Градсовет Петербурга 7.12.2018

Вторая попытка согласовать снос СКК: амбиции заказчика и поиск альтернативных решений.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
СКК «АРЕНА»
Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 8
Проектировщик: ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН»
Заказчик: ООО «Хоккейный клуб «СКА»

Обсуждали: эскизный проект 
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

В Петербурге прошло второе заседание градостроительного совета, посвященное «реконструкции», а по сути – сносу СКК и строительству на его месте новой «Арены» с инфраструктурой. После первого заседания, проходившего месяц назад, авторы проработали транспортную и пешеходную доступность объекта, немного изменили фасад. Но круг обсуждаемых вопросов остался прежним: зачем сносить действующий спортивный комплекс и без пяти минут памятник архитектуры, возможно ли провести архитектурный конкурс и настоящую реконструкцию, как будут развиваться прилегающие к СКК территории.

У входа в КГА привычный одиночный пикет. Зал заседаний не вместил всех желающих – многим пришлось стоять. Ожидался вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, но не пришел. Проект презентовало, кажется, рекордное количество человек – вице-президент Федерации Хоккея России Борис Майоров, бизнесмен Роман Ротенберг, автор проекта и два технических эксперта. Перед началом обсуждений главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев чуть сбавил градус напряжения, поздравив Никиту Явейна с победой на WAF.
 

За спорт
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Защитники проекта выступали с пафосом, вполне понятным: в 2023 году Санкт-Петербург принимает Чемпионат мира по хоккею, нужно успеть построить большую и современную ледовую арену и вернуть стране спортивное величие после допинговых скандалов. Борис Майоров видит хоккей главным видом спорта северной столицы: «уже есть 20 крытых стадионов с искусственным льдом, Ледовый дворец входит в десятку самых посещаемых арен в Европе». Роман Ротенберг добавляет: «клуб СКА – лучший в Европе по количеству болельщиков», цель – построить «многофункциональный комплекс, новую достопримечательность и точку притяжения мирового уровня, которая превзойдет все существующие ледовые арены». СКК для этого не подходит: он «запущен, не соответствует требованиям безопасности для проведения крупных мероприятий, в нынешние контуры невозможно включить необходимый функционал, реконструкция непредсказуема по срокам и стоит дороже». «Арену» построят на средства инвесторов, после чего она станет собственностью города, который будет сдавать ее в аренду.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Тендер на разработку проекта «Арены» выиграла компания «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН». Руководитель авторского коллектива Андрей Литвинов убежден, что в существующей дилемме важность функции перевешивает ценность облика. Он подробно остановился на плюсах нового сооружения.

«Арена» вместит 21,5 тысяч зрителей, войдет в десятку крупнейших в мире, а по качеству видимости контрольных точек может стать лучшей. Параболический профиль позволит компактно организовать зрительские места, а пространство стилобата – рассредоточить потоки посетителей. Подвесные трибуны, «зрительские гондолы», на высоте в 35 метров подарят отличный обзор и новый визуальный опыт. «Арена» будет оснащена огромным медиакубом, который на время проведения можно прятать в пространстве между ферм.

По периметру арены разместятся кафе и бары, многосветные пространства с индустриальным дизайном, а также клубные зоны, из которых видно, как команды выходят на лед. Вокруг здания – рекреационные зоны. Пешеходный мост через проспект Юрия Гагарина продолжит ось аллеи Славы парка Победы.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Фасад – «природная динамика в сочетании со статикой преемственной формы». Архитекторы отказались от керамических панелей в пользу стальных перфорированных, добавили прорези и медиафасад, на котором предлагают показывать городские панорамы 1980-х годов. В переработанном проекте также появилась гостиница, в которой дополнительно разместятся медицинский центр, школа хоккея, магазины и кафе.
Эскизный проект СКК «Арена» © ООО «ЛАЙФКВОЛИТИ ЭВОЛЮШН» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Директор института «Геореконструкция» Алексей Шашкин рассказал, что сохранение СКК сопряжено с большим количеством рисков. Самая очевидная сейчас проблема – мембрана. Ее обследовали 19 лет назад и нашли большой процент коррозии. Возможно, будут выявлены и другие сложности с конструкциями: насколько большие и как много времени потребуется для их устранения – предсказать невозможно.

Директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян отметил, что новая «Арена» добавит дорогам 700-800 автомобилей в час, придется реконструировать перекрестки с Кузнецовской и Бассейной улицами. Вестибюль станции метро «Парк Победы» должен справиться с потоком зрителей, пешеходный мост действительно необходим, но нужно сделать его доступным для маломобильных групп населения.
 

За архитектуру
СКК
СКК. Фотография: Monoklon via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

В вопросе СКК члены Градостроительного совета проявили единодушие: сносить его нельзя, реконструкция возможна, а если сноса все же не избежать – нужно провести конкурс.

Первым попросили высказаться Никиту Явейна, который вместе с Сергеем Орешкиным прорабатывал варианты реконструкции комплекса. Архитектор сделал акцент на том, что период 1960–1980-х годов – возможно, один из самых серьезных, но еще не оцененных по достоинству – слишком мало времени прошло, «мы еще в борьбе с прошлым». Он привел в пример Рема Колхаса, который во время рабочих визитов Санкт-Петербург интересовался советским функционализмом, называл его никому не известным мировым достижением. И от этого периода ничего не остается: «Кировский стадион – йок, Речной вокзал – йок, Макаровское училище под вопросом, Морской вокзал практически подписан к уничтожению».

Сделать из СКК современную ледовую арену реально: «при заглублении предлагаемая техническая схема полностью туда войдет». Конструкторы «Студии-44», которые много лет назад участвовали в проектировании СКК, считают, что здание «еще 50 лет будет ржаветь и ничего страшного не произойдет». Что касается сроков – строительство вокзала в Сочи к Олимпийским играм от первого дня проектирования до сдачи заняло меньше двух лет. Выступление Никиты Явейна закончилось аплодисментами.

Сергей Орешкин согласился: «в теории есть разные способы сохранить здание, они не мешают срокам и благородной идее». Помимо этической он отметил другие проблемы проекта: «параболическую чашу можно сделать гораздо компактнее, ложи сильно удалены от поля, огромное количество въездов и выездов, фасады вторичны и никак не конкурируют с тем, что мы пытаемся потерять».

Специалист из зала рассказал, что конструкция СКК в десятки раз прочнее новой: здание включает 56 колонн, мембрана опирается на них в 112 точках. В новом проекте – 8 ферм с шагом 18 метров, а точек опоры намного меньше. Требуется капитальное обследование конструкций, но риски будут меньше, чем у нового сооружения. Он отметил также, что это одна из немногих сохранившихся клепаных конструкций, и сравнил снос СКК с действиями талибов в Пальмире.

При этом часть экспертов отметила, что голосовала бы за проект команды Андрея Литвинова, не претендуй он на место СКК. Никита Явейн, в частности, назвал его «грамотной работой с сингапурским уклоном». Хотя было и много критики: архитектуру называли банальной, сомнения вызвал «разрыв в бинтах», который не имеет никакого отношения к функционалу, в этот раз здание сравнивали не с банкой, а с папахой. Многие удивлялись, что нет предложений по градостроительному развитию прилегающих территорий, судьба которых, по словам Владимира Григорьева, до сих пор не ясна. Руководитель «Студии-17» Святослав Гайкович призвал не опускать руки и решать главный вопрос: добиваться запрета на снос СКК, который по нынешним законам сможет получить статус памятника только в конце 2019 года, когда ему исполнится 40 лет.

Резюмируя дискуссию, Владимир Григорьев признал, что образ здания не сложился, но Чемпионат мира нужно проводить, и хочется сделать это «нормально, без паники, суеты и дикого вваливания денег».

10 Декабря 2018

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.