English version

Владимирские ворота

Бизнес-центр Golden Gate стал заметным дополнением Рогожской заставы, творчески осмыслив увеличение ее масштаба. Эффектная консоль-переход в уровне 22 этажа – кажется, первый в Москве эксперимент такого рода.

mainImg
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Проект:
Многофункциональный комплекс Golden Gate («Золотые ворота»)
Россия, Москва, Шоссе Энтузиастов вл. 2-4

Авторский коллектив:
П. Андреев – руководитель авторского коллектива,
А. Бутырин – главный архитектор проекта
А. Никифорова, Ю. Жукова, И. Римашевская, Л. Рязанов, Е. Павлова, И. Мохаммад

11.2004 — 12.2006 / 2007 — 2014
О проекте бизнес-центра на площади Ильича мы рассказывали в 2007 году. Он реализован в 2014 и уже несколько лет служит лэндмарком площади – крупным, хорошо заметным издалека: с Садового кольца перед мостом через Яузу, с шоссе Энтузиастов от Третьего кольца, с моста Курской железной дороги, с улицы Сергия Радонежского и в исторической перспективе Школьной улицы.

В целом главные темы проекта, определенно, воплотить удалось – очень уж цельной была концепция открытых городских ворот в виде шарнирного соединения двух разных, но равно крупных пластин, под углом, с высоким проемом между ними.

«Владимирская дорога раньше шла по Школьной улице, это ее старая трасса, здесь, на площади, она пересекалась с Камер-Коллежским валом, – рассказывает Павел Андреев. – Валов нет, воспоминания о них сохранились только в названиях, заставы нет, осталась площадь. Поэтому мы позволили себе назвать наш проект «Владимирские ворота» и трактовать здание – конечно же, не буквально, достаточно условно, но все же очевидным образом – как ворота, часть границы города. Потом владельцы переименовали его в Золотые ворота, по аналогии с Золотыми воротами во Владимире, или Golden gate – пафосная коммерческая интерпретация в году времени.

Наша же идея была градостроительной: мы возвращали месту исторический символ, воскрешая его в новом современном масштабе».
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ворота на Владимир – конечно же, образ, собирательный и заимствованный не столько из исторической реальности, сколько – и впрямь – из градостроительной ситуации. Рогожская застава была совсем не такой – построенная в последней трети XVIII века, она состояла из двух невысоких кордегардий с арочными галереями и обелисков – неизменных спутников екатерининских застав.
zooming
Рогожские ворота. Фрагмент Иллюстрированного нового плана Москвы, изданного И. Дациаро. М., 1852 / retromap.ru
zooming
Рогожская застава, XIX в. tinlib.ru

Площадей у заставы было две: нынешняя Школьная вела к более древней Сенной, которая собственно и была когда-то нанизана на старую Владимирку, а площадь Рогожской заставы по соседству была относительно новой. Сейчас обе площади слились в одну и потерялись – исчезли в транспортной развязке с видом на железнодорожный мост, окруженной с одной стороны старомосковскими двухэтажными домиками, а с другой – панельными двенадцатиэтажками середины 1980-х, последним отголоском великих строек, – они хоть и типовые, но выстроены вдоль улицы по «красной» линии, перед ними – «крыльца», призванные приспособиться к соседству исторической застройки, уменьшить масштаб восприятия.

Словом, место – контрастное, здесь сошлись несколько эпох и городских направлений.

БЦ Павла Андреева хорошо «поймал» и воплотил в себе эту контрастность. Две башни: в одной 26 этажей с небольшим техническим полуэтажом: она облицована светло-палевым керамогранитом, подчинена строгому паттерну умеренно-вертикальных окон и вытянута вдоль шоссе Энтузиастов, образно принадлежа, таким образом, пути выезда из города. Рисунок окон и цвет фасада перекликаются с соседним семиэтажным домом «сталинского» периода, домом номер два по Рогожскому валу – хотя башня в три с лишним раза выше, она, в некотором роде, продолжает линию улицы, подхватывая ритм, но делая его плотнее и чаще. Это особенно хорошо заметно от начала Школьной улицы.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая башня – 24-этажная, все ее фасады покрыты тонированным стеклом разной степени прозрачности и оттенков: ранее в Москве такой прием использовали архитекторы бюро «Остоженка» в ЖК «Панорама». Но прием – приемом, а здесь он помогает превратить башню в цельную глыбу темного стекла: она вырастает из мостовой безо всякого цоколя, прямо вот – была плитка мощения, и сразу – стекло. Замысел состоял в том, чтобы замаскировать межэтажные перекрытия, сделав вторую башню совершенно цельной и несколько ирреальной, подчеркнуто современной – и это удалось.

Хотя согласно первоначальному замыслу стеклянная башня должна была быть темнее, и проектировалась под гостиницу, а сейчас оба высотных объема заняты офисными помещениями делового центра. Надо признать, что первоначальная идея была чуть жестче, но дробнее, особенно из-за хайтековских антенн у южного фасада. Теперь же это цельная призма, она кажется высеченной из какого-то айсберга темной воды. Конечно, при желании этажи сосчитать можно, но это только если приглядываться: объем цельный, цветной, к тому же он чутко реагирует на освещение, постоянно меняя оттенок, и особенно хорош на закате, потому что его главный фасад – западный.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стеклянная башня вытянута вдоль Рогожского вала и вторит его линии; получается своего рода рокировка – объем с окнами, решенный более традиционно, «выходит за город», а более современный фиксирует его историческую границу. Ворота получились – не в прямом смысле, во всяком случае они стоят с одной стороны шоссе и по большому счету напоминают скорее одну раскрытую створку. Но так ведь даже интереснее.

Самый эффектный жест – консоль перехода, которой стеклянный объем вторгается в соседнюю башню на высоте 22-24 этажей; его отметили даже на сайте бизнес-центра, что в московском контексте нечасто случается. Внутри консоли можно разглядеть зигзаг фермы, добавленной для прочности: первоначально она не планировалась, и маскировочный паттерн стеклянного фасада отчасти вызван именно желанием скрыть силуэт фермы.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пересечение элементов акцентирует угол поворота и фокусирует внимание на крупной форме, помогая зданию попасть в масштаб нового города: место пограничное, но город растет, скоро чуть восточнее достроят корпуса ЖК «Символ» на месте завода «Серп и молот», тогда высотность, которая сейчас кажется если не небольшой, то прерывисто-разнообразной, ощутимо вырастет.

Между тем бизнес-центр «ловит» именно тему разнообразия высотности, дополняя две башни, столь удачно состыкованные между собой, объемами меньшего масштаба – пяти- и четырехэтажным. Один – продолжает светлую башню вдоль шоссе Энтузиастов, другой аркой пристыковывается к стеклянной высотке со стороны Международной улицы; в нем разместился 2-звездочный хостел Нетизен, который постояльцы очень хвалят. Оба крыла не имитируют исторической застройки и не пытаются выстроить вдоль улиц ни подобия «голландских домиков», ни даже повторения Школьной улицы. Их фасады технически решены приблизительно так же, как и первая башня – из керамогранита. В них даже ощущается элемент деконструкции: над каждым корпусом возвышается крупная сквозная решетка, как будто бы верхний этаж разобрали, а каркас остался.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объемы расходятся к востоку, как ножницы, образуя небольшой трапециевидный двор, довольно пустой, но открытый для горожан, его можно пересечь насквозь, пройдя под малой перемычкой перед гостиницей, а затем полюбовавшись высоким переходом ­– между башнями.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И если малый объем на шоссе не вторит соседней застройке, а скорее формирует пятиэтажный фронт вдоль трассы, то гостиница на Международной улице продолжает строй соседних зданий – довольно любопытных пятиэтажек из силикатного кирпича с квадратным планом и нехарактерной для Москвы острой щипцовой кровлей (серия МГ-2, середина 1950-х годов). Улица Международная осталась невысокой и уютной, она даже как будто «спрятана» за щитом стеклянной башни. Так что бизнес-центр, принадлежа, определенно, будущему, во многих смыслах вырастает из прошлого, принадлежит окружению, стремясь связать то и другое. В этом смысле он – наследник идеи, с свое время породившей панельные дома вдоль улицы Сергия Радонежского, попытки связать два масштаба и совершенно разные времена, проявив уважение к разным типам застройки, «помирить» их.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ходить вокруг довольно приятно, хотя никакого «зеленого» благоустройства нет – только городское мощение. Но изобилие кафе и сервисов, населивших первые этажи, делает свое дело, превращая пятачок перед башнями и за ними в обжитое и комфортное пространство. Впечатления дополняют круглые металлические опоры в контуре стеклянного фасада-«чехла» башни перед главным входом – как будто бы оболочка 26-этажного корпуса воспарила вверх, приподнялась, открыв для посетителей возможность войти.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Под землей же здесь все устроено довольно сложно. Под обеими башнями проходит вестибюль станции метро «Римская», он соседствует с парковкой комплекса (парковка, впрочем, из-за сложности коммуникаций на участке сделана отчасти надземной). Кроме того Павел Андреев, архитектор, неизменно заинтересованный в том, чтобы его проекты органично и полезно вписывались в город не только пластически и сюжетно, но и технически, настоял на том, чтобы инженерные коммуникации комплекса были заключены в подземный коллектор, который соседние новые здания могли бы продлить, подключившись к нему. Увы, инициатива не была поддержана: в частности, «Символ» к этому коллектору не стал подключаться, и системы не возникло. Что впрочем ничуть не обесценивает предпринятой в «Золотых воротах» попытки «сделать все правильно»: возможно, другие когда-нибудь используют этот ресурс.
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Проект:
Многофункциональный комплекс Golden Gate («Золотые ворота»)
Россия, Москва, Шоссе Энтузиастов вл. 2-4

Авторский коллектив:
П. Андреев – руководитель авторского коллектива,
А. Бутырин – главный архитектор проекта
А. Никифорова, Ю. Жукова, И. Римашевская, Л. Рязанов, Е. Павлова, И. Мохаммад

11.2004 — 12.2006 / 2007 — 2014

22 Января 2018

«Золотой мастерок» архитектора
29 марта в гостинице «Ренессанс Москва» состоялась презентация сборника «Качественная архитектура 2012», выпущенного издательским домом «АРД-центр». По традиции, в этом издании под одной обложкой собраны лучшие российские постройки за последний год.
Преображение фасада
По проекту «Архитектурной мастерской Павла Андреева» на Комсомольском проспекте в Москве закончена реконструкция здания института «Промстройпроект».
Веер предложений
Проектируя фасад гостиницы на Страстном бульваре, прямо перед Пушкиным, Павел Андреев предложил заказчикам полный набор решений: от лаконичного цветного минимализма и сталинского «ампира» до сдержанной версии модерна и постмодерна.
Штаб-квартал
Между Костянским и Уланским переулками компания «Нордео» строит новое административное здание по проекту, разработанному творческим коллективом под руководством Павла Андреева. Заказчиком этого комплекса выступает компания «Лукойл», завершая таким образом формирование квартала своей штаб-квартиры на Сретенском бульваре.
Спинакер на перекрестке
На пересечении Севастопольского и Нахимовского проспектов по проекту архитектурной мастерской Павла Андреева построен общественно-деловой комплекс. Его выгнутый стеклянный фасад напоминает парус, наполненный ветром, гуляющим вдоль широких транспортных магистралей.
В ритме Садового
Сегодня офисный комплекс на Валовой улице известен москвичам, в первую очередь, как многолетний недострой, более чем наполовину закрытый рекламными щитами и растяжками. Но автор проекта – архитектор Павел Андреев – не теряет надежды на то, что здание будет закончено и станет частью парадной застройки Садового кольца.
Большой подземный театр
Не так давно первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин объявил о том, что в конце ноября начнутся монтажные и отделочные работы в подземном репетиционном зале Большого театра, который строится по проекту архитектурной мастерской Павла Андреева.
Операция «Люкс»
Реконструкция гостиницы «Центральная» – один из тех московских проектов, который обречен вызывать ожесточенные споры. Среди защитников объектов истории он именуется не иначе как «уничтожение памятника», а на языке официальных чиновников называется «реставрацией и развитием». Сам же автор проекта архитектор Павел Андреев к подобному противостоянию терминологии относится философски. Памятники всегда будут перестраиваться, считает он, и история «Центральной» – еще одно тому подтверждение.
Прокрустово ложе регламентов
Сегодня в Москве продолжается работа над рядом крупномасштабных девелоперских проектов, в будущем обещающих городу появление целых новых районов. Один из таких проектов – жилой квартал в пойме реки Раменки мастерской Павла Андреева, о котором Агентство архитектурных новостей уже писало.
До ре ми студенческого быта
Приближающаяся реконструкция Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского затронет не только знаменитый комплекс зданий на Большой Никитской, но и общежитие этого старейшего музыкального ВУЗа страны. Проект последнего выполнен мастерской №14 «Моспроекта-2». Авторский коллектив под руководством Павла Андреева постарался создать для студентов консерватории дом «на вырост», отлично понимая, что другого такого случая может и не представиться.
Ворота на другую сторону
Уже несколько лет как Кутузовский проспект наращивает свою высоту: «Эдельвейс», «Миракс-плаза», появляются котлованы для реализации концепции перекрытия киевской железной дороги. И хотя так и неясно, чем закончился конкурс на формирование проспекта высотным строительством, организованный Москомархитектурой еще в 2006 году, реально здесь уже все строится. В этом ряду оказывается и проект гостинично-делового комплекса на пересечении Поклонной улицы и улицы 1812 года, выполненный в мастерской Павла Андреева
Квартал на Аэровокзале
Освоение гигантской территории бывшего Ходынского поля продолжается. Если в минувшие годы центр строительной активности расположился со стороны Ледового дворца Дмитрия Буша и «самого длинного в Европе жилого дома», то теперь на повестке дня уже участки, примыкающие к самому Ленинградскому проспекту. В частности, собираются заново застроить владения 37-39, в связи с чем мастерская Павла Андреева предложила эскиз градостроительного решения этой части, сохранив привычную для Ленинградки периметральную логику застройки
Рациональное предложение
Проект мастерской Павла Андреева выиграл конкурс на концепцию квартала на берегу реки Раменки. Архитекторы предложили сделать квартал более удобным для жизни, добавили у нему внутренний бульвар, снизили этажность жилых башен без уменьшения общей площади. Однако этому предложению все же суждено остаться на бумаге, потому что оно не соответствует ранее утвержденным для участка нормативам, а согласовать новые – в принципе можно, но долго и дорого. Стоит задуматься, какими градостроительными нормами вообще руководствуются сейчас московские архитекторы, проектируя новые кварталы. А нормы эти, как выясняется, в целом вполне советские
Спрятавшийся дом
Новый административно-офисный центр, недавно выстроенный на Малой Дмитровке по проекту мастерской Павла Андреева, деликатно прячется за историческим зданием городской усадьбы XIX века, не нарушая сложившейся фасадной линии этой старинной улицы
Банк на Брестской
На одной из самых «архитектурных» улиц Москвы - 2-й Брестской, недалеко от ее пересечения с Большой Грузинской, заканчивается отделка нового банковского здания, построенного по проекту Павла Андреева. Строительство завершилось как раз к Новому году
Перерождение башни
Жилой дом-башня мастерской Павла Андреева старательно вписан в его архитектурное окружение – однако одновременно дом оказывается выразительной зарисовкой на тему «контекст и современность», представляя любому заинтересованному зрителю почти театрально разыгранный сюжет превращения «жесткого» модернизма в «контекстуальный». Ему даже можно сопереживать
Парк имени храма
Проект Павла Андреева для района Остоженки непохож на все, что мы привыкли ожидать в этих местах, возможно, потому, что один из заказчиков – Зачатьевский монастырь. В рамках проекта будут реставрированы палаты Киреевского, а в сквере на месте взорванной в 1930-е гг. церкви Воскресения Нового возникнет миниатюрный мемориальный парк, основной частью которого станут руины фундаментов храма. Вероятно, их удастся раскопать и законсервировать
Дом с шарниром
Проект многофункционального комплекса в начале шоссе Энтузиастов получил золотой диплом на прошлогоднем «Зодчестве» – вероятно, за яркий и лаконичный образ, а также за остроту найденного градостроительного решения. Дом, который должен встать прямо за Рогожской заставой, кажется фрагментом гигантского механизма, а следовательно – представителем индустриальной части Москвы, на границе которой он расположен
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.