English version

Магия ритма, или орнамент как тема

ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

24 Декабря 2020
mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
ЖК Veren Place
Россия, Санкт-Петербург, ул. 10-я Советская, 8

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Чобан, Антон Болдырев, Светлана Васильева, Светлана Севастьянова
Визуализаторы: Алексей Захаров, Анастасия Гордишевская

2020

Заказчик: Veren Group
0 Дом Veren Place находится в центре Петербурга, на улице с дачным названием 10-я Советская (интересно, сколько сотен Советских еще осталось в России?), недалеко от Невской ратуши авторства того же бюро СПИЧ. Десять Советских раньше назывались Рождественскими по имени Церкви Рождества Христова на Песках середины XVIII века, взорванной большевиками, а сейчас восстанавливаемой. Улицы пытаются переименовать с 1990-х обратно в Рождественские.
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко

Но начнем с небольшого отступления, посвященного стратегии «30:70» (книга «30:70. Архитектура как баланс сил» вышла в 2017 году, Сергей Чобан многократно презентировал ее на лекциях в России и за рубежом). Важнейший ее пункт гласит, что гармоничный город не может состоять только из иконических зданий, их должно быть не больше 30 процентов, а остальным зданиям лучше быть фоновыми, но с подробно деталированными фасадами. Это не обязательно неоклассика, даже, скорее, не она, чаще это разновидности ар-деко, но возможны и другие варианты.

На недлинной 10-й Советской в начале и в конце стоят два дома. Один из них – угловой, иконический, модернистский – построен в 2005–2006 по проекту «Студии 44» Никиты Явейна. Это здание, по словам Сергея Чобана, – типичная угловая доминанта с необычным планом и активными формами. На другом углу 10-й Советской, переходя на Мытнинскую, располагается бывший доходный дом И. П. Смирнова в стиле модерн (1902, архитекторы М. Андреев, Ф. Павлов). Оба дома занимают примерно по трети улицы. Участок между ними был отдан ЖК Veren Place. Комплекс спроектирован в духе ар-деко, хотя и с четкими признаками современности. То есть здание Veren Place присоединилось к фоновой застройке Санкт-Петербурга, а соотношение домов на улице получилось как раз по стратегии – 30:70. Все дома на противоположной стороне улицы – доходные начала XX века, умеренно декорированные и достаточно рядовые для своего времени, с одной паузой сквера.

ЖК Veren Place состоит из двух корпусов на общем стилобате: один корпус вытянут вдоль улицы, другой поставлен почти параллельно в глубине квартала, а между ними на кровле паркинга устроен озелененный приватный двор для жильцов. Со стороны двора через стеклянную парадную можно попасть как в вестибюль, дизайн которого связан с общей художественной концепцией дома, так и в паркинг. В условиях затесненности исторического города система парковки организована без обычного пандуса, с помощью парковочного лифта. В доме 80 квартир и 45 парковок – хорошее соотношение для окружающей среды. Размер квартир от 40 до 105 м2.
  • zooming
    1 / 4
    Генплан. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    План 2-го этажа. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    План 7-го этажа. ЖК Veren Place
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Разрез 3-3. ЖК Veren Place
    © СПИЧ

Уличный корпус имеет развитую пластику с эркерами, характерную для петербургских домов. Дворовый корпус, выходящий в мини-сквер, – без эркеров, но с той же структурой рисунка.
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Традиционная трехчастная композиция фасадов по вертикали: низ, середина и верх – цоколь, четыре этажа бельэтажа и два верхних плюс аттик – сохраняется в обоих корпусах. И, конечно, их связывают между собой орнаменты в простенках. Здесь применен музыкальный принцип: общая форма внутри подразделяется на темы, которые звучат, повторяются и развиваются, слегка меняясь. Оба парадных фасада насыщены деталями, а дворовые – традиционно более строгие и сдержанные.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    2 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    3 / 3
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Главный уличный фасад организован с помощью крупного ритма трех эркеров. Но главное, как уже говорилось, – это то, из чего эта крупная форма состоит, темы и детали. Для начала, дом Veren интеллигентно раскланивается с соседями. Он такой же черно-белый, как дом Явейна (белый верх – черный низ), он продолжает волнообразность «соседа» в своих трапециевидных эркерах, одновременно «успокаивая» и упорядочивая ее. А в следующем за ним доходном доме угловой эркер – еще более строгий, прямоугольный. Мотив двух узких окон, которыми прорезаны эркеры Veren Place, перекликается с соседним доходным домом. Такие окна характерны для времени модерна, но перейдя в современность они приобрели более строгую прямоугольную форму. Остальные окна имеют пропорцию в два квадрата, как и многие исторические петербургские, с той приятной разницей, что они французские, до пола.
Жилой комплекс Veren Place
© Дмитрий Чебаненко

Ордерность если и присутствует, то латентно: Сергей Чобан считает, что ордерная классика подобна латыни, и ограничивать себя ею – все равно, что готовить все блюда из одного ингредиента. В черном «гранитном» (на самом деле фибробетонном) цоколе оставлен лишь намек на пилястры в рифленых лопатках. Окна разделены гладкими горизонтальными лентами, причем в данном контексте не принципиально, опирается окно на ленту или лента служит для окна верхним обрамлением, своеобразным архитравом.
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко

Решение фасадных слоев очень примечательно. С одной стороны, стена, безусловно, имеет пластику, слои, глубину, светотень – все те качества, что так нужны городскому дому, чтобы заслужить любовь жителей. С другой стороны, это не просто интерпретация традиционной стены. Слои достаточно сложно переплетены, заставляя вглядываться и разбираться. Не случайна и пришедшая мне в голову аналогия с высокой модой (с которой Сергей Чобан согласился), когда все просто только на первый взгляд, а приглядевшись, обнаруживаешь бездну дизайнерской мысли. Скажем, в простом черном пиджаке обнаруживается нестандартная конструкция – лацкан пиджака уходит в карман, как в ленте мёбиуса: только что был дополнительной поверхностью и вдруг стал основной. Так и на фасаде Veren, есть уровень стены, а есть поверх него уровень обрамлений: широкие горизонтальные ленты между этажами играют роль верхних обрамлений для окон (вместо наличника или архитрава), а вертикальные узкие тяги становятся боковыми обрамлениями (вместо пилястр). В то же время эти ленты и тяги – часть одной поверхности, которая разграфляет фасад на ячейки. В части ячеек, последовательно и регулярно, расположены орнаменты. А основная поверхность стены, наряду с тягами, также фланкирует окна, внешние же подоконники образуют еще один слой, самый выступающий, подчеркивающий роль окон на фасаде. В результате глаз все время разгадывает загадку – где основная поверхность, где дополнительная, где выступ, где углубление, где фон, где обрамление. И это ровно то, что декларирует в книге Сергей Чобан: глазу должно быть, за что зацепиться, что разглядывать. В целом форма получается стройная и убедительная. (Про целесообразность вертикальных окон в Петербурге по сравнению с панорамными см. интервью).
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Визитная карточка дома – орнаментальные панно с цветами и листьями, звездами и плодами (всегда нелишне напомнить о райских садах жителю мегаполиса). Несколько видов повторяющихся узоров в простенках окон выглядят, как «каменная» резьба, а на самом деле это плиты из качественного фибробетона толщиной примерно 5 см, где глубина узора составляет 3 см. В соцсетях в комментариях люди гадают, камень это или нет, что говорит об эстетической удаче. Поверхность уличного корпуса наследует дому в Гранатном переулке, 6, спроектированному Сергеем Чобаном еще в 2008 году. Там резьбой были покрыты каменные горизонтали и вертикали; в петербургском доме больше гладких поверхностей, но принцип узоров, лент и нескольких слоев созвучен.
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Я специально написала про семантику орнамента, которую любой человек, ребенок или старик, мужчина или женщина, профан или интеллектуал, считывают сходным образом. Всегда поражалась активности Адольфа Лооса, который более ста лет назад в провокационной манере объявил орнамент преступлением и признаком дикаря, который боится чистых поверхностей. Хотя магическая защита – лишь одно из многих значений орнамента, не самое актуальное. Очевидно, что другие значения – связь человека с органической природой, символика растительного и животного мира, математические соотношения внутри раппорта и между повторяющимися узорами – да мало ли что еще значит орнамент. Ornare по латыни – украшать. Философ Ханс Гадамер вообще считает потребность человека в украшении истоком и в некотором роде синонимом прекрасного. Ну а по-гречески κοσμάτος – украшеный и κόσμος, упорядоченное пространство жизни человека или попросту «порядок» – однокоренные слова.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Veren Place
    Фотография © Дмитрий Чебаненко

Очень отрадно, что Сергей Чобан реализует последовательно свою стратегию. Он предлагает не решение частного характера, а путь, по которому вслед за ним могут пойти многие. Со времени написания книги «30:70» появились такие крупные проекты, как район Адмиралтейской слободы в Казани и квартал реновации в Кузьминках. В недавно завершенном архитектурном ансамбле «ВТБ Арена Парк» сочетаются ар-декошные дома Сергея Чобана и модернистские дома Владимира Плоткина, причем это случай нахождения общего знаменателя для стилей: классицизирующий модернизм и модернизированное ар-деко сближаются через ритм. Именно в ритме, а не в ордерных деталях Сергей Чобан, по его словам, видит секрет воздействия архитектуры на ее зрителя – а ведь зритель это, в конечном счете, каждый горожанин, не только житель дома. Диалектика свободы и порядка, ощущаемая в колоннадах, в повторяющихся орнаментах, в музыкальных построениях, дает искомую магию ритма, которая врачует дух и глаз. Эти качества – важная основа для восприятия города человеком. Хотя, конечно, именно архитектура Сергея Чобана наиболее последовательно возрождает орнамент, встраивая его в логику современных фасадов: помимо «Византийского дома», тут можно вспомнить и Wine house, и угловой дом на том же перекрестке Ленинградского шоссе и ТТК, «визитную карточку» ЖК «Царская площадь», где для рисунка лопаток заимстованы мотивы резьбы Теремного дворца Московского Кремля.

Иными словами, орнаментальные фасады Сергея Чобана уже можно выстроить в целую вереницу, отдельный сюжет, который автор разрабатывает больше десяти лет как одно из направлений своей работы по поиску современной архитектуры, которая подходила бы и историческому городу, и его жителю.

Veren Place – еще один шаг в том же направлении. Он подхватывает ритм окружающего его города и воплощает, с одной стороны, традиционно, выдерживая высотность, рядность, последовательность эркеров и классическую трехчастную логику построения по высоте. С другой стороны надо заметить, что дом очень современен, – чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на доходные дома на противоположной стороне улицы. В таком сопоставлении дом даже не выглядит как принадлежность «семидесяти процентов» рядовой застройки: современное строительство в историческом центре, помимо уважения к контексту, требует достаточно высокого качества материалов и исполнения, четкости линий. И дом – яркий, выстроенный на контрасте почти-белого и черного, расчерченный филенками и ребристыми «каннелюрами», но в то же время «обернутый» эркерами как волной, отнюдь не выглядит репликой соседей, а скорее представляет собой сумму современных технологий и представлений о качестве и авторских убеждений относительно смысловой и эмоциональной ценности орнамента. Именно эта роль – здания на грани модернистского и исторического Петербурга, продиктованную, надо думать, не только соседством относительно нового и относительно старого здания – дому, пожалуй, удалась лучше всего.
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
ЖК Veren Place
Россия, Санкт-Петербург, ул. 10-я Советская, 8

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Чобан, Антон Болдырев, Светлана Васильева, Светлана Севастьянова
Визуализаторы: Алексей Захаров, Анастасия Гордишевская

2020

Заказчик: Veren Group

24 Декабря 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
СПИЧ: другие проекты
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Чобан: «Объекты спортивной архитектуры всегда...
По завершении ЧМ, главной ареной которого стала реконструированная Большая спортивная арена в Лужниках, говорим с Сергеем Чобаном об особенностях проекта реконструкции, а также об отношении архитектора к спорту и специфике спортивных объектов.
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
«Архитектура начинается с иррационального пространства»
Публикуем расшифровку беседы теоретика архитектуры Александра Раппапорта и архитектора Сергея Чобана, состоявшейся в Латвии осенью этого года. Поводом для встречи и разговора послужила вышедшая в издательстве НЛО книга «30:70. Архитектура как баланс сил», написанная Сергеем Чобаном и Владимиром Седовым.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Похожие статьи
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.
Бифуркация непамятника
Бюро Dmytro Aranchii Architects выиграло конкурс на реконструкцию модернистского здания универмага «Детский мир» в Киеве. Основной объем и отделка фасадов будут сохранены.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Медь и зеркала
Образовательный центр науки и инноваций Vizium в латвийском Вентспилсе по проекту вильнюсского бюро Audrius Ambrasas Architects.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Грядут перемены
Проект бюро Snøhetta победил в международном конкурсе на реконструкцию территории у Центрального вокзала Хельсинки. Там создадут современную пешеходную зону и построят новый многофукциональный комплекс.
Новый взгляд на историю
Разработанный Adjaye Associates проект мемориала на месте захоронения 570 рабов близ столицы Барбадоса посвящен трагическому прошлому, но также обращен к будущему.
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Технологии и материалы
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр встраивается в среду московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой древесины. Наличники окон, разработанные по историческим аналогам из различных регионов России, дополняют образ.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстаивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.