Церковь Знамения в Перове
Самое старое здание на территории района, построена в усадьбе Перово, давшей впоследствии ему свое название, по заказу князя Петра Алексеевича Голицына, в конце XVII – начале XVIII века. Называют 1699–1708, 1705–1708 годы. Церковь – отличный представитель так называемого «нарышкинского стиля», который в последнее время стало принято именовать «голицынским», поскольку его формировании в московской архитектуре во многом произошло, вероятно, благодаря, другому князю Голицыну, Василию Васильевичу, фавориту царевны Софьи Милославской, и лишь потом это направление «подхватили и развили» Нарышкины. Церковь Знамения – миниатюрный по нашим временам центрический храм с восьмилепестковым планом, сродни храму Петра Митрополита Высокопетровского монастыря, построенному Алевизом Фрязиным примерно за 200 лет до этого – именно перестройка ренессансного храма, случившаяся в конце XVII века, стала одним из стимулов внимания к типологии центрических лепестковых храмов в «нарышкинское» время.Автор церкви Знамения в Перове не известен, но историки архитектуры находят сходство с постройками Якова Бухвостова, автора усадебных церквей Уборах и Троице-Лыково, так же как и с церковью Знамения в Дубровицах, простроенной в усадьбе другого Голицына, Бориса Алексеевича, воспитателя Петра I. Дубровицкую церковь приписывали шведу Никодемусу Тессину Младшему, ученику Бернини и автору Готторпского замка, замка Стенинге и дворца в Дроттингхольме, но документальных подтверждений присутствия Тессина в России нет, известно только, что Петр I получил от него проект Андреевского собора для Петербурга, впрочем, нереализованный. Есть другая версия – об участии в строительстве дубровицкой церкви мастеров из швейцарского италоговорящего кантона Течино, также называемого Тессинским, основанная на сообщении, что Борис Голицын держал при своем дворе итальянских мастеров. Словом, церковь Знамения в Перове это один из выдающихся памятников поздней версии «нарышкинской», или «голицынской», архитектуры.
И еще есть легенда, что Елизавета Петровна венчалась в Перове с графом Разумовским, основанная на том, что императрица купила в 1743 году Перово для своего фаворита. Но есть и другая легенда – что венчание произошло в церкви Воскресения в Барашах на Покровке. ЮТ
Поселок Новогиреево
Поселок был построен в начале 1900-х на землях семьи Торлецких, представителей купеческой знати. Новогиреево был первым благоустроенным поселком: в дома были проведены водопровод, канализация и электричество. Также в поселке была конка (транспорт на конной тяге), уличное освещение, мощение и даже собственная железнодорожная станция, которая связывала поселок с Москвой. Кроме того, считается, что Новогиреево – один из первых поселков с заранее продуманной планировкой.
Поселок располагался в северу от метро Новогиреево, почти до нынешнего Терлецкого лесопарка, и был полностью снесен при строительстве 24, 34 и 36 мирорайонов Перова.
Немецкий городок
Знаковый комплекс проектировала мастерская архитектора Ивана Жолтовского. Дома были одним из вариантов адаптации концепции города-сада – малоэтажной застройкой с современной инфраструктурой, коммуникациями и зеленью вокруг. Его построили в послевоенное время архитекторы Мигран Лисициан, Александр Арефьев и Гурген Малян. Предполагается, что дома называют «немецкими», потому что в их строительстве принимали участие немецкие военнопленные. Комплекс отличается малоэтажной застройкой, а дома – архитектурой, не похожей на соседние «сталинки». Кроме того, здесь были построены и объекты социальной инфраструктуры, из которых до наших дней дошел детский сад, но сегодня он закрыт.
Дом Владимира Фаворского или «дом художников»
В начале 1930-х годов Моссовет выделил недалеко от Москвы территорию под строительство мастерских и домов для художников. В этот список вошел и поселок Новогиреево. Здесь в 1939 году был построен дом художника Владимира Фаворского, или Красный дом (так его называли из-за неоштукатуренных стен). Авторами трехэтажного дома выступили будущие жильцы – сам Владимир Фаворский, художник Иван Ефимов и скульптор Лев Кардашов. На первом этаже расположились мастерские, а остальные этажи сделали жилыми. Сегодня дом по-прежнему населен, а работа в мастерских продолжается.Здание по адресу Зеленый проспект, дом 13/30
Еще один знаковый архитектурный объект в Перове был построен в 1947 году по проекту архитектора Гургена Маляна зеркально к общежитию на другой стороне улицы. В доме были водопровод, электричество, дополнительное отопление на дровах, центральное теплоснабжение, телефон, а жили здесь немецкие инженеры, которые внедряли технологии на Московском электродном заводе. Подвал был укреплен и должен был служить бомбоубежищем в случае авианалета. Пространство под крышей служило пунктом наблюдения воздушной обороны с рубильником для обесточивания Перова поля.
Дворец пионеров
Свой Дворец пионеров был и в Перове. Его проектировали и строили в 1983–1987 года. Авторы – архитекторы Юрий Коновалов, Виктор Лебедев и Игорь Чалов.
В интервью команде Музея Москвы Чалов рассказал, что при проектировании этого объекта у них было одно преимущество – он работал в мастерской, которая специализировалась на детских учреждениях, где позволялось экспериментировать с цветами и формами. За основу взяли образ Московского Кремля – так у здания появилась вытянутая форма, сочетание белого камня и кирпича в облицовке, башенка и купол. Должны были располагаться на здании и часы. В оформлении интерьеров использовали белый и серый. Во дворце расположили спортзал и бассейн, а над ними – галереи со сплошным остеклением, чтобы родители всегда могли видеть свое чадо.
Проект историка архитектуры Тиграна Арутюняна
Архитектура Перово и Новогиреево – это не только про здания из далекого прошлого, но и про современных людей. Одним из таких является исследователь Тигран Арутюнян. Он прожил в Перове шесть лет – с 2015 по 2021 годы – и за это время тщательно изучил архитектуру этой местности. Тогда и зародилась идея совместно с жителями создать мастер-план района, который позже стал исследовательским проектом «Перово архитектурное» на базе Музея Сидура. Тиграну удалось проявить уникальный архитектурный образ района благодаря работе с архивами и интервью с архитекторами. А результаты этой работы отразились в экскурсионных маршрутах и лекционных программах.
Выставка открыта до 9 марта. Подробности на сайте Музея Москвы.