Катерина Грень: «Архитектура – это пазл из ограничений и задач»

Руководитель Архитектурного бюро GREN. – об опыте становления своего подразделения в ГК «Олимпроект», важности диалога с девелоперами и миссии архитектора.

author pht

Беседовала:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектурно-проектное подразделение компании открылось не так давно – в 2013 году. Расскажите, как вы выстраивали работу в условиях высокой конкуренции на рынке, какая была стратегия?

Стратегия построена на качестве, скорости и профессионализме принимаемых решений на всех уровнях: от идей на уровне концепции до реализации. Независимо от того, где объект располагается, мал он или велик, я отношусь к нему как к самому интересному и важному. Всегда ищу нестандартные архитектурно-градостроительные и планировочные решения. И, конечно, немаловажным фактором становления компании в качестве «архитектора» являются особые отношения с девелоперами и маркетологами при создании объектов. С самого начала мы вникаем в суть их целей и задач, выясняем, для кого они строят, обсуждаем бюджет. Правильный диалог, где заказчик и архитектор слышат друг друга – залог успеха. Важно решить задачу, которую ставит перед тобой девелопер и сделать это с уникальным архитектурным решением. Создать интересный комплекс можно и простыми решениями, а уникальность может заключаться не только в дороговизне фасадных материалов или отделке интерьеров, уникальность – это организация пространства, как на уровне генплана, так и на уровне каждой квартиры.
Екатерина Грень
Архитектурное Бюро GREN.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Но основным шагом к успеху, думаю, стал наш коллектив. Я стараюсь прививать каждому специалисту особое внимание к деталям и качеству. Любимой моей фразой при обсуждении какого-либо вопроса с коллегами стала: «Относись к объекту, как к своему будущему дому. Представь, что ты живешь в этом комплексе, гуляешь по его территории, живешь в этой квартире, паркуешься, тебя окружают именно эти фасады… Ты хочешь здесь жить? И если «нет», значит будем искать решение до ответа «да».

На рынке действительно очень много архитектурных бюро и генпроектировщиков – конкуренция, безусловно, высокая. Но я не трачу энергию на эти мысли, на них нет даже времени. Поэтому никогда не считала кого-либо своим конкурентом. Я просто начинаю работать и погружаюсь в проект, отношусь к нему, как к своему ребенку, которого необходимо взрастить и заложить в него все самое лучшее, что могу дать.

На какие эксперименты девелоперы готовы идти, если говорить про необычные архитектурные решения?

Вы знаете, чем дальше, тем интереснее работать над объектами жилой недвижимости. За счет высокой конкуренции среди девелоперов у архитекторов появляется возможность использовать инструменты, которых раньше не было – высококачественные отделочные материалы, нетиповые планировочные решения, интересное благоустройство. И если девелопер – грамотный маркетолог, то он понимает важность и ценность этих инструментов и готов на эксперименты, например, с благоустройством, потому что знает: необходимо не просто продать квартиру, нужно создать среду, важный элемент которой – дворовая территория. И сейчас есть запрос на их проектирование в качестве локальных общественных пространств с возможностью применения разнообразного озеленения, малых архитектурных форм индивидуального изготовления, современного европейского оборудования спортивных и детских площадок.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

И важно отметить, что девелоперы с большой охотой идут на эксперименты с отделочными материалами фасадов и благоустройства. Стали ориентироваться на экологичность: дерево на настилах, клинкерный кирпич и натуральный камень вместо фиброцемента и керамогранита.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК г.Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Какие вы можете отметить тенденции в архитектуре с точки зрения продвижения жилых объектов?

Сейчас и девелоперы, и проектировщики, и архитекторы уделяют больше внимания пешеходной доступности и проницаемости среды, фасадным решениям, пластике, материалам, стараются подходить индивидуально к каждому объекту. Ничего нового в этом нет, но само отношение к деталям генплана и объемно-планировочным решениям стало более серьезным. Выигрывают проекты, где во главе стоят интересы людей. Важно уметь донести до девелоперов и маркетологов, что именно для будущих жильцов будет комфортным и целесообразным.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Сейчас в портфолио компании в основном высотные жилые комплексы. Как в них решаются проблемы, сопутствующие типологии «массовое жилье»?

Массовое жилье чаще всего у общества ассоциируется с типовыми планировочными решениями, высокой плотностью застройки, отсутствием или нехваткой парковочных мест.

Мы же применяем разнообразие планировочных решений квартир. У людей появляется возможность выбора наиболее комфортного жилья конкретно для себя: кто-то любит более камерные пространства, а кто-то опенспейсы – у всех нас разные предпочтения. А проблема с парковками, в том числе и с гостевыми машиноместами, давно уже решается подземными уровнями. Это позволяет создавать чистые и уютные дворовые пространства без доступа автомобилей. При таких решениях каждый житель комплекса и его семья чувствуют себя комфортно. Ведь все хорошо помнят забитые автомобилями тротуары и площадки для отдыха, когда преследует ощущение, что ты живешь на парковке – негде прогуляться, поиграть с ребенком или просто выйти на свежий воздух и почитать.

А чем больше плотность на участке, тем сложнее и интереснее стоит перед архитектором задача! Методы решения этого вопроса разные: визуальное облегчение застройки за счет разной этажности, разрывов, различных стилистических фасадных решений и их цветовой гаммы.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Что вы вкладываете в понятие «комфортная среда»?

Это определенная атмосфера, которую архитектор создает для человека: начиная от его пути к дому и заканчивая квартирой. Чувство полной гармонии, когда ничто не мешает и не вызывает дискомфорт, когда ты чувствуешь удовлетворение от того, что ты находишься в данном пространстве. Объект должен быть комфортным для жизни и одновременно гармоничным по отношению к окружающей среде. И гармоничная среда – это не только выбор фасадов и планировок, это некая совокупность решений. Например, территория должна быть грамотно функционально структурирована: входная зона в жилой комплекс и дворовое пространство должны быть обособлены от общественной зоны. Пешеходный уровень должен быть насыщен общественными функциями и должна быть развитая социальная инфраструктура.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Планирует ли компания выходить за рамки «специализации» на многофункциональных жилых комплексах, и если да, то в каком направлении вам было бы интересно работать? 

У компании нет четкой специализации на жилых комплексах, это скорее связано с тенденциями на рынке недвижимости. Жилье – это то, что сейчас строится в большом объеме и имеет спрос на рынке, больший, чем офисы и торговые центры. У нас в проработке есть и здания общественного назначения, надеюсь, таких объектов, в том числе спортивных, будет больше. Для архитектора интереснее экспериментировать с криволинейными объемами, большими пролетами, что сложно применить в жилье. Но профессионала своего дела вдохновляет любое направление.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром. г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Используете ли вы BIM-технологии?

Сейчас BIM-моделирование развивается во всех компаниях. Оно нужно как проектировщикам, так и девелоперам. У нас BIM облегчает работу со смежными специалистами и подразделениями. Когда есть единая модель, все решения можно отработать быстро и без ошибок. На определенном этапе модель передается заказчику, в дальнейшем она помогает эксплуатировать здание.

Мы используем BIM на всех проектах, но не везде на 100%. Отработка инженерных сетей и конструктива, самых сложных частей, например, подземной части, всегда идет в Revit. Что-то мы делаем в AutoCad, но есть общая задача в течение года полностью перейти на Revit.
Жилой комплекс на ул. 11-я Парковая © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Как бы вы определили свой авторский стиль?

Авторский стиль – понятие для меня эфемерное, не мне определять его наличие или отсутствие. Начиная работать над новым проектом, стараюсь забыть увиденное ранее и дать решение, которого еще не давала. В этом заключается творческий процесс и поиск. Я считаю, что каждый объект должен быть индивидуальным, и у меня нет цели выработать узнаваемый почерк. Это как пазл, который собираешь из тех ограничений и задач, которые перед тобой ставит город, заказчик и общество. Отличие в том, что собирая пазл, ты видишь перед собой итоговую картинку, а у нас итог просматривается только на этапе завершения строительства здания.

И для себя каждый раз ставлю перед собой задачу сделать городскую среду – более комфортной и интересной, а качество жизни горожан – выше. Совершенствование себя, того, что тебя окружает, на что ты можешь повлиять – это основная цель жизни человека. Ставлю перед собой именно эту задачу, потому что архитектор влияет на устроение и качество жизни людей напрямую.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»


17 Июля 2018

author pht

Беседовала:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.