Ритмический этюд

В жилом доме «Карамель» на севере Москвы в каждой квартире должны были быть выносные балконы. Эффект градусника, который они неизбежно создают, архитекторы ADM Architects «сбили» пластической игрой элементов из реек всех оттенков шоколада.

author pht

Автор текста:
Юлия Шишалова

27 Ноября 2018
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Жилой комплекс «Карамель»
Россия, Москва, ул. 1-я Квесисская, 9/13

Медицинский центр «НИВА»
Работа в условиях плотной городской застройки – а улочки между Нижней Масловкой, Бутырской и Башиловской давно сложились – это всегда работа с множеством ограничений. Но когда дом достается «в наследство» с уже заложенными «генами» пятна застройки и этажности – но при этом с рядом выраженных «врожденных пороков» – это работа с ограничениями на качественно ином уровне. Когда приходится на живом растущем «организме» – строящемся доме – делать высокоточную хирургическую операцию и надеяться, что обойдется без осложнений.

В случае с ЖК «Карамель» ситуация была именно такова: стройка началась, расположение дома и двора было зафиксировано, и требовалось глубоко переработать проект, не меняя конфигурацию и этажность. Архитекторы ADM полностью перекомпоновали два подвальных уровня и первый этаж, взяли на себя функцию генпроектировщика, сделали заново стадии П и РД, прошли экспертизу и получили АГР. И чудо произошло: даже на этом этапе архитекторам удалось избавиться от «врожденных пороков», изменив и структуру, и в некотором роде идеологию комплекса.

Так, если по старому проекту подъезды были с внутренней стороны дома, и к ним через двор был свободный доступ машин, то в новой версии появился один центральный подъезд с просторным лобби. Вход сюда организован с внешней стороны, и можно пройти либо в закрытый двор, либо к одной из двух лифтовых групп, ведущих каждая в свою секцию дома, либо в магазины, которые занимают значительную часть первого этажа и «смотрят» витринами и входами на улицу. Что до автомобилей, то сразу со 2-й Квесисской они заезжают в двухуровневый подземный паркинг, и двор для них оказывается закрыт.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель». Постройка, 2016 © ADM

Оставалось найти приемлемое решение для бетонной рампы на задней границе участка – будучи объединена с венткамерами и другими техническими помещениями, она превратилась в масштабное сооружение высотой больше 3 м и длиной почти 10 м – такой объем «съедал» пространство двора едва ли не полностью. Архитекторы интегрировали его в искусственный холм, засаженный газоном и деревьями, выделили часть бетонной поверхности под детские площадки, клумбы и зоны отдыха со скамейками. И получили двухуровневый двор с активной, интересной геопластикой, насыщенный не только функциями, но и впечатлениями, связанными с перепадом высот и эффектом холмистой местности. Двор не только не пропал, но и приобрел дополнительную эмоциональную ценность, превратился в прогулочный слалом-терренкур.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM

Впрочем, пожалуй, главная проблема, с которой пришлось столкнуться архитекторам, – это балконы, изначально заложенные практически в каждой квартире; квартиры же на момент переработки проекта уже продавались и работать пришлось «на ходу» – прежде всего над тем, чтобы избавиться от известного эффекта «градусников», в которые складываются выстроенные друг над другом остекленные лоджии, придавая застройке наших городов этакий легко узнаваемый привкус. Несмотря на то, что переносить лоджии было нельзя, Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой удалось в значительной степени нивелировать эффект – или как минимум отвлечь от него внимание.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM

«Пластическая операция» проводилась сразу по нескольким «фронтам»: в плоскости – чередованием прозрачных и непрозрачных поверхностей разной ширины; в объеме – выступающими разномасштабными элементами, от корзины для кондиционера до вертикального блока балконов. И, наконец, по всему фасаду – за счет цветов и фактур: тонкие крупноформатные керамические плиты разных оттенков палевого цвета, похожие на известняк, создают гризайльно-полутоновый акварельный фон, делая пластину дома и впрямь немного похожей на гигантскую конфету типа «раковой шейки» и оправдывая гастрономическое название комплекса. На стеклянных лоджиях они превращаются в хрупкие, почти белого цвета перемычки, уверенно расчерчивающие массивы стекла. Здесь, на лоджиях, этажи объединены по два, и возникает другой ритм – как будто один дом прорастает сквозь другой, как будто здесь два генокода, один поплотнее, другой совсем «готический».
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель». Постройка, 2016 © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM

И наконец, эта многослойная, но ясная структура перемежается вставками, набранными из алюминиевых реек всех оттенков шоколада – от белого и молочного до темного горького. Они скрывают кондиционеры при лоджиях, образуя шахматный ритм чередующихся вставок, призванных сбить вертикаль. Те же полоски оформляют отдельные ящики для кондиционеров, разбросанные по стенам намеренно-асимметрично, также ради оживления и ухода от чрезмерной предсказуемости. На фасадах дома рейки отвечают за горизонталь: дробную, декоративную, насыщенную цветом как хороший шарфик. Они уравновешивают вертикаль, которая здесь определенно преобладает, поскольку отвечает за необходимые современному дому качества стройности и изящества. Стройность держится на линиях лоджий, на вертикальных пропорциях окон, которые при соблюдении нормативных противопожарных 120 сантиметров между этажами получили в нижней части серые, покрытые полосатой шелкографией вставки, «вытягивающие» контур, особенно для взгляда издали. Стены трактованы как широкая решетка перемычек между проемами, что также служит для визуального fitness-a здания. Вертикаль же подчеркивают частые решетки двора, во всем остальном поддерживающие графику мелких реек.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM

Надо ли говорить, что ADM – мастера такого ритмического bel canto, многослойных, объемно-графических фасадов, где главная задача – удержаться на грани строгой сетки, удерживающей объем в рамках, и живописной асимметрии, добавляющей динамики и жизни. В данном случае очевидно, что задачей было – «раскачать» скучный предсказуемый объем, но характерно, от соблазна чрезмерной оживленности архитекторы легко смогли удержаться. Ну и кроме того несложно заметить, родство использованных здесь решений с архитектурой отеля Hilton Duble tree на Ленинградском проспекте: то же сочетание живописных пятен с дробной графикой линий, та же игра проемов, то широких, то узких, тот же непростой, но логичный узел вертикалей и горизонталей. Но другие масштаб и функция, другие материалы, там были известняк и керамические рейки, здесь керамика стен и алюминиевые рейки. Но набор приемов близкий, что совершенно нормально: авторы развивают свой подход, применяют его к новой задаче.

Так что из банальной высотки с монотонными рядами балконов и потенциально неуютной территорией «Карамель» превратилась в комплекс бизнес–класса со всеми «вытекающими»: узнаваемым архитектурным обликом, зеленым двором без машин, открытым первым этажом, подземным паркингом и квартирами с панорамным остеклением от 54 до 228 м2. И никаких осложнений.

Мастерская:

ADM

Проект:

Жилой комплекс «Карамель»
Россия, Москва, ул. 1-я Квесисская, 9/13

Медицинский центр «НИВА»

27 Ноября 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Шишалова

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.

Сейчас на главной

Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.