Дебаты о городе

В столице в середине декабря под девизом «Драйверы развития мегаполиса» прошел IV Московский Урбанистический Форум. Публикуем впечатления его участников – архитекторов, урбанистов, критиков.

mainImg

 

Александр Ложкин,
архитектор, урбанист, советник мэра Новосибирска
«Московский Урбанфорум продолжает оставаться главной в стране коммуникационной площадкой для специалистов в области урбанистики, чиновников и девелоперов (хотя участие последних, как мне кажется, должно быть более активным). Междисциплинарный характер форума и то, что обсуждения ведутся вокруг конкретных прикладных исследований, представляются мне важнейшей его особенностью. Две ценных новации МУФ-2014: третий (фестивальный) день и региональная конференция.
Фестивальный день кардинально отличался от прошлогоднего, когда немногочисленные посетители растерянно бродили среди разоренных стендов. В этом году все было живо, интересно и весело. Форум обратился к городу, и город пришел на форум. Этот формат надо развивать и в большей мере соотносить тематику секций и исследований форума с программой фестиваля. Очень правильно, что появилась открытая дискуссионная площадка «третьего дня», на которой в более свободном формате есть возможность обсудить то, что было услышано на форуме.
Обсуждение региональной повестки также важно. Но было бы правильно, чтобы выступления мэров не сводились к отчетам о проделанной работе и достигнутых успехах. Здесь, мне кажется, можно было бы сосредоточиться на интересных региональных кейсах, обсуждение которых было бы полезно как Москве, так и другим городам. Выявить такие кейсы можно путем опроса ключевых экспертов, а также во время региональных конференций МУФа – на форуме можно было бы каким-то образом подвести их итоги.
Не понравилось, что содержание некоторых секций и пленарных заседаний дублировало друг друга. Мне удалось трижды (!) увидеть одну из презентаций на разных секциях и пленарках (и была возможность увидеть ее еще раз на фестивальном круглом столе), не думаю, что это правильная трата ограниченного времени. Стоит более жестко подходить к программе, чтобы исключить такое дублирование.
Стоит более активно использовать формат «дофорумных» лекций-вебинаров, чтобы ознакомить участников с результатами исследований. В идеале хотелось бы, конечно, ознакомиться с публикациями исследований до начала форума, и на нем уже выходить на содержательную дискуссию, но я понимаю, что это малореально. Однако, более подробная, чем 20-минутный доклад, лекция-вебинар может хотя бы частично решить эту задачу. Возможно, имеет смысл и проведение «постфорумных» круглых столов с тем, чтобы наметить пути реализации результатов исследований.
Тем для форума следующего года множество, как и проблем, которые стоят перед Москвой. Среди таких тем – вопрос выбора модели развития города (компактной или дисперсной), модели градорегулирования (правовой или проектно-директивной), сохранения идентичности территорий и градостроительного наследия, взаимоотношений Москвы и Московской области и развития столичной агломерации, Есть серьезнейшая проблема формирования системы расселения Российской Федерации, роли малых и средних и крупных городов в удержании территории страны, но это уже скорее повестка не для московского, а для федерального урбанистического форума.»


zooming
Посетительница фестиваля Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum
zooming
Посетители Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Ирина Ирбитская,
архитектор, градостроитель, Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель проектного бюро Платформа
«Во-первых, за четыре дня Форум представил базовый срез того, что сегодня происходит на уровне российских чиновников, международных экспертов и внутри российского общества. Без знания этого контекста, ни одна мысль, идея, проект в области городского развития, городского планирования и даже архитектуры и дизайна не могут быть состоятельными. Ведь мы создаем физическую и управленческую упаковки для происходящих сейчас и в будущем сложных городских процессов.
Во-вторых, практически все в восторге от безупречной организации и сценария, в котором появилась фестивальная программа. Как правило, подобного рода форумы носят сугубо официальный характер, и Московский урбанистический форум прошлых лет также соответствовал официальному международному формату. Фестиваль снизил градус официоза всего Форума, повлияв и на пленарную часть. Можно сказать, что признания московских чиновников, их, я бы сказала, гранжевая риторика – это лишь демонстрация открытости. Однако то, что происходит в игровом формате, рано или поздно переходит в формат реальной открытости отношений. Я бы сказала, начало диалога власти, бизнеса и экспертного сообщества подошло к стартовой точке. Диалог возможен, а значит, возможен город, который не бывает без диалога, не бывает без договора.
В следующем году я бы расширила линейку исследований к форуму, которые стали традиционными. Факт, Россия, в отличие от многих стран – terra incognita. Нам как воздух нужны факты, знание, а не просто мнения и слепые версии о том, с чем мы имеем дело. Нужны исследования, и если Форум станет их инициатором, центром распространения и обсуждения, мы приблизимся к международному стандарту развития наших городов. Ведь любая модель будущего, без знания прошлого и настоящего будет лишь случайной проекцией без гарантий на успех».


zooming
Сергей Собянин и участники Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Александр Антонов,
главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», член правления НП «Объединение», эксперт по территориальному планированию САР
«В этом году IV Московский Урбанистический Форум включил в свою программу проведение Национальной школы молодых планировщиков ISOCARP – образовательного проекта, направленного на распространение знаний в сфере городского планирования и внедрение практики решения различных проблем современных городов. Я выступил одним из организаторов и тьютором Школы, проходившей параллельно с Форумом 9– 12 декабря, поэтому практически все время работы Форума мне пришлось посвятить данному проекту. Мы представили работу школы молодых планировщиков ISOCARP по преобразованию территории ВДНХ в первый день работы Фестиваля в рамках Урбанистического Форума 13 декабря и, кажется, представили успешно.
Занятость в школе планировщиков в большой степени помешала участвовать в насыщенной программе мероприятий Форума; я посетил только сессии и круглые столы, в подготовке которых принимал непосредственное участие.
От сессии, посвященной перспективам Новой Москвы, многого ожидать не приходилось. Сессия получилась больше информационная, чем дискуссионная: представители Московского Правительства и Института Генплана, рассказали об основных положениях наконец-то разработанной схемы ТИНАО, Григорий Ревзин представил первый вариант исследования новых территорий, подготовленное КБ Стрелка. В результате будущее Новой Москвы осталось туманным, заявленные перспективы роста и ценность этого актива для Москвы по-прежнему вызывают много вопросов.
Круглый стол по комфортному жилью и среде в Московском регионе в рамках программы urban talks Фестивального дня получился интересным, но, как всегда, не хватило времени обо всем поговорить. За круглым столом собрались аналитики девелопмента, экономисты, журналисты, архитекторы, урбанисты, специалисты-транспортники и вот в этой междисциплинарности не то чтобы родились новые идеи, но более четко оформились идеи старые и конкретизировались новые вопросы.
Я второй раз оказался внутри кухни Форума и опять восхищаюсь фантастической трудоспособностью «женского» коллектива, который все это организует, балансируя между шоу, официозом и наукообразием и как-то все это удерживая в рамках единой концепции. Не все знают, но подготовка Форума в этом году по ряду причин стартовала непростительно поздно – в сентябре. В итоге никто и не заметил признаков цейтнота или каких-то сбоев.
Для Москвы это яркое и, безусловно, полезное событие, но для меня оно уже превысило пределы восприятия. Форума становится все больше, поэтому приходится позиционировать себя маленьким винтиком громадного механизма.»


Сергей Собянин и Марат Хуснуллин осматривают экспозицию Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Антон Кальгаев,
куратор специальных проектов Института «Стрелка»
«Я не очень искушенный посетитель: это первый форум, на котором я побывал. О предыдущих могу судить только по опубликованным материалам. Но даже для людей, не участвовавших в его подготовке и работе, за три года форум стал полезным и интересным событием. А это для в общем-то узкопрофессионального мероприятия – достижение. Особенно важно, что содержание форума складывается не только из живого обмена мнениями во время дискуссий, но и формируется специальными исследованиями. Очень надеюсь, что эта традиция сохранится.
Организаторы форума создали комфортную атмосферу, поэтому неудивительно разоблачительное откровение некоторых «вербальных интервенций» московских чиновников. Хотя эти же непринужденные признания в профессиональной непригодности свидетельствуют о легкомысленном отношении к обсуждаемым вопросам и статусу форума. Впрочем, во время знаменитого уже доклада Григория Ревзина я – так уж получилось – наблюдал за перепиской каких-то чиновников из неизвестного мне департамента: «привлек аудиторию на свою сторону… выставил достижения провалами» – все было очень серьезно, фронтовая сводка.
В общем, завсегдатаи форума нашли на что пожаловаться, а мне, в принципе, все понравилось. Особенно, конечно, настроение отчаянного, почти обреченного энтузиазма.»


zooming
Сергей Кузнецов и Павел Андреев на сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Лара Копылова,
архитектурный критик, главный редактор интернет-журнала ЭКА.ru
«Понравилось
Энергичная атмосфера знаний, воли, принятия решений, компетентности. Интересные люди и дискуссии. Жаль, на все не успеть.
Понравилось, что главный архитектор Сергей Кузнецов лично мне пообещал, что на Москве-реке в результате конкурса появятся не только пляжи и катки, но и моя любимая классическая архитектура. «Мы будем учитывать московскую идентичность», – сказал главный архитектор. Ура.
Выступление Григория Ревзина на сессии по архитектуре. Это была блестящая речь, ироничная, стилизованная под речи 1930-х годов. Единственная ее цель – обратить внимание, что архитектура – тоже драйвер мегаполиса, но об этом как-то забыли. За четыре года ничего художественно ценного не построили.
Талантливые ведущие. Алексей Муратов оживлял шутливыми вопросами иные обтекаемые речи («Так вы считаете, что Москва на этой шкале – между Махачкалой и Пекином?»). Грэг Кларк работал с залом, как массовик-затейник («Поднимите руки, кто хочет ловить рыбу в Москве-реке», «Поднимите руки, кто готов платить за новую инфраструктуру на Москве-реке»).

Поразило
Исследование по городам России, представленное Александром Высоковским, с неожиданным результатом: такие «сильные» города, как Самара и Пермь – аутсайдеры, а лидеры – Махачкала и Белгород (не считая Москвы и Питера, конечно). Сравнивали по количеству студентов, людей с высшим образованием, смертности и уровню зарплаты. Установили, что в постиндустриальных городах люди более счастливы, чем в промышленных.
Удивило, что хотят организовать палату архитекторов в дополнение к СРО, СА и лицензиям. По типу немецкой. В палату архитектор войдет как творческая личность, а не как организация. Павел Андреев прочел на эту тему доклад. Дело вроде хорошее, роль архитекторов в обществе должна вырасти. Но не вырастет. Она низкая, на мой взгляд, не из-за отсутствия палаты. Она и на Западе, где есть палаты, низкая. Там пишут книжки типа «Архитектор, нужен ли он вообще?». Сам тип архитектурного знания стал настолько произвольным, что непонятно, зачем вообще архитектор, если есть конструкторы, инженеры, строители. Форма следует функции. Скоро здания будут проектировать, забив информацию в компьютерную программу, и распечатывать на принтере. Чтобы отличить простые аккорды минималиста Филиппа Гласса от самодеятельной группы, нужно знать академического Шостаковича. Чтобы отличить Дом Наркомфина от брежневской серии нужно знать Дом Пашкова. Между профессиональной простотой и дилетантской простотой пролегает профессиональная сложность. В музыкальном образовании она осталась, а в архитектурном – нет.

Вдохновило
Вдохновила команда мэра, три К: Капков, Кибовский, Кульбачевский и особенно Андрей Шаронов. Удивил редким сочетанием деловой активности, академической основательности и управленческих навыков. Он хотя и ушел из столичного правительства в ректоры школы управления «Сколково», но продолжил сотрудничать в качестве советника и урбаниста. Мне вообще нравится, что они сделали с Москвой. Что в ней есть теперь свой Альтштадт (от Камергерского до Кузнецкого) с рождественскими ярмарками, по которому можно гулять, не рискуя быть забрызганным грязной снежной кашей; что есть сияющие огнями бульвары и катки – символ зимнего счастья. Еще добавить классическую архитектуру по берегам реки, в промзонах и спальных районах – и будет совсем хорошо.
Обнадеживает, что Марат Хуснуллин считает исследования, проделанные МУФ, бесценной информацией, основой для принятия решений. Западные эксперты предлагали конкретные шаги, на мой взгляд, толковые.

Возмутило
Сто человек ждало объявления результатов конкурса по Москве-реке. Но результаты сообщили только мэру Собянину на ушко. Он столь же интимно, чтобы никто не услышал, ответил на вопросы НТВ. Остальные стоявшие вокруг журналисты видели только затылки телохранителей. Почему бы не дать мэру микрофон? Юрий Григорян, победитель конкурса, провел презентацию лично для Собянина. Потом состоялась пресс-конференция, но уже без мэра.»


zooming
Зрители сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum


 

Сергей Куликов,
историк архитектуры, критик
«За четыре года Московский урбанистический форум проделал любопытную эволюцию. Организованный впервые Институтом региональной политики в 2011 году, когда еще мало кто понимал, что такое урбанистика и в чем заключается разница между градостроительством и городским планированием, форум имел формат своего рода ликбеза для чиновников. Был издан словарик основных терминов, а некоторые видные деятели московского правительства даже прочли книгу Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь больших американских городов», написанную полвека назад.
В 2012 году, когда организацией форума занимался уже институт «Стрелка», урбанистика вошла в моду, а местный ее извод стал напоминать нечно среднее между карго-культом и эвфемизмом. Под патронажем московского правительства вышел перевод книги Яна Гейла «Город для людей», началось увлечение велодорожками и пешеходными зонами, народ повалил в обновленный Парк Горького, а видные чиновники выучили такие термины, как джентрификация и устойчивое развитие, хотя при их употреблении и подразумевали зачастую совсем другие вещи.
В прошлом году проблематика форума, как и проблематика урбанистики вообще за последние годы, сильно не изменилась: город в масштабе человека, экологическая и экономическая устойчивость, взаимодействие власти и горожан, повышение роли общественного транспорта и проч. В то же время, под кураторством Юрия Григоряна было проведено первое масштабное междисциплинарное урбанистическое исследование столичного мегаполиса «Москва. Археология переферии», а результаты его изданы и представлены на форуме. Это несколько сместило центр тяжести с калькирования западного опыта на приобретение собственного.
На последнем МУФе было представлено сразу два подобных исследования – проведенное Стрелкой «Пространственная стратегия Москвы: инструмент управления будущим» и плод взаимодействия Высшей школы урбанистики и компании «Новая земля» – «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» в региональных центрах РФ.
Если говорить о программе, то количество сессий и иностранных спикеров сильно сократилось, зато появился большой блок, посвященный регионам, что является естественным отражением более глобальных процессов. Зато осознание урбанистики как явления представителями видного московского и федерального чиновничества продемонстрировало удивительный прогресс. Первый вице-пермьер правительства РФ Игорь Шувалов всерьез говорил о Лазаре Кагановиче как о светоче урбанистики, а заммэра Марат Хуснулин на фоне реального положения дел в политике и экономике утверждал, что Москва по темпам развития вышла на второе место после Пекина среди крупнейших мегаполисов мира. При этом не пояснялось, что это прошлогодний рейтинг Emerging 7 – самых быстрорастущих городов, где с Москвой соревнуются, помимо Пекина, не Лондон или Париж, а Джакарта, Сан Паулу, Мумбаи и Мехико, и тут учитываются скорее количественные, а не качественные показатели. В общем, если раньше это был гибрид карго-культа и эвфемизма, то теперь можно говорить о предпосылках нового жанра в урбанистике под условным названием геополитическая психогеография, где-то на границе психоанализа и современного искусства.»


zooming
«Рождественская площадь» на Московском Урбанистическом Форуме © Moscow Urban Forum


 

Петер Эбнер,
руководитель архитектурного бюро Peter Ebner and friends (Мюнхен)
«Начну с того, что, в целом, Московский урбанистический форум мне понравился и, если он будет проводиться в следующем году, то я на него вновь приеду. Хотелось бы отметить очень приятную атмосферу, хороший дизайн главной сцены, экспозицию девелоперов, разнообразие тем, выбранных для обсуждения. Я понимаю, как непросто организовать событие такого масштаба, так как сам неоднократно был устроителем конференций. На подобных мероприятиях каждый старается разрекламировать себя и получить как можно больше информации о состоянии дел, политике, культуре той страны, где они проходят.
Несмотря на положительное впечатление, нужно отметить ряд вещей, которые, с моей точки зрения, можно было бы улучшить. К примеру, как я понимаю, в задачу форума входило получить как можно больше полезной информации и опыта для развития Москвы, Московской области и России в целом. Если это так, то выбор гостей не очень подходил для решения поставленной задачи. Я думаю, что, так как Москва отличается очень специфическими климатическими условиями, было бы гораздо логичнее пригласить больше специалистов из северных стран нежели, как это было на форуме, из Азии.
Формат дискуссий, пожалуй, чересчур превалировал над лекциями. Мне кажется, что иногда было бы лучше провести только лекции, без дополнительных дискуссий – это помогло бы гораздо больше углубиться в рассматриваемые темы, проблемы и задачи. А так – обсуждения часто были очень поверхностными.
Положительным моментом было то, что на форуме выступали представители администрации, управленческих структур, политики. Но мне показалось странным, что многие из них уезжали сразу после своего выступления. Я думаю, что было бы полезно, если бы они оставались послушать выступления других спикеров, участвовали в обсуждениях. Это бы помогло им лучше понять, в каком направлении лучше развивать город.
Масштаб мероприятия был, вероятно, слишком крупным. Я бы предпочел, чтобы оно было более камерным, и спикеры оставались на форуме до самого конца, чтобы можно было обсудить какие-то дополнительные детали.
Мне очень понравилось, что был синхронный перевод, но был и очень неудобный момент: у многих докладчиков слайды были только на русском языке. Вероятно, если форум предендует на статус международного события, логично было бы показывать слайды на английском, или же двуязычные – на русском и английском языках.
Очень понравилось выступление главы «Банка Москвы» Михаила Кузовлева: оно помогло мне лучше понять ситуацию в стране и дало определенное понимание русской психологии.
Вообще, программа форума была насыщенной и интересной: иногда хотелось оказаться на нескольких презентациях одновременно, что, безусловно, очень высокий показатель. Также, как мне кажется, аудитория форума была очень благодарной. Удивило то, что 60% посетителей были младше 27 лет. Это хорошо, так как такие мероприятия помогают молодым специалистам понять существующие проблемы.»>


zooming
Андрей Шаронов, Александр Высоковский и ландшафтный урбанист Эва Кастро на пленарном заседании «Выбор целей и моделей развития современного города» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 
zooming
Доклад Марата Хуснуллина на сессии «Пространственная стратегия Москвы: принципы и возможности» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum
zooming
Экспозиция Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы на Московском Урбанистическом Форуме © Moscow Urban Forum

23 Декабря 2014

Похожие статьи
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Пресса: Городские жители и их разновидности
Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Исследование провела команда экспертов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ совместно с компанией «Новая земля» для IV Московского урбанистического форума.
Пресса: Москва – глобальный город
Григорий Ревзин, профессор Высшей Школы урбанистики ВШЭ, архитектурный критик, эксперт Московского Урбанистического форума рассказал об архитектурной, медицинской, образовательной и транспортной реформах в Москве.
Пресса: Архитектор правит бал? Дискуссия о качестве среды...
В рамках прошедшей на Урбанфоруме-2014 сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» развернулась одна из самых острых дискуссий форума, спровоцированная докладом архитектурного критика Григория Ревзина с вопросом — а нужны ли столице архитектурные конкурсы.
Пресса: Концепция Москвы-реки как часть мастер-плана столицы
На сессии «Москва-река как источник регенерации городских территорий», прошедшей в рамках Московского урбанистического форума, члены Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы обсудили стратегию реализации масштабной 20-летней программы трансформации Москвы-реки и ее влияние на развитие города.
Пресса: Безальтернативно. По итогам МУФ-2014
Прежде всего, поделюсь соображениями относительно повестки Московского урбанистического форума-2014, состоявшегося в середине декабря. Как обычно, исключительно широкий диапазон – от проблематики городской среды и взаимоотношений городской экономики и культуры до электронного правительства. Только теперь еще раздвинуты и географические границы – от столицы в направлении регионов.
Пресса: «Важно, чтобы город находил компромисс между стройкой...
Пути решения основных проблем глобальных городов ведущие мировые эксперты-урбанисты, представители власти и бизнеса обсудили в ходе работы IV Московского урбанистического форума «Драйверы развития мегаполиса».
Пресса: Московская агломерация будет комфортной как для проживания,...
12 декабря в рамках Московского урбанистического форума состоялась сессия «Новая Москва: как создать полноценную городскую среду». Участники поделились своим виденьем того, как будет развиваться город в долгосрочной перспективе, отметив, что Новая и старая Москва будут развиваться по общим принципам.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Сергей Кузнецов прокомментировал доклад Григория...
Выступая на пресс-брифинге в рамках фестиваля Урбанфорума-2014, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал острый доклад архитектурного критика Григория Ревзина, прозвучавший на сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора».
Пресса: Сергей Кузнецов: Мы серьезно продвинулись в облике...
«Архитектура города — это, прежде всего, архитектура массовых сооружений, а не только и, даже во вторую очередь, архитектура „икон“. А в этом направлении мы серьезно продвинулись», — отметил в ходе пресс-брифинга на фестивале Урбанфорума-2014 главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Пресса: Как Москва могла бы колонизировать Подмосковье
Присоединение Новой Москвы как захват Крыма, русский космизм в жилищном строительстве и эмиграция креативного класса в Подмосковье — «Афиша-Город» обсуждает с архитектурным экспертом Григорием Ревзиным его доклад о Новой Москве на Урбанистическом форуме.
Пресса: «Архнадзор»: Около 20 исторических фабрик в пределах...
В пределах Третьего транспортного кольца осталось около 20 исторических промышленных комплексов, пригодных к конверсии. Об этом на IV Московском урбанистическом форуме сказала член координационного совета общественного движения «Архнадзор», соучредитель Центра капитализации наследия Марина Хрусталева.
Пресса: Анатолий Локоть открывает Новосибирск для госконтроля...
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил с инициативой в Москве на IV урбанистическом форуме 11 декабря. Глава города предложил сделать Новосибирск пилотной площадкой для отработки системы госконтроля за строительством социальных объектов.
Пресса: Григорий Ревзин: «Высокое искусство архитектуры требует...
На сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» во второй день Московского урбанистического форума архитектурный критик и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин зачитал доклад, вызвавший эффект разорвавшейся бомбы в профессиональном сообществе.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.