«Максимизация» намыва

На вопросы портала Архи.ру отвечают архитекторы Рююрд Гитема (KCAP Architects&Planners) и Ерун Схиппер (ORANGE Architects) – члены авторского коллектива победившей концепции на застройку части территории Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Беседовала:
Ирина Бембель

29 Марта 2016
mainImg
Архи.ру:
– Давно ли сотрудничают между собой команды КСАР Architects&Planners и “ORANGE architects”?

– Сотрудничество между нашими офисами продолжается около пятнадцати лет. Мы одновременно участвуем в различных архитектурных и градостроительных проектах в Нидерландах.

– Как распределяются роли? Если я правильно поняла, КСАР Architects&Planners больше специализируется на генеральном планировании и менеджменте (“We are cultural impresarios”), а “ORANGE architects” – на образной составляющей?

– KCAP и ORANGE и похожи, и различны. Оба офиса имеют специфический опыт, но есть и пересечения. На самом деле KCAP имеет опыт в области развития территорий в таких проектах, как Hafencity в Гамбурге, или Олимпийский парк королевы Елизаветы в Лондоне, а также значительный опыт работы в России, например, Стратегический мастер-план Перми. ORANGE, со своей стороны, имеет опыт в различных архитектурных проектах, например, застройка острова Westerdok в Амстердаме или башня Cube в Бейруте, их опыт также включает область 3D визуализаций.

Для данного проекта мы организовали проектную группу с различными специалистами из двух офисов. Они работали как одна команда, без четкого разделения ролей, на коллективной основе, в различных масштабах и дисциплинах, вне зависимости от индивидуальной специализации. Это обеспечило интенсивность и взаимное обогащение в процессе работы. На самом деле, важно итоговое качество конкурсного предложения, а не кем конкретно его части были разработаны.

– Опишите свои впечатления от петербургского конкурса.

– Площадка является стратегической для дальнейшего развития города в сторону Финского залива.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Ситуационный план. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

Территории, подобные этой, заслуживают того, чтобы свои идеи по ним высказали различные проектировщики, что, собственно, и состоялось на этом конкурсе. Все наши крупные проекты по развитию территорий мы получили, победив в подобных конкурсах. Что важно сейчас – это определить следующие шаги, понять, как могут быть сведены воедино различные интересы и обязанности города Санкт-Петербурга, компании «Глоракс» и других стейкхолдеров в целостный проект с долговечными качествами.

– Конкурсные проекты, представленные действительно сильными командами, дают актуальный архитектурный срез, а вместе с ним – богатую пищу для размышлений, в частности, на тему образа в современной архитектуре. Некоторые участники конкурса обратились к арсеналу бионики, используя образы ветра, морских волн, айсбергов. Другие сосредоточились на поиске абстрактных геометрических закономерностей. Ваш проект апеллирует к образу Санкт-Петербурга как городу золотых куполов и шпилей, при этом из сакрального символа они превратились в эффектное декоративное украшение. Способна ли в принципе современная архитектура выходить за грань чисто формальных поисков и функциональных задач, нести в себе какие-то более глубокие смыслы?
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Главный канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

 В нашей работе мы сочетаем радикальный прагматизм и идеализм с place-making (создание индивидуальности места). Мы одновременно работаем над решением реальных проблем и над созданием архитектурных доминант для современного общества. Эту площадку мы видим как будущую визитную карточку Санкт-Петербурга. Не как стандартный кластер небоскребов с видом на залив и не как коллекцию лишенных индивидуальности жилых районов. Город Санкт-Петербург имеет очень богатые традиции в области планирования и архитектуры, мы были вдохновлены составляющими этих традиций и хотели использовать их в проекте: каналы, дворики, кварталы и, действительно, купола и шпили.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск силуэта. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

Мы скомбинировали эти составляющие в проекте, который в итоге обеспечивает качественную городскую среду, являющуюся одновременно и новой, и знакомой. Это создает сильный брэндинг и задает стратегию девелопмента: найденный характер застройки привлечет людей и бизнес в это место.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Вида на канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects

– Команда “ORANGE architects” декларирует «максимизацию» (“maximize”) как принцип, альтернативный минимализму. Расскажите, пожалуйста, о нём поподробнее на примере вашего конкурсного проекта.

 Определяя Санкт-Петербург как город, состоящий из каналов, кварталов, дворов, куполов и шпилей, и используя принцип «максимизации», мы имеем ввиду интерпретацию и повторное использование этих компонентов. За счет этого создается богатый и дифференцированный образ в противопоставление редуцированному или минималистичному. В конечном итоге этот образ не будет случайным и лишенным значения, он будет очень сдержанным и чистым.

– Насколько целесообразна, на ваш взгляд, сама идея намыва новых территорий на Васильевском острове? Насколько эффективно, с вашей точки зрения, используется потенциал этих новых земель?

– Во многих городах строят на «новой земле». Территория Hafencity в Гамбурге или портовые зоны в Амстердаме несколько сотен лет назад были также болотистыми районами за пределами города. Так же, как в Гамбурге, самое главное, чтобы максимизировать стремление создать здесь Город, привлекательную и устойчивую городскую среду со своим характером и сочетанием застройки различных функций в рамках системы качественных общественных пространств. Таким образом, эта территория могла бы стать историческим центром города в версии XXI века, а не просто коллекцией спальных районов, разбросанных вокруг круизного порта и центрального торгового центра.

– Обе ваши команды имеют опыт проектирования в России, расскажите вкратце о нём. Насколько российская специфика отличается от привычной вам европейской?

– Города, как в Европе, так и в России, имеют традицию планирования. Эта традиция в России в течение значительного периода была пресечена. Однако планирование сейчас в процессе возвращения в российские города. Они растут или сокращаются, но, по сравнению с европейскими, им не хватает масштабной городской экономики. Это ограничивает их стратегические инвестиции и возможность развиваться в соответствии с планом. В этом большая разница. В России мы имеем честь работать с увлеченными и амбициозными частными заказчиками, имеющими оптимизм и веру в «сейчас». У них есть энергия и драйв, которых нам иногда не хватает в Европе. Но, к сожалению, когда смотрим на обширные территории, застроенные в последнее время без какого-либо качества, характера или идеи, мы видим, что такие люди – это всё же исключение из правила,. Повышение архитектурного и градостроительного качества будущего фонда застройки является огромной вызовом. Преобразование российских городов на структурном уровне является еще одной и не менее сложной задачей.

– Как будет складываться ваше сотрудничество с фирмой А.Лен?

– На данный момент это неизвестно.

– Уже сложился график дальнейшей работы над проектом?

– Есть идеи, как дальше двигаться, но точного графика пока нет. Необходимо дождаться утверждения изменений в важных градостроительных документах города. А пока проект был представлен на MIPIM, в рамках программы города Санкт-Петербурга.
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Торговая улица. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Концепция фасадов верхних этажей. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Распределение нежилой программы. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Генеральный план. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Схема благоустройства. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Канал. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове. Поиск образа. Проект, 2015 © KCAP Architects & Partners + ORANGE Architects


29 Марта 2016

Беседовала:

Ирина Бембель
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.