Уже не избушки

Сформирован шорт-лист премии АРХИWOOD-2018. Сегодня стартует «народное» голосование премии. О номинантах рассказывает куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Результаты народного голосования АРХИWOOD-2018 станут известны 18 мая: в этот день в здании ЦДХ (Новая Третьяковка) состоится торжественная церемония вручения премии – уже девятая по счету.

В этом году премия снова собрала рекордное количество заявок – 180. Причем ровно треть (60 объектов) дали в совокупности номинации «Загородный дом» и «Малый объект» – то есть, именно те, где речь идет о деревянном доме. В первой из них в шорт-лист вышло сразу 10 объектов (такого никогда еще не было, так что это тоже рекорд) – что говорит о серьезном качественном росте проектов. Главная битва грозит развернуться между домами прошлогодних победителей премии – питерского бюро ХВОЯ и команды из Владивостока «Конкрит Джангл». Построенные на разных концах страны, два этих дома похожи: невысокие коробочки, снаружи – темные, внутри – светлые.
zooming
Евгений Силин, Феликс Машков («КонкритДжангл»). Дом Австриевского. Владивосток. Фотогарфия © Алексей Филимонов
zooming
Бюро ХВОЯ. Дом для двух художников. Ленинградская область. Фотография © Дмитрий Цыренщиков

Дом Евгения Силина и Феликса Машкова сделан с высоким качеством, как говорят в таких случаях – «мебельным», его даже можно принять за шкафчик. При этом фасад этого «шкафчика» решен в монументальном стиле советских дворцов: внутренние поверхности плавно скругляются, переходя к бокам и крыше, а перед зданием возникает целая «площадь» – громадная открытая терраса. Дом ХВОИ более уютен и рационален: под эффектным скатом крыши – антресоли со спальнями, а сквозной проход делит дом на жилую часть и мастерскую (которую освещает правильный верхний свет с севера).

Тему сквозного прохода и контрастного цветового решения продолжает дом ILL в Латвии (бюро INT2Architecture): только здесь все эти современные приемы оттенены привычной кровлей на два ската, а торцы отделаны старой амбарной доской (причем задние – заподлицо, а передние – с отступом). В комплекс входит здание гаража, повторяющее в миниатюре все основные решения, поставленное будто бы случайно и живописно, но создающее с главным домом своеобразное патио.
zooming
Александр Малинин, Анастасия Шевелева (INT2 architecture). ДомILL. Латвия, Царникава. Фотография © INT2 architecture

«Сарайную» эстетику развивает и ее главный идеолог Александр Ермолаев: ТАФ-кондоминиум в Балашихе построен как мастерская для учеников и соратников, сочетающая общественные зоны и уголки для творческого уединения. Внешний облик как бы безыскусен, но на самом деле точно определен планировкой и весьма оригинален. Примыкают к этому флангу Алексей Розенберг и Петр Костелов, построившие группу эко-домов в Конаково: снова фирменный серый цвет, симфония узких окон (как вертикальных, так и горизонтальных), непривычные скосы крыш (в модерне такие называли «вальмовыми»), что в совокупности придает домам совершенно нерусский образ. Внутри же все, как всегда, не просто тщательно продумано, но и увлекательно. А Конаково остается главным полигоном современной деревянной архитектуры.

Но у него появился и конкурент по этой части – эко-парк «Ясно-Поле». Там тоже любят современную архитектуру, а также – лошадей и крупный рогатый скот. А в прошлом году две эти любви соединились: Владимир Кузьмин вывел на тульские просторы целое «стадо». Дом-бык и две коровы – гостевые дома, крепко стоящие на многочисленных ногах, имеющие также остекленные «морды», пятнистые «шкуры», окна-иллюминаторы и массу других веселых примет.
zooming
Владимир Кузьмин, Иван Зверев, Николай Мордашев, Мария Гулиева, Дмитрий Краснобаев (ПОЛЕ-ДИЗАЙН). Гостевой Дом-корова. Эко-парк «Ясно-Поле». Фотография © Владимир Кузьмин

Гораздо более суровы дома-«дрозды» новичков премии – московского Buro511. Их четверо, все они черного цвета, но тоже стоят на ножках и крутят «мордами» в разные стороны. И хотя в них нет той удали, как в кузьминских зверюгах, они более сдержаны и элегантны, но все вместе эти объекты обозначают отдельное направление внутри номинации – условно назовем его «экспрессионистским». Самый скромный в этом ряду – летний домик под Новосибирском (Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков). Однако, и он не лишен экспрессии: необычный образ достигнут не только благодаря многоуровневости внутреннего пространства, но и за счет обшивки, доски которой идут параллельно не земле, а основному объему. Этот простой трюк создает яркий образ: как будто бы дом несет на себе ракету, которая вот-вот стартует в небо.

В номинации «Малый объект» (как и в номинации «Дизайн городской среды») главным объектом внимания архитекторов стала вода. Это и суперкачественная реконструкция Красногвардейских прудов (бюро Wowhaus), и обустройство набережной Енисея в Дивногорске (Алексей Мякота): эффектные объекты, напоминающие то ли птиц, то ли цветы на фоне эпических гор (и это еще одно новое место на карте премии и новое имя в списке наших героев).
Алексей Мякота, Лидия Грибакина (АДМ). Видовая площадка с навесом и амфитеатром на набережной Енисея. Дивногорск

Тут же – два объекта на набережной Волги в Самаре: «Волжский аист» (lim_architects) – подвязанные к перекладинам гамаки из простыней, и смотровые качели Антона Кочуркина: эдакий модернистский детский конструктор, который, к тому же, передвигается. На воде живут и павильоны «Реж» Егора Соловьева: обманчиво привычные, они гораздо хитрее, чем кажутся. Домики сложены в реж, то есть, с большими просветами между бревнами (так в старину рубили звонницы и прочие хозсооружения, не предполагающие постоянного пребывания человека), а просветы заполнены тонированным стеклом (поводом к чему стали сильные ветра, дующие на «Острове Дракино», как будет называться весь этот грандиозный комплекс). Менее прагматичен, но не менее эффектен «Плот-парадокс» в Выксе Анастасии Измаковой и Беллы Филатовой: он не только отсылал к оптическим играм Маурица Эшера, но и добавлял к ним странности, отправляя и без того причудливую конструкцию в плавание. Наконец, самая мощная по замыслу «водная» вещь – «Дом с люстрой» от питерской ХВОИ, дом-плот, бороздивший прошлым летом просторы «АрхСтояния». Деревянная коробочка с двумя кроватями не имеет окон, но в крышу врезан световой фонарик, в котором укреплена люстра. Днем интерьер освещается через фонарик, ночью – люстрой, при этом еще и сам домик светит всем вокруг. Удивительно волшебное, теплое и остроумное сооружение, которому трудно не пророчить победу.
zooming
Бюро ХВОЯ. «Дом с люстрой». Никола-Ленивец, «АрхСтояние-2017»

Еще одна вещь на воде – «Липовый чай» в Суханово: два причала с двух противоположных берегов озера; символизируют диалог Раневской и Лопахина; при этом оба они плавно уходят под воду: России не понадобились ни та, ни другой.
Команда «ВЛЕВО». «Липовый чай». Усадьба «Суханово». Фото: Николай Малинин

Это уже номинация «Арт-объект», в лонг-листе которой было как никогда много зверья: заяц, медведь, лось, конь (красный)… Основным поставщиком этой фауны стала впервые участвующая в премии Тюмень (и скульптор Олег Епифанов). Правда, в шорт-лист звери не пробились: помешала избыточная иллюстративность. Хотя сказать, что залогом попадания в финал стала концептуальность, тоже было бы нечестно. Все вышедшие в шорт-лист объекты хороши не только замыслом, но и исполнением – как, например, обелиск в Суханово. Это тонкая деконструкция привычного каменного архетипа: он стал легким, прозрачным, призрачным.И это неслучайно: потому что возник он здесь в память о былом величии усадьбы. Как неслучайна и точка – единственная, откуда виден и главный дом, и пруд (соединявшая их аллея давно заросла). Гораздо более злой объект на ту же тему (все они сделаны в рамках фестиваля «Древолюция») – туалет-качалка «Про[srali]Суханово». Здесь уже не элегическая печаль, как в обелиске, а злая сатира на инфантилизм взрослых дядь и теть, который, собственно, и привел усадьбу к нынешнему состоянию. И снова переосмысливается архетип, точнее – сразу два: детской качалки и дачного туалета. Но при этом они ловко объединены в один парадоксальный объект, который, к тому же, крепко и ладно сделан (как, впрочем, и обелиск).

Не менее саркастична «Зернь» Влада Киселя: скособочившаяся главка православного храма, да еще и урезанная, где вместо шпиля – шанырак (круглое отверстие для света в потолке юрты). За юрту принимали гости выставки ЭКСПО и объект мастерской Тотана Кузембаева в Астане. Но это была «Шошала» – традиционный чулан кочевников, решенный, правда, в гигантском масштабе, но собранный при этом из европоддонов. Идеология Reduce Reuse Recycle (сокращай, используй повторно, перерабатывай), которую символизировал павильон, особенно остро выглядела на эспланаде казахской столицы, застроенной стеклянными небоскребами и дворцами с национальными рюшечками. На той же эспланаде, такой же незаконной деревянной кометой, сверкнул «Передвижной коворкинг» от «Мегабудки»: деревянный домик на деревянных колесах, чьи стены изрешечены треугольными бойницами (отсылая уже к машрабии – это узорная деревянная решетка, закрывающая окна и балконы в архитектуре древнего Востока).
Кирилл Губернаторов («Мегабудка»). Передвижной коворкинг. Астана. Фотография © Макс Лишанков

Не то чтобы очень практичное, но совершенно оригинальное по своему облику сооружение, сравниться с которым может разве что туалет в виде шара от артели «Данила, Макар и братья». Артель, впервые участвующая в премии, хмуро посмотрела на архив премии и трезво заявила: «Ну, с нашими домиками нам тут, пожалуй, ничего не светит, но кое-что для вас у нас найдется». И не ошиблась.
zooming
Дмитрий Беляев, Юрий Иванов (артель «Данила, Макар и братья»). Туалет «Еж»

Не менее парадоксальна (правда, исключительно за счет перемены привычного масштаба) «Библиотека растений» от MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: на глазах становящийся архаизмом библиотечный каталог разверстан высотой под 3 метра и вместо карточек наполнен живыми растениями: чтобы намекать нам на то, что и они могут стать архаизмом. Точно также – масштабом ­– берет Песочница у Ельцин-центра в Екатеринбурге: не пора ли ей в «Книгу рекордов»?

«Древолюция» вернула себе передовые позиции, чуть сданные в прошлом году, выйдя в финал с 4 объектами, к которым можно добавить и сделанный под ее же брэндом (но не в Суханово) объект «Знак»: указатель к выставке недвижимости, небоскреб в виде поставленных один на другой каркасов одноэтажных домиков, предпоследний из которых работал еще и светильником. Вполне уместная отсылка к знаменитому Vitra Haus Херцога и де Мерона. Среди общественных сооружений стоит отметить фермерский рынок под Тулой Антона Кочуркина и мотель «Бумеранг» Николая Лызлова; в номинации «Интерьер» – остроумную круглую спальню Тотана Кузембаева и, как всегда, жесткую, но прекрасную смесь дерева с бетоном в квартире Алексея Розенберга.
zooming
Тотан Кузембаев, Мария Салина, Марина Коробова. Интерьер квартиры на Кутузовском. Фотография © Илья Иванов

Наконец, в номинации «Реставрация» фигурируют три очень разных объекта, три разных сюжета. Покровская (Сретенская) церковь в Заостровье (Рикасово) – это драматическая история, тянущаяся с советских времен, про то, как абсолютно уникальный памятник, чье покрытие имитирует закомары каменного храма, пытались спасать, но неудачно: главки падали, разбивались, старый лемех, который еще можно было сохранить, спасти не смогли и так далее. Георгиевская часовня в Сюме – наоборот, практически сказка, да еще со счастливым концом. Молодой реставратор Ольга Зинина обнаружила в Шенкурском районе почти руину, собрала волонтеров из фонда «Вереница», открыла сбор средств на платформе «Начинание», и за три года полностью перебрала памятник с редким клинчатым завершением. Который, впрочем, и памятником-то официально не числился – что и позволило поднять его силами добровольцев.
Ольга Зинина (автор проекта реставрации, руководитель работ). Реставрация Георгиевской часовни в Сюме (Архангельская область, Шенкурский район)

Наконец, Успенская часовня на Кижах – первый прецедент того, как объект, с которого в советское время была снята дощатая обшивка (в рамках курса Александра Ополовникова на возвращение храмам их первозданного вида), пришлось снова зашить: памятник не выдержал испытаний осадками и стал стремительно гнить. Теперь, конечно, выглядит он совсем не так аппетитно, но зато его не пришлось перебирать, теряя исторический сруб: он будет жить под новым футляром. Решение спорное, но методологически крайне важное.

Общественное голосование в интернете стартует сегодня, а закончится 16 мая. Тогда же своих победителей выберет профессиональное жюри. В него в этом году вошли Никита Токарев (директор школы МАРШ), Анна Мартовицкая (главный редактор журнала SPEECH), Алексей Бавыкин (руководитель мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры»), Станислав Горшунов (руководитель бюро Горшунова/GORA, Нижний Новгород), многократные победители премии АРХИWOOD Дарья Бутахина и Александр Кудимов (бюро RueTemple), Виталий Горелов (руководитель проекта московского представительства компании HONKA).

Торжественная церемония награждения победителей состоится в здании на Крымском валу, 10 (ЦДХ / Новая Третьяковка) 18 мая в 19.00.

Генеральный спонсор и организатор премии – компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

27 Апреля 2018

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Неподнятая Целина
Премия АрхиWOOD не сдается, а наоборот, выходит на новый виток: стилистику современных индивидуальных домов из дерева в стране наконец освоили, артистические туалеты не переводятся, а фестивалей несколько, благоустройство в почете.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.