English version

Пять примеров работы с промышленной архитектурой в бюро АСД

Алексей Иванов рассказывает о своем опыте работы с объектами промышленной архитектуры на пяти примерах, различных сюжетно и функционально.

mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД
«Радуюсь я – это
мой труд вливается
в труд моей республики».
В. Маяковский

1.
Промышленная архитектура:
реновация «как у всех».

Реконструкци здания РБO на ул. Тимура Фрунзе. Реализация, 2005 © Архстройдизайн

«Десять лет назад мастерская выполнила проект- реконструкции фасадов одиннадцатого корпуса комбината «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе. Этот пример мы рассматриваем как наиболее распространенный в практике последних 50 лет (как европейской, так и постсоветской) реновации промышленных территорий по причине вывода производства из города или его закрытия. Такая реновация, чаще всего, заключается в переоборудовании бывших промышленных корпусов под жильё, офисы, выставочные залы, музеи – то есть во всё то, что не касается производства.

В ходе обсуждения проекта с Заказчиком мы определили три основные задачи. Первая – сохранить вид по Зубову переулку на усадьбу Всеволожских. На нее раскрывалась красивая видовая ось от Садового кольца, поэтому любое тотальное закрытие территории комплекса было исключено. Второе – мы хотели показать особенности современной трактовки промышленной архитектуры. И последнее – мы хотели добиться эффектной «развертки» красно-кирпичных корпусов по улице Тимура Фрунзе.

Для решения первой задачи предложили стеклянный забор, который не закрывает вид на усадьбу. Для модернизации внешнего вида здания к торцу установлена стеклянно-металлическая «табуретка» обозначившая главный вход в будущий банк. Поиск решения третьей задачи оказался наиболее интересным в данном проекте. Наружные стены были покрашены и для воссоздания единого комплекса нескольких промышленных красно-кирпичных корпусов – краску сняли. Здание оказалось беззащитным перед осадками, кладка требовала ремонта. Ремонт стены провели используя кирпичную смесь на основе боя старого кирпича, но заплаты выделялись на общем фоне. После долгих поисков удалось выбрать гидрофобный состав, позволяющий скрыть разницу между старыми и новыми участками стены. Кладочные швы решили не выявлять, сохранив их совпадения по уровню с поверхностью стены. Таким образом, потеряв некоторую тектоничность, стена приобрела современный образ плоскости-ограждения. Этим объектом мастерская отдала дань общепринятому подходу к работе с промышленной архитектурой – переоборудование и реновация, то есть «как у всех».
***

2.
Котельная как популярный арт-объект

Здание котельной. Реализация, 2008 © Архстройдизайн

«В работе над проектом котельной в Павшинской пойме, заказчик поставил задачу сделать арт-объект, потратил денег в три раза больше, чем от него бы потребовалось, если бы работа велась исключительно над функцией как это принято для подобных объектов. Результат – действительно фотогеничный арт-объект, привлекающий киношников и телевизионщиков. На её фоне уже снято несколько эпизодов разных фильмов, к примеру, в 2014 году там снимали фильм Анны Меликян «Звезда». Неожиданно котельная стала настоящем возбудителем творческой активности.
zooming
Съемка фильма Анны Меликян «Звезда» на фоне котельной, 2014 © Архстройдизайн

Технически подход к этой работе оказался достаточно простым. Сегодняшнее оборудование котельной, как и двести лет назад, очень красиво само по себе – чугунные, а теперь стальные котлы с трубами из нержавеющей стали, переплетения мостов и лестниц. Это оборудование уже кажется экспонатом современного дизайна, именно это мы и решили использовать. Для каждого котла мы установили своё окно-витрину, а для диспетчера создали офис, завершённый огромным круглым окном. Для придания драматизма композиции здание облицовано красным и темно-коричневым бельгийским кирпичом ручной формовки, который создает флёр старого промышленного объекта, будто бы пережившего тяжелые времена».
Здание котельной. Реализация, 2008 © Архстройдизайн
***
3.
Промышленная архитектура как городской квартал

Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Вид со стороны ул. Западная. Проект, 2015 © Архстройдизайн

«Спустя семь лет тот же заказчик обратился с предложением сделать котельную на улице Садовая в г. Одинцово. Наша идеология отношения к технологии как к произведению искусства сохранилась, но всё-таки в этот раз целью стала задача создания нового образа промышленного здания, как естественной части жилой среды. Участок опять оказался в центре района, и, соответственно, нужно было придумать адаптируемый образ.

Для того, чтобы снять присущую промышленному объекту агрессивность по отношению к жилью, мы перевели котельную вглубь участка, выставив перед ней другой дополнительный объем и попробовав, таким образом, создать образ жилого квартала с внутренним двором. При этом общий план раскрывается в сторону стеклянного портала котельной, за которым снова видно оборудование.
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Проект, 2015 © Архстройдизайн
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Проект, 2015 © Архстройдизайн
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Проект, 2015 © Архстройдизайн
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Проект, 2015 © Архстройдизайн

Генплан во многом был продиктован требованиями технологий – объездные дороги, закопанные резервуары, необходимые расстояния от них до административных помещений или парковок – всё это привело к функциональной схеме, которая, тем не менее, оказалась достаточно живой. Внутренний двор превратился в ресторан. То, что мы называем диспетчерской, по нормам может быть переоборудовано в офисное здание с фитнесом и другими административными помещениями.

Оказалось, что в этом случае котельная с дополнительными корпусами превратилась в гибкий архитектурный объект, который мы можем трактовать как музей, как жилой квартал, как офисный центр – как что угодно типично городское».
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Проект, 2015 © Архстройдизайн
Административно-офисное здание с водогрейный котельной в г. Одинцово. Генеральный план. Проект, 2015 © Архстройдизайн
***
4.
Котельная как городской парк

ЦТП в Одинцово © Архстройдизайн

«Здесь речь идёт снова о городе Одинцове и переоборудовании котельной под тепловой пункт в составе двадцатиэтажного здания. Снова расположение котельной было центральным – она замыкала видовую ось улицы Маршала Бирюзова. Здесь напрашивалась доминирующая вертикаль на пересечении пешеходных путей. Занимаясь освоением участка, мы поняли, что невозможно не затронуть детский парк, то есть необходимо каким-то образом привязать его к нам. За ним есть ещё один парк с церковью, а рядом расположен центральная площадь, тоже похожая на парк – уникальный объект благоустройства: подобный есть в Зеленограде, в Ижевске, что-то похожее на корбьюзеанскую площадь со свободным расположением городских общественных объектов, находящихся в окружении зелёных насаждений и водоема.
ЦТП в Одинцово. Генеральный план © Архстройдизайн
Котельная послужила своеобразным катализатором создания единой парковой зоны в центре города. К сожалению, в проекте удалось не всё: мы пробили оси, но, не имея возможности проходить сквозь здания, пришлось их огибать. Мы воспринимаем это как упражнение – неожиданно промышленный объект превращается в узловой пункт для развития паркового хозяйства.

К сожалению, нам не удалось реализовать этот проект, он остался «в ящике» мастерской».
***
 
5.
Промышленная архитектура для формирования ансамбля

Реконструкция кондитерско-булочного комбината «Простор». Проект, 2015 © Архстройдизайн
«Конкурс по реконструкции части помещений и фасадов комбината «Простор», который мы выиграли в команде с архитекторами бюро Manipulazione Internazionale в 2015 году, на стадии проектной документации перерос в проект масштабной реконструкции зданий с пристройкой нескольких новых сооружений.

Основной задачей конкурса была идея приведения фасадов в соответствие с внутренним высокотехнологическим производством. Предложение по фасадам сделали архитекторы Manipulazione Internazionale, но когда конкурс перерос в проект полного переустройства промышленного комплекса, мы занялись внедрением в технологию транспортного обслуживания и освоением территории.

Итак, это промышленный объект, полностью сохранивший свою первоначальную функцию. Мы учитывали, что в отличие от общественного, такой объект впускает в себя только триста человек, работающих там. Поэтому архитектура может работать здесь исключительно внешней стеной. Чтобы не мешать производству, правильнее возвести пару новых зданий в глубине двора, на месте складов, нежели вторгаться в действующее предприятие. Так на южной границе участка появился бытовой корпус, вместивший общежитие для сотрудников и технические помещения. Было спроектировано здание морозильного склада и склада упаковочных материалов.
Реконструкция кондитерско-булочного комбината «Простор». Въездная группа. Проект, 2015 © Архстройдизайн

Основные изменения затронули прямоугольный в плане производственный цех переменной этажности с перепадом от одного до четырёх этажей. Здесь надстройки появились, – над складскими помещениями. Со стороны двора на новых фундаментах возвели дополнительную шестиэтажную пристройку с производственной и складской функциями. По внешнему периметру в первых этажах разместился профильный магазин.


Главный вывод из опыта работы с промобъектами состоит в том, что поэт оказался прав: проектировать производство – занятие благородное. Вне зависимости от архитектурного результата – результат всегда положительный».
zooming
Реконструкция кондитерско-булочного комбината «Простор». Фасад бытового и производственного корпусов. Фасад. Проект, 2015 © Архстройдизайн
zooming
Реконструкция кондитерско-булочного комбината «Простор». Фасад бытового и производственного корпусов. Фасад. Проект, 2015 © Архстройдизайн
Реконструкция кондитерско-булочного комбината «Простор». Генеральный план. Проект, 2015 © Архстройдизайн
*** 
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД

10 Февраля 2017

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Сейчас на главной
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.