Надежда Снигирева: «Архитектор может и должен выступать в роли активиста»

О принципах и плодах партисипации, или «соучаствующего проектирования» – разговор с партнёром «Проектной группы 8» из Вологды Надеждой Снигиревой.

mainImg
Надежда Снигирева и Дмитрий Смирнов, одни из основателей вологодской «Проектной группы 8», во вторник в школе МАРШ прочитали лекцию, совмещенную с презентацией книги Генри Саноффа «Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов», издание которой архитекторы инициировали и подготовили сами. Обозначенным в книге принципам Надежда и Дмитрий давно следуют сами, несмотря на то, что в России архитектура традиционно насаждалась сверху. В довольно авторитарной архитектурной практике нашей страны не принято прислушиваться к мнению пользователей и уж тем более пытаться их вовлечь в процесс проектирования. «Проектная группа 8» вот уже несколько лет пытается противостоять сложившейся системе, активно привлекая жителей Вологды к участию в жизни родного города. О том, насколько это получается, мы попросили рассказать архитектора и специалиста по соучаствующему проектированию Надежду Снигиреву, которая уже излагала свои идеи в статье, опубликованной полгода назад на Архи.ру.
Надежда Снигирева © Проектная группа 8
© Проектная группа 8

Архи.ру:
– Какой смысл вы вкладываете в понятие «соучаствующее проектирование»?

Надежда Снигирева:
– Определение этому понятию давал еще Вячеслав Глазычев. Но мы внесли в него много своего. Отказавшись от таких труднопроизносимых и не вполне понятных обычным людям терминов, как партиципация или демократический дизайн, мы придумали емкое и простое название сложному процессу. Оно подразумевает участие не только горожан. Важно охватить самые разные дисциплины – дизайн, маркетинг, урбанистику, выстроить диалог с городской властью и бизнес-сообществом. Соучастное проектирование – это процесс с привлечением всех заинтересованных сторон. А результатом процесса в идеале должен быть проект, соответствующий ожиданиям жителей.

– Чем такой метод может быть полезен в российских условиях проектирования?

– Для нас всё началось с осознания того, что в процессе проектирования зачастую отсутствуют проектные коммуникации. Нет команды специалистов, нет понимания: для чего создается проект и кто им будет пользоваться. В итоге городская среда формируется по инициативе инвестора, но влияет в первую очередь на жизнь местного сообщества, часто не готового к переменам. В результате неизбежно возникает общественный резонанс, недовольство горожан, а иногда и запрет на строительство. Заказчик теряет средства, люди получают массу негативных эмоций. Наша цель – выстроить процесс иначе. Исследование и учет всех мнений должен предшествовать проектированию и являться его основанием.

– Как вам удается применять подобный подход на практике?

– На практике необходимо не только вовлечение. На начальном этапе нужна инициатива. Один из показательных примеров реализации такого подхода – остановка общественного транспорта «Драмтеатр» в Вологде. Это была инициатива снизу. Наше бюро приняло участие в молодежном форуме, где мы попытались привлечь внимание к проблемам общественного транспорта и дефицита остановок в городе, из-за чего пассажиры, ожидая автобус, вынуждены были мокнуть под дождем. Нам удалось занять первое место и в качестве приза получить поддержку реализации своего проекта. И всего за три месяца остановка была построена.



За это время мы провели анализ, собрали мнения представителей перевозчиков, департаментов администрации города, сотрудников театра, ревностно отстаивающих идею сохранения облика модернистского здания расположенного рядом театра, и, наконец, самих пассажиров. Спрашивали людей на улице, организовывали встречи и общественные мероприятия. Широкое обсуждение позволило выявить основные предпочтения горожан и на их основе сформулировать ключевые критерии разрабатываемой типологии городских остановок общественного транспорта. К примеру, большинство жителей вместо пластиковых и металлических павильонов, очень часто подвергающихся актам вандализма, хотели видеть деревянные. К дереву в Вологде особое отношение.

Построенная остановка в целости и сохранности стоит уже два года. К сожалению, с точки зрения качества реализации в виду сильно ограниченного бюджета получилось не всё. Но мы показали, что инициатива горожан имеет смысл, а архитектор тоже может и должен выступать в роли активиста.
Остановка «Драмтеатр» © Проектная группа 8
zooming
Исследование и опрос жителей перед строительством остановки «Драмтеатр» © Проектная группа 8

– В роли активистов архитекторы выступили как раз в проекте «Активация». Как вы оцениваете этот опыт?

– Проект преобразования общественных пространств в Вологде был реализован в 2012 году. Архитекторы тогда выступили не только активистами, они своими силами спроектировали и построили пять общественных зон. Интересно, что проект вырос из ничего, реализовывался на средства неравнодушных горожан и предпринимателей, но главное – он показал, что мы, архитекторы, можем повлиять на развитие города.
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
zooming
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
zooming
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8

– Расскажите о вашей инициативе благоустройства дворов в Вологде.

– Мы пробовали работать с дворовыми территориями, но ситуация сильно осложнялась отсутствием бюджета. Решения, предложенные жителям совершенно бесплатно, оказалось некому воплощать. А сами они браться за это не захотели. Несколько лучше получилось в Уфе. Заинтересованность горожан и городских властей нашим опытом соучастного проектирования помогла выработать нужный подход: мало сделать проект, необходимо объяснить, как его реализовать. Говоря словами одного из жителей, «не надо давать людям рыбу, лучше научить их рыбачить». Почему, например, жители повсеместно мастерят лебедей из старых покрышек? Не потому, что они очень им нравятся. А потому, что все знают, как это сделать. Исходя из этой логики, для одного конкретного двора в Уфе мы разработали пошаговую инструкцию и прописали очереди реализации. На момент разработки проекта сформировалась активная группа жителей, которая помогала вовлекать остальное население.
Программа благоустройства дворов в Уфе © Проектная группа 8

Вдохновлённые такими результатами мы запустили инициативу по комплексному благоустройству жилых территорий в Вологде. Будущим летом мы планируем выпустить инструкции для горожан, включающие модель двенадцати шагов, которые помогут жителям привести в порядок двор, оценить качество благоустройства, научиться управлять своей территорией. Этим летом мы планируем принять участие в городском образовательном проекте – «Школа ландшафтного дизайна», которая помогает людям получать базовые знания и навыки в области благоустройства. Также наша команда вместе с архитектурными бюро «Селигер» и «ПЛРК» участвует в работе над преобразованием двух дворов вместе с инициативными жителями в рамках программы «Арт-Двор» для фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе, частичная реализация проектов по благоустройству планируется уже этим летом.
Программа благоустройства дворов в Выксе в рамках фестиваля «Арт-овраг» © Проектная группа 8

– Наверное, самый амбиционный проект с участием вашего бюро – «Новая школа», где вы пытаетесь создать очень гибкую программу для столь жестко ограниченного нормативами учреждения. Опять же, опираясь на мнения и пожелания горожан. Расскажите об этом.

– Строительство новой школы в Вологде – это настоящее событие, причем крайне ответственное. Программа «Новая школа» была разработана осенью 2014 года по инициативе городских властей, я работала над исследованием для данного проекта, которое в итоге легло в основу технического задания на проектирование.
Воркшопы и дизайн-игры в рамках исследования «Новая школа» © Проектная группа 8

Принцип работы в этом случае был схож с анализом, проведенным при проектировании остановки: встречи, семинары, интервью с учителями, учениками и их родителями, мозговые штурмы, исследования и дизайн-игры. Всего в проекте приняло участие более 400 человек, сформулировавших более 500 предложений. Мы работали со школьниками разного возраста. Предлагали детям ответить на простые вопросы, о том, что им нравится и не нравится в их школе, и какой она, по их мнению, должна быть. Забавнее всего свою точку зрения сформулировал ученик начальных классов: «Школа должна быть такой, чтобы её жалко было подрывать». Также дети работали в группах, оценивая территорию, фасады, интерьеры, рекреации и предлагая собственные идеи по улучшению пространства. Можно выделить три основных предложения. Ученики начальной школы свое внимание сконцентрировали на классной комнате. Среднее звено придумало школу-остров, где рекреация – это море, по которому можно путешествовать от одного класса-острова к другому. Старшеклассники же центральное место отвели рекреации, превратившейся в огромный атриум с зонами отдыха и кафе, при этом классы оказались на втором плане.
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

На основе полученных данных было выработано десять ключевых принципов, вошедших в ТЗ. Например, принцип пространственного разнообразия – когда все помещения отличаются друг от друга и демонстрируют достоинства того или иного предмета. Пока проект находится в стадии разработки, но мы надеемся, что наше исследование будет учтено.

– Вы упомянули опыт работы в Уфе. А в каких еще городах, кроме Вологды, вам доводилось внедрять свой соучастный подход к проектированию?

– Мы работали во многих городах. Участвовали в конкурсе в Казани. Проводили воркшоп для архитекторов в Екатеринбурге. Разрабатывали проект с вовлечением местных жителей по развитию села Борисово-Судское в Вологодской области. Участвовали в проведении форума для подростков в Каргополе. В Москве нам удалось принять участие в конкурсе на концепцию реконструкции кинотеатров «Восход» и «Варшава».
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

– Не так давно в Вологде были реконструированы набережные в центральной части города. Планируется реконструкция ещё нескольких участков вдоль реки с вырубкой деревьев и уничтожением существующего ландшафта. Совершенно очевидно, что не все горожане с воодушевлением восприняли этот проект. Не тот ли это случай, где инициатива снизу была бы крайне необходимой?

– В провинции почему-то считается, что бетонные набережные – это хорошо. Но нельзя взять питерскую набережную и перенести ее в Вологду. Из-за этого утрачивается всякая идентичность места. Я знаю, что люди с недоверием отнеслись к проекту. Как только стало известно о планах города, наша команда пыталась вмешаться. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что, к сожалению, ничего изменить уже не сможем. Это федеральная программа. И, как мне объяснили, в разработанном проекте даже артикул плитки менять нельзя. Бывают случаи, когда любая инициатива оказывается бессильной. Но все-таки, если говорить о реализованном участке, следует попытаться собрать мнения горожан, и, к примеру, попробовать «оживить» набережную, сделав ее полностью пешеходной, дополнив ее городской мебелью, растениями, деревьями. Что касается следующих этапов реализации проекта, на мой взгляд, здесь просто необходимо наладить диалог с жителями и учесть уже совершенные ошибки. Очень надеемся, что это будет сделано и не в режиме формальных публичных слушаний. Со своей стороны мы готовы активно участвовать и помогать привлекать горожан к обсуждению и поиску решений.
 

09 Марта 2016

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.