English version

Катерина Грень: «Архитектура – это пазл из ограничений и задач»

Руководитель Архитектурного бюро GREN. – об опыте становления своего подразделения в ГК «Олимпроект», важности диалога с девелоперами и миссии архитектора.

mainImg
Мастерская:
Архитектурное Бюро GREN.
Архитектурно-проектное подразделение компании открылось не так давно – в 2013 году. Расскажите, как вы выстраивали работу в условиях высокой конкуренции на рынке, какая была стратегия?

Стратегия построена на качестве, скорости и профессионализме принимаемых решений на всех уровнях: от идей на уровне концепции до реализации. Независимо от того, где объект располагается, мал он или велик, я отношусь к нему как к самому интересному и важному. Всегда ищу нестандартные архитектурно-градостроительные и планировочные решения. И, конечно, немаловажным фактором становления компании в качестве «архитектора» являются особые отношения с девелоперами и маркетологами при создании объектов. С самого начала мы вникаем в суть их целей и задач, выясняем, для кого они строят, обсуждаем бюджет. Правильный диалог, где заказчик и архитектор слышат друг друга – залог успеха. Важно решить задачу, которую ставит перед тобой девелопер и сделать это с уникальным архитектурным решением. Создать интересный комплекс можно и простыми решениями, а уникальность может заключаться не только в дороговизне фасадных материалов или отделке интерьеров, уникальность – это организация пространства, как на уровне генплана, так и на уровне каждой квартиры.
Екатерина Грень
Архитектурное Бюро GREN.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Но основным шагом к успеху, думаю, стал наш коллектив. Я стараюсь прививать каждому специалисту особое внимание к деталям и качеству. Любимой моей фразой при обсуждении какого-либо вопроса с коллегами стала: «Относись к объекту, как к своему будущему дому. Представь, что ты живешь в этом комплексе, гуляешь по его территории, живешь в этой квартире, паркуешься, тебя окружают именно эти фасады… Ты хочешь здесь жить? И если «нет», значит будем искать решение до ответа «да».

На рынке действительно очень много архитектурных бюро и генпроектировщиков – конкуренция, безусловно, высокая. Но я не трачу энергию на эти мысли, на них нет даже времени. Поэтому никогда не считала кого-либо своим конкурентом. Я просто начинаю работать и погружаюсь в проект, отношусь к нему, как к своему ребенку, которого необходимо взрастить и заложить в него все самое лучшее, что могу дать.

На какие эксперименты девелоперы готовы идти, если говорить про необычные архитектурные решения?

Вы знаете, чем дальше, тем интереснее работать над объектами жилой недвижимости. За счет высокой конкуренции среди девелоперов у архитекторов появляется возможность использовать инструменты, которых раньше не было – высококачественные отделочные материалы, нетиповые планировочные решения, интересное благоустройство. И если девелопер – грамотный маркетолог, то он понимает важность и ценность этих инструментов и готов на эксперименты, например, с благоустройством, потому что знает: необходимо не просто продать квартиру, нужно создать среду, важный элемент которой – дворовая территория. И сейчас есть запрос на их проектирование в качестве локальных общественных пространств с возможностью применения разнообразного озеленения, малых архитектурных форм индивидуального изготовления, современного европейского оборудования спортивных и детских площадок.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

И важно отметить, что девелоперы с большой охотой идут на эксперименты с отделочными материалами фасадов и благоустройства. Стали ориентироваться на экологичность: дерево на настилах, клинкерный кирпич и натуральный камень вместо фиброцемента и керамогранита.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК г.Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Какие вы можете отметить тенденции в архитектуре с точки зрения продвижения жилых объектов?

Сейчас и девелоперы, и проектировщики, и архитекторы уделяют больше внимания пешеходной доступности и проницаемости среды, фасадным решениям, пластике, материалам, стараются подходить индивидуально к каждому объекту. Ничего нового в этом нет, но само отношение к деталям генплана и объемно-планировочным решениям стало более серьезным. Выигрывают проекты, где во главе стоят интересы людей. Важно уметь донести до девелоперов и маркетологов, что именно для будущих жильцов будет комфортным и целесообразным.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Сейчас в портфолио компании в основном высотные жилые комплексы. Как в них решаются проблемы, сопутствующие типологии «массовое жилье»?

Массовое жилье чаще всего у общества ассоциируется с типовыми планировочными решениями, высокой плотностью застройки, отсутствием или нехваткой парковочных мест.

Мы же применяем разнообразие планировочных решений квартир. У людей появляется возможность выбора наиболее комфортного жилья конкретно для себя: кто-то любит более камерные пространства, а кто-то опенспейсы – у всех нас разные предпочтения. А проблема с парковками, в том числе и с гостевыми машиноместами, давно уже решается подземными уровнями. Это позволяет создавать чистые и уютные дворовые пространства без доступа автомобилей. При таких решениях каждый житель комплекса и его семья чувствуют себя комфортно. Ведь все хорошо помнят забитые автомобилями тротуары и площадки для отдыха, когда преследует ощущение, что ты живешь на парковке – негде прогуляться, поиграть с ребенком или просто выйти на свежий воздух и почитать.

А чем больше плотность на участке, тем сложнее и интереснее стоит перед архитектором задача! Методы решения этого вопроса разные: визуальное облегчение застройки за счет разной этажности, разрывов, различных стилистических фасадных решений и их цветовой гаммы.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Что вы вкладываете в понятие «комфортная среда»?

Это определенная атмосфера, которую архитектор создает для человека: начиная от его пути к дому и заканчивая квартирой. Чувство полной гармонии, когда ничто не мешает и не вызывает дискомфорт, когда ты чувствуешь удовлетворение от того, что ты находишься в данном пространстве. Объект должен быть комфортным для жизни и одновременно гармоничным по отношению к окружающей среде. И гармоничная среда – это не только выбор фасадов и планировок, это некая совокупность решений. Например, территория должна быть грамотно функционально структурирована: входная зона в жилой комплекс и дворовое пространство должны быть обособлены от общественной зоны. Пешеходный уровень должен быть насыщен общественными функциями и должна быть развитая социальная инфраструктура.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Планирует ли компания выходить за рамки «специализации» на многофункциональных жилых комплексах, и если да, то в каком направлении вам было бы интересно работать? 

У компании нет четкой специализации на жилых комплексах, это скорее связано с тенденциями на рынке недвижимости. Жилье – это то, что сейчас строится в большом объеме и имеет спрос на рынке, больший, чем офисы и торговые центры. У нас в проработке есть и здания общественного назначения, надеюсь, таких объектов, в том числе спортивных, будет больше. Для архитектора интереснее экспериментировать с криволинейными объемами, большими пролетами, что сложно применить в жилье. Но профессионала своего дела вдохновляет любое направление.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром. г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Используете ли вы BIM-технологии?

Сейчас BIM-моделирование развивается во всех компаниях. Оно нужно как проектировщикам, так и девелоперам. У нас BIM облегчает работу со смежными специалистами и подразделениями. Когда есть единая модель, все решения можно отработать быстро и без ошибок. На определенном этапе модель передается заказчику, в дальнейшем она помогает эксплуатировать здание.

Мы используем BIM на всех проектах, но не везде на 100%. Отработка инженерных сетей и конструктива, самых сложных частей, например, подземной части, всегда идет в Revit. Что-то мы делаем в AutoCad, но есть общая задача в течение года полностью перейти на Revit.
Жилой комплекс на ул. 11-я Парковая © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Как бы вы определили свой авторский стиль?

Авторский стиль – понятие для меня эфемерное, не мне определять его наличие или отсутствие. Начиная работать над новым проектом, стараюсь забыть увиденное ранее и дать решение, которого еще не давала. В этом заключается творческий процесс и поиск. Я считаю, что каждый объект должен быть индивидуальным, и у меня нет цели выработать узнаваемый почерк. Это как пазл, который собираешь из тех ограничений и задач, которые перед тобой ставит город, заказчик и общество. Отличие в том, что собирая пазл, ты видишь перед собой итоговую картинку, а у нас итог просматривается только на этапе завершения строительства здания.

И для себя каждый раз ставлю перед собой задачу сделать городскую среду – более комфортной и интересной, а качество жизни горожан – выше. Совершенствование себя, того, что тебя окружает, на что ты можешь повлиять – это основная цель жизни человека. Ставлю перед собой именно эту задачу, потому что архитектор влияет на устроение и качество жизни людей напрямую.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Мастерская:
Архитектурное Бюро GREN.

17 Июля 2018

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.