English version

Парад планет и звезд большого спорта

По проекту архитектурной мастерской «Студия 44» на проспекте Юрия Гагарина в Санкт-Петербурге строится легкоатлетический комплекс общей площадью более 18 тысяч квадратных метров. Правда, как это часто бывает, реализуемый проект сильно отличается от первоначального замысла.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

10 Мая 2011
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург, ул. Гагарина, 8

Авторский коллектив:
Авторы концепции: Н. И. Явейн, Н. Н. Архипова, Ю. Н. Ашметьев, М. С. Виноградова, В. Б. Пономарев, В. А. Романцев; при участии С. И. Аксенова, Г. С. Снежкина.
Авторы проекта легкоатлетического комплекса: Н. И. Явейн, В. А. Зенкевич, Н. А. Смолин, Я. В. Смолина, Н. И. Познянская, Т. А. Андреева, М. О. Федоров; при участии М. Н. Замеловой.
Конструкторы: Д. П. Кресов, В. И. Герштейн.

2010 — 2010 / 2011

Заказчик: Комитет по строительству Правительства г. Санкт-Петербурга
Спортивно-концертный комплекс на проспекте Юрия Гагарина – одно из самых знаменитых и крупных спортивных сооружений Санкт-Петербурга. Величественное здание СКК, вмещающее одновременно 25 тысяч зрителей, было построено по проекту архитекторов Н.В. Баранова и И.М. Чайко к Олимпиаде 1980 года и представляет собой огромный цилиндр диаметром 160 метров, установленный на круглом подиуме. Комплекс был построен в центре большого луга, являющегося продолжением Московского парка Победы, и замыкает собой перспективу Аллеи героев. Тогда же, в 1980-м, был разработан и проект второй очереди СКК, который предусматривал строительство по соседству крытого тренировочного хоккейного поля, двух бассейнов и хозблока, а также комплексное озеленение всего квартала. Однако он так и не был осуществлен, и территория вокруг СКК на протяжении нескольких десятилетий оставалась гигантским пустырем. Уже в постсоветскую эпоху город не раз порывался застроить бывший луг объектами спортивной инфраструктуры, но все что-то не складывалось: то юридическое оформление земли растянулось на годы, то проекты самих объектов оказались ниже всякой критики. Последние градсовет Петербурга отклонял дважды, пока, наконец, не было принято решение о смене архитектора. Так к участию в проекте подключилась «Студия 44». И хотя к тому времени техническое задание предусматривало разработку проекта лишь одного сооружения – легкоатлетического комплекса к юго-западу от СКК, – архитекторы начали свою работу с осмысления градостроительных перспектив всего квартала.

«СКК настолько знаковое сооружение для нашего города, что мне кажется остро несправедливой та градостроительная ситуация, в которой он существует многие годы, – рассказывает архитектор Никита Явейн. – Но страшно даже не то, что комплекс стоит фактически на пустыре, а то, что рано или поздно этот пустырь может быть раскроен на отдельные участки и застроен без оглядки на объем СКК. Кстати, отчасти это уже происходит сегодня. Именно поэтому мы решили разработать концепцию развития всей территории вокруг комплекса и тем самым «застолбить» ее функциональное и градостроительное значение».

Общая площадь территории, о котором говорит Никита Явейн, составляет 36,7 га.  Предложенная «Студией 44» концепция предусматривает создание здесь развитого спортивного квартала, благодаря которому Московский район и город в целом получат арены для самых разных видов спорта. Близость проспекта, носящего имя Юрия Гагарина, а также форма здания самого СКК подсказали архитекторам генеральную образную идею создаваемого ансамбля: вокруг главной архитектурной доминанты выстраивается  целая система круглых сооружений, меньших в диаметре. В плане это больше всего напоминает схему солнечной системы, и развивая этот образ, авторы даже овал стадиона вписали в круглое в плане здание. Такую же форму они придали многоэтажным паркингам, прозрачным куполам над атриумными пространствами и открытым зеленым дворикам. Другим архитектурным лейтмотивом проектируемого ансамбля становятся колоннады в различных вариациях – они подхватывают и развивают пластическую тему, заданную 56 сорокаметровыми пилонами здания СКК.

Все существующие и вновь возводимые объекты архитекторы предлагали объединить в три группы с помощью двухэтажных стилобатов высотой 9 метров. Внутрь стилобатов прячутся все сопутствующие функции (включая торговые и развлекательные центры) и спортивные сооружения, не требующие большой высоты помещений (например, крытые теннисные корты, площадки для волейбола, баскетбола, бадминтона и т.д.), а их кровли озеленяются и превращаются в своего рода «верхние парки», предназначенные для прогулок и тренировок на открытом воздухе. «Это бы не только многократно увеличило эффективность использования данной территории, но и позволило бы создать на ней интересный запоминающийся ландшафт, насытить пустующий сегодня периметр вокруг СКК многочисленными дополнительными фокусами притяжения», – считает Никита Явейн.

Сам же легкоатлетический комплекс был спроектирован на участке площадью 6,42 га, расположенном в юго-западной части квартала, на углу проспекта Юрия Гагарина и Бассейной улицы. Собственно, это и есть уже упомянутый стадион, обстроенный по кругу крытым манежем и трибунами и окаймленный колоннадой. Последняя, описывая окружность диаметром 200 метров, включает в состав комплекса также часть аллеи, ведущей от ул. Бассейной к СКК. «Спортивное ядро мы предлагали отделить от нее прозрачным экраном, который бы позволил наблюдать за соревнованиями и занятиями спортсменов, -- поясняет Никита Явейн. – А верхний пояс колоннады должен был служить для установки осветительной аппаратуры».

Год назад эта концепция «Студии 44» обсуждалась на Градостроительном совете Санкт-Петербурга и была практически единогласно одобрена. Однако на ее реализацию у города пока нет средств, поэтому сейчас ведется строительство только легкоатлетического комплекса, который, собственно, и заказывался архитекторам. И, как это часто бывает, за время пути собачка успела слегка подрасти: первоначальный архитектурный замысел был существенно откорректирован в соответствии с «реальными нуждами».

Самое кардинальное изменение коснулось формы будущего сооружения: куда более эргономичной и эффективной заказчик счел трапецию. И если в первоначальной концепции «орбиту» стадиона подчеркивала колоннада, то теперь сам стадион превратился в легкоатлетический манеж с беговыми дорожками и секторами для различных тренировок, накрытый алюминиевым куполом, испещренным квадратами окошек, а колоннада перекочевала на фасады основного объема, превратившись в плоские пилоны, развернутые в направлении центра облицованной металлом полусферы. Трибуны и необходимые вспомогательные помещения скомпонованы под наклонной озелененной кровлей, а фасадная стена за пилонами полностью остеклена. Конечно, в своем нынешнем виде легкоатлетический комплекс уже мало напоминает тот тренировочный «кратер», каким его год назад придумали архитекторы «Студии 44», но что-то космическое в его облике просматривается и теперь. И если концепция развития спортивного квартала в виде «парада планет» все же будет реализована, он, без сомнения, займет в нем достойное место.
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Первоначальная концепция. 3D-визуализация
© Студия 44
Первоначальная концепция. 3D-визуализация
© Студия 44
Первоначальная концепция. 3D-визуализация
© Студия 44
Первоначальная концепция. 3D-визуализация
© Студия 44
План 1-го этажа. Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
План 2-го этажа. Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
План 3-го этажа. Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
План 4-го этажа. Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Легкоатлетический комплекс в Московском районе Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург, ул. Гагарина, 8

Авторский коллектив:
Авторы концепции: Н. И. Явейн, Н. Н. Архипова, Ю. Н. Ашметьев, М. С. Виноградова, В. Б. Пономарев, В. А. Романцев; при участии С. И. Аксенова, Г. С. Снежкина.
Авторы проекта легкоатлетического комплекса: Н. И. Явейн, В. А. Зенкевич, Н. А. Смолин, Я. В. Смолина, Н. И. Познянская, Т. А. Андреева, М. О. Федоров; при участии М. Н. Замеловой.
Конструкторы: Д. П. Кресов, В. И. Герштейн.

2010 — 2010 / 2011

Заказчик: Комитет по строительству Правительства г. Санкт-Петербурга

10 Мая 2011

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Студия 44: другие проекты
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Никита Явейн о Главном штабе
Видео-лекция – около часа – о проекте реконструкции восточного крыла Главного штаба, который стал основным сюжетом юбилейной выставки архитекторов «Студии 44», на youtube Государственного Эрмитажа.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Поиск стиля
В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Театр-город
Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства.
Как сохранить деревянное: Петербург
«Студия-44» разработала для Санкт-Петербурга Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры. Особенно интересна в ней методика определения ценности зданий, а также параметрическая модель, которая наглядно показывает, что нужно спасать в первую очередь.
Вереница впечатлений
Парк-ожерелье для первой линии намыва Васильевского острова насыщен современными функциями, но обладает регулярной структурой и отсылками к классическим петербургским садам. Проект победил в конкурсе, его планируется реализовать.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Судьба Апраксина двора
Совет по культурному наследию Петербурга поддержал концепцию реновации «Апраксина двора», разработанную «Студией 44». Она предполагает многофункциональность и пешеходное пространство с заездом из-под земли. И основана на поэтапной тактике работы с многочисленными собственниками.
Постиндустриальная тяга
В Музее железных дорог России архитекторы «Студии 44» смогли создать сильное и эффектное пространство для коллекции из более чем 100 исторических паровозов и локомотивов.
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.