Рождественские территории

Шесть проектов второго тура конкурса компании Glorax на концепцию застройки части намывных территорий Васильевского острова.

mainImg
Результаты конкурса на застройку части намывных территорий Васильевского острова были объявлены 17 декабря. Первое место разделили проекты команды KCAP&Orange и бюро «А.Лен», но уже прозвучали мнения о творческом использовании всех предложений при разработке итоговой версии – так, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев предложил организаторам «еще раз внимательно рассмотреть все проекты и использовать уникальный шанс привлечения к осмыслению проекта ярких и профессиональных архитекторов».

Во втором туре работали шесть команд. Проекты получились предсказуемо новогодними – мало кто из авторов удержался от того, чтобы украсить графику наряженной ёлкой или хотя бы обыграть петербургскую тему холода, снега, ветра с залива. Создается ощущение, что намывные территории – ещё один дом Деда Мороза: холодные и немного сказочные, во всяком случае недавно же ведь их не было. Что, конечно же, обманчиво: обычный декабрьский морок.

Публикуем все шесть проектов. Комментарий члена жюри Юрия Земцова см. ниже. 
***

первое место /1
KCAP & Orange, Нидерланды
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development

Подробно проработано множество аспектов развития территории, которую авторы превращают в кусочек «Северной Венеции» – протяженный полуостров с юга ограничен искусственным каналом, пересечен небольшими поперечными каналами и кроме того снабжен искусственными водоемами – чтобы было, где кататься на «серебряных коньках». В других проектах такого количества воды нет, воде уделено особенное внимание, для неё как будто отвоевывают часть пространства обратно. Предполагается водный транспорт – получился не только парафраз одного из прозвищ Петербурга, но и очень голландский, портовый проект, что неудивительно и очень подходит самому понятию отвоеванных у воды намывных территорий.

Застройка в проекте KCAP & Orange объединяет два или даже три принципа объемного построения: в нижних этажах рамки кварталов замкнуты и отданы магазинам, выше вырастают строчки параллельных пластин, ориентированных с севера на юг, и еще более высоких башен, до 24 этажей. Одна из башен, на мысу – парафраз шпиля Петропавловской крепости, но устремленного ка Запад, как Рабочий и колхозница. Шпиль башни в материковой части комплекса напоминает Empire state building, он тоже асимметричный, как будто сдвинутый порывом ветра несмотря на его решетчатую структуру. Главная образная зацепка – контекстуальная: белые объемы с подсвеченными золотистыми верхушками должны напоминать купола и шпили Петербурга, хотя напоминают – неожиданно – московскую Академию наук. За контекст также отвечает здание в форме яйца Фаберже.

Все фасады превращены в тонкие, рельефные решетки; для офисных корпусов авторы предусмотрели строгий, рациональный рисунок, а для жилых – более живописный асимметричный. Функции, прежде всего жилая и офисная, тщательно перемешаны.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © KCAP Holding B.V. & Orange Architects. Предоставлено компанией Glorax Development
***
первое место /2
«А.Лен», Россия
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development

Описание проекта бюро Сергея Орешкина, автора Морского пассажирского терминала, уже построенного в составе «Морского фасада», начинается с исторической справки и основан на модуле, предложенном бюро Gensler в его проекте застройки намывных территорий 2006 года (переработан российским бюро «Союз 55» в 2014). Архитекторы «А.Лен» сгруппировали застройку в кварталы, назвав каждый по имени морского ветра, от Бриза до Борея, но между тем, проанализировав направления холодных ветров в этой части острова, постарались закрыть от них жилые дворы.

Все кварталы, как и в проекте KCAP, нанизаны на петляющий внутренний бульвар, выходящий к заливу; вдоль южной границы также запланирована прогулочная зона. Высотные отметки кварталов плавно изменяются от 26 до 70 метров, формируя спокойный зигзаг. Преобладает трапециевидная форма зданий, оттененная круглым кольцом театра. Фасады чередуются: тонкие белые решетки – с темными кирпичными и асимметричной мозаикой вертикальных панелей; внутренние стены кварталов подцвечены кислотными оттенками: желтым, оранжевым, светло-зеленым – последний отмечает внутреннюю ось. Разнообразные планировки квартир проработаны очень детально и изобилуют глубокими лоджиями и балконами.
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Архитектурное бюро «А.Лен». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Cino Zucсhi, Италия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development

Чино Дзукки, обильно ссылаясь на примеры исторического города: его удачное взаимодействие с природой, комфорт и уют общественных пространств и стремление защитить человека, в проекте предлагает разновысотные кварталы с несколькими башнями. Дома-пластины направлены преимущественно с юга на север, чем одновременно защищают комплекс от ветра с залива и обеспечивают хорошую инсоляцию. В остальном планировка квартальная, но с множеством разрывов. Функции перемешаны.

На выходящем к заливу самом зрелищном углу помещены три треугольные башни конгресс-центра, чей совокупный силуэт похож на острый, не без гордости приподнятый нос корабля, и должен перекликаться, таким образом, с припаркованными лайнерами, одновременно давая подплывающим туристам повод для восхищения. Башни решены как стеклянные объемы, на которые сверху как будто бы не до конца надет стеклянный же, более широкий чехол, чей нижний край очерчен рваной линией сопряженных дуг. Похожие дуги встречаются и в других корпусах – в частности, вдоль южного бульвара, где перед магазинами архитекторы размещают неглубокую прогулочную галерею с тонкими металлическими колоннами портика.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Cino Zucсhi Architetti Srl. Предоставлено компанией Glorax Development
***

«Остоженка», Россия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development

В западной подветренной части архитекторы «Остоженки» сделали кварталы небольшими и плотно замкнутыми, их дворы вызывают стойкие ассоциации с питерскими колодцами, хотя объективно они крупнее из-за большего масштаба зданий. Нарочито измельченная сетка фасадов, подчеркнуто противореча современным тенденциям маскировать количество этажей, визуально усиливает масштаб внутренних «ущелий» и высоких, многоэтажных, «фирменных» арок архитекторов «Остоженки». Решение входных групп с яркими углубленными акцентами, с другой стороны, заставляет вспомнить ЖК «Акварели».

Большая часть кварталов срезана по косой под разными углами с севера на юг, ловя солнце. Вдоль гавани Морского терминала вытянуты тонкие пластины, заканчивающиеся акцентом – очень строгой башней. В на одном из участков восточной части также обнаруживаем строчную застройку, ориентированную с севера на юг.

Южный бульвар в проекте «Остоженки» шире, чем у многих, и на воде переходит в тонкий пирс с причалами для яхт и скамейками для гуляющих – тех, кто не боится ветра.
zooming
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © АБ «Остоженка». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Snøhetta, Норвегия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development

Отталкиваясь от образа протаявшего внутри айбрега, именитые норвежцы превратили свой вариант застройки в крупные кварталы с неровными краями. Снаружи здания белые, с мелкими квадратами окон, к внутренним дворам обращены длинные балконы вполне южного вида. Уровень двора поднят на один этаж, двор обильно озеленен, а все вместе напоминает «затерянный мир», этакий теплый рай, спрятанный в скалах от холодного ветра.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © Snøhetta AS. Предоставлено компанией Glorax Development
***

«Студия 44», Россия
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Проект «Студии 44» Никиты Явейна отличается от предложений всех других участников циклопическим масштабом и смелостью. Функции здесь не перемешаны, а параллельны. Основные участки заняты каждый одной крупной рамкой жилого квартала, снаружи портово-кирпичной, уложенной в крупную вертикальную сетку прорезей, объединяющей несколько этажей. Фасады внутри двора первого с западной стороны квартала золотистые и испещрены треугольными эркерами как сыр или выработанный внутри кирпича слиток золота. Внутренность других дворов белая или палевая; но их южная сторона превращена для уловления солнца в гигантский телевизор – широкую раму, прерванную двумя стеклянными опорами лестничных узлов.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Вдоль северного фасада жилых кварталов, заворачивая затем по контуру Морского терминала, тянется офисный центр: крупный, похожий на акведук также как и на «горизонтальные небоскребы» авангардистов, с характерным зигзагом фермы в верхней горизонтальной части. Архитектор предлагает своё решение сразу для нескольких территорий застройки, гипотетически обрамляя «акведуком» весь Морской терминал. По внешнему контуру всей буквы «П» запланирован променад. На стрелке в юго-западной части офисный акведук заканчивается стеклянной башней с планом в виде трифолия; похожий акцент «Студия 44» предлагает также и на северной оконечности «акведука».
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development

Решение юго-восточных участков внезапно оказывается совершенно иным: на крайнем со стороны города треугольнике расположился дом-змея, совершенно в духе семидесятых, но повыше и повеселее, особенно внутри, где его белая круглящаяся стена испещрена множеством цветных балконов, образующих дискретные радужные пятна.
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
Концепция развития намывных территорий на Васильевском острове © «Студия 44». Предоставлено компанией Glorax Development
***

Комментарий Юрия Земцова, [вернуться наверх]
члена жюри, академика МААМ и РААСН, руководителя фирмы «Земцов, Кондиайн и партнёры»:

«Конкурсное задание опиралось на планировку фирмы Генслер, которая изначально вызывала вопросы. Нарезка кварталов создавала дополнительные трудности для конкурсантов и препятствовала в создании яркого решения.

Наиболее цельный подход, учитывающий восприятие с порта и c залива, характеризует работы «Осторженки» и «Студии 44». При этом работа Скокана, представляющая собой, по замыслу автора, современное прочтение Дворцовой набережной, выглядит не вполне убедительно. Проект Никиты Явейна отпугнул жюри и, прежде всего, заказчика, технической сложностью. Проект жёсткий, но, по-моему, очень интересный, выполнен на одном порыве и по единому алгоритму.

Из двух конкурентов за первое место я бы отдал предпочтение работе Сергея Орешкина за решение объединить кварталы общим плавным силуэтом. Его приём ступенчатых в плане кварталов опирается на историческую планировку набережной Лейтенанта Шмидта, демонстрируя преемственность градостроительных традиций Васильевского острова. При этом, жюри отметило, что от проекта возникает ощущение избыточной плотности застройки.

Что касается работы второго победителя – фирмы KCAP – на мой взгляд, в ней слишком много контрастных акцентов. Все высотные доминанты обозначены золотыми шпилеобразными завершениями, что вызывает у меня ассоциации не столько с Петербургом, сколько с Шанхаем или Москвой. Поэтому я, а также Сергей Чобан, выступали против присуждения этой работе единственного первого места.

По планировке и её модулям решения обоих победителей близки, что, я надеюсь, поможет им в дальнейшей совместной работе.

Когда я увидел в вестибюле макет одного из кварталов норвежской фирмы “Snohetta”, он показался мне свежим и интересным. Однако общая концепция вызвала у меня впечатление некой суеты. Кроме того, есть проблемы с инсоляцией и с функциональным наполнением, которое, вероятно, трудно выполнимо.

Проект итальянского бюро CZ показался мне прямым переносом их национальных традиций в наш климат. Дворы ориентированы на север, дома выходят торцами к ковшу, что придаёт застройке довольно хаотичный вид со стороны порта».
***

Жюри конкурса:
  • Владимир Григорьев – главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель жюри;
  • Висенте Гуайарт (Vicenete Guallart) – в 2011-2015 гг. главный архитектор Барселоны, основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC)
  • Юрий Земцов – архитектор, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
  • Евгения Муринец – начальник управления Архитектурного совета Москомархитектуры
  • Михил Ридейк (Michiel Riedijk) – архитектор, партнер бюро Neutelings Riedijk Architects (Роттердам), профессор архитектуры технического университета Дельфта
  • Олег Романов – архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Романова», президент Санкт-Петербургского союза архитекторов
  • Сергей Чобан – руководитель архитектурного бюро SPEECH
  • Алексей Балыкин – генеральный директор Glorax Development
  • Александр Моторин – директор департамента развития Glorax Development

21 Декабря 2015

Похожие статьи
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.