RSS
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

Станция метро «Рижская» («Ржевская»)

информация:

  • статус
    реализовано
  • даты
    20172020 / 2020 — 02.2023
    Дизайну новых станций Большой кольцевой линии уделялось большое внимание с самого начала: этот проект стал крупнейшим для Московского метрополитена и объединил усилия сотен архитекторов, строителей и инженеров.
     
    Проект бюро Blank Architects стал победителем открытого международного конкурса, объявленного Москомархитектурой при поддержке Правительства Москвы в 2017 году. По итогам двух этапов отбора голосованием горожан на портале «Активный гражданин» данный проект был выбран победителем.
     
    Далее бюро приступило к разработке финального проекта и всей необходимой документации, а в последствии – осуществляло авторский надзор за реализацией проекта.
  • место
    Москва
    проспект Мира
  • координаты
    55.792160, 37.637900
  • функция
    Транспортный / станция метро
    Станция метрополитена Большой кольцевой линии, соединенная пересадкой с одноименной станцией метро Калужско-Рижской линии
  • Площадь вестибюля – 9 600 м2
    Глубина заложения – 63,5 м
    Высота арок: 4 метра
    Пассажиропоток: 280 000 чел. в сутки
  • ссылки:
Blank Architects / Россия

авторский коллектив

Руководитель Отдела Уникальной Архитектуры и Градостроительства: Владимир Тихонов

Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк

партнеры, заказчики, смежники

3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект

Заказчик: Мосинжпроект

награды:

    Проект-победитель конкурса на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура Московского метрополитена
     
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

Архи.ру об этом объекте:

28.03.2023

Александр Змеул. Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки о БКЛ – 2

«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.

Для меня на БКЛ есть три станции: Терехово, Нагатинский затон и Савеловская, самое сильное в которых непредсказуемость. Но кроме того каждая из них парадоксальным образом дает ответ на один из трех сюжетов: Терехово о классическом наследии; Савел...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

описание:

17.04.2023
Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократило время пассажиров в пути и позволило лучше планировать свои поездки. Однако при разработке архитектурных проектов для станций было важно не только обеспечить эффективное проектирование, но и сохранить за Московским метрополитеном статус одного из самых красивых в мире.

Для станции метро «Рижская» в составе БКЛ бюро Blank Architects предложило проект, основанный на мотиве «ворот в город». Этот ход отразил преемственность места. В середине XVIII века Рижская площадь была пунктом на маршруте путешественников из других городов к центру Москвы. Возведенные в XIX веке водонапорные башни на площади стали символом города – «вратами», которые первыми видели путешественники. Рижский вокзал и сегодня выполняет путевую функцию и тоже служит «воротами» в Москву. Архитекторы переосмыслили этот образ и создали арки, отражающие функцию врат. Именно они стали основным элементом интерьера.

Платформу и вестибюль «Рижской» украшают 16 арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали. Холодный металл сочетается с традиционными для Московского метро отделочными материалами – гранитом в серых и розовых оттенках и мрамором. Путевые стены оформлены тюбингами – такой дизайн объединяет несколько новых станций БКЛ.

Все пространство получилось очень светлым: эффект достигается благодаря функциональной подсветке по контуру арок, предупреждающей пассажиров о приближении поезда. Путь наверх по эскалатору также широко освещен – светильники выполняют навигационные функции. Акцентным элементом в дизайне «Рижской» стал изогнутый медиаэкран: он выделяет станцию в числе других объектов БКЛ и становится ее узнаваемым атрибутом. «Рижская» напрямую связана пересадкой с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, чьи исторические интерьеры были не так давно отреставрированы. Контраст между историей и современностью сглаживает переход – буферная зона для потока пассажиров, которая с помощью подсветки и мягких цветов создает комфортное впечатление.
10.02.2020
Москва в 21 веке столкнулась с транспортной проблемой и самым эффективным методом борьбы с ней стало развитие сети Московского Метрополитена, так как большинство жителей столицы используют данный вид транспорта как основной способ передвижения по городу. Муниципалитет города начал строительство большого контурного кольца метрополитена, которое соединит отдаленные районы города и позволит сократить время на поездку вдвое, по сравнению с актуальной ситуацией. Основополагающим фактором облика новых станций стало сохранения звания «Самого красивого метро в мире».

В 2016 городская администрация организует очередной международный конкурс на облик трех станций Большого Контурного Кольца. Blank Architects предложили свое видение всех трех и заняли первое место с дизайном для станции Ржевская, получив около 84000 голосов на открытом голосовании на сайте Активный Гражданин.

Идея. Мы начали нашу работу, собирая воедино все факты о контексте будущей станции Ржевская. Примечательно, что данная станция станет ближайшей к кремлю из всех станций кольца. Анализ исторического контекста выявил один фактор, характерный для данной территории в течении нескольких периодов, а именно значимость данной территории, как въезда в город, начиная со времен Камер-Коллежского вала. На месте пересечения которого с дорогой, ведущий на Ярославль и Сергиев Посад, была установлена Крестьянская застава (раннее Троицкая). Застава играла роль контрольного пункта и служила пропускной точкой при въезде в город. Позднее, в конце 19 в застава преобразовалась в Троицкую площадь, на которой, в 1892 году были возведены две водонапорные башни.

Башни вскоре становятся достопримечательностью города и, по-прежнему, являются символом парадного входа, встречающем гостей на дороге Ярославль-Москва. Наконец, в 1901 году открывает свои двери Виндавский вокзал (ныне Рижский). Вокзал – ворота в город, портал, через который совершаются перевозки людей и грузов. Значимость его для города велика и откладывает отпечаток на смежные территории, создавая первое впечатление о городе для вновь прибывших пассажиров.

В наши дни, Проспект мира, после пересечения с ТТК вливается в плотную жилую застройку с развитой инфраструктурой. По другую сторону от ТТК, на контрасте, Рижская площадь окружена торговлей, полотном железных дорог и сопутствующих построек, разительно отличаясь функционально и визуально. Находясь на стыке двух разных территорий, Рижская площадь является связующим буфером, местом, где город встречает периферию с ее хаотичной застройкой.

Таким образом, на протяжении рассмотренного времени, Рижская площадь очевидно или скрытно играла роль “Въезда в город”. Транслируя данное значение в дизайн мы предлагаем посмотреть на станцию как на отправную точку, где город встречает окрестности, где пассажиры приветствуют и покидают столицу. Как символ “Въезда” мы использовали форму классической Арки, архитипичного элемента, который относит нас далеко назад в основы архитектуры. Мы видим арку как форму, которая символизирует вход, усиливает его значение, начиная с Триумфальной арки, заканчивая великолепными порталами готических соборов. Мы видим Арку как основной элемент станции Ржевская, как основополагающую форму.

Вдохновившись фактом создания контурного кольца Московского Метрополитена, на котором станция Ржевская будет располагаться, мы предлагаем ориентировать арки, перпендикулярно, относительно возникшего направления, таким образом, подчеркивая новые пути и открывшиеся возможности для пассажиров. Кроме того, используя один архитектурный объект, мы намеренно дублируем его на протяжении всей станции. Данный прием мы замечали и на других станциях метрополитена, где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного элемента. Так появилась идея последовательного ряда Порталов, протянувшегося от одного входа к другому.

Дизайн. Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями.

Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра, его архитектура не “спорит” с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции – приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.

В подземном вестибюле пассажиропотоки на вход и выход разделены стеной, со встроенными арками, при этом часть из них повернута под углом, согласно направлению движения. Направления так же подчеркнуты линиями в полу, имитирующими железнодорожные пути – отсылка к вокзалу, близость к которому прослеживается так же на путевых стенах тоннеля. Их мы предлагаем оформить в виде непрерывного принта, имитирующего размытый вид из окна мчащегося поезда – фантазия на тему бесконечного путешествия и движения вперед.

Так как станция находится под землей и отрезана от натурального света, нам показалось естественным создать светлое и спокойное пространство, которое не будет вызывать дискомфорт и чувство стресса у пассажиров. Поэтому в отделке преобладают светлые тона, а также активно используются световые приемы. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство – создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. Кроме того, на обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала, нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки. Мы назвали эти приемы интуитивной навигацией.

Мы пропагандируем ответственный подход к архитектуре, который, в том числе, выражается в соответствии месту и времени. В наши дни, когда станция должна нести свою непосредственную функцию, отвечать высоким эстетическим характеристикам, быть запоминающейся и , в то же время, реализуемой. Мы видим станцию Ржевская минималистичной, но монументальной и ,надеемся, что наш дизайн отражает наше видение.

Магда Кмита // Партнер, Главный архитектор
 
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects

пресса:

Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Анна Довлятова / предоставлена выделить Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» БКЛ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Юрий Виссарионов
  • Зураб Басария
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Григориос Гавалидис
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Станислав Белых
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Буш
  • Владимир Плоткин
  • Илья Уткин
  • Александр Котенков
  • Андрей Гнездилов
  • Виталий Лутц
  • Александр Скокан
  • Андрей Чуйков
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Давыдов
  • Анастасия Абашева
  • Сергей Орешкин
  • Игорь Членов
  • Григорий Мустафин
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Никешкин
  • Степан Липгарт
  • Даниил Лоренц
  • Василий Крапивин
  • Александра Кузьмина
  • Марина Егорова
  • Николай Кикава
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Климов
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Ростислав Цайзер
  • Никита Явейн
  • Алексей Полищук
  • Алексей Орлов
  • Валерий Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Егор Донцов
  • Александр Самарин
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Гинзбург
  • Анна Иванова
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Энди Сноу
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Сухов
  • Евгений Зеленов
  • Константин Ходнев
  • Раис Баишев
  • Анатолий Столярчук
  • Иван Кожин
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Евгений Подгорнов
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владислав Андреев
  • Роман Грибанов
  • Антон Надточий
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Гук
  • Наталия Шилова
  • Всеволод Медведев
  • Константин Таранов
  • Николай Миловидов

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • МФК Домодедово
  • ЖК Достижение
  • Школа ЖК Life Time
  • STONE Римская
  • Бетонный скейт-парк в ЖК «Кислород»
  • Плаза «Нижегородская»
  • Актив-отель Искра
  • Книжный магазин и выставочное пространство Музея AZ на Маросейке
  • Детский сад на 350 мест

Новости российской архитектуры:

Рассвет и сумерки утопии
12.07.2024

Рассвет и сумерки утопии

Ольга Трейвас
Оркестровка в зеленых тонах
10.07.2024

Оркестровка в зеленых тонах

Амир Идиатулин
Над античной бухтой
09.07.2024

Над античной бухтой

Алиса Лютомская, Николай Лютомский

Технологии:

15.07.2024

Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного взаимодействия

Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Sarex
09.07.2024

Специалисты называют его «супердеревом»

Рассказываем о клееном брусе из шпона LVL Ultralam™ и перспективах его применения в отечественном многоквартирном деревянном домостроении.
СТОД
08.07.2024

Византийская кладка Херсонеса

В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
ОртОст-Фасад
03.07.2024

Красивый, тёплый, долговечный: Baumit представил новую фасадную систему с клинкерной плиткой

На конференции в Санкт-Петербурге «Баумит» представил совместные с компанией ЛСР решения для отделки фасадов и интерьеров клинкерной плиткой.
Baumit
01.07.2024

Алюминий в многоэтажном строительстве

Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
АФК Лидер, ATRIUM, WALL, Проектное бюро АПЕКС, Gillespies, Архитектурное бюро «Дружба», SOM - Skidmore, Owings & Merrill, ТПО «Резерв»
другие статьи