RSS
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects

Станция метро «Рижская» («Ржевская»)

информация:

авторский коллектив

Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Владимир Тихонов, Татьяна Леонтьева, Алена Панфилова-Корсакова, Анна Мельниченко, Надежда Ярмолюк

партнеры, заказчики, смежники

3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект

Заказчик: Мосинжпроект

награды:

    Проект-победитель конкурса на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура Московского метрополитена
     
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects

Архи.ру об этом объекте:

28.03.2023

Александр Змеул. Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки о БКЛ – 2

«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.

Для меня на БКЛ есть три станции: Терехово, Нагатинский затон и Савеловская, самое сильное в которых непредсказуемость. Но кроме того каждая из них парадоксальным образом дает ответ на один из трех сюжетов: Терехово о классическом наследии; Савел...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects

история проекта:

Дизайну новых станций Большой кольцевой линии уделялось большое внимание с самого начала: этот проект стал крупнейшим для Московского метрополитена и объединил усилия сотен архитекторов, строителей и инженеров.
 
Проект бюро Blank Architects стал победителем открытого международного конкурса, объявленного Москомархитектурой при поддержке Правительства Москвы в 2017 году. По итогам двух этапов отбора голосованием горожан на портале «Активный гражданин» данный проект был выбран победителем.
 
Далее бюро приступило к разработке финального проекта и всей необходимой документации, а в последствии – осуществляло авторский надзор за реализацией проекта.

описание:

Разработка станции Московского метро для любого архитектора – особенная задача. Метро – важная часть идентичности столицы, но в первую очередь главная транспортная артерия города, который сегодня решает актуальную проблему транспортной доступности самых удаленных районов. И строительство Большой кольцевой линии стало одним из таких решений. Стандарты проектирования станций традиционно остаются высокими, к дизайну станций БКЛ также подошли с большим вниманием, но стремились не перегружать их трудновыполнимым дизайном.

Для определения облика семи станций БКЛ провели архитектурные конкурсы, при участии главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Проект станции «Рижская» от архитектурного бюро Blank одобрили москвичи в ходе голосования на платформе «Активный гражданин». АО «Мосинжпроект» стали генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству станции.

Долгое время Рижская площадь была «порталом в город». В 1901-м здесь был построен Виндавский (Рижский) вокзал, на который и по сей день прибывают пассажиры. Новая станция была призвана стать местом, где центр города встречается с окрестностями, вратами в город. Символом станции авторы выбрали образ арки, который связывает новую станцию с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, а также подчеркивает эту роль портала, который открывает путь в центр города. Для авторов было важно сохранить контекст этого места и связать невидимыми нитями историческое здание вокзала, станцию метро с новой станцией БКЛ.

16 порталов-арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали украшают вестибюль и платформу станции. Арки расположены последовательно и создают своеобразную галерею. В облицовке станции использовали классический для метро материал – гранит, а путевые стены остались в первозданном виде: так «Рижская» визуально поддерживает другие станции Большого кольца. Изогнутый медиа-экран не был предусмотрен первоначальным проектом, но стал новым местом для необычных селфи для пассажиров БКЛ. В центральном зале вдоль пилонов станции установлены скамьи для отдыха пассажиров.
Арки в ультра современном прочтении, светящиеся и полностью металлические, словно через портал переносят пассажиров в другое измерение. Несмотря на непростую реализацию этих элементов, от них не стали отказываться. Станция сохранила победивший в конкурсе и одобренный москвичами образ.

В рамках конкурса команды получили подробное техническое задание, которое позволило учесть сложную функциональную нагрузку проекта. Было необходимо подстроиться под существующий конструктив: высота прохода между платформами не должна была превышать 2,5 метров. Поэтому к платформам арки обращены монументальными порталами – повыше к центральной, ниже к боковым.

Станция «Рижская» большой кольцевой линии разгрузила восточные и северные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий. С ее появлением улучшилось транспортное обслуживание районов Мещанский и Марьина Роща, а также снизилась интенсивность дорожного движения на северо-востоке столицы.


17.04.2023
Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократило время пассажиров в пути и позволило лучше планировать свои поездки. Однако при разработке архитектурных проектов для станций было важно не только обеспечить эффективное проектирование, но и сохранить за Московским метрополитеном статус одного из самых красивых в мире.

Для станции метро «Рижская» в составе БКЛ бюро Blank Architects предложило проект, основанный на мотиве «ворот в город». Этот ход отразил преемственность места. В середине XVIII века Рижская площадь была пунктом на маршруте путешественников из других городов к центру Москвы. Возведенные в XIX веке водонапорные башни на площади стали символом города – «вратами», которые первыми видели путешественники. Рижский вокзал и сегодня выполняет путевую функцию и тоже служит «воротами» в Москву. Архитекторы переосмыслили этот образ и создали арки, отражающие функцию врат. Именно они стали основным элементом интерьера.

Платформу и вестибюль «Рижской» украшают 16 арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали. Холодный металл сочетается с традиционными для Московского метро отделочными материалами – гранитом в серых и розовых оттенках и мрамором. Путевые стены оформлены тюбингами – такой дизайн объединяет несколько новых станций БКЛ.

Все пространство получилось очень светлым: эффект достигается благодаря функциональной подсветке по контуру арок, предупреждающей пассажиров о приближении поезда. Путь наверх по эскалатору также широко освещен – светильники выполняют навигационные функции. Акцентным элементом в дизайне «Рижской» стал изогнутый медиаэкран: он выделяет станцию в числе других объектов БКЛ и становится ее узнаваемым атрибутом. «Рижская» напрямую связана пересадкой с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, чьи исторические интерьеры были не так давно отреставрированы. Контраст между историей и современностью сглаживает переход – буферная зона для потока пассажиров, которая с помощью подсветки и мягких цветов создает комфортное впечатление.
 
10.02.2020
Москва в 21 веке столкнулась с транспортной проблемой и самым эффективным методом борьбы с ней стало развитие сети Московского Метрополитена, так как большинство жителей столицы используют данный вид транспорта как основной способ передвижения по городу. Муниципалитет города начал строительство большого контурного кольца метрополитена, которое соединит отдаленные районы города и позволит сократить время на поездку вдвое, по сравнению с актуальной ситуацией. Основополагающим фактором облика новых станций стало сохранения звания «Самого красивого метро в мире».

В 2016 городская администрация организует очередной международный конкурс на облик трех станций Большого Контурного Кольца. Blank Architects предложили свое видение всех трех и заняли первое место с дизайном для станции Ржевская, получив около 84000 голосов на открытом голосовании на сайте Активный Гражданин.

Идея. Мы начали нашу работу, собирая воедино все факты о контексте будущей станции Ржевская. Примечательно, что данная станция станет ближайшей к кремлю из всех станций кольца. Анализ исторического контекста выявил один фактор, характерный для данной территории в течении нескольких периодов, а именно значимость данной территории, как въезда в город, начиная со времен Камер-Коллежского вала. На месте пересечения которого с дорогой, ведущий на Ярославль и Сергиев Посад, была установлена Крестьянская застава (раннее Троицкая). Застава играла роль контрольного пункта и служила пропускной точкой при въезде в город. Позднее, в конце 19 в застава преобразовалась в Троицкую площадь, на которой, в 1892 году были возведены две водонапорные башни.

Башни вскоре становятся достопримечательностью города и, по-прежнему, являются символом парадного входа, встречающем гостей на дороге Ярославль-Москва. Наконец, в 1901 году открывает свои двери Виндавский вокзал (ныне Рижский). Вокзал – ворота в город, портал, через который совершаются перевозки людей и грузов. Значимость его для города велика и откладывает отпечаток на смежные территории, создавая первое впечатление о городе для вновь прибывших пассажиров.

В наши дни, Проспект мира, после пересечения с ТТК вливается в плотную жилую застройку с развитой инфраструктурой. По другую сторону от ТТК, на контрасте, Рижская площадь окружена торговлей, полотном железных дорог и сопутствующих построек, разительно отличаясь функционально и визуально. Находясь на стыке двух разных территорий, Рижская площадь является связующим буфером, местом, где город встречает периферию с ее хаотичной застройкой.

Таким образом, на протяжении рассмотренного времени, Рижская площадь очевидно или скрытно играла роль “Въезда в город”. Транслируя данное значение в дизайн мы предлагаем посмотреть на станцию как на отправную точку, где город встречает окрестности, где пассажиры приветствуют и покидают столицу. Как символ “Въезда” мы использовали форму классической Арки, архитипичного элемента, который относит нас далеко назад в основы архитектуры. Мы видим арку как форму, которая символизирует вход, усиливает его значение, начиная с Триумфальной арки, заканчивая великолепными порталами готических соборов. Мы видим Арку как основной элемент станции Ржевская, как основополагающую форму.

Вдохновившись фактом создания контурного кольца Московского Метрополитена, на котором станция Ржевская будет располагаться, мы предлагаем ориентировать арки, перпендикулярно, относительно возникшего направления, таким образом, подчеркивая новые пути и открывшиеся возможности для пассажиров. Кроме того, используя один архитектурный объект, мы намеренно дублируем его на протяжении всей станции. Данный прием мы замечали и на других станциях метрополитена, где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного элемента. Так появилась идея последовательного ряда Порталов, протянувшегося от одного входа к другому.

Дизайн. Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями.

Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра, его архитектура не “спорит” с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции – приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.

В подземном вестибюле пассажиропотоки на вход и выход разделены стеной, со встроенными арками, при этом часть из них повернута под углом, согласно направлению движения. Направления так же подчеркнуты линиями в полу, имитирующими железнодорожные пути – отсылка к вокзалу, близость к которому прослеживается так же на путевых стенах тоннеля. Их мы предлагаем оформить в виде непрерывного принта, имитирующего размытый вид из окна мчащегося поезда – фантазия на тему бесконечного путешествия и движения вперед.

Так как станция находится под землей и отрезана от натурального света, нам показалось естественным создать светлое и спокойное пространство, которое не будет вызывать дискомфорт и чувство стресса у пассажиров. Поэтому в отделке преобладают светлые тона, а также активно используются световые приемы. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство – создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. Кроме того, на обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала, нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки. Мы назвали эти приемы интуитивной навигацией.

Мы пропагандируем ответственный подход к архитектуре, который, в том числе, выражается в соответствии месту и времени. В наши дни, когда станция должна нести свою непосредственную функцию, отвечать высоким эстетическим характеристикам, быть запоминающейся и , в то же время, реализуемой. Мы видим станцию Ржевская минималистичной, но монументальной и ,надеемся, что наш дизайн отражает наше видение.

Магда Кмита // Партнер, Главный архитектор
 
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects

пресса:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Кикава
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Сухов
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Юлия Тряскина
  • Григориос Гавалидис
  • Наталия Шилова
  • Александр Котенков
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Чуйков
  • Георгий Трофимов
  • Андрей Романов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Анастасия Абашева
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Виталий Лутц
  • Иван Кожин
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Буш
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Михаил Давыдов
  • Евгений Зеленов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Таранов
  • Сергей Скуратов
  • Олег Мединский
  • Григорий Мустафин
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Юрий Виссарионов
  • Ростислав Цайзер
  • Евгений Подгорнов
  • Роман Грибанов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Никешкин
  • Раис Баишев
  • Алексей Полищук
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Юлий Борисов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Сергей Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Александр Самарин
  • Михаил Канунников
  • Василий Крапивин
  • Алексей Орлов
  • Степан Липгарт
  • Игорь Членов
  • Владимир Плоткин
  • Марина Егорова
  • Анна Иванова
  • Татьяна Гук
  • Энди Сноу
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Чобан

Проект из каталога (случайный выбор)

Жилой дом в Староконюшенном переулке
Александр Скокан, 2002 – 2003
Жилой дом в Староконюшенном переулке

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом Эстет
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»

Новости российской архитектуры:

Силы магнетизма
21.02.2025

Силы магнетизма

Андрей Гнездилов
Пояс Ориона
20.02.2025

Пояс Ориона

Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин
Далеко гляжу
20.02.2025

Далеко гляжу

Илья Едемский
Время как театр
19.02.2025

Время как театр

Зоя Рюрикова

Технологии:

14.02.2025

Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER

В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Группа компаний BRAER
12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
СИБАЛЮКС
27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
другие статьи