полки и столы вдоль стен, подоконник, стулья, вырастают в центре помещения, оставляя посетителям узкие лабиринты для передвижения.
Экспозиция в музее-мастерской Анны Голубкиной. Первый этаж. Фотография Аллы Павликовой

Не растеряться и не пропустить что-то важное в этом многообразии помогает специальное освещение. Установленные под потолком прожектора поочередно направляют мощный луч света на ту или иную скульптуру, заставляя посетителя обратиться к ней. Так раскрывается другой спецпроекта – «Видеть». Абсолютное же погружение и вовлечение посетителя в творческий процесс – а именно этого и добивались устроители выставки – происходит благодаря поясняющему звуковому ряду. Непрерывно звучат отрывки из писем Анны Голубкиной, её диалоги с коллегами и друзьями прочитанные историком-медиевистом, лектором Наталией Ивановной Басовской. Так раскрываются и другие аспекты спецпроекта: «Видеть» и «Слышать».

В день открытия выставки мы поговорили с её куратором, руководителем мастерской «Мезонпроект» Ильёй Машковым:
Мастерская Анны Голубкиной. На фото: куратор выставки Илья Машков. Фотография Аллы Павликовой

«Все началось с участия в выставке «АрхМосква-2015», где наша мастерская представила необычный стенд: мы предложили посетителям воспринять архитектуру через все органы чувств. Нам удалось сделать так, чтобы к абсолютно нематериальной вещи – творческой идее – можно было одновременно и прикоснуться, и услышать, и увидеть ее. Тогда наш стенд очень понравился посетителям, которые охотно участвовали в эксперименте. Нашей работой заинтересовались сотрудники музея Анны Голубкиной, предложившие мне вместе с Татьяной Галиной выступить кураторами спецпроекта «Трогать + Видеть + Слышать = Чувствовать».

Как мне кажется, наш метод вовлечения всех органов чувств очень подходит столь экспрессивным произведениям искусства. По-другому донести их экспрессию до большого количества людей очень трудно. Посетители приходят, но не всегда до конца понимают увиденное и уходят слишком быстро, не успев наполниться гениальностью творчества Голубкиной, у которого в мире нет аналогов. Она ученица Родена, но при этом совсем другая, ни на кого не похожая. Она работала удивительно и все свои внутренние переживания воспроизводила в глине. Её переживания – как творца, гения, человека своего времени, большого мастера – мы и пытались показать в экспозиции музея. И это было очень непросто, ведь Анна Семёновна была необычным человеком – очень живым, энергичным, прямолинейным, самобытным. Она работала только над теми образами, которые ей были по-настоящему интересны. Например, она с удовольствием лепила Андрея Белого, но наотрез отказалась работать с образом Сергея Есенина. Она очень по-своему видела и чувствовала мир и окружающих ее людей. И именно это было сложно раскрыть в таком маленьком пространстве её мастерской. Передо мной, как перед архитектором, стояла задача создать впечатление расширения пространства, несмотря на огромное количество скульптур, и сделать так, чтобы ни одна не потерялась на фоне других.
Скульптура «Земля» Анны Голубкиной. Фотография Аллы Павликовой

Внутри экспозиции представлены самые эмоциональные работы. Например, бюст Ремизова, глядя на который понимаешь, что у него абсолютно живая кожа, настоящие усы и одет он в почти осязаемо мягкое пальто. Ходишь вокруг него и удивляешься, как можно было оживить безжизненный материал средствами скульптуры? Чтобы ответить на этот вопрос, возле его бюста мы поставили тактильную панель и выбрали самые интересные фрагменты, потрогав которые, начинаешь понимать, как это было сделано. Там есть фрагмент уха Ремизова, вылепленного одним движением трех пальцев. Голубкина просто взяла глину, нажала тремя пальцами и получилось ухо, провела рукой и вокруг шеи обвился воротник пальто, сделала несколько точных движений и лицо писателя ожило. Всё это невозможно понять без прикосновения. Поэтому, приходя на выставку, нужно обязательно трогать все фрагменты руками и фиксировать свои ощущения, пытаясь в какой-то мере почувствовать себя на месте скульптора, понять, как реализован прием, который виден глазами. Элемент осязания открывает новую, дополнительную сторону восприятия искусства.
Скульптуры Анны Голубкиной. Фотография Аллы Павликовой

Кроме того, мы постарались акцентировать каждую скульптуру с помощью света, последовательно фокусируя внимание посетителей на том или ином экспонате. Помимо света задействован звук. Наталия Басовская согласилась озвучить письма Голубкиной. И, по-моему, это получилось очень хорошо. Я слушал многих актеров, мужские и женские голоса, но никак не мог найти подходящий. У Анны Семёновны за голосом была необыкновенная глубина. Такую глубину я и услышал в голосе Наталии Ивановны, которая прочла все строки Голубкиной буквально на одном дыхании. Запись голоса все дни выставки транслируется по кругу без остановок. Мы специально ввели код возраста Голубкиной, чтобы посетитель, в какой бы момент он не вошел в мастерскую, смог сразу понять, о чем идет речь и прослушать все записи до конца. А ещё можно сравнивать свои собственные ощущения и восприятия в том или ином возрасте с переживаниями, о которых рассказывает Голубкина. Например, в 40 лет она восхищается мраморщиками и мечтает чему-то у них научиться. В 30 не слушает своих учителей и настаивает, что будет работать по-своему. А в 60 переживает из-за скульптуры Льва Толстого, которая никак у неё не выходит, потому что глаза у писателя как «у затравленного волка». Она не меняется с возрастом, оставаясь очень живым и энергичным человеком.

Как мне кажется, простыми техническими средствами нам удалось расширить пространство маленькой мастерской и добиться эффекта полного вовлечения посетителя».
Бюст Льва Толстого. Скульптура Анны Голубкиной. Фотография Аллы Павликовой

Выставка открыта до 31 января включительно. К 2017 году здание музея планируется полностью отремонтировать, поэтому настоящая выставка – ещё и шанс увидеть мастерскую необыкновенного скульптора в практически нетронутом виде.
Архитектор:
Илья Машков

08 Декабря 2015

Алла Павликова

Автор текста:

Алла Павликова
Похожие статьи
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.