English version

Типичная аномалия

Оригинальный фасад из стеклянных ламелей принес проекту делового центра на Садовом кольце от бюро «Остоженка» заслуженную победу на конкурсе ArchGlass 2018.

mainImg
Проект:
Административно-деловое здание в Мясницком проезде
Россия, Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр.2

Авторский коллектив:
А.А. Скокан,А.Л. Гнездилов, Е.Н. Копытова, Д.Н. Ступина, А.М. Таирова

2017

Архитектурный парад-алле
Проектировать здание на Садовом кольце – одной из самых статусных магистралей центра Москвы, особая честь и ответственность. Едва ли не каждое второе здание здесь – памятник архитектуры или достопримечательность. К усадебным домам, доходным домам рубежа XIX-XX веков, харизматичным и брутальным зданиям расцвета конструктивизма и ветшающим на глазах «коробкам» из стали и стекла советского периода наше время добавляет новые экспонаты, которые отличаются не столько архитектурными достоинствами, сколько амбициозностью, привлекая к себе внимание ценителей современной архитектуры и хранителей исторического наследия. Недавние бурные обсуждения башни МФК «Оружейный» на пересечении кольца и Долгоруковской улицы и проекта «Московский силуэт» от звездных голландцев MVRDV, показали, как непросто бывает найти нужный образ для здешнего притязательного контекста. И неуклюжая стилизация, и провокационный архитектурный жест, как оказалось, создают в «пестром» ряду застройки Садового кольца слишком большой диссонанс, который мало кого из патриотичных москвичей радует. Любой новый проект строительства или реконструкции на Садовом кольце рассматривается в профильных инстанциях едва ли не под микроскопом и согласовывается с большими трудностями. Но для некоторых проектов горнило согласований оборачивается качественной трансформацией и шансом внести достойный вклад в архитектурную коллекцию Садового кольца. Все решают профессионализм и методика работы с контекстом архитектурной команды.

Аномальное место
Историю с проектом делового здания, замыкающего периметр треугольного квартала между Садово-Спасской, Мясницкой улицей и одноименным проездом, можно было бы назвать типичной для московской проектной практики, если бы не ряд аномальных обстоятельств. Счастливый полуфинал (согласование проекта и премия ArchGlass) предваряла драматичная предыстория.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фасад по Садово-Спасской улице. Ночной вид
© АБ Остоженка
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Схема ситуационного плана
© АБ Остоженка
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Расположение и объем будущего здания

Прежде всего, на этом участке не было и не должно было быть дома. Узкая лента глубиной всего 10 метров, зажатая между двумя брандмауэрами, лучше всего подошла бы для какого-нибудь чахлого садика, упрямо сражающегося с загазованностью соседней магистрали, которая словно в насмешку, носит название «Садовой». Но именно благодаря выходу на одну из главных столичных магистралей ценность участка как места для размещения «золотых» офисных площадей была слишком велика, чтобы отдать его под ботанические нужды. Так появился аномальный по своим габаритам и потенциалу участок площадью всего 0,02 га. В 2014 году компания «Вектор» выкупила его у правительства Москвы и заказала проект мастерской Сергея Ткаченко в «Моспроекте-5». Оперативно подготовленный проект начиная с 2015 года несколько раз был представлен на архитектурный совет Москвы, но никак не мог преодолеть этот «Рубикон».
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Перспектива по Садово-Спасской улице © Моспроект-5

Проблема была не в планировке. С ней сложностей не возникло, кроме катастрофически маленькой глубины корпуса (max. 7,8 метров) и площади этажа 230 м2, из-за которой понадобилось выпускать спецтехусловия, обосновывающие отсутствие второй эвакуационной лестницы. Команда «Моспроекта-5» предложила грамотное и взвешенное решение, учитывающее все особенности микро-участка, спроектировав прямоугольный пятиэтажный корпус высотой 24,4 м и еще парой подземных этажей для паркинга, оснащенного системой роботизированной парковки.

Камнем преткновения стали фасады здания. В первую очередь парадный, выходящий на Садовое кольцо. С задним фасадом, обращенным в маленький внутренний двор, загроможденный пристройками и ризалитами, тоже было непросто, но не настолько трагично, как с главным. Подготовленные варианты, как достаточно радикальные по цвету, так и контекстуальные, с рельефной каменной облицовкой, не были поддержаны архсоветом. Поиски решений продолжались около года, но ни к чему и не привели. Нужно было найти какой-то свежий образ, способный разрешить патовую ситуацию для и без того аномального участка. Девелопер обратился в бюро «Остоженка» с предложением доработать проект – задача более чем подходящая для команды «Остоженки», стоявшей у истоков «контекстуального подхода». 

Посмотри вокруг
Прежде всего требовалось учесть географию. Участок находится на внутренней стороне Садового кольца и главный фасад будущего здания обращен на северо-северо-восток. Почти весь день он в тени, солнце освещает его утром и вечером в начале лета, и то косым светом, отбрасывая резкие тени от любого рельефа. Эта особенность не учитывалась в предыдущих вариантах фасада, а Андрей Гнездилов ездил фотографировать утреннее солнце на фасадах соседних домов – чтобы представить, какой эффект свет будет оказывать на будущее здание. Нужен был прием, превращающий проблему в преимущество, одинаково эффектно работающий в тени, при косых лучах солнца, и при вечернем искусственном освещении.

Кроме того, нельзя было не учитывать окружение здания. В радиусе 400 м от аномального участка расположены несколько безусловных архитектурных шедевров: «высотка» на Красных воротах Алексея Душкина, южный павильон метро «Красные ворота» Николая Ладовского, «Наркомзем» Алексея Щусева и конечно «Дом Центросоюза» Ле Корбюзье. В первых эскизах команда «Остоженки» пробовала отрефлексировать мотивы соседних памятников, используя сходные материалы и цвета, но очень быстро пришла к выводу, что сам подход к разработке облика «странного» здания выбран неправильно. По словам Александра Скокана, «...было ошибкой делать настоящий, нормальный дом на этом аномальном участке. И рисовать для него фасад, как у настоящего дома. Участок и сам дом настолько узки, что больше походят на театральную декорацию, изображающую дом. Поэтому, для фасада нужно было найти какой-то адекватный декоративный прием».

Так появилась идея экрана, отделяющего внешний мир с стремительным движением машин по магистрали и бесконечным потоком пешеходов от внутреннего размеренного существования обитателей будущего офиса. Это сосуществование рядом, но изолировано, с эффектом присутствия, но не нараспашку, нашло выражение в образе полога, прикрывающего, но не скрывающего друг от друга внешний и внутренний миры, реагирующего на них и дающего возможность обитателям здания регулировать степень взаимодействия. Рождение образа легко прослеживается на эскизах, в которых видно, как на четкую каркасную структуру здания словно бы набрасывают легкий занавес, как бы испещренный складками от порывов ветра и проносящихся мимо автомобилей.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фасад по Садово-Спасской улице. Эскиз А.Скокана © АБ Остоженка
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фасад по Садово-Спасской улице. Эскиз А.Скокана © АБ Остоженка

Стеклянный полог
Единственным материалом, при помощи которого можно было бы создать такой экран, было стекло. Вопрос заключался в том, какой тип стекла и какую технологию выбрать, чтобы добиться максимального эффекта при минимальной толщине конструкции.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фасад по Садово-Спасской улице.
© АБ Остоженка

Живую, чутко реагирующую на изменения угла обзора поверхность, похожую на занавес, могла обеспечить только система двойного фасада с теплыми внутренними витражами и вынесенной вперед конструкцией из жестко закрепленных стеклянных ламелей, одновременно закрывающих интерьер от просмотра снаружи, но, при определенном угле зрения, позволяющих смотреть наружу практически без помех. Более того, ламели давали возможность срежиссировать визуальные связи, расположив пластины не под одинаковым углом. Ламели, как веер, поворачиваются то в одну, то в другую сторону, чтобы открывать наиболее выигрышные виды на окружающий городской пейзаж и самые красивые здания из числа соседних шедевров.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фрагмент проектируемого фасада. © АБ Остоженка
© АБ Остоженка
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фрагмент проектируемого фасада. Примеры © АБ Остоженка
© АБ Остоженка

Ламели собраны в шесть горизонтальных лент. Причем местами они объединят несколько уровней, а на некоторых, наоборот, общий ритм неожиданно прерывается, формируя ориентированный в противоположном направлении ряд. Получается словно бы взъерошенный фасад, у которого часть ламелей лежит «против шерсти». В итоге с первого взгляда непросто определить закономерность разбивки рядов и точное количество этажей, которые скрываются за «волнующимся» стеклянным занавесом.

Архитекторы «Остоженки» выбрали для ламелей стекло «сатинат», обработанное методом химического травления. Оно не прозрачно, но пропускает достаточно света, как днем внутрь здания, так и вечером, с включенным искусственным освещением – наружу, превращая небольшое здание в светящуюся шкатулку.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Схема восприятия экрана с разных точек и движений © АБ Остоженка
© АБ Остоженка

Сходство с занавесом усиливается благодаря скошенному наискосок нижнему краю внешнего фасада. Его обрез вторит диагонали консольного выступа над проездом в автоматизированную парковку. В предыдущей версии проекта авторы составляли проезд в обрамлении колонн, но архитекторы «Остоженки» предложили более тектоничный и эффективный с точки зрения работы несущих конструкций вариант – с консольным вывесом верхнего уровня над проездом. Благодаря этому решению нагрузка не передается на внешний периметр участка, примыкающий к брандмауэру стоящего рядом здания, а значит, нет риска повредить фундаменты «соседа».
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Эскизы А.Скокана © АБ Остоженка
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Планы 1, 2, 3, 6 этажей. Разрезы 1-1
© АБ Остоженка
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фотовстройка по Садово-Спасской улице.
© АБ Остоженка

В садовом стиле
Для дворового фасада «Остоженка» также предложила новое решение, использующее стекло нестандартным способом. Архитекторы хотели впустить внутрь узкого корпуса хотя бы немного южного солнца, но затесненность внутреннего двора не позволяла использовать большие площади остекления. Да и офисная жизнь, протекающая между двумя стеклянными фасадами легко превратилась бы в подобие ТВ-шоу «За стеклом». Баланс закрытости и проницаемости для света был найден в виде равномерной перфорации заднего фасада при помощи небольших, размером всего 70х70 см проемов, часть которых закрыта матовыми стеклопакетами, а часть оставлена глухой. Сами архитекторы увидели в получившейся мелкоячеистой структуре аналогию с парковыми перголами – решетками для вьющихся растений.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фасад дворовый.
© АБ Остоженка

 
Непредсказуемый финал
Разработанный бюро «Остоженка» новый вариант проекта, включавший, помимо фасадов, ряд планировочных и конструктивных усовершенствований, благополучно прошел архитектурный совет в августе 2017 года. Предложенные решения не только отвечали на все вопросы непростого участка, но и давали возможность для развития идеи на этапе рабочего проектирования. Вот только каким образом будет проходить развитие и получится ли сохранить найденный образ, – авторы утвержденной концепции сказать не могут.
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Фотовстройка по Садово-Спасской улице.
© АБ Остоженка

В последнее время девелоперские компании все чаще начинают использовать метод фрагментированного проектирования, нанимая на отдельные этапы работы над проектом разные организации. Случаев, когда одно архитектурное бюро ведет проект от первой концепции до рабочего проекта и авторского надзора, крайне мало, и их становиться все меньше. Эта не противоречащая законам тактика позволяет девелоперам не только экономить средства, нанимая для выполнения разных по сложности работ разные по уровню квалификации команды, но и открывает им широкий простор для бесконтрольного искажения архитектурных решений.

Что произойдет с этим проектом, станет ли он еще одним типичным примером архитектуры без архитектора или пресловутая аномальность участка сработает на позитив и построенное здание станет образцом качественной современной и авторской архитектуры на Садовом кольце, покажет время.
 
Проект:
Административно-деловое здание в Мясницком проезде
Россия, Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр.2

Авторский коллектив:
А.А. Скокан,А.Л. Гнездилов, Е.Н. Копытова, Д.Н. Ступина, А.М. Таирова

2017

11 Июля 2018

АБ «Остоженка»: другие проекты
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.