Алексей Комов: вера без иллюзий

Советник по архполитике Евпатории, многолетний увлечённый исследователь курортной архитектуры Крыма, а теперь ещё и настоящий курортный урбанист – о жизни, планах на «Зодчество», о съезде САР и его ценности.

mainImg
В 2016 году на пляжах и улицах Евпатории появились деревянные киоски, скамейки, спасательные вышки и довольно просторные тенты для загорающих. Алексей Комов говорит, что это только начало, город относится к дизайн-коду позитивно и инвесторы рады следовать ему, поскольку комфортная среда привлекает больше отдыхающих и, конечно, служит комфортному отдыху горожан. Вероятно, это только начало работы, но уже сейчас урбанистические вкрапления выглядят не хуже некоторых московских, а некоторых – получше. Хотя они вовсе не дорогие – денег мало, и вообще сложно – признаётся Алексей. Но курортная специфика учтена, по словам архитектора, новые объекты буквально растут из истории курортного города. Что можно признать, глядя на картинки. Алексей подробно рассказал нам о своей работе и взглядах на Крым и жизнь. И о своем проекте на фестивале Зодчество.
zooming
Новые киоски на набережной Горького в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Новые киоски на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Новые киоски на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
«Кинопортал» на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

– Алексей, Вы с конца 2014 года были главным архитектором, а теперь, с сентября – советник по архитектурной политике Евпатории. Как ваш энтузиазм, не угас ли за прошедший период? Кроме того Вы как-то обмолвились: то, что удается сделать – вообще подвиг.

– Настоящая любовь это и есть подвиг, самопожертвование. Я фанатик, однолюб, как и два года назад перед первым участием Крыма на всероссийском фестивале Зодчество 2014 говорил в интервью Архи.ру и сейчас повторюсь: для меня «Крым мой».

Те, кто приходит в Крым сейчас и не чувствует его «нерв» – обречены на профанацию и бег по кругу до полного изнеможения, включая моральное, финансовое и репутационное. Крым это Солярис и по-Лему, и по-Тарковскому одновременно... Не ты занимаешься им, а он тобой.

Ноосфера глубиной в тысячелетия – у него всё и помногу раз уже было, он перемалывал всех и вся, оставаясь Крымом. Поэтому однобокий экстенсивный девелоперский подход к «Крымской территории» точно неэффективен, как он в итоге провалился и на материке. Работа с крымской идентичностью для меня лично, чего и всем коллегам желаю, требует филигранного подхода, надо вжиться «без обратного билета» в метафизику Соляриса, как бы Крым не пугал своей запредельной иррациональностью.

Тогда, ещё в 2012 году наш «Курортоград» был задуман как просветительский проект тремя соратниками: мной как архитектором, а также художником Андреем Ягубским и искусствоведом Николаем Васильевым. Мы старались показать на примере Евпатории уникальность наследия советской курортной среды Крыма, что было продемонстрировано нами в первом Крымском павильоне на Зодчестве 2014. В процессе масштабное исследование Евпатории переросло в движение и рабочую лабораторию по изучению «генома» развития древнего города с архитектурным ресурсом среды и территории глубиной в 2,5 тысячелетия. Культурный ландшафт Евпатории одновременно и физический – он абсолютно рукотворен на плоском степном побережье. Человеческое начало представляет собой гуманитарный смысл разгадки ребуса города, которому необходимо вспомнить себя: у него всё уже было в истории, и не раз. Чтобы получить полный диагноз и начать градолечение, необходимо было «прожить по обе стороны баррикад» городского устройства. Опыт и результаты появились под моим руководством: в 2015 я работал в статусе главного архитектора Евпатории, сейчас я советник по архитектурной политике.
Скамейка в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Навес-пергола и вышка спасателей на пляже в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

В крайне непростых, в общем-то уникальных условиях были разработаны и внедрены регламентные архетипы и выполнены объекты единого стиля благоустройства курортной зоны от набережных и пляжей до исторического центра, которые по всему городу обозначили в сознании горожан обновлённую традицию благоустройства, как инструмента#1 тактической урбанистики преобразования среды Курорта. Работа продолжается и сегодня, прямо сейчас. Оглядывая двухлетний путь, остро чувствуешь свой личный, тот самый крымский нерв: безусловная вера, без лишних иллюзий, мой «прагматичный романтизм».
Навес-пергола на пляже в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума. Регина Зинатуллина, КГАСУ. Башня Курёхина. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

– Очень красивые павильоны, такие воздушные... Пропитаны ощущением советского счастья, как и вся символика, и логотип ваш стилизован под, я бы сказала 1960-е. Это намеренное предпочтение актуальной псевдосоветской моды – все эти стилизованные автоматы газированной воды есть и в Москве. Народ любит вспоминать советское прошлое из кино. У Вас даже картинки стилизованы под цвет пленки «Кавказской пленницы». Это личное, или это общая тенденция, например, в Крыму?

– Я авангардный традиционалист. Это сборка дизайн-кода курортного. Здесь важно не просто уловить какой-то конкретный стиль или дух, а сделать гибкий инструментарий. И для Старого города, и для Курортной зоны, и для других мест. Это процесс осознания Евпаторийского стиля. То, что я исследователь позволяет мне говорить на языке курортного города, не заикаясь.

Кстати, удивительно, но Вы правы. Единообразно и одномоментно «крымский курортный стиль» был оформлен как раз в период оттепели. Тогда было придумано всё от первых изящных остановок и автовокзалов до шрифтов на лимонадах и городских знаках.

И «Пленница», надо сказать, снималась в Крыму, а не на Кавказе...

– А почему не придумать сейчас совершенно другой образ вместо ретро?

– Это не ретро, отнюдь; прямых аналогов нет. Это уважительное отношение к крымской архитектурной традиции. Крымская архитектурная парадигма в том, что архитектура здесь не главное, она должна быть на третьих ролях. Главное – «Природа», та самая ландшафтная идентичность. Я не занимаюсь в Евпатории «объектами», я занимаюсь средой. Кто-то видит ретро, кто-то авангард, кто-то не видит вообще, а наслаждается атмосферой города в целом и морем. И это прекрасно. Я растворён в традиции, она для меня авангард сегодня. В этом я солидарен со своим другом, коллегой и единомышленником Степаном Липгартом. Он бывал уже неоднократно у меня.

А новым образом мы с Александром Лекайе и Азатом Романовым занимаемся в рамках разработки проекта "Крымской Исторической Транспортной Системы".

– Говорят, Вас недавно приглашали в Севастополь, и как Вам?

– Да, было дело. Севастополь для архитектора-исследователя – это, в принципе, город-мечта, а если ещё точнее, реализованная послевоенная мечта архитекторов и градостроителей, феноменальный полис! По сути, столица Русской идентичности и Крымского стиля. Но парадоксально: у нас в Евпатории в городской среде сейчас гораздо больше «истинного Севастополя», чем в самом Севастополе, где среда катастрофически дезорганизована.

Оказывается, наблюдать сегодня за бурлениями в Севасе, это также «увлекательно», как следить за перипетиями каких-нибудь чемпионатов с турнирными раскладами и таблицами. Все и вся в обороне по отношению друг к другу, изнутри и вовне. Только сам Город сирота, как бы ни при чём, фоном, сам по себе, со своими камнями.

В Республике Крым поспокойнее, без чемпионата, без накала и экзальтации.
А для меня прежде всего важна команда, взаимодействие с архитектурным сообществом, пропаганда и развитие на деле уникального городского стиля и его среды, помимо, конечно, генплана и операционной рутины. Как эти условия можно соблюсти для «турнира без правил» – вопросы уже не ко мне.

– Как сейчас вообще с архитектурой и как живется архитекторам в Крыму?

– Говорю лично от себя: непросто. Крыму нужна поддержка российского архитектурного цеха как никогда, а не «бесконечные говорильни» в надежде урвать федеральный заказ. Надо более активно, без фиги в кармане, на деле включать в работу крымских специалистов, крайне востребована широкая аналитика под эгидой САР, а также ставка на крымскую молодежь, прошедших обучение или получившие реальный опыт на материке. Стадия игривого «похлопывания по плечу» давно прошла.

Архитектура у нас везде, к сожалению, заложница сиюминутных выгод стройкомплекса, а здесь в Крыму тем более – в его герметичных условиях, но Архитектура в силах направлять и объединять города, способствуя социальным, духовным и психологическим нуждам. И в Крыму, как в увеличительном зеркале всё предельно выпукло и очевидно.

Застройка современных крымских поселений вне среды, вне приоритетов, вне законов делают города по сути ничьими: невозможно хранить, беречь, развивать – а возможно только продолжать паразитировать до полного физического и социального опустошения от сезона к сезону.

Две базовые ценности, которые категорически невозможно «ломать об колено», как это у нас зачастую принято, и через которые территория влияет на людей, которые сами в идеале её же продукты. Природный крымский приоритет номер один – «ландшафтная идентичность»! Второй – Культурный приоритет в пространственном развитии крымского города, это фактор Традиции, антропоморфный «дух места»: тысячелетнее наследие и преемственность, мозаика стилей, сложный архитектурный код...

Можно долго ходить по кругу, молиться и петь мантры на будущие генпланы и социально-экономические стратегии, но если не отдавать себе отчёт в корневых приоритетах территории, ни один крымский город никогда не станет «своим и бескорыстным». Тем более сейчас, когда опасный разрыв между рутинной городской операционкой крымских муниципалитетов и стратегическим горизонтом без заполнения наглядной тактикой «здесь и сейчас» опасно увеличивается.

Именно тактика связывает стратегический и оперативный уровни. Не от «жира», как на материке, а именно реальная тактическая урбанистика. Кстати, на прошлом Зодчестве 2015 я курировал экспозицию, которая так и называлась «Реалии тактической урбанистики Крыма».

В крымском курортном городе, как, например, в Евпатории, быстрые и качественные реализации на основе регламентов, правил благоустройства, вроде тенистых навесов и удобных скамеек могут значительно изменить психологическую атмосферу. Качественные, осязаемые во времени результаты благоустройства среды – для людей! – должны ставиться как насущная управленческая цель, где социальная задача – снизить уровень общественного дискомфорта. Тогда и городское сознание «даёт фору» на воплощение долгих и многодельных инфраструктурных проектов со средним и дальним стратегическим полётом.
 
– Что Вы покажете на Зодчестве 2016? Чем отличается Евпаториум от Территориума? Что покажет Союз Молодых Архитекторов Крыма?

– ЕВПАТОРИУМ это краеугольная часть экспозиции нашего курса урбанистических практик. Так, удалось объединить архитектурную молодёжь на платформе летней школы ТЕРРИТОРИУМА евпаторийской темой как суперидеей: придумать и разработать реальные продукты городской среды, разных масштабов и типологий, причём на основе технологии деревянного конструирования и домостроения, которые можно увидеть и пощупать.

Все проекты ЕВПАТОРИУМА реальные: от Литературного сквера до Восточного базара.
Одного решительного активизма, даже подкреплённого ресурсами, недостаточно, это повсеместная иллюзия – всегда нужны профессионалы, «комиссары развития от станка» с опытом, которые могут показать, объяснить, как устроено, как работает, что такое хорошо и что такое плохо.

Удивительное дело: все во все времена жалуются на молодёжь; «караул и ужас». Что дескать она не такая, что она сякая, и не та, что раньше. А вот я всегда уверен в ней, без скулежа и причитаний. Надо просто терпеливо уметь заряжать обоюдной верой в искусство архитектуры, в её невероятный драйв созидания.
Работы студентов Евпаториума, куратор Алексей Комов: Екатерина Латыева, Керчь, арх. факультет Суриковского института. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума, куратор Алексей Комов: Дарья Попова, Евпатория. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума. Арка Курёхина, которую планируется установить на «Зодчестве». Алексей Комов и Анастасия Серёгина, Москва. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

В наших группах была архитектурная молодёжь родом из Москвы и Крыма, Сибири и Алтая, Казани... Вот она Россия – её художественный и интеллектуальный задорный каркас. Без ложного пафоса, забалтывания и фальши – просто живой «архитектурный рок-н-ролл», настоящий авангард.

На живом примере работы в Евпатории удалось «зажечь» ребят и главное – показать им в развитии реальную работу с территорией, и – как в крайне непростой ситуации делать средовые работающие продукты. Ребята возвращаются в свои вузы, в свой образовательный процесс, заражённые животворными бациллами «архитектуры прямого действия».

Один из объектов мы планируем построить с помощью НЛК-Домостроение во дворе пятого корпуса Трёхгорки на время фестиваля. Внутри павильона покажем интересные евпаторийские проекты дипломников из московских МАРХИ и Строгановки, и казанского КГАСУ, а после фестиваля конструкция отправится в Крым на постоянную дислокацию.

– НЛК-Домостроение вам во всем помогает или только делать выставку на Зодчестве? Насколько обширен диапазон этого сотрудничества? 

– НЛК-Д помогает второй год в подготовке конструкций для экспозиций на Зодчестве. Также в ряде крымских проектов мы пользовались их мощнейшими инженерными ресурсами. Это большое интеллектуальное сотрудничество, где отдельно надо упомянуть Константина Блинова и Семёна Гоглева. Они помогают многим, от конструктивных расчётов до поставки сырья. В Крыму плохо с качественно подготовленным деревом.

– «Арка Курёхина» строится на Трёгорке, а потом куда? 

– После выставки арка будет разобрана и перевезена в парк Ленина в Евпаторию.

– Расскажите про Территориум, что это такое? 

– Сам ТЕРРИТОРИУМ родился у меня в голове сразу после прошлогоднего Зодчества из ретроспективы «Курортограда». С соратниками Никитой Асадовым, товарищем и архитектурным подвижником, вклад которого в русское архитектурное движение ещё будет оценен по достоинству, а также Константином Блиновым, инженерным просветителем, представителем НЛК-Домостроение ТЕРРИТОРИУМ был домыслен и запущен в Казани в ноябре прошлого года. В 2016 был Питер, Алтай после подключения АрхКоворкинга и в лице неутомимого Павла Сонина.

Изначально идея ТЕРРИТОРИУМА была проста: это ни в коем случае не «авторская фирма», а объединение объединений с функцией тактического десанта. Выставка, лекции от «комиссаров развития от станка», архитекторов с реальным пассионарным полевым опытом, которым они делятся в процессе семинаров и воркшопов. Претворение идеи братьев Асадовых вживую – «От события к пространству». Необходимо идти в регионы, притягивая талантливую молодёжь не в центр, а развивая интеллектуальный каркас страны на основе идентичностей разных территориальных архитектурных школ и даже стилей. В этом патриотизм настоящий, а не махание флагами и биение в бубны. Ощущение страны, причастность и преемственность, а иначе зачем всё?

Наш Курортоград когда-то осенью 2014 провел самый первый в Крыму воркшоп, в Евпатории, а сейчас это реальный инструментарий объединения самих молодых крымских архитекторов, что можно будет воочию увидеть в экспозиции Союза Молодых Архитекторов Крыма, чему я очень рад. Выставку также курирую я вместе с симферопольским архитектором Кириллом Бабеевым. Мне важно участвовать и в архшколе ЭВОЛЮЦИЯ с Петром Виноградовым, которая также будет мощно представлена, замыкая наши общие активные полюса.

Понимаете, есть небольшое, но важное количество людей, притягивающих вокруг себя молодёжь, которые создают пассионарный водоворот, реализуют вживую нужные для территорий и людей проекты. Но все разобщены по большому счёту, каждый на своей кочке кулик, придавленный психологией выживания мелкого лавочника, при этом каждый ещё и опасается «развивателей-неархитекторов», которые запросто загребают жар тренированными ручонками.

Признаюсь честно, глобальное объединение неизбежно, если вспомнить как и из чего возник в далеком 1932-м Союз Архитекторов. Мобилизационная модель объединения «новых тридцатых» это данность, но вот как и кем она будет реализована – это вопрос для грядущего съезда. Но Союз Архитекторов нельзя угробить, тогда моментально крышка всем, причём окончательно.

Но я не одинокий прагматичный романтик, в этом надежда и моя вера без иллюзий, и любовь как подвиг, безусловно.

Фотографии: Алексей Комов, Александр Семенченко, Виктория Серебрянская
 

12 Октября 2016

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.