RSS
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

Станция метро «Рижская» («Ржевская»)

информация:

авторский коллектив

Руководитель Отдела Уникальной Архитектуры и Градостроительства: Владимир Тихонов

Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк

партнеры, заказчики, смежники

3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект

Заказчик: Мосинжпроект

награды:

    Проект-победитель конкурса на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура Московского метрополитена
     
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

Архи.ру об этом объекте:

28.03.2023

Александр Змеул. Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки о БКЛ – 2

«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.

Для меня на БКЛ есть три станции: Терехово, Нагатинский затон и Савеловская, самое сильное в которых непредсказуемость. Но кроме того каждая из них парадоксальным образом дает ответ на один из трех сюжетов: Терехово о классическом наследии; Савел...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

история проекта:

Дизайну новых станций Большой кольцевой линии уделялось большое внимание с самого начала: этот проект стал крупнейшим для Московского метрополитена и объединил усилия сотен архитекторов, строителей и инженеров.
 
Проект бюро Blank Architects стал победителем открытого международного конкурса, объявленного Москомархитектурой при поддержке Правительства Москвы в 2017 году. По итогам двух этапов отбора голосованием горожан на портале «Активный гражданин» данный проект был выбран победителем.
 
Далее бюро приступило к разработке финального проекта и всей необходимой документации, а в последствии – осуществляло авторский надзор за реализацией проекта.

описание:

17.04.2023
Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократило время пассажиров в пути и позволило лучше планировать свои поездки. Однако при разработке архитектурных проектов для станций было важно не только обеспечить эффективное проектирование, но и сохранить за Московским метрополитеном статус одного из самых красивых в мире.

Для станции метро «Рижская» в составе БКЛ бюро Blank Architects предложило проект, основанный на мотиве «ворот в город». Этот ход отразил преемственность места. В середине XVIII века Рижская площадь была пунктом на маршруте путешественников из других городов к центру Москвы. Возведенные в XIX веке водонапорные башни на площади стали символом города – «вратами», которые первыми видели путешественники. Рижский вокзал и сегодня выполняет путевую функцию и тоже служит «воротами» в Москву. Архитекторы переосмыслили этот образ и создали арки, отражающие функцию врат. Именно они стали основным элементом интерьера.

Платформу и вестибюль «Рижской» украшают 16 арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали. Холодный металл сочетается с традиционными для Московского метро отделочными материалами – гранитом в серых и розовых оттенках и мрамором. Путевые стены оформлены тюбингами – такой дизайн объединяет несколько новых станций БКЛ.

Все пространство получилось очень светлым: эффект достигается благодаря функциональной подсветке по контуру арок, предупреждающей пассажиров о приближении поезда. Путь наверх по эскалатору также широко освещен – светильники выполняют навигационные функции. Акцентным элементом в дизайне «Рижской» стал изогнутый медиаэкран: он выделяет станцию в числе других объектов БКЛ и становится ее узнаваемым атрибутом. «Рижская» напрямую связана пересадкой с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, чьи исторические интерьеры были не так давно отреставрированы. Контраст между историей и современностью сглаживает переход – буферная зона для потока пассажиров, которая с помощью подсветки и мягких цветов создает комфортное впечатление.
10.02.2020
Москва в 21 веке столкнулась с транспортной проблемой и самым эффективным методом борьбы с ней стало развитие сети Московского Метрополитена, так как большинство жителей столицы используют данный вид транспорта как основной способ передвижения по городу. Муниципалитет города начал строительство большого контурного кольца метрополитена, которое соединит отдаленные районы города и позволит сократить время на поездку вдвое, по сравнению с актуальной ситуацией. Основополагающим фактором облика новых станций стало сохранения звания «Самого красивого метро в мире».

В 2016 городская администрация организует очередной международный конкурс на облик трех станций Большого Контурного Кольца. Blank Architects предложили свое видение всех трех и заняли первое место с дизайном для станции Ржевская, получив около 84000 голосов на открытом голосовании на сайте Активный Гражданин.

Идея. Мы начали нашу работу, собирая воедино все факты о контексте будущей станции Ржевская. Примечательно, что данная станция станет ближайшей к кремлю из всех станций кольца. Анализ исторического контекста выявил один фактор, характерный для данной территории в течении нескольких периодов, а именно значимость данной территории, как въезда в город, начиная со времен Камер-Коллежского вала. На месте пересечения которого с дорогой, ведущий на Ярославль и Сергиев Посад, была установлена Крестьянская застава (раннее Троицкая). Застава играла роль контрольного пункта и служила пропускной точкой при въезде в город. Позднее, в конце 19 в застава преобразовалась в Троицкую площадь, на которой, в 1892 году были возведены две водонапорные башни.

Башни вскоре становятся достопримечательностью города и, по-прежнему, являются символом парадного входа, встречающем гостей на дороге Ярославль-Москва. Наконец, в 1901 году открывает свои двери Виндавский вокзал (ныне Рижский). Вокзал – ворота в город, портал, через который совершаются перевозки людей и грузов. Значимость его для города велика и откладывает отпечаток на смежные территории, создавая первое впечатление о городе для вновь прибывших пассажиров.

В наши дни, Проспект мира, после пересечения с ТТК вливается в плотную жилую застройку с развитой инфраструктурой. По другую сторону от ТТК, на контрасте, Рижская площадь окружена торговлей, полотном железных дорог и сопутствующих построек, разительно отличаясь функционально и визуально. Находясь на стыке двух разных территорий, Рижская площадь является связующим буфером, местом, где город встречает периферию с ее хаотичной застройкой.

Таким образом, на протяжении рассмотренного времени, Рижская площадь очевидно или скрытно играла роль “Въезда в город”. Транслируя данное значение в дизайн мы предлагаем посмотреть на станцию как на отправную точку, где город встречает окрестности, где пассажиры приветствуют и покидают столицу. Как символ “Въезда” мы использовали форму классической Арки, архитипичного элемента, который относит нас далеко назад в основы архитектуры. Мы видим арку как форму, которая символизирует вход, усиливает его значение, начиная с Триумфальной арки, заканчивая великолепными порталами готических соборов. Мы видим Арку как основной элемент станции Ржевская, как основополагающую форму.

Вдохновившись фактом создания контурного кольца Московского Метрополитена, на котором станция Ржевская будет располагаться, мы предлагаем ориентировать арки, перпендикулярно, относительно возникшего направления, таким образом, подчеркивая новые пути и открывшиеся возможности для пассажиров. Кроме того, используя один архитектурный объект, мы намеренно дублируем его на протяжении всей станции. Данный прием мы замечали и на других станциях метрополитена, где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного элемента. Так появилась идея последовательного ряда Порталов, протянувшегося от одного входа к другому.

Дизайн. Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями.

Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра, его архитектура не “спорит” с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции – приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.

В подземном вестибюле пассажиропотоки на вход и выход разделены стеной, со встроенными арками, при этом часть из них повернута под углом, согласно направлению движения. Направления так же подчеркнуты линиями в полу, имитирующими железнодорожные пути – отсылка к вокзалу, близость к которому прослеживается так же на путевых стенах тоннеля. Их мы предлагаем оформить в виде непрерывного принта, имитирующего размытый вид из окна мчащегося поезда – фантазия на тему бесконечного путешествия и движения вперед.

Так как станция находится под землей и отрезана от натурального света, нам показалось естественным создать светлое и спокойное пространство, которое не будет вызывать дискомфорт и чувство стресса у пассажиров. Поэтому в отделке преобладают светлые тона, а также активно используются световые приемы. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство – создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. Кроме того, на обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала, нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки. Мы назвали эти приемы интуитивной навигацией.

Мы пропагандируем ответственный подход к архитектуре, который, в том числе, выражается в соответствии месту и времени. В наши дни, когда станция должна нести свою непосредственную функцию, отвечать высоким эстетическим характеристикам, быть запоминающейся и , в то же время, реализуемой. Мы видим станцию Ржевская минималистичной, но монументальной и ,надеемся, что наш дизайн отражает наше видение.

Магда Кмита // Партнер, Главный архитектор
 
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

пресса:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Ростислав Цайзер
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Владимир Тихонов
  • Татьяна Гук
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Раис Баишев
  • Марина Егорова
  • Андрей Чуйков
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Климов
  • Егор Донцов
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Зеленов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Михаил Давыдов
  • Михаил Канунников
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Станислав Белых
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Энди Сноу
  • Игорь Членов
  • Николай Кикава
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Василий Крапивин
  • Сергей Орешкин
  • Александр Асадов
  • Алексей Орлов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Александр Самарин
  • Дмитрий Сухов
  • Андрей Асадов
  • Роман Грибанов
  • Александр Котенков
  • Владислав Андреев
  • Иван Кожин
  • Сергей Никешкин
  • Антон Надточий
  • Андрей Михайлов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Анастасия Абашева
  • Степан Липгарт
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Подгорнов
  • Павел Андреев
  • Алексей Полищук
  • Юрий Виссарионов
  • Виталий Лутц
  • Анна Иванова
  • Григорий Мустафин
  • Зураб Басария
  • Константин Таранов
  • Владимир Ковалёв
  • Левон Айрапетов
  • Константин Ходнев
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Григориос Гавалидис
  • Дмитрий Буш
  • Илья Машков
  • Игорь Шварцман

Проект из каталога (случайный выбор)

Индивидуальный жилой дом, Царское село
Арсений Леонович, Никита Токарев, 2004 – 2007
Индивидуальный жилой дом, Царское село

Постройки и проекты (новые записи):

  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка
  • ЖК Матвеевский парк
  • Концепция благоустройства сквера Артбазы в Сергиевом Посаде
  • ЖК Событие (4 квартал)
  • ДОУ Северная (4 этап)

Новости российской архитектуры:

Теория склона
08.10.2024

Теория склона

Александр Рябский, Ксения Харитонова
Недра земли, потоки воды
07.10.2024

Недра земли, потоки воды

Степан Липгарт

Технологии:

08.10.2024

Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti

Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
HILTI
01.10.2024

Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой территории

Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Arlight
23.09.2024

Облицовочный кирпич: какой выбрать?

Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Керма
19.09.2024

Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича

Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Artel architects
18.09.2024

Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный храм с помощью материалов Baumit

Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Baumit
другие статьи