English version

Александр Попов и Дмитрий Васильев: «Эпоха «дискомфорткласса» закончилась. Пришло время изменить наши города»

Основатели киевского бюро «АРХИМАТИКА» пытаются менять жилую среду городов на постсоветском пространстве с помощью недорогих, но ярких, атмосферных и очень позитивных объектов. Они рассказали Архи.ру о своих поисках реальной альтернативы унылому наследию спальных микрорайонов.

mainImg
Архи.ру:
– Вы давно работаете вместе?

Александр Попов:
Мы оба закончили Киевский Национальный Университет Строительства и Архитектуры (раньше он назывался Киевский Инженерно-строительный институт). Даже на одной кафедре учились – на кафедре архитектурной квалиметрии (методика количественной оценки качества, см. определение – прим.ред). Я выпускник 1999 года, Дмитрий – 2003. А уже в 2005 году мы организовали собственное бюро – «Архиматика». Наука квалиметрия научила нас оценивать объекты не только с эстетической и художественной точек зрения, но и анализировать количественные показатели. Этот подход мы активно реализуем на практике, так что спасибо преподавателям за хорошую школу.

– Трудно было молодым архитекторам зарекомендовать себя?

А.П.: Если считать трудностями «преодоление стен непонимания, недоверия и предрассудков», то пожалуй этого нам, к счастью, испытать не пришлось – конечно, мы очень много работали, иногда сутками, и не всегда все получалось с первого раза, но когда придумывали архитектурное решение, которое нам самим нравилось – почти всегда удавалось убедить в нём заказчика и городские власти. Мне кажется, ключом к нашему дальнейшему развитию послужил щедрый кредит доверия заказчиков, который мы тогда получили – когда у нас еще не было портфолио успешных реализаций, и единственным нашим активом были идеи и огромное желание их реализовать, нам просто поверили. Я бы хотел отдельно упомянуть среди наших заказчиков руководителя компании-застройщика «К.А.Н. Девелопмент», Игоря Никонова, который рискнул доверить молодой команде большой и ответственный объект – жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Проект действительно крупный: почти 500 000м2 на территории 13 гектаров + ланшафтный парк 4,3 га. Нам удалось убедить заказчика, что городу необходима свежая струя и что смелый, яркий проект будет, во-первых, востребован рынком и финансово успешен, а во-вторых, абсолютно реализуем. Собственно, в процессе работы над ним окончательно оформились основные жизненные принципы бюро «АРХИМАТИКА». Никаких откровений, все вполне очевидно: во главу угла ставится создание комфортной для человека среды.

Добиться этого помогают пять основных составляющих. Прежде всего это качественная, выразительная, сомасштабная человеку архитектура. Дом должен быть архитектурной проекцией «я» своего жителя, его презентацией, объектом, которым хочется гордится, показывать фотографии друзьям: «я живу в этом доме, который мне нравится, который отличается от других, и выражает то, что с чем я хочу себя идентифицировать, и назвать этот дом своим».

У меня есть немного шутливый, но серьёзный по сути тезис, что человек должен без труда найти окно своей квартиры на фасаде. Живя в стандартном спальном микрорайоне (построенном не по нашему проекту), я как-то попробовал выйти на улицу и помахать жене рукой. Я, конечно, смог вычислить расположение собственного окна на фасаде большого 25-этажного дома, но только благодаря архитектурному образованию, вспомнив компоновку этажей и оценив расположение балконов. На самом деле дать человеку возможность идентифицировать свой подъезд или даже дом не так сложно – это, собственно, и есть работа архитектора: «игры» с цветом, формой, текстурой, отделкой, пластикой фасада.
Александр Попов и Дмитрий Васильев © Архиматика
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве © Архиматика
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Генеральный план © Архиматика

Вторая обязательная составляющая комфорта – внутренний закрытый пешеходный благоустроенный зелёный двор. Типовая застройка микрорайонов, к сожалению, практически уничтожила это важнейшее явление. Нас буквально отучили от дворов. Сегодня микрорайонной застройке ищут альтернативу, причем наблюдаем мы этот процесс не только в Киеве, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в любом городе бывшего СССР: Минске, Львове, Новосибирске, Астане и т.д. Полу-частное пространство зелёного, пешеходного двора – обязательное удобство, которое человек должен приобретать вместе с квадратными метрами жилья. В комплексе «Паркове місто» мы, с одной стороны, для каждой жилой секции организовали пешеходный жилой двор с детскими площадками и местами отдыха, а с другой стороны – сервисный, проезжий двор, куда возможен доступ машин. И соответственно предусмотрели два входа в каждую жилую секцию – со стороны сервисного двора и пешеходного.

Среди безусловных достоинств жилого комплекса «Паркове місто» важно также упомянуть расположенный на территории ландшафтный парк «Кристерова Горка» с прекрасными каскадами озер. По согласованию с девелопером «КАН Девелопмент» и инвестором, компанией «UDP», он был приведён в порядок, благоустроен и открыт для посещений даже раньше первой очереди жилых корпусов. Такая «визитная карточка» позволила привлечь внимание людей и сохранить уровни продаж даже в условиях экономического кризиса 2009 года. Когда многие стройки останавливались, не получая рефинансирования от продажи квартир, мы продолжали работать и успешно продавали квартиры именно потому, то люди оценили совершенно новое качество организации среды.
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Ландшафтный парк «Кристерова Горка» © Архиматика

Следующий пункт нашего понимания комфорта – правильно организованные общественные пространства дома: вестибюли и межквартирные коридоры. Маршрут, по которому каждый житель дома проходит минимум два раза в день, должен проходить через дизайнерский интерьер, а не через тоскливо-утилитарный туннель с нагромождениями инженерных «вынужденностей», происходящих от нежелания архитекторов и инженеров подумать лишний раз над прокладкой коммуникаций. Проектировщики должны качественно делать свою работу, а будущие жители и гости домов должны испытывать позитивные эмоции по пути к квартире.

Причём у нас есть уверенность, что качественные красивые дизайнерские общественные пространства жилого дома это не роскошный атрибут премиум класса, а обязательная программа даже для эконом-класса – ведь чем скромнее и меньше квартира, чем человек меньше комфорта может позволить себе в собственной квартире, тем больше он нуждается в комфорте «совместного с соседями использования».

В-четвёртых, рациональными и комфортными должны быть планировки квартир. Каждый безумно дорогой квадратный метр квартиры обязан честно отработать свою стоимость, создавая комфорт. Образы жизни людей разные, их представления о комфорте разные, каждому соответствует свой «сценарий комфорта», и сколько этих «сценариев комфорта», столько архитекторы должны предложить точно соответствующих каждому «сценарию» вариантов планировок квартир.

Досадно и странно, что некоторые застройщики продолжают предлагать тысячами несколько устаревших планировочных типов квартир, это напоминает казённую униформу, которая создана как универсальная, одинаковая одежда для всех, и поэтому никому конкретно не подходит, и каждому по-своему неудобна. К счастью постсоветское общество одевается не в казённую униформу, насколько же наивно думать, что наши современники будут и дальше покупать несколько устаревших, неудобных и не соответствующих никакому из сегодняшних «сценариев комфорта», «униформенных» планировок квартир?

И наконец, пятая составляющая комфорта – все аспекты физического и химического комфорта: температура, влажность, акустика, использование «здоровых» строительных и отделочных материалов, не выделяющих вредных для человека «эфирных составляющих». Безусловно, дом эстетически совершенный, но в котором холодно зимой и жарко летом – это дискомфортный дом.

Дмитрий Васильев:
Для нас архитектура – прежде всего идея, образ, мечта, которую заказчик помогает нам реализовать. А для коммерческого заказчика – девелопера, создание объектов недвижимости – это бизнес, который должен быть обязательно рентабельным (в убыточный проект никто не вложит деньги и его не построят). Нам недостаточно отстоять нашу «архитектурную мечту» на бумаге (выложить на сайте), мы хотим её обязательно реализовать и, понимая диалектику работы девелопера, мы готовы помочь ему сделать проект максимально привлекательным, соответственно, максимально рентабельным. В результате никакого конфликта интересов не возникает, наоборот, возникает общая цель: сделать здорово! Если получится создать на участке новую, интересную, комфортную среду для обитания, то получится выгодно реализовать объект, и застройщику привлечь деньги для будущих масштабных проектов будет легче.

Радует, что всё больше девелоперов разделяют эту философию и делают в работе упор на востребованное будущими обитателями жилья качество, но увы далеко не все – буквально недавно руководитель одной из солидных компаний, для которой мы разрабатывали концепцию проекта, заявил: «Всё это, конечно, интересно, но вот у нас парк соседствует с площадкой и потому мы продадим все что угодно, а тратить силы и средства на красоту и комфорт просто не будем, это всё равно не увеличит нашу выручку». Однако «невидимая рука рынка» всё расставляет на свои места: другой застройщик, уже нацеленный на формирование качественной, привлекательной для покупателя архитектуры, увидев на нашем сайте архитектурную концепцию данной площадки, и узнав, по какой причине она не пошла в работу, начал вести переговоры о покупке участка.
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве © Архиматика

– Такая позиция девелоперов распространена, но насколько ваши идеи действительно удорожают строительство?

А.П.: Увеличивается в основном цена проектирования, а она составляет всего 2-5% от себестоимости объектов недвижимости. В конечном счёте получается совсем немного. Но вот железобетон, кладочные материалы, инженерное оборудование, материалы на фасадах мы используем абсолютно те же, что и наши менее «творческие» конкуренты: просто другая, более творческая и качественная компоновка используемых всеми «ингридиентов»! Разнообразие цветов и фактур, пластические находки – все это как правило мало отражается на конечной стоимости проекта. Только работы у архитектора прибавляется. Особенно если учесть, что выдержать качество строительства можно, только буквально живя на стройке. Мы, к примеру, создали в бюро отдельную службу авторского надзора – постоянно присутствующих на стройках «контролеров реализации наших проектов». Такой подход обходится чуть дороже, но зато халтура исключена. На самом деле конкуренция естественным путем выдавливает с рынка «ленивые» компании и, по нашему мнению, дни панельных микрорайонов и других представителей «дискомфорт-класса» буквально сочтены. Застройщики «дискомфорткласса» уже вынуждены демпинговать, закрывая глаза покупателей на недостатки своих проектов низкой ценой, в результате рентабельность их проектов понижается, ещё меньше себестоимость – ещё ниже качество – ещё ниже цена продажи – ещё ниже рентабельность – ещё ниже качество… Круг замкнулся! Через несколько оборотов этого колеса застройщик закономерно оказывается перед банкротством. На некоторое время можно отложить развязку, экспонентно увеличивая объемы строительства, но это фактически переводит деятельность застройщика в разряд финансовых пирамид а-ля МММ, в которых деньги сегодняшних покупателей дофинансируют строительство квартир вчерашних покупателей, однако финал у всех финансовых пирамид одинаковый – неминуемое банкротство после остановки роста объемов реализации.

Д.В.: Вот какой аспект создания комфортной среды жилого комплекса действительно требует дополнительных вложений – это озеленение. Маленькие, метровые саженцы деревьев стоят в разы в дешевле, чем, скажем, трехметровые. Даже берёзе, самому быстрорастущему дереву нашей климатической зоны, нужно пять лет, чтобы вырасти до трёх метров: это значит, что человек покупает жилье, и вынужден пятилетку ждать оплаченный комфорт! Конечно, если бы не хватало денег, то пришлось бы подождать, но парадокс в том, что размер дополнительной статьи бюджета на качественное крупномерное озеленение участка находится на уровне статистической погрешности по отношению к бюджету строительства в целом. Следовательно, если даже буквально переложить допзатраты на большие деревья на покупателя, он просто не заметит. А вот зеленый двор – обязательно заметит.

Другой парадокс, что асфальтовая пустыня вместо двора ещё и дороже, чем зеленый двор – пирог асфальтового покрытия дороже, чем пирог травяного газона, или почвопокровных растений. Значит, оптимизируем автомобильные проезды, уменьшаем количество асфальта, увеличиваем зеленое покрытие, и на сэкономленные деньги сажаем большие деревья.

– На каком объекте вам удалось полностью реализовать все эти идеи?

Д.В.: Вместе с «К.А.Н. Девелопмент» удалось реализовать ещё один очень важный для нас проект – жилой комплекс «Комфорт Таун». Он расположен в спальном киевском левобережье. Когда мы посмотрели аэрофотосьемку, то увидели, что спальный район выглядит как огромное серое пятно. Возникло непреодолимое желание добавить в эту серость цвета. Площадь участка почти 30 гектаров, а общая площадь комплекса на 5470 квартир более 610 000м2, так что наша яркая цветная интервенция должна была получиться заметной. При этом на дворе был кризисный 2009 год: покупателя можно было заинтересовать только качественным продуктом, а позволить себе можно было лишь самые бюджетные материалы и технологии. Прагматично оценив ситуацию, мы выбрали цвет в качестве основного инструмента, добавили сбивчивый ритм оконных проемов, отказались от террас (их всё равно варварски застеклят и нарушат всю композицию) в пользу плоских фасадов и специально подготовленных под застекление лоджий. По предварительным расчетам получалось, что для финансового успеха проекта необходимо получить около 14 500м2 квартир с гектара (19 500 м2 общей надземной площади с 1 га). Выйти на нужные показатели позволяла плотная квартальная восьмиэтажная застройка. Кварталы из секций одинаковой высоты – скучно, поэтому второй после цвета прием – разновысотная застройка: некоторые секции опустили до шести, другие подняли до десяти, добавив высотные тринадцати и шестнадцатиэтажные акценты.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Генеральный план © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

И наконец, третий прием – скатные кровли. Именно они позволили создать выразительную, разнообразную архитектурную композицию. В качестве бонуса возникли мансардные одно и двухуровневые квартиры.

Сложившийся стереотип, что двухуровневые квартиры хуже продаются, был развенчан в первые же месяцы после открытия продаж: их раскупили первыми, потому что в них удалось создать классное, необычное, но при этом удобное пространство. Если двухуровневая квартира – это две части одноуровневой квартиры, механически поставленные друг на друга, её купят только после того, как закончатся одноуровневые квартиры, потому что для взрослого, ленивого человека, ходить с этажа на этаж утомительно (если бы решения о покупке квартир принимали дети, ситуация была бы диаметрально противоположная: двухуровневые всегда бы раскупались первыми). Однако если мы воспользуемся возможностями, которые предоставляет двойная высота этажа и мансардная кровля, и создаем классное пространство – «взрослые вспомнят, что они тоже когда-то были детьми, и с удовольствием побегают с этажа на этаж со своими детьми, любуясь игрой света и пространства», соответственно обеспечив высокие показатели продаж квартир.

В планировках квартир не только двух, но и одноуровневых, мы взяли курс на максимальное разнообразие: из 1200 квартир первой очереди, в переданных отделу продаж инвестиционных альбомах было представлено 600 разных типов. Мы использовали каждую возможность для создания индивидуальности: квартиры первого этажа отличались от второго; квартиры второго отличались от размещенных на типовых этажах, причем благодаря фасадам с окнами вразбежку типовых этажей получилось два. И, конечно, индивидуальные квартиры на верхних мансардных этажах. По итогам продаж первой очереди мы совместно с отделом продаж проанализировали и скорректировали палитру квартир, заменив менее востребованные типы на более востребованные, и точно также по итогам продажи второй очереди, третьей и так далее – таким образом, в составе «Комфорт Тауна» мы спроектировали и построили более ста секций, ни одна из которых на 100% не повторилась, создали стопроцентное разнообразие. На смену застройки типовыми секциями мы предложили застройку подобными секциями, которые имеют общие приемы, принципы, методы, общий стиль архитектурных решений, однако в каждом случае на их основе предложено индивидуальное решение.

В отличие от принципа типового повтора, принцип подобия является естественным для человека и человеческого общества – люди одновременно индивидуальны и подобны друг другу. Общество, построенное по принципу типового повтора, будет обществом клонов, таким же неполноценным и вселяющим тоску, как и типовая застройка.

Конечно, наше проектирование индивидуальных подобных секций требует значительно больше усилий и стоит дороже, чем привязка типовых секций. Но данные инвестиции в качественное разнообразие проекта сторицей оправдали себя, сделав проект коммерчески самым успешным из 1050 жилых комплексов, составляющих рынок реализуемых на рынке жилых новостроек Украины.

Внутреннее общественное пространство жилых секций: вестибюли с двумя входами, один с автомобильной жилой улицы, другой – в зеленый пешеходный двор. Коридоры и вестибюли, как и следует, дизайнерские. Небольшой, но важный элемент, позволивший избежать громоздких пандусов перед каждым входом (отметки первых этажей примерно на метр выше отметок земли): компактный подъемник для инвалидов – его стоимость оказалась меньше стоимости пандуса, и мы получили наряду с улучшением архитектурного облика небольшую оптимизацию бюджета.

Центром формирования ландшафта комплекса стал небольшой зеленый сквер, доставшийся в наследство от ранее размещённого на участке завода, сотрудники которого позаботились о создании комфорта на своей территории. Мы спланировали вокруг сквера первую очередь жилья таким образом, чтобы сохранить все деревья (чтобы не ждать 30 лет, пока вырастут новые), а также сохранили и реконструировали памятник погибшим во время великой отечественной войны сотрудникам завода – память места.

Нам удалось найти взаимопонимание с застройщиком по необходимости создания инфраструктуры: фитнес-центра с 25-метровым бассейном и еще одним поменьше, школой искусств с прекрасно оборудованным залом на 250 человек (в нее даже взрослые с удовольствием ходят заниматься), детским садом, школой, торговым комплексом, встроенными в первые этажи кафе, магазинами, салонами, аптеками, банками. И это всё не элитное жилье, а доступный комфортный эконом-класс. Комплекс строился шесть лет, последовательно вводя в эксплуатацию кварталы отдельными очередями. Он стал действительно важным для нас и, хочется верить, что и для города тоже.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

– Ориентация на бюджетное жилое строительство – это в большей степени стечение обстоятельств или осознанный выбор исходя из реалий рынка?

А.П.: На самом деле мы успели спроектировать много объектов также других классов и функциональной типологии, в частности: 52-этажный офисно-гостиничный комплекс премиум класса «Виктори Тауэрс»; офисный комплекс класса А «101 тауэр»; торгово-развлекательный комплекс «Республика» площадью 300 000 м2; жилой комплекс бизнескласса «Централ-парк»; Печерскую Международную Школу, детские сады, фитнесцентры, офисные центры, гостиницы и многие другие объекты. Мы любим разнообразие, и с радостью берёмся каждый раз за новую для нас функциональную или статусную программу, в каждом проекте ставя перед собой максималистские цели.
Бизнес-центр “101 tower” © Архиматика
Жилой комплекс «Централ парк» © Архиматика
Печерская международная школа © Архиматика

Почему мы при этом не сосредотачиваемся исключительно на «элитарной, дорогой» архитектуре, в которой значительно шире, чем в бюджетной палитра архитектурных материалов и технологий, и, следовательно, возможностей создания выразительного архитектурного решения?

Знаете, до основания АРХИМАТИКИ я успел спроектировать и построить несколько роскошных частных резиденций. Помню картинку: получаешь хороший заказ, к примеру, строишь очень интересный загородный дом, будет чем похвастаться и что напечатать в стильных прогрессивных журналах, но каждый день возвращаешься в серость безликого спального района. В этой ситуации заложен структурный диссонанс и, на мой взгляд, его не исправить, даже если со временем построить собственную супер-архитектурную частную резиденцию, подальше от города, всё такого же безнадежно-безликого. И это даже не столько вопрос морали, гуманного отношения к жителям спальников, сколько стремление интересно жить, общаться с интересными людьми в открытом, архитектурно интересном городе, а не прятаться в «бункерах высокого стиля» от эстетической пустыни и её лишенных вкуса обитателей, что на мой взгляд просто скучно. Архитектор может преображать среду, в которой он живёт, того общества, города, частью которого себя считает, и только в таком случае его работа становится интересной и содержательной. Если хотите, можно громко назвать это нашей миссией.

Сегодня, по сравнению с другими типами недвижимости, наибольшую долю в новостройках занимает бюджетное жилье, следовательно именно эти жилые новостройки эконом-класса в наибольшей степени меняют городскую среду, и если наши проекты, как собственно своим появлением, так и реакцией на них конкурентной среды архитекторов и застройщиков, сделают бюджетное жилье качественным, улучшающим городскую среду, а не ухудшающим, как в примере с «дискомфорт-классом», мы сделаем уверенный шаг навстречу городу, в котором нам будет интересно жить.
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Проект © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Интерьеры, проект © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Проект © Архиматика

Д.В.: Да, вот к примеру: в мае прошлого года мы начали работать над нашим первым проектом во Львове – жилым комплексом на улице Стрийская.

Потом пошли следом проект жилого комплекса на улице Пасичная (застройщик «Ваш Дім»), офисный комплекс на улице Научной, гостинично-торговый комплекс в самом центре исторического города на площади Адама Мицкевича, а также жилой комплекс «Самоцвет» застройщик «Интергал Буд». В какой-то момент весь город оказался заклеен билбордами с рендерами наших проектов. А теперь проекты активно строятся.

Полтора года назад главный архитектор Львова сказал, что когда он встречает гостей, показывает историческую архитектуру, а похвастаться современной к сожалению не может, и надеется, что наши проекты станут исключением из этого правила. И действительно, тогда интересных современных проектов просто не было ни построенных, ни даже в проектах. А год спустя, листая интернет страницы, я с удивлением обнаружил целую плеяду интересных проектов львовских архитекторов. Приятно осознавать, что в какой-то степени катализатором этого процесса послужили наши работы, и очень хочется верить, что новые проекты наших львовских коллег, и, конечно, наши проекты смогут сформировать достойное лицо современной архитектуры Львова, которым горожане будут гордиться.
Офисный комплекс на улице Научной в г. Львове © Архиматика
Офисный комплекс на улице Научной в г. Львове © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Террасы © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Парк © Архиматика

– Вы совсем не боитесь ярких оттенков на фасадах, что вообще для вас «цвет» в архитектуре?

Д.В.: Цвет – это возможность передать эмоцию. Мы долго пытались сформулировать что-то вроде собственного архитектурного кредо и поняли: в какой бы цветовой гамме ни были решены наши объекты, из каких бы материалов они ни были сделаны, какую бы форму ни принимали – главное, чтобы они не оставляли зрителя равнодушным. Мы апологеты выразительной архитектуры. Тот же «Комфорт Таун» отнюдь не всем нравится, немало людей говорит, что не будут там жить, потому что предпочитают более сдержанные оттенки, но зато есть очень много людей, которым «Комфорт Таун» очень нравится, которые купили там квартиры и счастливы каждый день проходить мимо наших ярких фасадов. Пожалуй, не стоит стараться всем угодить, и искать универсально приемлемое решение, которое никого не смутит – такое решение будет невнятным и просто оставит всех равнодушными. Напротив – архитектура должна быть выразительной, пусть смущает и даже кого-то отпугнет, но зато и горячих сторонников привлечет, которым понятна и близка именно такая архитектура. Цвет является самым демократичным средством создания архитектурной выразительности, в архитектуре высокобюджетных объектов он – один из инструментов, в низкобюджетных – иногда единственный.

Архитектурный цвет отличается от художественного – на поверхности большого архитектурного объема цвет работает гораздо сильнее, чем на плоскости живописного полотна, и оттенок, совсем не яркий на «веере», будет ультра-ярким, когда заполнит весь фасад. На том же «Комфорт Тауне» пришлось сделать десятки выкрасок, мы буквально замучили фасадчиков и поставщиков краски, чтобы подобрать нужные сочетания. Мы как-то предложили белорусскому девелоперу, не имеющему возможности полностью отказаться от панельной застройки (завод-монополист увы, диктует минскому рынку свои правила) покрасить фасады в яркие цвета и спасти тем самым ситуацию. Заказчик поначалу засомневался, но побывав на уже завершенном к тому времени «Комфорт Тауне», решил рискнуть. Опять же в спальных районах Киева или Минска такая цветовая игра вполне уместна. Но вот в исторической среде необходимо использовать значительно более сдержанные цвета, чтобы не «обесценить» ньюансное благородство исторических фасадов. Поэтому да, мы не боимся ярких красок, потому что знаем, когда и как их использовать.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

– Среди проектов бюро есть многофункциональный комплекс «Писанка» в форме гигантского яйца. Как вы вообще относитесь к такого рода архитектурному «хулиганству»?

А.П.: Подобные проекты обязательно должны быть! Без них как минимум скучно! А если серьезно,
архитекторы каждого поколения формируют хорошие, правильные и прогрессивные поначалу критерии «хорошо-плохо», наборы стилевых, функциональных, эстетических и смысловых кодов, но с каждым новым применением эти критерии и коды, постепенно, из маршрута, свободно выбираемого за его оптимальность, превращаются в глубокую колею протертых шаблонов, двигаясь по которой уже просто невозможно представить, что архитектура может быть иной, чем всё более унылые воспроизведения стереотипов. Единственное, что может вышибить из такой колеи – это невероятная, парадоксальная идея, «находящаяся за границами добра и зла».

Когда в 2005 году художник Кирилл Проценко поделился с нами своей идеей небоскреба в виде гигантской писанки, нам показалось, что это «действительно полный бред»! То есть достаточно «невероятно-парадоксальная идея». И мы немедленно взялись её развивать. Через месяц мы придумали медиа-фасад, который каждый вечер зажигается новым анимированным рисунком «Писанки», и возможно, нащупали направление ответа на вопрос, что можно презентовать совершенствующимся год от года медиафасадам небоскребов – медиатектура нуждается в медиа-архитектурном образе, совершенно новом качестве архитектурной выразительности, которое должно обладать собственным сюжетом и смыслом, в нашей концепции мы позаимствовали сюжет и смысл в многовековой традиции писанки, но также их можно и придумать с чистого листа безо всяких исторических параллелей. А вот без осмысленного сюжета медиафасады превращаются в банальные рекламные банеры и надоедающие через полчаса созерцания переливы RGB.
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Интерьер. Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Интерьер. Проект © Архиматика

– С таким ярким и смелым стилем насколько вы готовы работать в сложившейся исторической среде старых городов?

А.П.: К замечательной архитектуре старых городов, если выпадает честь поработать на такой площадке, мы относимся максимально бережно, как к живому человеку, руководствуясь врачебным – «не навреди». Мы знаем, как много таланта, труда и принципиальности требуется для того, чтобы архитектурная работа состоялась, и никогда не позволим себе самовыражаться за счет убийства чужого архитектурного произведения. Поэтому очень бережно относимся к каждой архитектурно-пространственной композиции, которую удалось реализовать нашим предшественникам.

Значительную территорию наших городов, застроенную типовым жильем и промзонами, можно определить как «эстетическая пустыня» – вот гигантское пространство для амбиционных самоутверждений, оно нуждается в революционной ревитализации, и сегодняшние, и завтрашние горожане, и даже если хотите: архитектурная история, будут признательны за работу в этом направлении, в которой найдется применение и ярким цветам, и необычным формам, и масштабным акцентам, и бульдозеру. Того архитектора, кто вместо создания нового там, где нет ничего достойного, и где нуждаются в твоём новаторстве, свой «архитектурно-революционный порыв» направляет на самоутверждение на фоне молчаливых произведений прошлого, лично я наверное никогда не пойму и не одобрю.

В качестве примера нашего подхода, приведу конкурсную работу – архитектурное предложение для самого центра Львова, прямо у площади Мицкевича. В девяностые на соседней площадке, которая, также как наша, входит в зону с охранным статусом ЮНЕСКО (и даже без громких историко-охранных титулов: находится в окружении прекрасной самобытной старой архитектуры), было совершено настоящее архитектурное преступление: построили крупное здание банка в откровенно постмодернистской стилистике, игнорирующее масштаб исторической застройки. Возможно, это здание могло бы даже украсить какой-нибудь серый спальный район, но в рамках чудом сохраненного исторического центра Львова является сущим варварством. Если не ошибаюсь, архитектор даже вынужден был уехать из города, такое отторжение вызвала его работа у горожан. Под застройку была предложена пустовавшая почти двадцать лет площадка по соседству с этим «горе-произведением». Мы предложили современное здание, но сомасштабное исторической среде, здание, которое не скрывает что построено в XXI веке, но уважительно «играет по правилам архитектуры старого города». К сожалению, мы пока не можем опубликовать наш проект, пока не будут подведены итоги закрытого конкурса, но обязательно представим, как только будет возможность.

Еще один Львовский пример: жилой комплекс «Семицвит». Заказчики обратились к нам с просьбой предложить яркую цветную архитектуру. Участок находится за границей центральной исторической части Львова, но, благодаря возвышенному рельефу, активно участвует в панораме города. Мы сделали вариант с яркими цветами фасадов, который очень понравился заказчику, но когда проверили, как яркие фасады работают в панораме города – подготовили более сдержанный вариант, который не «старается затмить своей яркостью» благородные оттенки фасадов исторического Львова, и, признаться не без труда, но всё же убедили заказчика в правильности сдержанного варианта.

Те же принципы мы постарались применить в проекте апарт-отеля на Михайловской площади в Киеве: современная архитектура может и должна уважительно соседствовать с произведениям прошлого, не впадая при этом в заискивающее подражательство.
Апарт-отель на Михайловской площади в Киеве. Проект © Архиматика
Апарт-отель на Михайловской площади в Киеве. Проект © Архиматика

– О чем вы мечтаете? Каковы самые амбициозные устремления?

А.П.: Хочется построить объект, который стал бы настоящей, любимой горожанами визитной карточкой города. В наших городах много почитаемых всеми памятников прошлого, но вот какой проект можно было бы назвать визитной карточкой современной архитектуры города, и при этом не с саркастически-карикатурным, а с позитивным значением? Что-то, вносящее новые свежие краски в образ города, как Сиднейский оперный театр, или музей Гуггенхайма в Бильбао.
 
Национальный банк Казахстана в Астане. Проект © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Проект © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Рисунок © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Рисунок © Архиматика

08 Декабря 2015

Похожие статьи
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.