«Максимизация» намыва

На вопросы портала Архи.ру отвечают архитекторы Рююрд Гитема (KCAP Architects&Planners) и Ерун Схиппер (ORANGE Architects) – члены авторского коллектива победившей концепции на застройку части территории Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Беседовала:
Ирина Бембель

29 Марта 2016
mainImg
Архитектор:
Кейс Кристиансе
Мастерская:
KCAP Architects & Planners
Архи.ру:
– Давно ли сотрудничают между собой команды КСАР Architects&Planners и “ORANGE architects”?

– Сотрудничество между нашими офисами продолжается около пятнадцати лет. Мы одновременно участвуем в различных архитектурных и градостроительных проектах в Нидерландах.

– Как распределяются роли? Если я правильно поняла, КСАР Architects&Planners больше специализируется на генеральном планировании и менеджменте (“We are cultural impresarios”), а “ORANGE architects” – на образной составляющей?

– KCAP и ORANGE и похожи, и различны. Оба офиса имеют специфический опыт, но есть и пересечения. На самом деле KCAP имеет опыт в области развития территорий в таких проектах, как Hafencity в Гамбурге, или Олимпийский парк королевы Елизаветы в Лондоне, а также значительный опыт работы в России, например, Стратегический мастер-план Перми. ORANGE, со своей стороны, имеет опыт в различных архитектурных проектах, например, застройка острова Westerdok в Амстердаме или башня Cube в Бейруте, их опыт также включает область 3D визуализаций.

Для данного проекта мы организовали проектную группу с различными специалистами из двух офисов. Они работали как одна команда, без четкого разделения ролей, на коллективной основе, в различных масштабах и дисциплинах, вне зависимости от индивидуальной специализации. Это обеспечило интенсивность и взаимное обогащение в процессе работы. На самом деле, важно итоговое качество конкурсного предложения, а не кем конкретно его части были разработаны.

– Опишите свои впечатления от петербургского конкурса.

– Площадка является стратегической для дальнейшего развития города в сторону Финского залива.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Ситуационный план. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

Территории, подобные этой, заслуживают того, чтобы свои идеи по ним высказали различные проектировщики, что, собственно, и состоялось на этом конкурсе. Все наши крупные проекты по развитию территорий мы получили, победив в подобных конкурсах. Что важно сейчас – это определить следующие шаги, понять, как могут быть сведены воедино различные интересы и обязанности города Санкт-Петербурга, компании «Глоракс» и других стейкхолдеров в целостный проект с долговечными качествами.

– Конкурсные проекты, представленные действительно сильными командами, дают актуальный архитектурный срез, а вместе с ним – богатую пищу для размышлений, в частности, на тему образа в современной архитектуре. Некоторые участники конкурса обратились к арсеналу бионики, используя образы ветра, морских волн, айсбергов. Другие сосредоточились на поиске абстрактных геометрических закономерностей. Ваш проект апеллирует к образу Санкт-Петербурга как городу золотых куполов и шпилей, при этом из сакрального символа они превратились в эффектное декоративное украшение. Способна ли в принципе современная архитектура выходить за грань чисто формальных поисков и функциональных задач, нести в себе какие-то более глубокие смыслы?
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Главный канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

 В нашей работе мы сочетаем радикальный прагматизм и идеализм с place-making (создание индивидуальности места). Мы одновременно работаем над решением реальных проблем и над созданием архитектурных доминант для современного общества. Эту площадку мы видим как будущую визитную карточку Санкт-Петербурга. Не как стандартный кластер небоскребов с видом на залив и не как коллекцию лишенных индивидуальности жилых районов. Город Санкт-Петербург имеет очень богатые традиции в области планирования и архитектуры, мы были вдохновлены составляющими этих традиций и хотели использовать их в проекте: каналы, дворики, кварталы и, действительно, купола и шпили.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск силуэта. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

Мы скомбинировали эти составляющие в проекте, который в итоге обеспечивает качественную городскую среду, являющуюся одновременно и новой, и знакомой. Это создает сильный брэндинг и задает стратегию девелопмента: найденный характер застройки привлечет людей и бизнес в это место.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Вида на канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

– Команда “ORANGE architects” декларирует «максимизацию» (“maximize”) как принцип, альтернативный минимализму. Расскажите, пожалуйста, о нём поподробнее на примере вашего конкурсного проекта.

 Определяя Санкт-Петербург как город, состоящий из каналов, кварталов, дворов, куполов и шпилей, и используя принцип «максимизации», мы имеем ввиду интерпретацию и повторное использование этих компонентов. За счет этого создается богатый и дифференцированный образ в противопоставление редуцированному или минималистичному. В конечном итоге этот образ не будет случайным и лишенным значения, он будет очень сдержанным и чистым.

– Насколько целесообразна, на ваш взгляд, сама идея намыва новых территорий на Васильевском острове? Насколько эффективно, с вашей точки зрения, используется потенциал этих новых земель?

– Во многих городах строят на «новой земле». Территория Hafencity в Гамбурге или портовые зоны в Амстердаме несколько сотен лет назад были также болотистыми районами за пределами города. Так же, как в Гамбурге, самое главное, чтобы максимизировать стремление создать здесь Город, привлекательную и устойчивую городскую среду со своим характером и сочетанием застройки различных функций в рамках системы качественных общественных пространств. Таким образом, эта территория могла бы стать историческим центром города в версии XXI века, а не просто коллекцией спальных районов, разбросанных вокруг круизного порта и центрального торгового центра.

– Обе ваши команды имеют опыт проектирования в России, расскажите вкратце о нём. Насколько российская специфика отличается от привычной вам европейской?

– Города, как в Европе, так и в России, имеют традицию планирования. Эта традиция в России в течение значительного периода была пресечена. Однако планирование сейчас в процессе возвращения в российские города. Они растут или сокращаются, но, по сравнению с европейскими, им не хватает масштабной городской экономики. Это ограничивает их стратегические инвестиции и возможность развиваться в соответствии с планом. В этом большая разница. В России мы имеем честь работать с увлеченными и амбициозными частными заказчиками, имеющими оптимизм и веру в «сейчас». У них есть энергия и драйв, которых нам иногда не хватает в Европе. Но, к сожалению, когда смотрим на обширные территории, застроенные в последнее время без какого-либо качества, характера или идеи, мы видим, что такие люди – это всё же исключение из правила,. Повышение архитектурного и градостроительного качества будущего фонда застройки является огромной вызовом. Преобразование российских городов на структурном уровне является еще одной и не менее сложной задачей.

– Как будет складываться ваше сотрудничество с фирмой А.Лен?

– На данный момент это неизвестно.

– Уже сложился график дальнейшей работы над проектом?

– Есть идеи, как дальше двигаться, но точного графика пока нет. Необходимо дождаться утверждения изменений в важных градостроительных документах города. А пока проект был представлен на MIPIM, в рамках программы города Санкт-Петербурга.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Торговая улица. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Концепция фасадов верхних этажей. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Распределение нежилой программы. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Генеральный план. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Схема благоустройства. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Архитектор:
Кейс Кристиансе
Мастерская:
KCAP Architects & Planners

29 Марта 2016

Беседовала:

Ирина Бембель
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.