В жилом доме «Карамель» на севере Москвы в каждой квартире должны были быть выносные балконы. Эффект градусника, который они неизбежно создают, архитекторы ADM Architects «сбили» пластической игрой элементов из реек всех оттенков шоколада.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Работа в условиях плотной городской застройки – а улочки между Нижней Масловкой, Бутырской и Башиловской давно сложились – это всегда работа с множеством ограничений. Но когда дом достается «в наследство» с уже заложенными «генами» пятна застройки и этажности – но при этом с рядом выраженных «врожденных пороков» – это работа с ограничениями на качественно ином уровне. Когда приходится на живом растущем «организме» – строящемся доме – делать высокоточную хирургическую операцию и надеяться, что обойдется без осложнений.
В случае с ЖК «Карамель» ситуация была именно такова: стройка началась, расположение дома и двора было зафиксировано, и требовалось глубоко переработать проект, не меняя конфигурацию и этажность. Архитекторы ADM полностью перекомпоновали два подвальных уровня и первый этаж, взяли на себя функцию генпроектировщика, сделали заново стадии П и РД, прошли экспертизу и получили АГР. И чудо произошло: даже на этом этапе архитекторам удалось избавиться от «врожденных пороков», изменив и структуру, и в некотором роде идеологию комплекса.
Так, если по старому проекту подъезды были с внутренней стороны дома, и к ним через двор был свободный доступ машин, то в новой версии появился один центральный подъезд с просторным лобби. Вход сюда организован с внешней стороны, и можно пройти либо в закрытый двор, либо к одной из двух лифтовых групп, ведущих каждая в свою секцию дома, либо в магазины, которые занимают значительную часть первого этажа и «смотрят» витринами и входами на улицу. Что до автомобилей, то сразу со 2-й Квесисской они заезжают в двухуровневый подземный паркинг, и двор для них оказывается закрыт.
Жилой комплекс «Карамель». Постройка, 2016 © ADM
Оставалось найти приемлемое решение для бетонной рампы на задней границе участка – будучи объединена с венткамерами и другими техническими помещениями, она превратилась в масштабное сооружение высотой больше 3 м и длиной почти 10 м – такой объем «съедал» пространство двора едва ли не полностью. Архитекторы интегрировали его в искусственный холм, засаженный газоном и деревьями, выделили часть бетонной поверхности под детские площадки, клумбы и зоны отдыха со скамейками. И получили двухуровневый двор с активной, интересной геопластикой, насыщенный не только функциями, но и впечатлениями, связанными с перепадом высот и эффектом холмистой местности. Двор не только не пропал, но и приобрел дополнительную эмоциональную ценность, превратился в прогулочный слалом-терренкур.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Впрочем, пожалуй, главная проблема, с которой пришлось столкнуться архитекторам, – это балконы, изначально заложенные практически в каждой квартире; квартиры же на момент переработки проекта уже продавались и работать пришлось «на ходу» – прежде всего над тем, чтобы избавиться от известного эффекта «градусников», в которые складываются выстроенные друг над другом остекленные лоджии, придавая застройке наших городов этакий легко узнаваемый привкус. Несмотря на то, что переносить лоджии было нельзя, Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой удалось в значительной степени нивелировать эффект – или как минимум отвлечь от него внимание.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
«Пластическая операция» проводилась сразу по нескольким «фронтам»: в плоскости – чередованием прозрачных и непрозрачных поверхностей разной ширины; в объеме – выступающими разномасштабными элементами, от корзины для кондиционера до вертикального блока балконов. И, наконец, по всему фасаду – за счет цветов и фактур: тонкие крупноформатные керамические плиты разных оттенков палевого цвета, похожие на известняк, создают гризайльно-полутоновый акварельный фон, делая пластину дома и впрямь немного похожей на гигантскую конфету типа «раковой шейки» и оправдывая гастрономическое название комплекса. На стеклянных лоджиях они превращаются в хрупкие, почти белого цвета перемычки, уверенно расчерчивающие массивы стекла. Здесь, на лоджиях, этажи объединены по два, и возникает другой ритм – как будто один дом прорастает сквозь другой, как будто здесь два генокода, один поплотнее, другой совсем «готический».
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель». Постройка, 2016 © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
И наконец, эта многослойная, но ясная структура перемежается вставками, набранными из алюминиевых реек всех оттенков шоколада – от белого и молочного до темного горького. Они скрывают кондиционеры при лоджиях, образуя шахматный ритм чередующихся вставок, призванных сбить вертикаль. Те же полоски оформляют отдельные ящики для кондиционеров, разбросанные по стенам намеренно-асимметрично, также ради оживления и ухода от чрезмерной предсказуемости. На фасадах дома рейки отвечают за горизонталь: дробную, декоративную, насыщенную цветом как хороший шарфик. Они уравновешивают вертикаль, которая здесь определенно преобладает, поскольку отвечает за необходимые современному дому качества стройности и изящества. Стройность держится на линиях лоджий, на вертикальных пропорциях окон, которые при соблюдении нормативных противопожарных 120 сантиметров между этажами получили в нижней части серые, покрытые полосатой шелкографией вставки, «вытягивающие» контур, особенно для взгляда издали. Стены трактованы как широкая решетка перемычек между проемами, что также служит для визуального fitness-a здания. Вертикаль же подчеркивают частые решетки двора, во всем остальном поддерживающие графику мелких реек.
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Жилой комплекс «Карамель» © ADM
Надо ли говорить, что ADM – мастера такого ритмического bel canto, многослойных, объемно-графических фасадов, где главная задача – удержаться на грани строгой сетки, удерживающей объем в рамках, и живописной асимметрии, добавляющей динамики и жизни. В данном случае очевидно, что задачей было – «раскачать» скучный предсказуемый объем, но характерно, от соблазна чрезмерной оживленности архитекторы легко смогли удержаться. Ну и кроме того несложно заметить, родство использованных здесь решений с архитектурой отеля Hilton Duble tree на Ленинградском проспекте: то же сочетание живописных пятен с дробной графикой линий, та же игра проемов, то широких, то узких, тот же непростой, но логичный узел вертикалей и горизонталей. Но другие масштаб и функция, другие материалы, там были известняк и керамические рейки, здесь керамика стен и алюминиевые рейки. Но набор приемов близкий, что совершенно нормально: авторы развивают свой подход, применяют его к новой задаче.
Так что из банальной высотки с монотонными рядами балконов и потенциально неуютной территорией «Карамель» превратилась в комплекс бизнес–класса со всеми «вытекающими»: узнаваемым архитектурным обликом, зеленым двором без машин, открытым первым этажом, подземным паркингом и квартирами с панорамным остеклением от 54 до 228 м2. И никаких осложнений.
|