Для выставки, которая нашла самый горячий отклик у 40 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров, кураторы собрали более 150 работ. Среди них есть как настоящие жемчужины – например, портрет собственной собаки Кузьмы Петрова-Водкина или идиллические курочки Нико Пиросмани – так и мало известные широкой публике работы, приехавшие из далеких Ирбита или Моршанска.
За архитектурную часть отвечали Сергей Падалко и Игорь Мусанов из мастерской «Витрувий и сыновья». Совсем недавно они же работали с похожим материалом – наследием художников «Пушкинской-10», которое выставлялось в Манеже. Как минимум одна работа даже перекочевала – хищник Марии Колдобской.
Выставка разделена на три части, которые соответствуют этажам музея. Однако погружение начинается еще на улице – неоренессансные окна со стороны набережной канала Грибоедова облюбовали белоснежные голуби, а во дворе поставили «ёлку» – то ли Ноев ковчег, то ли аллюзию на Бременских музыкантов. Зверей сделали разные скульпторы, а в композицию их собрал Сергей Бородкин.
Первый этаж, который соответствует разделу «Портреты», архитекторы превратили в темную пещеру, где яркие пятна света выхватывают тот или иной образ. Это напоминает посетителю, что анималистика – едва ли не первый жанр изобразительного искусства. Бизона в пещере Шове древний человек нарисовал углем около 30 000 лет назад – а современные художники продолжают им вдохновляться и множить интерпретации. Как, например, Александр Перминов, который добавил естественной каменной глыбе, напоминающей спинной горб тура, металлическую шерсть и гриву. Также в первом зале пещеры много рыб. У одной из них человеческое лицо и пятипалые плавники – намек на то, что все мы, и звери, и люди, имеем общее происхождение. Когда-то мы были соединены, а сейчас эта связь почти совсем разорвана.
В разделе «Портреты» кураторам удалось собрать несколько «архетипических» работ, отсылающих к образцам древнего и более позднего искусства: фрескам пещер Ляско и Альтамира, египетским зооморфным статуэткам, капитолийской волчице, средневековым котоулиткам и лубочным картинкам. В третьем и последнем зале «пещеры» – преимущественно скульптурные изображения птиц, выполненные в различных техниках, которые помогают передать пластику или характерные особенности.
Второй и третий этажи отданы разделам «Животные на природе» и «Взаимоотношения человека и животных». Экспозиционное решение здесь более спокойное, на первый план выступает кураторская работа по выстраиванию взаимосвязей и контрастов, которое множит смыслы, – от пасторальных деревенских картин до корриды, бойни и последствий индустриализации. Крайне рекомендуем взять экскурсию или аудиогид, а перед посещением познакомиться с серией книг Мишеля Пастуро – на русский язык уже вышли исследования о быке, волке и вороне в изобразительном искусстве – этих персонажей в залах музея предостаточно.
Лестничные марши тоже не оставлены без внимания. Здесь обосновались нерпа, аисты, а еще смешные вороны, сделанные из гранитных поребриков, найденных в Деревне художников в Озерках. Стены покрывают имена авторов, из которых глаз то и дело выхватывает знакомое, а голова тому радуется.
Выходя из музея, на «елку» смотришь уже по-другому: хоть здесь есть слон и орел, а чувствуется что-то и от ночи Рождества: «его согревало дыханье вола, домашние звери стояли в пещере…» А еще начинаешь чувствовать, как много в городе животных – вот тут же сразу Львиный мостик, а сколько еще коней, сфинксов, сов, оленей, змей, чижик-пыжик, в конце концов. Друзья и хранители Петербурга.
Выставка продлится до 9 марта, расписание и билеты здесь.