Градсовет Петербурга 7.12.2018

Вторая попытка согласовать снос СКК: амбиции заказчика и поиск альтернативных решений.

mainImg
СКК «АРЕНА»
Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 8
Проектировщик: ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН»
Заказчик: ООО «Хоккейный клуб «СКА»

Обсуждали: эскизный проект 
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

В Петербурге прошло второе заседание градостроительного совета, посвященное «реконструкции», а по сути – сносу СКК и строительству на его месте новой «Арены» с инфраструктурой. После первого заседания, проходившего месяц назад, авторы проработали транспортную и пешеходную доступность объекта, немного изменили фасад. Но круг обсуждаемых вопросов остался прежним: зачем сносить действующий спортивный комплекс и без пяти минут памятник архитектуры, возможно ли провести архитектурный конкурс и настоящую реконструкцию, как будут развиваться прилегающие к СКК территории.

У входа в КГА привычный одиночный пикет. Зал заседаний не вместил всех желающих – многим пришлось стоять. Ожидался вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, но не пришел. Проект презентовало, кажется, рекордное количество человек – вице-президент Федерации Хоккея России Борис Майоров, бизнесмен Роман Ротенберг, автор проекта и два технических эксперта. Перед началом обсуждений главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев чуть сбавил градус напряжения, поздравив Никиту Явейна с победой на WAF.
 

За спорт
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Защитники проекта выступали с пафосом, вполне понятным: в 2023 году Санкт-Петербург принимает Чемпионат мира по хоккею, нужно успеть построить большую и современную ледовую арену и вернуть стране спортивное величие после допинговых скандалов. Борис Майоров видит хоккей главным видом спорта северной столицы: «уже есть 20 крытых стадионов с искусственным льдом, Ледовый дворец входит в десятку самых посещаемых арен в Европе». Роман Ротенберг добавляет: «клуб СКА – лучший в Европе по количеству болельщиков», цель – построить «многофункциональный комплекс, новую достопримечательность и точку притяжения мирового уровня, которая превзойдет все существующие ледовые арены». СКК для этого не подходит: он «запущен, не соответствует требованиям безопасности для проведения крупных мероприятий, в нынешние контуры невозможно включить необходимый функционал, реконструкция непредсказуема по срокам и стоит дороже». «Арену» построят на средства инвесторов, после чего она станет собственностью города, который будет сдавать ее в аренду.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Тендер на разработку проекта «Арены» выиграла компания «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН». Руководитель авторского коллектива Андрей Литвинов убежден, что в существующей дилемме важность функции перевешивает ценность облика. Он подробно остановился на плюсах нового сооружения.

«Арена» вместит 21,5 тысяч зрителей, войдет в десятку крупнейших в мире, а по качеству видимости контрольных точек может стать лучшей. Параболический профиль позволит компактно организовать зрительские места, а пространство стилобата – рассредоточить потоки посетителей. Подвесные трибуны, «зрительские гондолы», на высоте в 35 метров подарят отличный обзор и новый визуальный опыт. «Арена» будет оснащена огромным медиакубом, который на время проведения можно прятать в пространстве между ферм.

По периметру арены разместятся кафе и бары, многосветные пространства с индустриальным дизайном, а также клубные зоны, из которых видно, как команды выходят на лед. Вокруг здания – рекреационные зоны. Пешеходный мост через проспект Юрия Гагарина продолжит ось аллеи Славы парка Победы.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Фасад – «природная динамика в сочетании со статикой преемственной формы». Архитекторы отказались от керамических панелей в пользу стальных перфорированных, добавили прорези и медиафасад, на котором предлагают показывать городские панорамы 1980-х годов. В переработанном проекте также появилась гостиница, в которой дополнительно разместятся медицинский центр, школа хоккея, магазины и кафе.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Директор института «Геореконструкция» Алексей Шашкин рассказал, что сохранение СКК сопряжено с большим количеством рисков. Самая очевидная сейчас проблема – мембрана. Ее обследовали 19 лет назад и нашли большой процент коррозии. Возможно, будут выявлены и другие сложности с конструкциями: насколько большие и как много времени потребуется для их устранения – предсказать невозможно.

Директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян отметил, что новая «Арена» добавит дорогам 700-800 автомобилей в час, придется реконструировать перекрестки с Кузнецовской и Бассейной улицами. Вестибюль станции метро «Парк Победы» должен справиться с потоком зрителей, пешеходный мост действительно необходим, но нужно сделать его доступным для маломобильных групп населения.
 

За архитектуру
СКК
СКК. Фотография: Monoklon via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

В вопросе СКК члены Градостроительного совета проявили единодушие: сносить его нельзя, реконструкция возможна, а если сноса все же не избежать – нужно провести конкурс.

Первым попросили высказаться Никиту Явейна, который вместе с Сергеем Орешкиным прорабатывал варианты реконструкции комплекса. Архитектор сделал акцент на том, что период 1960–1980-х годов – возможно, один из самых серьезных, но еще не оцененных по достоинству – слишком мало времени прошло, «мы еще в борьбе с прошлым». Он привел в пример Рема Колхаса, который во время рабочих визитов Санкт-Петербург интересовался советским функционализмом, называл его никому не известным мировым достижением. И от этого периода ничего не остается: «Кировский стадион – йок, Речной вокзал – йок, Макаровское училище под вопросом, Морской вокзал практически подписан к уничтожению».

Сделать из СКК современную ледовую арену реально: «при заглублении предлагаемая техническая схема полностью туда войдет». Конструкторы «Студии-44», которые много лет назад участвовали в проектировании СКК, считают, что здание «еще 50 лет будет ржаветь и ничего страшного не произойдет». Что касается сроков – строительство вокзала в Сочи к Олимпийским играм от первого дня проектирования до сдачи заняло меньше двух лет. Выступление Никиты Явейна закончилось аплодисментами.

Сергей Орешкин согласился: «в теории есть разные способы сохранить здание, они не мешают срокам и благородной идее». Помимо этической он отметил другие проблемы проекта: «параболическую чашу можно сделать гораздо компактнее, ложи сильно удалены от поля, огромное количество въездов и выездов, фасады вторичны и никак не конкурируют с тем, что мы пытаемся потерять».

Специалист из зала рассказал, что конструкция СКК в десятки раз прочнее новой: здание включает 56 колонн, мембрана опирается на них в 112 точках. В новом проекте – 8 ферм с шагом 18 метров, а точек опоры намного меньше. Требуется капитальное обследование конструкций, но риски будут меньше, чем у нового сооружения. Он отметил также, что это одна из немногих сохранившихся клепаных конструкций, и сравнил снос СКК с действиями талибов в Пальмире.

При этом часть экспертов отметила, что голосовала бы за проект команды Андрея Литвинова, не претендуй он на место СКК. Никита Явейн, в частности, назвал его «грамотной работой с сингапурским уклоном». Хотя было и много критики: архитектуру называли банальной, сомнения вызвал «разрыв в бинтах», который не имеет никакого отношения к функционалу, в этот раз здание сравнивали не с банкой, а с папахой. Многие удивлялись, что нет предложений по градостроительному развитию прилегающих территорий, судьба которых, по словам Владимира Григорьева, до сих пор не ясна. Руководитель «Студии-17» Святослав Гайкович призвал не опускать руки и решать главный вопрос: добиваться запрета на снос СКК, который по нынешним законам сможет получить статус памятника только в конце 2019 года, когда ему исполнится 40 лет.

Резюмируя дискуссию, Владимир Григорьев признал, что образ здания не сложился, но Чемпионат мира нужно проводить, и хочется сделать это «нормально, без паники, суеты и дикого вваливания денег».

10 Декабря 2018

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.