Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.10.2020

Дай мне напиться железнодорожной воды*

Алёна Кузнецова
Объект:
Лиговский сити
Адрес:
Россия,
Архитектор:
Сергей Орешкин
Рююрд Гитема
Патрик Майерс
Йерун Схиппер
Мастерская:
KCAP Architects & Planners
Orange Architects
Архитектурное бюро «А.Лен»
ЛенНИИПроект
СМУ-19
Авторский коллектив:
KCAP Architects&Planners + Orange ​Architects
Урбанист, партнер: Рююрд Гитерма
Архитектор, партнер: Ерун Схипер, Патрик Майерс
Архитектор, ассоциированный партнер: Мария Пидодня
Урбанист: Котрина Козловская
Ведущий архитектор: Ирина Ваганова
Архитектор: Капилан Чандранесан, Атанасия Калайтзиду

Архитектурное бюро «А.Лен»
Руководитель проекта: Сергей Иванович Орешкин, Рената Викторовна Андреева
Архитекторы: А. В. Светозаров, Р. Р. Юмагулова, С. Р. Александров, Е. А. Белят, М. А. Шалина, Д. Ю. Ураксин, А. В Храмова

ООО «СМУ-19»: разработчик ППТ
Руководитель проекта – А. А. Краевский

ЛЕННИИПРОЕКТ: проект школы и ДОО
Руководитель Мастерской №12 - Дерипапа Михаил Михайлович

В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.

*В заголовке статьи использована цитата из песни Бориса Гребенщикова «Железнодорожная вода»

Третья очередь ЖК «Лиговский Сити» – второй совместный проект голландского консорциума KCAP + Orange Architects и петербургского «А.Лен». Их творческий союз сложился в работе над ЖК Golden City по результатам международного конкурса 2015 года – тогда жюри присудило 2 первых места и предложило объединить участников для совместной работы. Строительство крупного жилого комплекса, увенчанного впечатляющими золотистыми конструкциями, сейчас активно продвигается, некоторые его части близятся к завершению. Взаимодейтвие оказалась успешным, и в прошлом году тот же заказчик, Glorax Development, пригласил консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» к проектированию третьей очереди крупного жилого комплекса в составе «серого пояса» Петербурга. На данный момент концепция завершена, на ее основе согласован ППТ участка.

Golden City, жилой комплекс на намывных территориях – то есть таких, каких еще совсем недавно не существовало – апеллирует к genius loci Петеребурга вообще, салютуя золотыми решетками и шпилями Петропавловке и Адмиралтейству. Нерв проекта ЖК «Лиговский Сити» – тоже в истории места, но его сюжет обоснован несколько иначе.

Участок немалой площади в 30 га, по форме напоминающий лепесток, – часть серого пояса; до 2018 года его занимала Товарно-Витебская железнодорожная станция. Специалисты бюро «А.Лен» рассказывают, что в начале XVIII века неподалеку был прорыт Лиговский канал, который снабжал фонтаны Летнего сада и служил транспортной артерией, в 1837 году к югу от участка проложили пути Царскосельский железной дороги, в 1900 построили станцию Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Территория хоть и была размежевана под жилую застройку, так и не была обжита, долгие годы оставаясь промышленной окраиной с огородами и редкими особняками.
Лиговский сити
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

«Лиговский Сити» – первый, пожалуй, проект для серого пояса, в котором архитекторы не стирают прошлое места, преображая хаотично застроенные земли в линейные высотные кварталы, а стремятся так или иначе сохранить дух прошлого. В частности, для строительства двух предыдущих очередей того же микрорайона – кварталов «Первого» и «Второго», полностью снесли Колбасный завод 1905 года; новые дома индифферентно-нейтральной архитектуры и не пытаются сообщить что-либо о прошлом.
Лиговский Сити.Проектируемый жилой комплекс, а также «Первый квартал» и «Второй квартал» © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити.Проектируемый жилой комплекс, а также «Первый квартал» и «Второй квартал»
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский сити © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

В основе концепции новой, третьей очереди – сохранение рисунка железнодорожного полотна. Рельсы превращаются в линейные парки и бульвары, а на месте платформ вырастают дома, напоминающие вагоны и грузовые контейнеры. Поскольку сохраняется пространственная организация территории, архитекторы называют свой подход «адаптивным повторным использованием».
Лиговский сити
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Справедливости ради стоит отметить, что схожую идею домов-вагонов, поставленных на «рельсы», предлагала для этого участка в 2016 году в рамках конкурса на концепцию преобразования южной части серого пояса «Студия-44». На градсовете, где «Лиговский Сити» приняли очень тепло, Никита Явейн одобрил идею: «Архитекторы вышли на композиционный принцип, который вытекает из истории и контекста. Это создает реальное разнообразие форм. Будет неприятно, если серый пояс окажется застроен так, как будто здесь всегда была жилая застройка. Идеологически мне проект очень нравится».

Сергей Орешкин о проекте и о его рассмотрении на градсовете:


Качества участка проектирования. Лиговский сити
Качества участка проектирования. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Вид с Воздухоплавательной улицы. Лиговский сити
Вид с Воздухоплавательной улицы. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Итак, на местах бывших грузовых платформ вырастают здания высотой от 6 до 15 этажей. Из-за необычного фактора градоформирования конфигурация кварталов действительно очень разнообразна и ни с чем не сравнима, у микрорайона проявляется сразу несколько измерений.

Первое измерение – высотное. Первые два этажа во всех корпусах до определенной степени унифицированы и отвечают за масштаб улицы. Разнообразия и уюта здесь добавляют пристройки не выше четырех этажей с контрастной отделкой и формами – сухость перпендикулярных линий может разбавить скатная кровля, например, а индустриальный дух кирпичной отделки – теплое дерево. Уровень средней и все еще комфортной высоты акцентируется широкими секциями, а верхний уровень – это либо светлые башни, либо яркие «контейнеры», «погруженные» друг на друга.
Вид с внутридворовой аллеи. Лиговский сити
Вид с внутридворовой аллеи. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Второе измерение – «осевое», задается вектором зеленых коридоров и бульваров, линейное движение которых прерывает только школа на 1250 детей. Упомянутый «контейнерный» прием постановки объемов позволяет уйти от коридора с глухими стенами в сторону «галереи»: фасады, выходящие на внутренние улицы, разнообразны по рисунку и материалам отделки, жильцам легко идентифицировать свою секцию.
Генеральный план. Лиговский сити
Генеральный план. Лиговский сити
© А.Лен, KCAP Architects & Planners, Orange Architects
Лиговский Сити
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Гуляя по линейным паркам помимо привычных детских и спортивных площадок, можно будет встретить и артефакты – свидетелей прошлого, от которых, увы, чаще пока принято избавляться. Но в проекте третьей очереди всё иначе: в общественные пространства и парки планируется интегрировать сохранившиеся краны, столбы, рельсы и пакгаузы, а единственный объект культурного наследия на участке – дом станционного смотрителя по проекту Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала, планируют отреставрировать и приспособить под новую функцию. Общественные парки расположены вдоль основных железнодорожных путей, а между зданиями прячутся более уютные приватные внутренние дворы, которые соединяются в единый пешеходный маршрут.
Лиговский Сити
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Наконец, третья позиция, с которой можно рассмотреть комплекс – более широкая, градостроительная. Весь участок разделит поперек примерно по центру только одна автомобильная дорога. У северной части «лепестка» в скором времени должна открыться станция метро «Боровая», здесь формируется дружелюбный ансамбль небольшой высоты с «приглашающей» площадью – новая точка притяжения района. К югу участка высота застройки нарастает, в последней точке завершаясь кульминацией – ансамблем из трех башен, напоминающих мощные ворота.
Вид с перекрестка Лиговского проспекта и Тосиной улицы. Лиговский сити
Вид с перекрестка Лиговского проспекта и Тосиной улицы. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Вид со стороны Витебского проспекта. Лиговский сити
Вид со стороны Витебского проспекта. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Весь комплекс рассчитан на 8600 человек, включает четыре детских сада, большую школу, подземные и наземные парковки. Третья очередь «Лиговского Сити» будет строиться в четыре этапа, начиная от кварталов рядом со станцией метро «Боровая». Несмотря на то, что концепция, подразумевающая большое разнообразие жилых секций, в принципе располагает к проведению конкурсов, на градостроительном совете заказчик объявил о намерении доверить последущее проектирование консорциуму KCAP & Orange Architects & «А.Лен».