Сергей Курдюков и Дмитрий Онищенко: «Для нас участие в конкурсах – вопрос престижа»

Художественный руководитель ландшафтного бюро «Артеза» Сергей Курдюков и генеральный директор ландшафтного бюро «Артеза» Дмитрий Онищенко рассказали о своих конкурсных проектах, моде на злаки, климатических ограничениях и пересадке 300-летних деревьев.

mainImg
– Недавно в Москве прошло сразу несколько крупных конкурсов, связанных с созданием парков и других ландшафтных объектов. Еще несколько находятся в активной стадии. Вы участвовали почти во всех. Что дает вам такое участие? 

– Для Москвы ландшафтные конкурсы – достаточно новая практика. При Лужкове практиковалось озеленение по советским принципам, ситуация поменялась с приходом Собянина и главного архитектора Сергея Кузнецова. Как только у Москвы появился на это бюджет, началась работа.
 
Для нас это, как и участие в выставках, вопрос престижа, возможность пообщаться с партнерами и заказчиками. Участие в конкурсе практически никогда не окупается, гонорар несравним с объемом работ и задачей. Зато это возможность заявить о себе, повращаться в определенных кругах. К тому же если вы выиграете, то участие окупится с лихвой. Существующая конкурсная система часто отсекает молодые, не очень крупные бюро, которые могут себе позволить максимум 1-2 конкурса в год. Но сейчас ситуация меняется, например, по конкурсу на парк на Ходынском поле мы почти покрыли расходы, и конкурс в Митино, где мы тоже участвуем, будет оплачиваемым. Но это минимум, чтобы не работать себе в убыток.
 
– Как вы выбираете себе партнеров-архитекторов? Или они выбирают вас?
 
– Бывает и так и так, зависит от условий конкурса. Если участвует иностранная команда, им нужен местный специалист, который может адаптировать проект для российских реалий. Если конкурс преимущественно архитектурный, как было, например, с Триумфальной площадью, нас приглашают, чтобы профессионально закрыть тему озеленения. Иногда мы сами приглашаем партнеров, когда в ландшафтном проекте есть архитектурная составляющая. Как было с бюро MEL, с которым мы сотрудничали по парку на Ходынском поле.
 
zooming
Триумфальная площадь. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Музейно-выставочный комплекс ГЦСИ. Конкурсный проект ООО «Мел». Материалы предоставлены пресс-службой ГЦСИ.

– Каковы перспективы реализации выигравших ландшафтных проектов?

– По Зарядью очень сложная организация и проблемы согласования, и именно на этом этапе обычно все затягивается. Чтобы не было неожиданностей в процессе реализации, особенно на таких ответственных участках, лучше больше времени потратить на подготовку. Это касается даже первого этапа: технического задания на конкурс. Парк Зарядье – амбициозный проект, даже по мировым меркам. Думаю, все будет реализовано, но в немалые сроки. По Триумфальной площади реализация ближе, но исполнитель пока не определен. И, хотя мы команда полного цикла и могли бы полностью закрыть весь процесс, Триумфальная площадь – очень специфическое место с точки зрения согласований, там очень много ограничений. Возможно, городу проще будет работать со своей командой, уже вовлеченной в ситуацию. Проект не успели сдать ко Дню города, потому что площадка оказалась технически сложнее, чем думали.
 
– В чем принципиальная разница между двумя площадками – Триумфальной площадью и парком на Ходынском поле?
 
– В центре гораздо больше ограничений. Что под нами – неизвестно, клубок подземных коммуникаций. Именно поэтому в одном ряду у нас липы, а в другом клен Гиннала, который по номенклатуре куст с компактной корневой системой и меньше заглубляется в землю. И игра с рельефом, например, на этой площадке невозможна. К тому же это территория сложившейся застройки, а значит проект необходимо вписать в историко-архитектурный контекст. Здесь главными были архитекторы, а мы к этой базе добавляли детали ландшафта.
 
На Ходынке проектируется  чисто рекреационная зона с минимальными ограничениями. Надо было учесть проходы к метро и другим точкам, а в целом свободная территория. Из построек – входы в метро, административное здание, храм. Мы хотели скрыть все постройки под холм, чтобы компенсировать заложенные в задание широкие мощеные площадки и добавить больше зелени. Шестнадцатиметровые зеленые холмы были одной из фишек нашего проекта.
 
Концепция парка на Ходынском поле. Артеза (Россия, Москва). Иллюстрации: park-khodynka.com

– Есть ли сегодня в Москве проблемы с посадочным материалом? Отличается ли набор растений от европейского?
 
– Россия уже не отстает от Европы, сейчас можно заказать все. Значительная часть идет из европейских питомников, часть покупаем в России, в основном сосну и плодовые. Здесь наши питомники незаменимы, так как предлагают районированные сорта. Ведь основные ограничения в нашем регионе идут по климатическим условиям.
 
По номенклатуре видов, наверное, хватит двух страниц, чтобы перечислить все, что может расти у нас. Наш сад более сдержанный по своим выразительным средствам, но, с другой стороны, в Питере такие исторические парки – может позавидовать Европа. Для создания образа не обязательно использовать много видов. К тому же ассортимент по сортам одного вида огромен, и мы еще не исчерпали то, что есть.
 
Мы склонны экспериментировать, вводить новые виды и сорта. Если не приживется – меняем по гарантии, но пока все получается. С появлением новых сортов мы иногда обнаруживаем, что то, что раньше было непригодными, можно выращивать. Например, сумах, считалось, что он у нас мерзнет, а он растет и прекрасно цветет. Или кустарник спирея – очень популярный. Мы нашли сорт спирея серая, он оказался лучше других сортов, лучше зимует, обильно цветет, и мы его теперь используем.
 
– Существует ли мода в растения или определенные типы садов?
 
– Новые типы садов появляются, но не исчезают, становятся лишь менее востребованными. Сегодня делают и регулярные, и английские парки, и японские. Но какие-то вещи действительно могут быть популярными. В девяностые все сажали туи, как живую изгородь и даже как защиту от киллеров. Сейчас ими наелись, хотя это по-прежнему прекрасное дерево, круглогодичная зелень. Или, например, пресловутые альпийские горки, модные лет десять назад. Сегодня бум спал, но горки как тема остались, хороший альпийский сад – это интересно. Сейчас есть определенная мода на злаки, но они будут хорошо смотреться не во всяком саду, в классический сад их не посадишь. Это только на выставках проходят экспериментальные проекты, а заказчик, он, как правило, консервативнее, чем архитектор. Кстати, город и его конкурсы, в этом плане могут быть более прогрессивны и давать больше простора для экспериментов.
 
На однолетники тоже меняется мода. Например, незаслуженно забытая космея ассоциируется у многих с палисадниками, но если перенести ее в другую среду – смотрится ново и свежо. Или тещин язык – типичное советское наследие, но сейчас появились новые интересные сорта, которые вполне можно использовать.
 
– А есть ли какие-то виды, характерные именно для нашего региона, существует ли вообще понятие русского сада?
 
– Особого стиля, который бы зародился у нас, как зародились во Франции или Японии соответствующие парки, не существует. Как и в архитектуре, Россия принимала и адаптировала европейские стили, актуальные для определенной эпохи. Завозилась модная архитектура, а с ней завозились и ландшафтные приемы. Типично русское, это скорее практичный подход к растениям, плодовый сад и огород, и отсутствие декоративного сада. Можно еще сказать, что русский стиль – это простор, отсутствие четких границ, сад плавно переходящий в поля и перелески. А березы – это скорее штамп для иностранца, на самом деле в Европе берез не меньше.
 
– Когда ландшафтный проект начинает жить естественной жизнью?
 
– На третий год, даже при больших посадках, уже есть ощущение естественного сада. На второй сезон высаженные деревья и кусты формируются под стороны света и начинают выглядеть естественно, а на третий идет заметный рост, увеличение объема зеленой массы.
 
Вообще технологии так продвинулись, что можно сажать крупные деревья. Например, на Триумфальной площади у нас каштаны и липы девятиметровой высоты и с кроной шесть метров в диаметре. Здесь применяется принцип готового сада: вы открыли утром глаза, у вас за окном сад.
 
Сегодня пересаживать можно все. Известный нам максимальный возраст дерева, которое пересаживали – триста лет. Перевозилось оно на барже, диаметр земляного кома тридцать четыре метра. Такие экземпляры готовят к пересадке несколько лет, поднимают домкратами. Мы у частного заказчика сажали сорокалетний дуб высотой двенадцать метров c шириной кроны восемь. Привоз в Россию крупномеров сегодня ограничен только техническими требованиями транспортных средств.
 
– Какие ограничения по экологии были на Триумфальной площади, расположенной на оживленной перекрестке, в самом центре Москвы?
 
– Учет экологической ситуации на площадке – неотъемлемая часть проектирования. Это закладывается сразу и, конечно, никто не будет выбирать из тех сортов, что не растут в городских условиях. На Триумфальной Садовое кольцо будет влиять не так сильно – дорога расположена ниже, а выхлопные газы высоко не поднимаются, к тому же перекресток хорошо продувается. Здесь есть другой важный фактор – уход. Уровень квалификации специалистов сегодня очень низкий. А от подкормки, обработки растений многое зависит. Интересно, что через определенное время дерево наращивает такой объем зеленой массы, что создается собственный микроклимат. Группа растений может снаружи выглядеть больной, а внутри будет все хорошо и зелено.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

16 Октября 2014

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.