27.10.2014

Алексей Комов: «Для меня Крым – мой»

Куратор проекта «Павильон Крым» на Зодчестве – о составе экспозиции, особенностях архитектуры полуострова и политических коннотациях.

информация:

Борис Белозерский,  Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комов
Борис Белозерский, Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комовоткрыть большое изображение

Архи.ру:
– Как и когда появился Ваш проект?
 
Алексей Комов:
– Он родился в голове у меня давно, лет десять назад, когда я проектировал и строил  в Ялте. Последние пять лет я занимался аккумуляцией сведений о советской архитектурной традиции Крыма. А года два с лишним назад вместе с моими соратниками Николаем Васильевым и Андреем Ягубским удалось соединить любовь к советской архитектурной традиции и потрясающему крымскому городу Евпатория в арт-проекте Курортоград (осенью 2013 г. мы беседовали с авторами об этом проекте – прм. ред.). Экспозиция с успехом прошла и будет еще выставлятся в течение этого года в залах крупных российских городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.
 
Древняя Евпатория, вся ее традиция создана руками человека, это степное «плоское» побережье, здесь не скроешься за  изысками природного крымского ландшафта, как на южном берегу полуострова. Наш проект это исследование западной части крымского города, как неповторимой архитектурной среды возникшей благодаря статусу всесоюзной здравницы, которая до сих пор незаслуженно пребывает в общественном сознании в тени «пыльных стереотипов». Архитектура Курортограда показательно представляет весь путь советской архитектурной школы в чистоте своей курортной типологии и продолжении живой архитектурной городской традиции. Курортоград рассматривается на выставке как модель непрерывного взаимодействия – времени,  концепций и авторов – по созданию  целостной ровной городской среды крымского курорта. На фотографиях и рисунках – местный постконструктивизм, послевоенные постройки, освященные именами Жолтовского, Турчанинова, железобетонный, пластически богатый модернизм. Каждый слой материальной культуры помогает понять смысл и ценность истории этого моногорода – всесоюзной детской здравницы. В этом разнообразии «генетический код» выживания традиции, потенциал для ее трансформации. Курортоград более, чем наглядно, подтверждает и иллюстрирует девиз фестиваля Зодчество 2014: Актуальное Идентичное.
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография ©  Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовым
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография © Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

– Крым сейчас кажется какой-то грустной темой, нагруженной политически так, что о море, караимах, запахе шалфея или о советских санаториях думать затруднительно. Всё больше получается о «зеленых человечках», очередях, ценах и паспортах для местных жителей – это как минимум. А у Вас как получается думать об архитектуре отдельно от коннотаций?
 
– Каждый сам кузнец своих коннотаций. Никакого диссонанса нет. Просто я искренне люблю Крым, люблю его людей, природу, его традиции. Крым для меня всегда был радостным источником обновления. Одним «крым-наш», кому-то «крым-их», а для меня «крым-мой». Вот и весь секрет. Делом надо заниматься, не о себе думать на фоне коннотаций, а помогать людям, чем мы давно собственно и занимаемся с коллегами из Союза Молодых Архитекторов Крыма и другими прекрасными крымскими энтузиастами. Совместно устраиваем лекции, конкурсы, исследовательские форумы для молодых архитекторов полуострова. А «крымский шалфей», можно сказать, у меня в крови еще с девятнадцатого века по отцовской линии, от моих прадедов из Симферопольского уезда. Отсюда, подозреваю, моя энергетика, которая порой даже шокирует, но, тем не менее, не дает отвлекаться от главного (смеется).
 
Помимо собственно крымского павильона на «Зодчестве» для меня очень важна возможность привезти ребят из евпаторийской ДХШ, чтобы они могли поучаствовать в работе детского архитектурного сектора фестиваля. Они примут участие в конкурсе во всех трех номинациях! А в новом году мы планируем открыть на базе школы архитектурное отделение в Евпатории. Есть программа, люди, а главное желание и воля.
Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовым
Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

– Что связывает между собой ту крымскую архитектуру, которую Вы планируете показать? Что в ней особенного или, говоря словами кураторов, идентичного? Чем она отличается от соседней кавказской?
 
– Удивительна парадигма крымской архитектуры, где врачебный постулат: «Не навреди!» действительно определяющий. Тысячелетняя традиция полуострова выросла не на противопоставлении личности и среды, воли архитектора и ландшафта, а в их творческом союзе. Архитектура заведомо тут должна быть на вторых и даже третьих ролях, прима здесь – уникальная природа Крыма: тонкая органика и масштаб, без брутальной природной монументальности, свойственной кавказскому побережью. «Как так архитектура не главное?!», – звучит дико для нашей пресыщенной публики, где среда –  глобальный супермаркет недвижимости, а новые здания – яркие артефакты на его прилавках, наперебой кричат: «Я здесь! Купи меня!». Достоинство и скромность не совместимы с гордыней, и этому стоит поучиться у Крымской архитектурной школы, которую мы приоткрываем в нашем проекте. Экспозиция павильона составлена с Николаем Васильевым из трех взаимосвязанных частей, посвященных сложению Крымской архитектурной школы в последнее столетие.
 
Первая часть экспозиции павильона: Мастер посвящена творческому наследию пионера довоенной советской архитектуры Крыма Бориса Белозерского.
 
Вторая часть экспозиции: Среда представляет ретроспективу курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов в формате первоначально обособленной выставки «Курортоград: Евпатория и наследие советской архитектуры».
 
Третья часть экспозиции: Панорама «Крымской архитектурной школы» задумана как срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет, отвечающих концепции Фестиваля. Причем упор делается именно на новую молодую волну, и здесь отдельная признательность Кириллу Бабееву и Дмитрию Дегтяреву кураторам Союза Молодых Архитекторов Крыма, настоящим архитектурным патриотам Крыма, составившим этот раздел. К слову сказать, молодое архитектурное бюро Дмитрия Дегтярева «8D» из Симферополя выиграло этим летом престижный московский конкурс от компании «Мортон» с ЖК «Супрематизм» в районе Красноказарменной улицы, и это еще раз подтверждает  безусловную силу талантов архитектурной школы полуострова безо всяких коннотаций.
 
– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?
 
– На выставках Курортограда всегда много молодежи, к ней мы обращаемся и теперь уже с экспозицией всего крымского павильона. Нынешним поколениям «всё включено», довольно непросто понять, но для жителей гигантской закрытой страны долгое время в словах «мы едем на море!» звучала, прежде всего, крымская нота. Мы с Николаем Васильевым заново открываем для них нам известный с детства, а им зачастую неведомый богатый традициями пласт культуры. В этом наш просветительский посыл. Это важно, конечно, и для самих крымчан – увидеть себя, свое наследие и свое творчество со стороны. Лицом к лицу лица не увидать. Кстати, в начале декабря, перед Зодчеством мы показываем Курортоград на его Родине в Евпатории, на биеннале современного искусства.
 
Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или может быть логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?
 
– Крым это единый курортный регион. Поиск идентичности, на самом деле, именно тут напрямую связан с благополучием. Факторы своеобразия – слагаемые и модного брендирования, и пресловутой туристической привлекательности и т.п. Главное «складывать» их с умом и любовью, не забывая о людях, наследии и уникальной природе.
 
беседовала: Юлия Тарабарина
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовым
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовымоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Юрий Виссарионов
  • Алексей Перцухов
  • Александр Бровкин
  • Даниил Лоренц
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Ликин
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Крымов
  • Алексей Горяинов
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Чобан
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Бирюков
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Валерия Преображенская
  • Борис Левянт
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Олег Карлсон
  • Арсений Леонович
  • Михаил Канунников
  • Сергей Труханов
  • Сергей  Цыцин
  • Константин Ходнев
  • Никита Токарев
  • Сергей  Орешкин
  • Алексей Бавыкин
  • Тотан Кузембаев
  • Юлий Борисов
  • Илья Уткин
  • Сергей  Курдюков
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Карен  Сапричян
  • Алексей Иванов
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Онищенко
  • Борис Стучебрюков
  • Сергей Эстрин
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс на Магнитогорской улице
  • Проект небоскреба для конкурса Evolo-2016
  • Жилой дом на Малой Ордынке
  • Жилой комплекс «Славутич»
  • Проект-концепция храма Святой Екатерины
  • Малоэтажный многоквартирный жилой дом повышенной комфортности в квартале «Ёлки-парк»
  • Реконструкция Спасской площади в Кирове
  • Учебно-спортивный комплекс в Кирове
  • Архитектурно-панировочная концепция стрелкового комплекса в Кирове

Технологии:

14.07.2016

ALT VC65. Витражное остекление, каким вы его себе представляли

ГК «АЛЮТЕХ» удалось объединить все пожелания в системе витражного остекления ALT VC65.
АЛЮТЕХ
13.07.2016

Чудо – дом из 3D-принтера с чудо-электроникой для интеллектуальных зданий от АББ

Арабские Эмираты ставят очередные рекорды в индустрии строительства и технологий.
АББ (АВВ)
11.07.2016

Каминный дом

Такой дом идеально подходит для организации семейных торжеств, праздничных мероприятий и деловых переговоров, а системы остекления позволяют превратить часть пространства или в открытую летнюю террасу, или надежно защитить каминную атмосферу снежной зимой.
ЮБК
08.07.2016

Сад на крыше варшавской библиотеки – крупнейший в Европе

Библиотека Варшавского университета с висячими садами, каскадом спускающимися до уровня земли, попала во все путеводители по польской столице. Судя по отзывам туристов, эти сады на крыше – самое волшебное пространство в Варшаве.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
30.06.2016

Безрамное остекление Lumon в телевизионном проекте «Прозрачная гостиная»

Когда владельцы квартиры жалуются на недостаток света – Lumon поможет!
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
30.06.2016

КНАУФ-Файерборд. Проверено: не горит!

Негорючие плиты КНАУФ-Файерборд специально разработаны компанией КНАУФ для обеспечения повышенных требований в области пожарной безопасности зданий и сооружений.
Северо-Западная сбытовая дирекция КНАУФ
другие статьи