27.10.2014

Алексей Комов: «Для меня Крым – мой»

Куратор проекта «Павильон Крым» на Зодчестве – о составе экспозиции, особенностях архитектуры полуострова и политических коннотациях.

информация:

Борис Белозерский,  Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комов
Борис Белозерский, Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комовоткрыть большое изображение

Архи.ру:
– Как и когда появился Ваш проект?
 
Алексей Комов:
– Он родился в голове у меня давно, лет десять назад, когда я проектировал и строил  в Ялте. Последние пять лет я занимался аккумуляцией сведений о советской архитектурной традиции Крыма. А года два с лишним назад вместе с моими соратниками Николаем Васильевым и Андреем Ягубским удалось соединить любовь к советской архитектурной традиции и потрясающему крымскому городу Евпатория в арт-проекте Курортоград (осенью 2013 г. мы беседовали с авторами об этом проекте – прм. ред.). Экспозиция с успехом прошла и будет еще выставлятся в течение этого года в залах крупных российских городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.
 
Древняя Евпатория, вся ее традиция создана руками человека, это степное «плоское» побережье, здесь не скроешься за  изысками природного крымского ландшафта, как на южном берегу полуострова. Наш проект это исследование западной части крымского города, как неповторимой архитектурной среды возникшей благодаря статусу всесоюзной здравницы, которая до сих пор незаслуженно пребывает в общественном сознании в тени «пыльных стереотипов». Архитектура Курортограда показательно представляет весь путь советской архитектурной школы в чистоте своей курортной типологии и продолжении живой архитектурной городской традиции. Курортоград рассматривается на выставке как модель непрерывного взаимодействия – времени,  концепций и авторов – по созданию  целостной ровной городской среды крымского курорта. На фотографиях и рисунках – местный постконструктивизм, послевоенные постройки, освященные именами Жолтовского, Турчанинова, железобетонный, пластически богатый модернизм. Каждый слой материальной культуры помогает понять смысл и ценность истории этого моногорода – всесоюзной детской здравницы. В этом разнообразии «генетический код» выживания традиции, потенциал для ее трансформации. Курортоград более, чем наглядно, подтверждает и иллюстрирует девиз фестиваля Зодчество 2014: Актуальное Идентичное.
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография ©  Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовым
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография © Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

– Крым сейчас кажется какой-то грустной темой, нагруженной политически так, что о море, караимах, запахе шалфея или о советских санаториях думать затруднительно. Всё больше получается о «зеленых человечках», очередях, ценах и паспортах для местных жителей – это как минимум. А у Вас как получается думать об архитектуре отдельно от коннотаций?
 
– Каждый сам кузнец своих коннотаций. Никакого диссонанса нет. Просто я искренне люблю Крым, люблю его людей, природу, его традиции. Крым для меня всегда был радостным источником обновления. Одним «крым-наш», кому-то «крым-их», а для меня «крым-мой». Вот и весь секрет. Делом надо заниматься, не о себе думать на фоне коннотаций, а помогать людям, чем мы давно собственно и занимаемся с коллегами из Союза Молодых Архитекторов Крыма и другими прекрасными крымскими энтузиастами. Совместно устраиваем лекции, конкурсы, исследовательские форумы для молодых архитекторов полуострова. А «крымский шалфей», можно сказать, у меня в крови еще с девятнадцатого века по отцовской линии, от моих прадедов из Симферопольского уезда. Отсюда, подозреваю, моя энергетика, которая порой даже шокирует, но, тем не менее, не дает отвлекаться от главного (смеется).
 
Помимо собственно крымского павильона на «Зодчестве» для меня очень важна возможность привезти ребят из евпаторийской ДХШ, чтобы они могли поучаствовать в работе детского архитектурного сектора фестиваля. Они примут участие в конкурсе во всех трех номинациях! А в новом году мы планируем открыть на базе школы архитектурное отделение в Евпатории. Есть программа, люди, а главное желание и воля.
Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовым
Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

– Что связывает между собой ту крымскую архитектуру, которую Вы планируете показать? Что в ней особенного или, говоря словами кураторов, идентичного? Чем она отличается от соседней кавказской?
 
– Удивительна парадигма крымской архитектуры, где врачебный постулат: «Не навреди!» действительно определяющий. Тысячелетняя традиция полуострова выросла не на противопоставлении личности и среды, воли архитектора и ландшафта, а в их творческом союзе. Архитектура заведомо тут должна быть на вторых и даже третьих ролях, прима здесь – уникальная природа Крыма: тонкая органика и масштаб, без брутальной природной монументальности, свойственной кавказскому побережью. «Как так архитектура не главное?!», – звучит дико для нашей пресыщенной публики, где среда –  глобальный супермаркет недвижимости, а новые здания – яркие артефакты на его прилавках, наперебой кричат: «Я здесь! Купи меня!». Достоинство и скромность не совместимы с гордыней, и этому стоит поучиться у Крымской архитектурной школы, которую мы приоткрываем в нашем проекте. Экспозиция павильона составлена с Николаем Васильевым из трех взаимосвязанных частей, посвященных сложению Крымской архитектурной школы в последнее столетие.
 
Первая часть экспозиции павильона: Мастер посвящена творческому наследию пионера довоенной советской архитектуры Крыма Бориса Белозерского.
 
Вторая часть экспозиции: Среда представляет ретроспективу курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов в формате первоначально обособленной выставки «Курортоград: Евпатория и наследие советской архитектуры».
 
Третья часть экспозиции: Панорама «Крымской архитектурной школы» задумана как срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет, отвечающих концепции Фестиваля. Причем упор делается именно на новую молодую волну, и здесь отдельная признательность Кириллу Бабееву и Дмитрию Дегтяреву кураторам Союза Молодых Архитекторов Крыма, настоящим архитектурным патриотам Крыма, составившим этот раздел. К слову сказать, молодое архитектурное бюро Дмитрия Дегтярева «8D» из Симферополя выиграло этим летом престижный московский конкурс от компании «Мортон» с ЖК «Супрематизм» в районе Красноказарменной улицы, и это еще раз подтверждает  безусловную силу талантов архитектурной школы полуострова безо всяких коннотаций.
 
– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?
 
– На выставках Курортограда всегда много молодежи, к ней мы обращаемся и теперь уже с экспозицией всего крымского павильона. Нынешним поколениям «всё включено», довольно непросто понять, но для жителей гигантской закрытой страны долгое время в словах «мы едем на море!» звучала, прежде всего, крымская нота. Мы с Николаем Васильевым заново открываем для них нам известный с детства, а им зачастую неведомый богатый традициями пласт культуры. В этом наш просветительский посыл. Это важно, конечно, и для самих крымчан – увидеть себя, свое наследие и свое творчество со стороны. Лицом к лицу лица не увидать. Кстати, в начале декабря, перед Зодчеством мы показываем Курортоград на его Родине в Евпатории, на биеннале современного искусства.
 
Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или может быть логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?
 
– Крым это единый курортный регион. Поиск идентичности, на самом деле, именно тут напрямую связан с благополучием. Факторы своеобразия – слагаемые и модного брендирования, и пресловутой туристической привлекательности и т.п. Главное «складывать» их с умом и любовью, не забывая о людях, наследии и уникальной природе.
 
беседовала: Юлия Тарабарина
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовым
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Токарев
  • Сергей  Цыцин
  • Карен  Сапричян
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Левон Айрапетов
  • Александр Асадов
  • Борис Стучебрюков
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Бавыкин
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Юрий Виссарионов
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Перцухов
  • Борис Левянт
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Сергей Эстрин
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Даниил Лоренц
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Анатолий Столярчук
  • Алексей Иванов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Горяинов
  • Александр Скокан
  • Михаил Крымов
  • Никита Явейн
  • Олег Шапиро
  • Дмитрий Онищенко
  • Сергей  Курдюков
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «Парус»
  • Частный объект в коттеджном посёлке Гринвич
  • Детский сад в г. Белоярский
  • Концепция обновления общественных пространств в Туле
  • Благоустройство Боровицкой площади
  • Благоустройство территории спорткомплекса «Лужники»
  • Благоустройство Триумфальной площади
  • Молодежный сквер в Казани
  • Народный сквер

Технологии:

30.05.2016

КНАУФ-лист: новый ГОСТ – новые возможности

Гипсокартонный лист КНАУФ-лист как основной материал «сухого строительства» дает поистине безграничные возможности для творчества в создании рабочего пространства и жилой среды, обеспечивая при этом максимальную функциональность и экологичность.
Северо-Западная сбытовая дирекция КНАУФ
27.05.2016

Cветло–молочные, кремовые, серые, черные и серебристые – все это новые цвета клинкера Hagemeister, которые Кристиан Хагемайстер привез в Москву на МОСБИЛД

ЖК «Milkhouse» в Новосибирске, «Egodom» и «Снегири» в Москве, а также самая большая клинкерная стройка в Европе и «секретные» технологии специально для российских заказчиков – в интервью с представителями компании с 150-летней историей.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.05.2016

Для нового квартала в Ставрополе проектировщики, международное бюро Aedas, выбрали безрамное финское остекление Lumon

Система LUMON 5 на сегодняшний день является самой современной системой остекления. В комбинации со специальным стеклом Stopsol Phoenix конструкция прекрасно выглядит на фасаде, функциональна и практична.
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
другие статьи