
Ощущение от местности сейчас лучше всего передают строительные краны. Строительство ЖК Западный порт к югу от Шелепихинского моста
Фотография: Архи.ру
ЖК Фили Град находится на границе между этими мастшабными стройками и кварталом пятиэтажек, – и представляет собой фрагмент оформившегося и функционирующегося города в окружении «становящегося», быстрорастущего пространства. Приводящая к нему улица с довольно интенсивным движением все еще носит временное название Проектируемого проезда №1672, но хипстеры и «белые воротнички» здесь уже обитают.
Вид на левый берег Москвы-реки от Шелепихинской набережной. Слева Западный речной порт, справа ЖК Береговой, на первом плане южная часть ЖК Фили Град; здание SPEECH за ним
Фотография: Архи.ру
Фили Град состоит из трех частей – очередей, вытянутых вдоль проезда. Больше 10 лет назад, еще до 2008 года, Сергей Чобан работал с проектами, в которых рассматривал всю территорию целиком. Это давало возможность теснее связать ее с городом и наметить оси, в частности, визуальную связь с церковью Покрова в Филях, – рассказывает архитектор. В другой части нового района планировалась городская высотная башня на углу и площадь-парк внутри квартала. Первый проект был утвержден главным архитектором Москвы, тогда Александром Кузьминым, со вторым SPEECH выиграли закрытый конкурс, проведенный заказчиком.
нет ли картинок этих ранних проектов, может быть, 3-5, включим в группу?
и еще – нужен, наверное, портрет Игоря Членова, поставим его после СЧ вверху
я пока взяла у Люси Малкис! Но она может возмутиться, если это ее картинка. И может быть у вас есть официальный представительный портрет.
И нужны биографии и хотя бы по одной официальной фотографии Членова и Павлова – сделаю на них страницы, раз они теперь партнеры.
После 2008 года изменилась структура собственников проекта, и от прежней территории за бюро SPEECH сохранилась только средняя часть. Возможность сравнительно свободно работать с осями была утрачена, и оказавшись на своего рода «градостроительном острове», архитекторы, по словам Сергея Чобана, в поиске новой пространственной логики предложили застройку, «обращенную внутрь себя – своего рода Колизей».
МФК «Фили-Град». Проект
© SPEECH
Центростремительная стереометрия
Принятое решение позволило «собрать» крупные здания, чья высота достигает максимальной разрешенной отметки 84 метра (этажность 21-24), в компактный и очень цельный овальный объем. Абсолютные размеры плана немного меньше римского Колизея, а высота много больше.Комплекс объединяет семь башен на общем стилобате, в котором, помимо подземной парковки, спрятан торговый центр с атриумом, выходящий во двор овальным световым куполом. Шесть башен жилые, одна офисная – она ощутимо толще, лестнично-лифтовой холл здесь по правилам проектирования офисных зданий расположен в центре здания, и поэтому оно ощутимо заступает в глубину двора. Первоначально планировалось два офисных корпуса – своего рода пропилеи со стороны улицы. Но в процессе проектирования осталась одна офисная башня и теперь она больше похожа на точку или ушко рукописной буквы «О» .
Вижу здесь планы проекта, с двумя офисами – возможно есть планы более актуальные? Заменить бы.
Важно, что комплекс – по-настоящему многофункциональный, он объединяет офисы, апартаменты, квартиры и торговлю. В Москве давно говорят о многофункциональности как настоящей добродетели, способной, с определенной долей вероятности, снизить маятниковые миграции, – но как правило на практике дело не идет дальше общественных первых этажей. Здесь же перед нами скорее сингапурский вариант организации города. Цоколь состоит из подземной парковки и ярусов торгового центра, причем пространство верхнего яруса ТРЦ сливается с холлом офисной башни. Так возникают своего рода регистры: офисы, жилье и торговля сосуществуют, но в то же время потоки людей продуманно разведены. Входы в двусветные вестибюли жилых корпусов расположены снаружи, на внешнем контуре, а входы в торговый центр помещены между башнями.
Где-то, как например в благоустроенном дворе, потоки, наоборот, намеренно смешиваются – ради того, чтобы жизнь внутри постоянно «кипела», чтобы общественные пространства, кафе и рестораны были заполнены людьми в любое время суток.
Сила кадрирования
Контур разорван, и в то же время целостен, секции изогнуты по общей кривой и разделены узкими цезурами, которые не нарушают общую линию. Что похоже на решение, предложенное Сергеем Чобаном и Евгением Герасимовым в «Доме у моря» на Крестовском острове, где S-образная спираль состоит из отдельных домов-вилл – и в то же время вторит композиции московского офисного МФК «Лотос» на Одесской улице, он тоже состоит из дугообразных корпусов, но не семи, а трех, расстояния между ними больше, а динамика кружения сильнее.Ширина разрывов между корпусами в МФК «Фили Град» – от 8 до 15 метров. Они дают свету доступ во двор и служат своеобразными кулисами для окрестных видов, в частности на высотки Москва-Сити, созвучные МФК масштабом, современностью, а башня «Федерация» еще и авторством Сергея Чобана. Створы между башнями похожи на видоискатели, причем они не просто кадрируют восприятие городского пространства, но и переформатируют его в сознании наблюдателя, диктуют пропорции, делая всё вокруг более строгим и подтянутым под стать фасадам.
Структурный рисунок
Фасадная сетка в целом вписывается в концепцию современной «очищенной» версии ар-деко – направления, которое появилось в тридцатые годы XX века и решало, в основном, две проблемы: гармоничного применения схем классической архитектуры к зданиям много большего, чем для неё привычно, масштаба – и поиска новых методов украшения таких зданий. Один из характерных способов работы с масштабом – так называемый большой ордер, многим обязанный Андреа Палладио и позволяющий объединять несколько этажей: «к примеру, как в лоджии дель Капитаньо в Виченце», – замечает Сергей Чобан. В 1930-е большой ордер становится все популярнее, и объединяет уже не 2-3 яруса, а все 5 или 6, как в доме Жолтовского на Моховой или в доме общества «Динамо» Фомина (прием, использованный Сергеем Чобаном в деловом комплексе «Аквамарин» на Озерковской набережной). К этому времени в «готических» версиях чикагских небоскребов вертикали свободно могут вытягиваться на всю высоту, объединяя окна в длинные вертикали, что, собственно и происходит в доме-колонне Лооса, где окна гипотетического небоскреба встроены в желобки гигантских по определению каннелюр.Так что популярный современный прием объединения окон в вертикальные группы имеет довольно значительную историю, но только в конце 2000-х он закрепился как альтернатива ленточным и квадратным окнам и стал распространенным приемом. Пожалуй не будет преувеличением сказать, что главными законодателями тенденции к объединению окон по два и по три по вертикали стали Сергей Чобан и SPEECH, нередко предпочитающие приемы латентно-классичные. Вот и внешний округлый бок офисной башни «Кутузов» с ровными регулярными проемами входов – остро перекликается с входной группой стадиона ФК «Краснодар», построенной архитекторами SPEECH совместно с немецким бюро gmp и также прозванный «Колизеем».
МФК «Фили-Град», проект
© SPEECH
Когда и форма, и рисунок так отчетливо-строги, каждое изменение ритма хорошо считывается и, как кажется, должно нести определенный месседж. Так, сетка офисного корпуса объединяет всего по два окна. Фасады жилых домов ведут себя иначе, они, как будто противореча регулярности офисного здания, проявляют вольности, сгущая и разрежая линии. Белые тонкие горизонтальные тяги объединяют то три этажа, то четыре, а то и все шесть – даже удивительно, как им удается сойтись в одну линию внизу, над цокольным ярусом, и вверху, отсекая условный «аттик». В единую высоту которого, заметим, поместилось три офисных этажа и четыре жилых, из-за разной высоты потолков. Однако между «верхом» и «низом» горизонтали то теряют своих «соседок», то находят новых, причем к заострениям овального плана все линии сгущаются, а на пологих сторонах становятся более разреженными, интерпретируя таким образом энергетику скругления.
Кроме того, на фасадах жилых домов появляется некоторый намек – не на колонны, конечно, – а на пилястры, или лопатки: вертикали, которые «сшивают» объемы по высоте. Сплошные белые полосы обозначают лестнично-лифтовые холлы на фасадах жилых домов, подчеркивают и усиливают основное направление рисунка. Им вторят черные полосы – декоративный элемент, добавленный ради равновесия. Часть межоконных вертикалей покрыта не белой, а черной керамикой в обрамлении тонких белых полос, подчеркивающих тонкость и неоднородность рисунка, придавая ему глубину.
Глазурные узоры
Теперь о декорировании. Крупная ортогональная графика, способная оптически структурировать масштабные корпуса, требует, если мы говорим о развитии идей ар-деко, внимания к деталям и визуальному качеству поверхности. В данном случае оно достигнуто использованием экструдированной керамики со скрытым кляммером немецкой компании Moeding. «К сожалению, в России керамическую облицовку такого качества никто пока не производит, а жаль, стоило бы», – говорит Сергей Чобан. Полые плиты толщиной до 3 см выпускают на конвейере, что позволяет создать на лицевой поверхности рельеф с разнообразным, легко стыкующимся рисунком: в филевском комплексе использованы волны, насечки, дорожки. Горизонтальные швы проявлены, вертикальные уменьшены на стыках. Глазурью в данном случае покрыта не только лицевая сторона, но и торцы плит – городская копоть будет легче смываться дождем и не будет прилипать к фасаду.В результате этого и других ноу-хау появляется ощущение массивности стен, глаз насыщается, возникает должный баланс порядка и сложности. Рисунок строг, но его восприятие многообразно, и он не становится скучным при приближении. Благородный, отталкивающий грязь материал позволил наделить значительную часть поверхностей рельефом и он же обеспечил чистоту графичного контраста белого и черного, оттененных напоминающим известняк палевым цветом керамики и темно-серым стемалита между окнами. Горизонтальное рифление черных вертикалей перекликается с металлическими решетками балконов – заметим, что полосатый рельеф стал символом комплекса, на штриховом фоне теперь написаны номера домов и подъездов.
Пятый фасад
Двор с высоты коптера напоминает перстень: в центре крупный «камень», он же граненый овал стеклянный кровли атриума ТРЦ, – элемент, поддерживающий центральную ось всей композиции. Вокруг него, как подобие оправы, вьется деревянная тропинка, частью приподнятая на опорах, частью встроенная в мощение двора, отчего восприятие пространства становится многоуровневым. Дорожка огибает песочницу, беседку, несколько световых фонарей и вентшахт. Где-то на газон спускаются ступени амфитеатра, где-то на тропинке вырастает изогнутая скамейка, а там, где деревянный настил приподнимается, к нему пристыкована детская горка-труба. Пространство двора невелико по сравнению с домами, но использовано с большой эффективностью, функции распределены и переплетены, границы между ними не очень считываются: вот идешь по деревянной тропке, а вот – по траве; даже песочница не отгорожена бордюром. Стеклянный, светящийся по вечерам выступ в центре, обсаженный по-французски стрижеными деревьями, – и тот придает пространству «сингапурскую» интригу, подчеркивая многоярусность и многофункциональность комплекса. Словом, двор подтянут и ухожен, синергичен окружающим его домам.Итак, вторая очередь МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH, с одной стороны, очень характерна для сегодняшней Москвы, стремящейся к сверхплотности. И между тем одно дело – сокрушаться о растущем масштабе города, и совсем другое – взять эти, максимальные для данной территории квадратные метры, объемы и высотность, и найти для них подходящую, адекватную форму. Ясную и бескомпромиссную, чуждую бесплодных попыток сделаться незаметной. Заявляющую о себе простотой целостной формы и тонкостью тщательно отделанных деталей, стройностью рисунка, светящейся белизной – все это ярко выделяет дом в контексте пестрых и терракотовых соседей, делает его пластическим ориентиром, запоминающимся элементом разномастной среды. Хотя визуальную, градостроительно-осевую связь с церковью Покрова выстроить не удалось, здесь как будто возникает перекличка, основанная на идейной преемственности: среди изб, амбаров и даже теремов конца XVII века башенная центрическая церковь заявляла о себе не менее звучно, чем белый овал МФК сейчас среди своих масштабных соседей.
Нас не должна обманывать интровертность и обтекаемость круглящейся формы: здание со всей определенностью заявляет о своем столичном масштабе, новом ритме «Третьего Рима» – мегаполиса, растущего очень быстро, города, с которым мы пока еще только знакомимся.




