Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.01.2018

Владимирские ворота

Юлия Тарабарина
Объект:
Многофункциональный комплекс Golden Gate («Золотые ворота»)
Адрес:
Россия, Москва. Шоссе Энтузиастов вл. 2-4
Архитектор:
Павел Андреев
Авторский коллектив:
П. Андреев – руководитель авторского коллектива,
А. Бутырин – главный архитектор проекта
А. Никифорова, Ю. Жукова, И. Римашевская, Л. Рязанов, Е. Павлова, И. Мохаммад

Бизнес-центр Golden Gate стал заметным дополнением Рогожской заставы, творчески осмыслив увеличение ее масштаба. Эффектная консоль-переход в уровне 22 этажа – кажется, первый в Москве эксперимент такого рода.

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

О проекте бизнес-центра на площади Ильича мы рассказывали в 2007 году. Он реализован в 2014 и уже несколько лет служит лэндмарком площади – крупным, хорошо заметным издалека: с Садового кольца перед мостом через Яузу, с шоссе Энтузиастов от Третьего кольца, с моста Курской железной дороги, с улицы Сергия Радонежского и в исторической перспективе Школьной улицы.

В целом главные темы проекта, определенно, воплотить удалось – очень уж цельной была концепция открытых городских ворот в виде шарнирного соединения двух разных, но равно крупных пластин, под углом, с высоким проемом между ними.

«Владимирская дорога раньше шла по Школьной улице, это ее старая трасса, здесь, на площади, она пересекалась с Камер-Коллежским валом, – рассказывает Павел Андреев. – Валов нет, воспоминания о них сохранились только в названиях, заставы нет, осталась площадь. Поэтому мы позволили себе назвать наш проект «Владимирские ворота» и трактовать здание – конечно же, не буквально, достаточно условно, но все же очевидным образом – как ворота, часть границы города. Потом владельцы переименовали его в Золотые ворота, по аналогии с Золотыми воротами во Владимире, или Golden gate – пафосная коммерческая интерпретация в году времени.

Наша же идея была градостроительной: мы возвращали месту исторический символ, воскрешая его в новом современном масштабе».
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ворота на Владимир – конечно же, образ, собирательный и заимствованный не столько из исторической реальности, сколько – и впрямь – из градостроительной ситуации. Рогожская застава была совсем не такой – построенная в последней трети XVIII века, она состояла из двух невысоких кордегардий с арочными галереями и обелисков – неизменных спутников екатерининских застав.
Рогожские ворота. Фрагмент Иллюстрированного нового плана Москвы, изданного И. Дациаро. М., 1852 /   retromap.ru
Рогожские ворота. Фрагмент Иллюстрированного нового плана Москвы, изданного И. Дациаро. М., 1852 / retromap.ru
Рогожская застава, XIX в.  tinlib.ru
Рогожская застава, XIX в. tinlib.ru

Площадей у заставы было две: нынешняя Школьная вела к более древней Сенной, которая собственно и была когда-то нанизана на старую Владимирку, а площадь Рогожской заставы по соседству была относительно новой. Сейчас обе площади слились в одну и потерялись – исчезли в транспортной развязке с видом на железнодорожный мост, окруженной с одной стороны старомосковскими двухэтажными домиками, а с другой – панельными двенадцатиэтажками середины 1980-х, последним отголоском великих строек, – они хоть и типовые, но выстроены вдоль улицы по «красной» линии, перед ними – «крыльца», призванные приспособиться к соседству исторической застройки, уменьшить масштаб восприятия.

Словом, место – контрастное, здесь сошлись несколько эпох и городских направлений.

БЦ Павла Андреева хорошо «поймал» и воплотил в себе эту контрастность. Две башни: в одной 26 этажей с небольшим техническим полуэтажом: она облицована светло-палевым керамогранитом, подчинена строгому паттерну умеренно-вертикальных окон и вытянута вдоль шоссе Энтузиастов, образно принадлежа, таким образом, пути выезда из города. Рисунок окон и цвет фасада перекликаются с соседним семиэтажным домом «сталинского» периода, домом номер два по Рогожскому валу – хотя башня в три с лишним раза выше, она, в некотором роде, продолжает линию улицы, подхватывая ритм, но делая его плотнее и чаще. Это особенно хорошо заметно от начала Школьной улицы.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая башня – 24-этажная, все ее фасады покрыты тонированным стеклом разной степени прозрачности и оттенков: ранее в Москве такой прием использовали архитекторы бюро «Остоженка» в ЖК «Панорама». Но прием – приемом, а здесь он помогает превратить башню в цельную глыбу темного стекла: она вырастает из мостовой безо всякого цоколя, прямо вот – была плитка мощения, и сразу – стекло. Замысел состоял в том, чтобы замаскировать межэтажные перекрытия, сделав вторую башню совершенно цельной и несколько ирреальной, подчеркнуто современной – и это удалось.

Хотя согласно первоначальному замыслу стеклянная башня должна была быть темнее, и проектировалась под гостиницу, а сейчас оба высотных объема заняты офисными помещениями делового центра. Надо признать, что первоначальная идея была чуть жестче, но дробнее, особенно из-за хайтековских антенн у южного фасада. Теперь же это цельная призма, она кажется высеченной из какого-то айсберга темной воды. Конечно, при желании этажи сосчитать можно, но это только если приглядываться: объем цельный, цветной, к тому же он чутко реагирует на освещение, постоянно меняя оттенок, и особенно хорош на закате, потому что его главный фасад – западный.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стеклянная башня вытянута вдоль Рогожского вала и вторит его линии; получается своего рода рокировка – объем с окнами, решенный более традиционно, «выходит за город», а более современный фиксирует его историческую границу. Ворота получились – не в прямом смысле, во всяком случае они стоят с одной стороны шоссе и по большому счету напоминают скорее одну раскрытую створку. Но так ведь даже интереснее.

Самый эффектный жест – консоль перехода, которой стеклянный объем вторгается в соседнюю башню на высоте 22-24 этажей; его отметили даже на сайте бизнес-центра, что в московском контексте нечасто случается. Внутри консоли можно разглядеть зигзаг фермы, добавленной для прочности: первоначально она не планировалась, и маскировочный паттерн стеклянного фасада отчасти вызван именно желанием скрыть силуэт фермы.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пересечение элементов акцентирует угол поворота и фокусирует внимание на крупной форме, помогая зданию попасть в масштаб нового города: место пограничное, но город растет, скоро чуть восточнее достроят корпуса ЖК «Символ» на месте завода «Серп и молот», тогда высотность, которая сейчас кажется если не небольшой, то прерывисто-разнообразной, ощутимо вырастет.

Между тем бизнес-центр «ловит» именно тему разнообразия высотности, дополняя две башни, столь удачно состыкованные между собой, объемами меньшего масштаба – пяти- и четырехэтажным. Один – продолжает светлую башню вдоль шоссе Энтузиастов, другой аркой пристыковывается к стеклянной высотке со стороны Международной улицы; в нем разместился 2-звездочный хостел Нетизен, который постояльцы очень хвалят. Оба крыла не имитируют исторической застройки и не пытаются выстроить вдоль улиц ни подобия «голландских домиков», ни даже повторения Школьной улицы. Их фасады технически решены приблизительно так же, как и первая башня – из керамогранита. В них даже ощущается элемент деконструкции: над каждым корпусом возвышается крупная сквозная решетка, как будто бы верхний этаж разобрали, а каркас остался.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объемы расходятся к востоку, как ножницы, образуя небольшой трапециевидный двор, довольно пустой, но открытый для горожан, его можно пересечь насквозь, пройдя под малой перемычкой перед гостиницей, а затем полюбовавшись высоким переходом ­– между башнями.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И если малый объем на шоссе не вторит соседней застройке, а скорее формирует пятиэтажный фронт вдоль трассы, то гостиница на Международной улице продолжает строй соседних зданий – довольно любопытных пятиэтажек из силикатного кирпича с квадратным планом и нехарактерной для Москвы острой щипцовой кровлей (серия МГ-2, середина 1950-х годов). Улица Международная осталась невысокой и уютной, она даже как будто «спрятана» за щитом стеклянной башни. Так что бизнес-центр, принадлежа, определенно, будущему, во многих смыслах вырастает из прошлого, принадлежит окружению, стремясь связать то и другое. В этом смысле он – наследник идеи, с свое время породившей панельные дома вдоль улицы Сергия Радонежского, попытки связать два масштаба и совершенно разные времена, проявив уважение к разным типам застройки, «помирить» их.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ходить вокруг довольно приятно, хотя никакого «зеленого» благоустройства нет – только городское мощение. Но изобилие кафе и сервисов, населивших первые этажи, делает свое дело, превращая пятачок перед башнями и за ними в обжитое и комфортное пространство. Впечатления дополняют круглые металлические опоры в контуре стеклянного фасада-«чехла» башни перед главным входом – как будто бы оболочка 26-этажного корпуса воспарила вверх, приподнялась, открыв для посетителей возможность войти.
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Под землей же здесь все устроено довольно сложно. Под обеими башнями проходит вестибюль станции метро «Римская», он соседствует с парковкой комплекса (парковка, впрочем, из-за сложности коммуникаций на участке сделана отчасти надземной). Кроме того Павел Андреев, архитектор, неизменно заинтересованный в том, чтобы его проекты органично и полезно вписывались в город не только пластически и сюжетно, но и технически, настоял на том, чтобы инженерные коммуникации комплекса были заключены в подземный коллектор, который соседние новые здания могли бы продлить, подключившись к нему. Увы, инициатива не была поддержана: в частности, «Символ» к этому коллектору не стал подключаться, и системы не возникло. Что впрочем ничуть не обесценивает предпринятой в «Золотых воротах» попытки «сделать все правильно»: возможно, другие когда-нибудь используют этот ресурс.