Иван Анохин, Ольга Лебедева, Андрей Дермейко,
авторы курса “Creative BIM” в МАРШ
В начале февраля в МАРШ прошел трехдневный курс «BIM в проектном бюро. С чего начать?». Это начало совместного эксперимента Московской архитектурной школы и компании АПЕКС по переосмыслению роли технологий в процессе проектирования и преподавания. Преподавания как архитекторам, так и тем, кто управляет проектным процессом. Вторым, куда более длительным этапом станет трехмесячный интенсив «Creative BIM», в ходе которого авторы курса: Ольга Лебедева, Иван Анохин и Андрей Дермейко хотят воспроизвести полноценный командный процесс проектирования от эскиза до рабочей виртуальной модели, которая позволит реализовать объект – летний павильон для Artplay – в натуре. Партнерами стройки выступят компании Gradas, Guardian, Schüco и Каптехнострой. Разбираемся в специфике заявленного эксперимента.
Архи.ру:
– Я бы хотела начать наш разговор с понимания предмета вашего преподавания. Что такое креативное информационное моделирование зданий? Мне всегда казалось, что BIM – технология суровая и для творчества не особо годится, скорее нужна для его оформления в строительную документацию.
Андрей Дермейко:
– Мы хотим показать, как творческий процесс разработки концепции и технический процесс подготовки документации могу быть увязаны друг с другом. В фокусе курса – проектируемый объект, соответственно, возможности программ будут изучаться с обязательным практическим применением к тем идеям, которые сгенерируют участники. В свою очередь, исследование и выбор подходящего софта сможет подсказать новые направления для развития концепции.
Вследствие маркетинговой политики вендоров и производителей программного обеспечения, а также фрагментированности информации в сети у людей складывается впечатление, что BIM – это «какой-то софт». В действительности же BIM – это технология, и список программ, которые позволяют работать по этой технологии, довольно широк. И мы хотим рассмотреть, в рамках курса, разные программы, чтобы наши слушатели, разработав идею в модели, смогли передать материалы непосредственно на стройку: подрядчику, производителю.
Иван Анохин:
– Для нас среда BIM – это единое пространство творчества, виртуальный мир, в котором взаимовыгодно сосуществуют все участники процесса. Наш курс не подразумевает изучение программ как набора инструментов, он призван смоделировать деятельность проектной группы: от этапа концепции до перерезания ленточки на воплощенном объекте. Именно поэтому мы сначала провели короткий интенсив о внедрении BIM в проектное бюро. В то же время, верно, что в плане «строгости» этой технологии – требования к гигиене среды высоки, это не «автокад» или лист бумаги, на котором рисуется план, а потом копируется для проверки другой планировки. Мы постараемся показать принципы работы в таких условиях на базе аккумулированного АПЕКСом опыта не только проектирования, но и управления проектом, удаленного взаимодействия с коллегами, включая зарубежных.
– Как я понимаю, это тот подход, благодаря которому вашей компании удается быть столь эффективными на рынке. Зачем же вы будете других учить тому, что позволяет выигрывать в конкуренции за заказчика?
Ольга Лебедева:
– АПЕКС – многопрофильная компания, направление преподавания – еще одна ступень развития коллектива, расширения наших навыков. За счет курса сотрудники вовлекаются в образовательную работу: чтение лекций, разработка программы курса, преподавание, участие в промежуточных показах в качестве членов жюри...
Андрей Дермейко:
– Кроме того, это способ влияния на информационное поле, возможность двигать отрасль и экономику, как бы пафосно ни звучало.
Иван Анохин:
– Для нас как для активно развивающейся компании интересно и расширять свои горизонты в современных технологиях, и делиться своими наработками с коллегами по цеху. Такого образовательного продукта еще не было на рынке.
Ольга Лебедева:
– Этот курс в числе прочего – еще и возможность расширить наш кадровый ресурс, предварительно предоставив обучение и базу для командной работы. Знание софта всегда можно будет подтянуть, а вот понимание процесса от начала до конца и умение работать с командой и производством – реально ценные знания сотрудников.
– Какова ваша личная мотивация при разработке и ведении этого курса?
Иван Анохин:
– Я много лет занимался арт-проектами и участвовал в образовательных семинарах. Мне интересно применить этот опыт в BIM формате, позволяющем создать высокотехнологичный объект.
Андрей Дермейко:
– Каждый раз обучая кого-то, ты учишься сам и наводишь порядок в своей голове. Это дополнительный повод систематизации своих знаний. К тому же я давно не преподавал вне АПЕКСа – надо изнутри изучать происходящее на рынке в целом, в том числе, для коррекции стратегии развития компании.
– Ольга, у тебя, кажется, нет еще опыта преподавания?
Ольга Лебедева:
– В рамках вуза еще нет, но давно хотелось начать. В рамках бюро это постоянный процесс собственного обучения и передачи знаний команде. Накоплен большой опыт, за 14 лет я поработала в нескольких крупных московских бюро, училась в Колумбийском университете, увидела и испытала на себе многообразие методов и работы и обучения. Хочется делиться.
Меня захватывает идея показать за такой короткий срок весь процесс работы от идеи до реализации – ведь обычно это занимает больше года, а на крупных объектах несколько лет. Хочется показать, что каждый этап работы – концепция, проект, выпуск документации, производство, стройка – все интересно и может доставлять радость от процесса.
Соблазн использования большого количества программ, особенно в конце в роли заказчика – тоже не последний стимул. И, конечно, возможность реализации объекта с серьезными партнерами, готовыми предоставить лучшие материалы и качественное производство – об этом можно только мечтать. Не будь я соавтором курса, сама бы пошла учиться у нас.
– Андрей сказал о широком списке программ, входящих в среду BIM. Сколько их, и какой процент вы используете в ходе курса?
Андрей Дермейко:
– Существует международная некоммерческая организация Building Smart, которая занимается разработкой и поддержкой IFC – универсального нейтрального обменного формата, обеспечивающего совместимость софта в BIM среде. На их сайте перечислены все программы, которые сертифицированы для работы с этим форматом. Сейчас в списке более пятидесяти наименований, но он постоянно пополняется. Плюс существует определенная типология: одни программы созданы для проектирования, то есть создания информации, другие для ее анализа, третьи – для управления и преобразования...
Иван Анохин:
– Стоит отметить, что кроме специализированных программ есть те, которые могут просто подключаться к ней, к примеру, всем нам знакомый Excel. Он хорошо вписывается и помогает при параметризировании, снятии информации, описании.
Андрей Дермейко:
– И позволяет представить заказчику данные в том виде, в котором он привык их читать. А это очень важно. Мы говорим не только о программах, но и о работе команды, способах обмена информацией, ее получения, генерации и управления. Об огромном спектре сценариев.
В курсе мы рассчитываем коснуться семи-восьми программ.
– Мне как журналисту импонирует упоминание понятия информации. Но для непривычного уха не звучит ли это слишком абстрактно в отношении архитектуры, как материального объекта, состоящего из окон, дверей, кирпичиков...
Андрей Дермейко:
– Но их ведь нет без параметров. Собственно и в классическом рукотворном чертеже мы видим набор линий, и их прочтение зависит лишь от интерпретации какой-то совокупности линий как стены, а иной в качестве проема. Что наполняет их смыслом? Умение читать: кто-то записал информацию на лист, а другой расшифровал.
Иван Анохин:
– Информационная модель здания отличается от чертежа тем, что мы можем оперировать не только тремя измерениями, но и такими параметрами как время, финансовая модель... При должной настройке модели возможно снимать достаточно большие массивы информации от спецификаций или схем раскладки нетиповых элементов – до смет и временных графиков.
– Судя по вашим описаниям, BIM как технология уже состоялась, и ждать от нее чего-то абсолютно переворачивающего архитекторский быт больше не стоит. Или инновационный потенциал этой среды не исчерпан?
Андрей Дермейко:
– И правда, в последнее время нет речи о каком-то принципиально новом поколении программного обеспечения, конкуренция больше строится на работе с деталями. Но если мы говорим о влиянии BIM на архитектуру, то трансформация строительного этапа только начинается: работа с 3D-принтерами, выход на площадку роботов. BIM модель как база данных обладает гораздо большим потенциалом для последующей автоматизации строительства, чем чертеж. Конечно не завтра, но тут еще произойдет много интересного.
– А если BIM исчезнет, то станет ли ваша архитектура другой?
Ольга Лебедева:
– Моя лично вряд ли. Я делала сложные проекты, пока училась, без компьютера вручную до пятого курса. Бесспорно, без BIM все математические расчеты окажется сложнее производить, но я буду больше рисовать, получать наслаждение от процесса черчения руками, а количество чертежей максимально сократится. И, конечно, будет больше макетов.
А вот архитектура проектного бюро, крупные комплексы, большие масштабы, сложные реконструкции, инженерные сооружения – сильно зависят от скорости обработки и выдачи документации, от объемов, от высокой точности чертежей всех смежных дисциплин и единой базы всех участников процесса. И тут уже невозможно представить себе сегодня такой процесс без BIM среды. Такой архитектуры просто не будет, потому что по времени процесс будет растянут настолько, что станет не рентабельным.
Иван Анохин:
– В целом моя архитектура останется такой же. Архитектурный образ, в первую очередь, – продукт нас самих, он рождается в нашем воображении. На данный момент процесс работы с бумагой относится только к самым первым этапам формирования образа.
Компьютер предоставляет достаточно большой инструментарий для проверки идей на жизнеспособность.
Вопрос в другом: компьютерные технологии кардинально меняют сроки проектирования, причем не всегда в лучшую сторону. С одной стороны, BIM ускоряет работу, это запрос рынка. С другой стороны, ускорение не всегда становится синонимом продуманности и проработанности. Необходим баланс. Собственно его нахождение – между количеством времени, затраченным на формирование образа, фильтрацию идей, продумывание до мелочей всех узлов, деталей и технологией самого процесса – стало бы ответом на твой предыдущий вопрос о перспективе развития. Должны появиться новые Шуховы и Шехтели.
Если BIM исчезнет, я с радостью возьму карандаш, но буду скучать по свободе абстрактного формотворчества и простоте решения рутинных задач.