English version

Магия ритма, или орнамент как тема

ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
ЖК Veren Place
Россия, Санкт-Петербург, ул. 10-я Советская, 8

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Чобан, Антон Болдырев, Светлана Васильева, Светлана Севастьянова
Визуализаторы: Алексей Захаров, Анастасия Гордишевская

2020

Заказчик: Veren Group
Дом Veren Place находится в центре Петербурга, на улице с дачным названием 10-я Советская (интересно, сколько сотен Советских еще осталось в России?), недалеко от Невской ратуши авторства того же бюро СПИЧ. Десять Советских раньше назывались Рождественскими по имени Церкви Рождества Христова на Песках середины XVIII века, взорванной большевиками, а сейчас восстанавливаемой. Улицы пытаются переименовать с 1990-х обратно в Рождественские.
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко

Но начнем с небольшого отступления, посвященного стратегии «30:70» (книга «30:70. Архитектура как баланс сил» вышла в 2017 году, Сергей Чобан многократно презентировал ее на лекциях в России и за рубежом). Важнейший ее пункт гласит, что гармоничный город не может состоять только из иконических зданий, их должно быть не больше 30 процентов, а остальным зданиям лучше быть фоновыми, но с подробно деталированными фасадами. Это не обязательно неоклассика, даже, скорее, не она, чаще это разновидности ар-деко, но возможны и другие варианты.

На недлинной 10-й Советской в начале и в конце стоят два дома. Один из них – угловой, иконический, модернистский – построен в 2005–2006 по проекту «Студии 44» Никиты Явейна. Это здание, по словам Сергея Чобана, – типичная угловая доминанта с необычным планом и активными формами. На другом углу 10-й Советской, переходя на Мытнинскую, располагается бывший доходный дом И. П. Смирнова в стиле модерн (1902, архитекторы М. Андреев, Ф. Павлов). Оба дома занимают примерно по трети улицы. Участок между ними был отдан ЖК Veren Place. Комплекс спроектирован в духе ар-деко, хотя и с четкими признаками современности. То есть здание Veren Place присоединилось к фоновой застройке Санкт-Петербурга, а соотношение домов на улице получилось как раз по стратегии – 30:70. Все дома на противоположной стороне улицы – доходные начала XX века, умеренно декорированные и достаточно рядовые для своего времени, с одной паузой сквера.

ЖК Veren Place состоит из двух корпусов на общем стилобате: один корпус вытянут вдоль улицы, другой поставлен почти параллельно в глубине квартала, а между ними на кровле паркинга устроен озелененный приватный двор для жильцов. Со стороны двора через стеклянную парадную можно попасть как в вестибюль, дизайн которого связан с общей художественной концепцией дома, так и в паркинг. В условиях затесненности исторического города система парковки организована без обычного пандуса, с помощью парковочного лифта. В доме 80 квартир и 45 парковок – хорошее соотношение для окружающей среды. Размер квартир от 40 до 105 м2.
  • zooming
    1 / 4
    Генплан. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    План 2-го этажа. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    План 7-го этажа. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Разрез 3-3. ЖК Veren Place
    © СПИЧ

Уличный корпус имеет развитую пластику с эркерами, характерную для петербургских домов. Дворовый корпус, выходящий в мини-сквер, – без эркеров, но с той же структурой рисунка.
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Традиционная трехчастная композиция фасадов по вертикали: низ, середина и верх – цоколь, четыре этажа бельэтажа и два верхних плюс аттик – сохраняется в обоих корпусах. И, конечно, их связывают между собой орнаменты в простенках. Здесь применен музыкальный принцип: общая форма внутри подразделяется на темы, которые звучат, повторяются и развиваются, слегка меняясь. Оба парадных фасада насыщены деталями, а дворовые – традиционно более строгие и сдержанные.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    2 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    3 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Главный уличный фасад организован с помощью крупного ритма трех эркеров. Но главное, как уже говорилось, – это то, из чего эта крупная форма состоит, темы и детали. Для начала, дом Veren интеллигентно раскланивается с соседями. Он такой же черно-белый, как дом Явейна (белый верх – черный низ), он продолжает волнообразность «соседа» в своих трапециевидных эркерах, одновременно «успокаивая» и упорядочивая ее. А в следующем за ним доходном доме угловой эркер – еще более строгий, прямоугольный. Мотив двух узких окон, которыми прорезаны эркеры Veren Place, перекликается с соседним доходным домом. Такие окна характерны для времени модерна, но перейдя в современность они приобрели более строгую прямоугольную форму. Остальные окна имеют пропорцию в два квадрата, как и многие исторические петербургские, с той приятной разницей, что они французские, до пола.
Жилой комплекс Veren Place
© Дмитрий Чебаненко

Ордерность если и присутствует, то латентно: Сергей Чобан считает, что ордерная классика подобна латыни, и ограничивать себя ею – все равно, что готовить все блюда из одного ингредиента. В черном «гранитном» (на самом деле фибробетонном) цоколе оставлен лишь намек на пилястры в рифленых лопатках. Окна разделены гладкими горизонтальными лентами, причем в данном контексте не принципиально, опирается окно на ленту или лента служит для окна верхним обрамлением, своеобразным архитравом.
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко

Решение фасадных слоев очень примечательно. С одной стороны, стена, безусловно, имеет пластику, слои, глубину, светотень – все те качества, что так нужны городскому дому, чтобы заслужить любовь жителей. С другой стороны, это не просто интерпретация традиционной стены. Слои достаточно сложно переплетены, заставляя вглядываться и разбираться. Не случайна и пришедшая мне в голову аналогия с высокой модой (с которой Сергей Чобан согласился), когда все просто только на первый взгляд, а приглядевшись, обнаруживаешь бездну дизайнерской мысли. Скажем, в простом черном пиджаке обнаруживается нестандартная конструкция – лацкан пиджака уходит в карман, как в ленте мёбиуса: только что был дополнительной поверхностью и вдруг стал основной. Так и на фасаде Veren, есть уровень стены, а есть поверх него уровень обрамлений: широкие горизонтальные ленты между этажами играют роль верхних обрамлений для окон (вместо наличника или архитрава), а вертикальные узкие тяги становятся боковыми обрамлениями (вместо пилястр). В то же время эти ленты и тяги – часть одной поверхности, которая разграфляет фасад на ячейки. В части ячеек, последовательно и регулярно, расположены орнаменты. А основная поверхность стены, наряду с тягами, также фланкирует окна, внешние же подоконники образуют еще один слой, самый выступающий, подчеркивающий роль окон на фасаде. В результате глаз все время разгадывает загадку – где основная поверхность, где дополнительная, где выступ, где углубление, где фон, где обрамление. И это ровно то, что декларирует в книге Сергей Чобан: глазу должно быть, за что зацепиться, что разглядывать. В целом форма получается стройная и убедительная. (Про целесообразность вертикальных окон в Петербурге по сравнению с панорамными см. интервью).
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Визитная карточка дома – орнаментальные панно с цветами и листьями, звездами и плодами (всегда нелишне напомнить о райских садах жителю мегаполиса). Несколько видов повторяющихся узоров в простенках окон выглядят, как «каменная» резьба, а на самом деле это плиты из качественного фибробетона толщиной примерно 5 см, где глубина узора составляет 3 см. В соцсетях в комментариях люди гадают, камень это или нет, что говорит об эстетической удаче. Поверхность уличного корпуса наследует дому в Гранатном переулке, 6, спроектированному Сергеем Чобаном еще в 2008 году. Там резьбой были покрыты каменные горизонтали и вертикали; в петербургском доме больше гладких поверхностей, но принцип узоров, лент и нескольких слоев созвучен.
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Я специально написала про семантику орнамента, которую любой человек, ребенок или старик, мужчина или женщина, профан или интеллектуал, считывают сходным образом. Всегда поражалась активности Адольфа Лооса, который более ста лет назад в провокационной манере объявил орнамент преступлением и признаком дикаря, который боится чистых поверхностей. Хотя магическая защита – лишь одно из многих значений орнамента, не самое актуальное. Очевидно, что другие значения – связь человека с органической природой, символика растительного и животного мира, математические соотношения внутри раппорта и между повторяющимися узорами – да мало ли что еще значит орнамент. Ornare по латыни – украшать. Философ Ханс Гадамер вообще считает потребность человека в украшении истоком и в некотором роде синонимом прекрасного. Ну а по-гречески κοσμάτος – украшеный и κόσμος, упорядоченное пространство жизни человека или попросту «порядок» – однокоренные слова.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Очень отрадно, что Сергей Чобан реализует последовательно свою стратегию. Он предлагает не решение частного характера, а путь, по которому вслед за ним могут пойти многие. Со времени написания книги «30:70» появились такие крупные проекты, как район Адмиралтейской слободы в Казани и квартал реновации в Кузьминках. В недавно завершенном архитектурном ансамбле «ВТБ Арена Парк» сочетаются ар-декошные дома Сергея Чобана и модернистские дома Владимира Плоткина, причем это случай нахождения общего знаменателя для стилей: классицизирующий модернизм и модернизированное ар-деко сближаются через ритм. Именно в ритме, а не в ордерных деталях Сергей Чобан, по его словам, видит секрет воздействия архитектуры на ее зрителя – а ведь зритель это, в конечном счете, каждый горожанин, не только житель дома. Диалектика свободы и порядка, ощущаемая в колоннадах, в повторяющихся орнаментах, в музыкальных построениях, дает искомую магию ритма, которая врачует дух и глаз. Эти качества – важная основа для восприятия города человеком. Хотя, конечно, именно архитектура Сергея Чобана наиболее последовательно возрождает орнамент, встраивая его в логику современных фасадов: помимо «Византийского дома», тут можно вспомнить и Wine house, и угловой дом на том же перекрестке Ленинградского шоссе и ТТК, «визитную карточку» ЖК «Царская площадь», где для рисунка лопаток заимстованы мотивы резьбы Теремного дворца Московского Кремля.

Иными словами, орнаментальные фасады Сергея Чобана уже можно выстроить в целую вереницу, отдельный сюжет, который автор разрабатывает больше десяти лет как одно из направлений своей работы по поиску современной архитектуры, которая подходила бы и историческому городу, и его жителю.

Veren Place – еще один шаг в том же направлении. Он подхватывает ритм окружающего его города и воплощает, с одной стороны, традиционно, выдерживая высотность, рядность, последовательность эркеров и классическую трехчастную логику построения по высоте. С другой стороны надо заметить, что дом очень современен, – чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на доходные дома на противоположной стороне улицы. В таком сопоставлении дом даже не выглядит как принадлежность «семидесяти процентов» рядовой застройки: современное строительство в историческом центре, помимо уважения к контексту, требует достаточно высокого качества материалов и исполнения, четкости линий. И дом – яркий, выстроенный на контрасте почти-белого и черного, расчерченный филенками и ребристыми «каннелюрами», но в то же время «обернутый» эркерами как волной, отнюдь не выглядит репликой соседей, а скорее представляет собой сумму современных технологий и представлений о качестве и авторских убеждений относительно смысловой и эмоциональной ценности орнамента. Именно эта роль – здания на грани модернистского и исторического Петербурга, продиктованную, надо думать, не только соседством относительно нового и относительно старого здания – дому, пожалуй, удалась лучше всего.
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
ЖК Veren Place
Россия, Санкт-Петербург, ул. 10-я Советская, 8

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Чобан, Антон Болдырев, Светлана Васильева, Светлана Севастьянова
Визуализаторы: Алексей Захаров, Анастасия Гордишевская

2020

Заказчик: Veren Group

24 Декабря 2020

СПИЧ: другие проекты
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Филевский Колизей
Центральная часть МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH – пример работы с крупной формой и большой плотностью. То и другое удалось подчинить лаконичной замкнутой форме и жесткой структуре линий: они ритмизуют масштаб математически-рационально, предъявляя его городу как своего рода формулу.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.