Продолжение ЖК Ligovsky City
Лиговский проспект, Тосина улица, Касимовская улица, Бухарестская улица, полоса отвода железной
дороги
Проектировщик: Архитектурное бюро «А.Лен», KCAP+ORANGE Architects, «ЛЕННИИПРОЕКТ», «СМУ-19»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Лиговский сити»
Обсуждали: эскиз проекта планировки территории
Компания Glorax Development последние несколько лет осваивает территорию серого пояса рядом с железнодорожной станицей «Боровая», где строит микрорайон Ligovsky City. Первые очереди, комплексы «Первый квартал» и «Второй квартал», уже близятся к завершению, а градсовет рассматривал продолжение этого проекта – эскиз планировки территории бывшей Товарно-Витебской железнодорожной станции, который подготовило бюро «А.лен» в консорциуме с KCAP+ORANGE Architects. Этот же дуэт, напомним, проектировал ЖК Golden City на намыве Васильевского острова.
Территория бывшей контейнерной площадки по форме напоминает лепесток, и площадь ее огромна – около 30 га, что примерно равно Летнему саду и Марсову полю, вместе взятыми. Через несколько лет рядом должна открыться станция метро «Боровая».
Патрик Мейерс и Рююрд Гитема из KCAP+ORANGE Architects не подключились к трансляции, зато рассказали о концепции в заранее записанном видеообращении. Архитекторы решили сохранить дух места и память о его прошлом, что отразилось на композиции: рельсы превращаются в зеленые линейные парки, а на месте платформ вырастают дома высотой от 4 до 16 этажей, составленные из объемов разной конфигурации. Поскольку из объектов культурного наследия на территории сохранился только домик смотрителя, автор которого – Станислав Бржозовский, спроектировавший Витебский вокзал, часть железнодорожного полотна, столбы, пакгаузы сохранят или восстановят и интегрируют в общую среду. На севере территории, расположенной ближе к метро и историческому центру, появится приглашающая площадь и точки притяжения для жителей города, часть парков, пронизывающих комплекс, будут общедоступными. К югу участок сужается, а застройка растет вверх, увенчиваясь «короной» из трех башен.
Новый микрорайон рассчитан на 8600 человек, не влияет на панорамы города, с шумом железной дороги будут бороться с помощью планировок и специального остекления.
Похожая интенция сохранить красивые линии железной дороги была и в конкурсном предложении «Студии-44», разработанном для преобразования серого пояса несколько лет назад. Руководитель студии Никита Явейн, одобрил концепцию: «Нехорошо, когда промышленные территории застраиваются обычным квартальным способом. Здесь архитекторы вышли на другой композиционный принцип, который вытекает из истории и контекста. Это создает реальное разнообразие форм. Будет неприятно, если серый пояс окажется застроен так, как будто здесь всегда была жилая застройка. Идеологически мне проект очень нравится».
Эксперты в целом единодушно приняли проект, отметив необычный градостроительный подход и композицию, замечания касались в основном нехватки зеленых насаждений общего пользования. Неожиданный итог подвел Владимир Григорьев: «Потихоньку у нас возрождается интернациональное проектирование. Для восстановления имиджа мы должны оберегать прохождение проектов иностранцев, внимательно и с пиететом относиться к их идеям. Концепция интересна и заслуживает одобрения, технические же вопросы будут отработаны в рамках согласования ППТ».
Legenda Васильевского острова
Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 19
Проектировщик: Евгений Герасимов и партнеры
Заказчик: ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ЛЕГЕНДА БОЛЬШОГО ПРОСПЕКТА В.О.»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Евгений Герасимов всю трансляцию градсовета провел в маске и снял ее только для своего выступления. Новый жилой комплекс по проекту мастерской будет строиться на месте бывшего хлебозавода, под который переоборудовали манеж лейб-гвардии Финляндского полка. Из-за многочисленных перестроек двухэтажное здание середины XIX века утратило первоначальный облик и не обладает признаками объекта культурного наследия. Археологическая экспертиза также не нашла ценных фрагменты.
По словам Евгения Герасимова, Васильевский остров – это место, где уживаются конструктивизм, модерн, сталинская неоклассика, а трехэтажные особнячки соседствуют с доходными домами повыше. Новый дом буквально пытается вобрать в себя все это многообразие.
Соответственно высотному регламенту, на Большой проспект Васильевского острова выходит корпус высотой в четыре этажа, а на 20-ю линию – 9-этажный объем. И если меньший корпус – это неоклассика, то больший – «компиляция» из четырех стилей: «модерн, конструктивизм, архитектура 1960-х и рациональный модерн». При этом каждая секция «симметрична, стабильна, спокойна, без прыгающих линий». Для отделки используется кирпич, керамика, каменные панели или архитектурный бетон.
Коллеги работу хвалили и вносили небольшие предложения: сделать малоэтажный корпус полегче, понизить этажность одной из секций, чтобы усилить архитектурный прием, подумать над брандмауэром. Михаил Мамошин предостерег об опасности имитаций и призвал делать современность узнаваемой.
Владимир Григорьев к такой оценке отнесся со скепсисом: «отрадно видеть единодушие членов градсовета, комплиментарный, товарищеский и позитивный подход ко всему, что делается. Я выставил проект на обсуждение, потому что искренне считаю, что прием имитации разнохарактерной исторической застройки, которая морфологически связана с разными участками, и имеет естественную разницу в высоте и трактовке фасадов, не уместна. Это все равно, что красить дом в разные цвета».
Реконструкция фонтана у РНБ
Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 165, корпус 2, сооружение 1, литера Г
Проектировщик: Архитектурная мастерская А. Мельниченко
Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Обсуждали: эскизный проект
Обсуждение фонтана на площади перед зданием Российской национальной библиотеки напротив станции метро «Парк победы» не задалось с самого начала. Александра Мельниченко было плохо слышно и видно, задавать вопросы и отвечать на них тоже не получалось.
Фонтан, как и здание, был спроектирован Владимиром Щербиным и предназначался для охлаждения систем и кондиционирования библиотеки. Сейчас надобность в такой функции отпала, «Водоканал» решил фонтан реконструировать. Архитекторы взяли чуть шире и дали свои предложения по благоустройству всей площади, которая «не получила законченного развития, ее знаковость и парадность не доработаны». Площадь действительно мало используется и большую часть времени выглядит пустынной – проветриться, почитать или съесть мороженое сюда редко кто приходит.
Владимир Григорьев попросил экспертов высказываться по двум вопросам: имеем ли мы право менять фонтан, вторгаясь в авторский замысел, и есть ли смысл благоустраивать площадь?
Авторы предложили около десятка вариантов фонтана и водных сценариев, но, как выяснилось в процессе дебатов, напоминающих сломанный телефон, в сопроводительных материалах не оказалось очевидного – чертежей существующего фонтана Щербина и предложения по его полному сохранению. На этом Владимир Григорьев заседание закрыл.