Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.03.2016

Надежда Снигирева: «Архитектор может и должен выступать в роли активиста»

Алла Павликова
Мастерская:
Проектная группа 8

О принципах и плодах партисипации, или «соучаствующего проектирования» – разговор с партнёром «Проектной группы 8» из Вологды Надеждой Снигиревой.

Надежда Снигирева © Проектная группа 8
Надежда Снигирева © Проектная группа 8

Надежда Снигирева и Дмитрий Смирнов, одни из основателей вологодской «Проектной группы 8», во вторник в школе МАРШ прочитали лекцию, совмещенную с презентацией книги Генри Саноффа «Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов», издание которой архитекторы инициировали и подготовили сами. Обозначенным в книге принципам Надежда и Дмитрий давно следуют сами, несмотря на то, что в России архитектура традиционно насаждалась сверху. В довольно авторитарной архитектурной практике нашей страны не принято прислушиваться к мнению пользователей и уж тем более пытаться их вовлечь в процесс проектирования. «Проектная группа 8» вот уже несколько лет пытается противостоять сложившейся системе, активно привлекая жителей Вологды к участию в жизни родного города. О том, насколько это получается, мы попросили рассказать архитектора и специалиста по соучаствующему проектированию Надежду Снигиреву, которая уже излагала свои идеи в статье, опубликованной полгода назад на Архи.ру.
© Проектная группа 8
© Проектная группа 8

Архи.ру:
– Какой смысл вы вкладываете в понятие «соучаствующее проектирование»?

Надежда Снигирева:
– Определение этому понятию давал еще Вячеслав Глазычев. Но мы внесли в него много своего. Отказавшись от таких труднопроизносимых и не вполне понятных обычным людям терминов, как партиципация или демократический дизайн, мы придумали емкое и простое название сложному процессу. Оно подразумевает участие не только горожан. Важно охватить самые разные дисциплины – дизайн, маркетинг, урбанистику, выстроить диалог с городской властью и бизнес-сообществом. Соучастное проектирование – это процесс с привлечением всех заинтересованных сторон. А результатом процесса в идеале должен быть проект, соответствующий ожиданиям жителей.

– Чем такой метод может быть полезен в российских условиях проектирования?

– Для нас всё началось с осознания того, что в процессе проектирования зачастую отсутствуют проектные коммуникации. Нет команды специалистов, нет понимания: для чего создается проект и кто им будет пользоваться. В итоге городская среда формируется по инициативе инвестора, но влияет в первую очередь на жизнь местного сообщества, часто не готового к переменам. В результате неизбежно возникает общественный резонанс, недовольство горожан, а иногда и запрет на строительство. Заказчик теряет средства, люди получают массу негативных эмоций. Наша цель – выстроить процесс иначе. Исследование и учет всех мнений должен предшествовать проектированию и являться его основанием.

– Как вам удается применять подобный подход на практике?

– На практике необходимо не только вовлечение. На начальном этапе нужна инициатива. Один из показательных примеров реализации такого подхода – остановка общественного транспорта «Драмтеатр» в Вологде. Это была инициатива снизу. Наше бюро приняло участие в молодежном форуме, где мы попытались привлечь внимание к проблемам общественного транспорта и дефицита остановок в городе, из-за чего пассажиры, ожидая автобус, вынуждены были мокнуть под дождем. Нам удалось занять первое место и в качестве приза получить поддержку реализации своего проекта. И всего за три месяца остановка была построена.



За это время мы провели анализ, собрали мнения представителей перевозчиков, департаментов администрации города, сотрудников театра, ревностно отстаивающих идею сохранения облика модернистского здания расположенного рядом театра, и, наконец, самих пассажиров. Спрашивали людей на улице, организовывали встречи и общественные мероприятия. Широкое обсуждение позволило выявить основные предпочтения горожан и на их основе сформулировать ключевые критерии разрабатываемой типологии городских остановок общественного транспорта. К примеру, большинство жителей вместо пластиковых и металлических павильонов, очень часто подвергающихся актам вандализма, хотели видеть деревянные. К дереву в Вологде особое отношение.

Построенная остановка в целости и сохранности стоит уже два года. К сожалению, с точки зрения качества реализации в виду сильно ограниченного бюджета получилось не всё. Но мы показали, что инициатива горожан имеет смысл, а архитектор тоже может и должен выступать в роли активиста.
Остановка «Драмтеатр» © Проектная группа 8
Остановка «Драмтеатр» © Проектная группа 8
Исследование и опрос жителей перед строительством остановки «Драмтеатр» © Проектная группа 8
Исследование и опрос жителей перед строительством остановки «Драмтеатр» © Проектная группа 8

– В роли активистов архитекторы выступили как раз в проекте «Активация». Как вы оцениваете этот опыт?

– Проект преобразования общественных пространств в Вологде был реализован в 2012 году. Архитекторы тогда выступили не только активистами, они своими силами спроектировали и построили пять общественных зон. Интересно, что проект вырос из ничего, реализовывался на средства неравнодушных горожан и предпринимателей, но главное – он показал, что мы, архитекторы, можем повлиять на развитие города.
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8

– Расскажите о вашей инициативе благоустройства дворов в Вологде.

– Мы пробовали работать с дворовыми территориями, но ситуация сильно осложнялась отсутствием бюджета. Решения, предложенные жителям совершенно бесплатно, оказалось некому воплощать. А сами они браться за это не захотели. Несколько лучше получилось в Уфе. Заинтересованность горожан и городских властей нашим опытом соучастного проектирования помогла выработать нужный подход: мало сделать проект, необходимо объяснить, как его реализовать. Говоря словами одного из жителей, «не надо давать людям рыбу, лучше научить их рыбачить». Почему, например, жители повсеместно мастерят лебедей из старых покрышек? Не потому, что они очень им нравятся. А потому, что все знают, как это сделать. Исходя из этой логики, для одного конкретного двора в Уфе мы разработали пошаговую инструкцию и прописали очереди реализации. На момент разработки проекта сформировалась активная группа жителей, которая помогала вовлекать остальное население.
Программа благоустройства дворов в Уфе © Проектная группа 8
Программа благоустройства дворов в Уфе © Проектная группа 8

Вдохновлённые такими результатами мы запустили инициативу по комплексному благоустройству жилых территорий в Вологде. Будущим летом мы планируем выпустить инструкции для горожан, включающие модель двенадцати шагов, которые помогут жителям привести в порядок двор, оценить качество благоустройства, научиться управлять своей территорией. Этим летом мы планируем принять участие в городском образовательном проекте – «Школа ландшафтного дизайна», которая помогает людям получать базовые знания и навыки в области благоустройства. Также наша команда вместе с архитектурными бюро «Селигер» и «ПЛРК» участвует в работе над преобразованием двух дворов вместе с инициативными жителями в рамках программы «Арт-Двор» для фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе, частичная реализация проектов по благоустройству планируется уже этим летом.
Программа благоустройства дворов в Выксе в рамках фестиваля «Арт-овраг» © Проектная группа 8
Программа благоустройства дворов в Выксе в рамках фестиваля «Арт-овраг» © Проектная группа 8

– Наверное, самый амбиционный проект с участием вашего бюро – «Новая школа», где вы пытаетесь создать очень гибкую программу для столь жестко ограниченного нормативами учреждения. Опять же, опираясь на мнения и пожелания горожан. Расскажите об этом.

– Строительство новой школы в Вологде – это настоящее событие, причем крайне ответственное. Программа «Новая школа» была разработана осенью 2014 года по инициативе городских властей, я работала над исследованием для данного проекта, которое в итоге легло в основу технического задания на проектирование.
Воркшопы и дизайн-игры в рамках исследования «Новая школа» © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры в рамках исследования «Новая школа» © Проектная группа 8

Принцип работы в этом случае был схож с анализом, проведенным при проектировании остановки: встречи, семинары, интервью с учителями, учениками и их родителями, мозговые штурмы, исследования и дизайн-игры. Всего в проекте приняло участие более 400 человек, сформулировавших более 500 предложений. Мы работали со школьниками разного возраста. Предлагали детям ответить на простые вопросы, о том, что им нравится и не нравится в их школе, и какой она, по их мнению, должна быть. Забавнее всего свою точку зрения сформулировал ученик начальных классов: «Школа должна быть такой, чтобы её жалко было подрывать». Также дети работали в группах, оценивая территорию, фасады, интерьеры, рекреации и предлагая собственные идеи по улучшению пространства. Можно выделить три основных предложения. Ученики начальной школы свое внимание сконцентрировали на классной комнате. Среднее звено придумало школу-остров, где рекреация – это море, по которому можно путешествовать от одного класса-острова к другому. Старшеклассники же центральное место отвели рекреации, превратившейся в огромный атриум с зонами отдыха и кафе, при этом классы оказались на втором плане.
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

На основе полученных данных было выработано десять ключевых принципов, вошедших в ТЗ. Например, принцип пространственного разнообразия – когда все помещения отличаются друг от друга и демонстрируют достоинства того или иного предмета. Пока проект находится в стадии разработки, но мы надеемся, что наше исследование будет учтено.

– Вы упомянули опыт работы в Уфе. А в каких еще городах, кроме Вологды, вам доводилось внедрять свой соучастный подход к проектированию?

– Мы работали во многих городах. Участвовали в конкурсе в Казани. Проводили воркшоп для архитекторов в Екатеринбурге. Разрабатывали проект с вовлечением местных жителей по развитию села Борисово-Судское в Вологодской области. Участвовали в проведении форума для подростков в Каргополе. В Москве нам удалось принять участие в конкурсе на концепцию реконструкции кинотеатров «Восход» и «Варшава».
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

– Не так давно в Вологде были реконструированы набережные в центральной части города. Планируется реконструкция ещё нескольких участков вдоль реки с вырубкой деревьев и уничтожением существующего ландшафта. Совершенно очевидно, что не все горожане с воодушевлением восприняли этот проект. Не тот ли это случай, где инициатива снизу была бы крайне необходимой?

– В провинции почему-то считается, что бетонные набережные – это хорошо. Но нельзя взять питерскую набережную и перенести ее в Вологду. Из-за этого утрачивается всякая идентичность места. Я знаю, что люди с недоверием отнеслись к проекту. Как только стало известно о планах города, наша команда пыталась вмешаться. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что, к сожалению, ничего изменить уже не сможем. Это федеральная программа. И, как мне объяснили, в разработанном проекте даже артикул плитки менять нельзя. Бывают случаи, когда любая инициатива оказывается бессильной. Но все-таки, если говорить о реализованном участке, следует попытаться собрать мнения горожан, и, к примеру, попробовать «оживить» набережную, сделав ее полностью пешеходной, дополнив ее городской мебелью, растениями, деревьями. Что касается следующих этапов реализации проекта, на мой взгляд, здесь просто необходимо наладить диалог с жителями и учесть уже совершенные ошибки. Очень надеемся, что это будет сделано и не в режиме формальных публичных слушаний. Со своей стороны мы готовы активно участвовать и помогать привлекать горожан к обсуждению и поиску решений.
 
беседовала: Алла Павликова