Триумфальная и Ходынка: подробности

Репортаж о подведении итогов двух московских конкурсов: на архитектурную концепцию комплексного благоустройства Триумфальной площади и проект парка на Ходынском поле.

mainImg
Ранее мы уже публиковали проекты финалистов обоих конкурсов, выстроенные согласно составленным жюри рейтингам работ (см проекты для Ходынки и для Триумфальной). Однако окончательных победителей этих конкурсов определяли не судьи конкурса, а заказчик и профильные департаменты. На пресс-конференции в Москомархитектуре 7 апреля 2014 было объявлено, что в конкурсе на Ходынское поле первое место занял проект, разработанный итальянской компанией LAND Milano Srl, который был первым и по итогам предварительного голосования (в эту команду также входили архитекторы Mario Cucinella Architects, графические дизайнеры LeftLoft и художник Томас Шёнауер, Thomas Schönauer). А во втором конкурсе – на Триумфальную площадь – победила концепция, представленная российской мастерской Buromoscow, Юлией Бурдовой и Ольгой Алексаковой, разработанная совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza.
Пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурсов на Ходынское поле и Триумфальную площадь. На фото: Евгения Муринец, Олег Ларин, Сергей Капков, Сергей Кузнецов, Антон Кльбачевский. Фотография А.Павликовой

Ходынка
Напомним, что конкурс на архитектурную концепцию парка на Ходынском поле, организованный ГК «ИНТЕКО» при поддержке Москомархитектуры, проходил в два этапа: со 2 сентября по 15 ноября 2013 состоялся первый отборочный тур, затем, 19 декабря, определилась десятка финалистов, а 31 марта был объявлен итоговый рейтинг, в котором три призовых места заняли компании LAND Milano Srl, Perkins Eastman и студия ландшафтной архитектуры Максима Коцюбы, соответственно. Все десять проектов финалистов мы уже представляли на нашем сайте, а еще раньше писали о реализованном проекте LAND Milano Srl и Чарльза Дженкса – парке в новом районе Милана.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014

Как отметил в ходе пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выбор заказчика и профильных департаментов лишь подтвердил составленный высокопрофессиональным международным жюри рейтинг. Сергей Кузнецов так прокомментировал это решение: «Наш выбор был продиктован такими явными преимуществами проекта, как бережная интеграция существующей инфраструктуры и благоустройства в структуру создаваемого парка. Особенно ценно здесь – грамотное включение объектов культуры, в частности – будущего ГЦСИ. Парк активно взаимодействует с ними, предлагает различные сценарии использования своих площадок для проведения фестивалей, размещения всевозможных инсталляций и т.д.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL

Для данного района не характерны водоемы, поэтому и среди проектов конкурсантов мы отмечали те, которые компенсировали отсутствие фонтанов и прочих водных элементов, кажущихся здесь слишком искусственными и надуманными, например, активной работой с ландшафтом и рельефом. Особенно выразительно и ярко это получилось как раз у итальянцев. Их предложение довольно просто реализовать, а в отличие от зеленых насаждений, вырастить которые можно только спустя годы, рельеф сразу дает видимый и эффектный результат. Безусловно, в парке будет много деревьев, но вырастут они не сразу. А работа с рельефом дает разнообразные сценарии времяпрепровождения в парке. Нам важна и зимняя программа использования – катание с горок на лыжах, санках, ледяной каток.

Еще одним существенным плюсом проекта стало предложение по очередности реализации, которое позволит очень быстро приступить к работе, правильно распределить ресурсы и завершить проект в обозначенные сроки. Учтены были даже такие факторы, как сооружаемая рядом станция метро, которая занимает довольно большую территорию под строительную площадку.

И, конечно, нас не оставили равнодушными такие милые идеи, как привлечение к процессу создания парка жителей данного района, которые, например, сами смогут посадить в парке деревья и кустарники. Одним словом, концепция итальянского бюро оказалась самой продуманной из всех».
zooming
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL

Антон Кульбачевский, глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, напомнил о прошлом Ходынки, которая прежде служила аэродромом. Сегодня на смену летной тематике пришло современное искусство: исходя из этого и нужно было проектировать парк. «В проекте-победителе мы не видим естественного ландшафта, близкого к природному, нет и слишком активного озеленения, – прокомментировал Кульбачевский. – Эти территории требуют несколько иного подхода. Бюджет проекта не позволяет высадить сразу крупномерные деревья. Да и в целом, Москва – город, богатый зелеными территориями, идти по пути создания в центральных ее частях девственной природы не совсем верно. Поэтому современный и необычный проект парка итальянской компании нам всем показался самым актуальным».
Сергей Кузнецов и Антон Кульбачевский. Фотография А.Павликовой
Сергей Капков. Фотография А.Павликовой

Сергею Капкову, главе Департамента культуры Москвы, в проекте итальянцев понравился амфитеатр для представлений на открытом воздухе, а также концепция парка как рекреационной зоны перед музеем современного искусства, обозначающей зеленой линией подступы к столь значимому для города объекту. Но, по мнению Капкова, это парк в первую очередь – местного значения, столь необходимый жителям этого довольно молодого района Москвы.
Евгения Муринец и Олег Ларин. Фотография А.Павликовой

«Для города это редкая возможность создать парк практически с нуля, – заметил Сергей Капков. – Жители района ждали этого более 13 лет. Ведь в районе Ходынского поля сегодня проживает около 30 тысяч молодых семей, и при этом им совершенно негде элементарно погулять с детьми. Жители хотят получить уникальный и большой парк. Поэтому нашей первостепенной задачей было создание места отдыха для жителей района. При этом парк имеет очень высокую смысловую нагрузку, почему и было так важно провести серьезный конкурс. По своей значимости этот проект практически не уступает парку Зарядье».

Надо сказать, что идея создания парка на Ходынском поле была очень активно поддержана самими жителями, имевшими возможность участвовать в выборе проекта-победителя и открыто выражать свое мнение. В пресс-конференции принял участие один из членов жюри, лидер общественного движения «За парк» Олег Ларин, который с удовольствием отметил, что мнение жителей полностью совпало с выбором судей: они почти единодушно высказались за концепцию LAND Milano Srl. При этом он выразил надежду, что реализация будет не хуже представленных картинок.

Компания-победитель будет воплощать проект парка совместно с Департаментом культуры Москвы. Прежде всего пройдет тендер по выбору российской команды, которая займется адаптацией проекта. Сергей Капков наметил даже сроки реализации – в районе двух лет, с 2014 по 2016 годы, и обозначил стоимость проекта – около 536 млн рублей.

Триумфальная
Что касается конкурса на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства и перспективного развития Триумфальной площади, то здесь выиграл проект, продемонстрировавший наиболее тактичное отношение к этой давно сложившейся и исторически важной части города. Сергей Капков подчеркнул, что Триумфальная площадь – это очень сложный объект, который долго обсуждался как профессионалами, так и общественностью: «Одно дело – разбить парк на пустыре (имеется в виду Ходынское поле – прим. автора), и совсем другое – преобразовать многослойное пространство старого города. Цель настоящей пресс-конференции – показать самую щадящую, по мнению жюри, концепцию из всех представленных на конкурс».

Конкурс проходил в сжатые сроки: официальный старт ему был дан 22 января, а работы принимались до 23 февраля 2014 года включительно. За это время поступило 127 заявок на участие и было сделано 44 проекта. Заказчиками конкурса выступила ГКУ «Дирекция капитального ремонта», которая и будет отвечать за реализацию проекта, организаторами – Департамент капитального ремонта и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. С финалистами конкурса, которыми стали бюро ST Raum A, занявшее в рейтинге жюри первую строчку, Buromoscow и Wowhaus, мы уже знакомили наших читателей.

Итак, победителем стала команда, которая в рейтинге располагалась на втором месте. Как пояснил Сергей Кузнецов, по количеству и качеству возможных доработок концепция Buromoscow показалась самой реалистичной. Ранее все три проекта финалистов были оценены как нуждающиеся в доработке, и в целом конкурс был направлен на поиск идеи, которая стала бы основой для реализации замысла. Детальный анализ ситуации, по словам Кузнецова, показал, что именно компания Buromoscow предложила оптимальный вариант дальнейшего развития площади.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

«Девизом проекта мы выбрали девиз легендарной литературной группы СМОГ: Смелость, Мысль, Образ, Глубина, – рассказывает автор проекта Ольга Алексакова. – Смелость – в масштабе площади, знакового пространства городской пустоты, которое необходимо максимально сохранить. Мысль – в возможности многофункционального использования площади. Образ Триумфальной площади – площадь молодости, свободы и романтики. Глубина подхода –  результат внимательного и многоуровневого дизайна».
zooming
Триумфальная площадь. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Высокую оценку получило решение по озеленению в форме каре из крупномерных деревьев, окаймляющих все пространство Триумфальной площади. Первоначальный проект предполагал несколько иное решение, но после выхода в финал авторы немного доработали свой проект. «Мы хотели подчеркнуть то потрясающее пространство, которое образует площадь, для этого мы предложили выровнять ее и придать более четкую форму. Кулисы из лип и каштанов акцентируют первый план, сохраняя вид на перспективу Садового кольца, – рассказывает Юлия Бурдова, – а за счет дополнительных павильонов площадь стала более функциональной». Антон Кульбачевский подчеркнул, что «это будет единственный зеленый островок на Тверской улице, которая, к сожалению, утратила всю свою зелень. Здесь будут высаживаться уже взрослые, крупномерные растения – липы и ясени». Помимо расположенных по периметру деревьев также будет устроен сквер перед гостиницей «Пекин».
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Кроме того, победивший проект предложил разнообразные идеи по наполнению площади всевозможными событиями, а ведь одна из первостепенных задач города как раз и состоит в оживлении общественных пространств, в привлечении горожан на улицы столицы. Buromoscow предложило самые интересные сценарии, в том числе – круглогодичного использования. По замечанию Кузнецова, очень красивая, «архитектурная» работа бюро ST Raum a. с точки зрения массового использования не обладает достаточным потенциалом. Элементов, побуждающих провести время на площади, в проекте Buromoscow оказалось в несколько раз больше: здесь и многофункциональные павильоны, и навесы с качелями, и круглогодичные кафе, и объекты городской информации для туристов. Все это позволит проводить на площади ежегодные рождественские и новогодние ярмарки, праздники с уличными музыкантами и т.п.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Сергей Капков выделил в качестве существенного преимущества проекта-победителя попытку создать в центре шумного мегаполиса живое, но достаточно тихое, «тактильное» место. Сквер, окружающий памятник Маяковскому, хорошо взаимодействует с такими значимыми городскими объектами, как привлекающие ежедневно тысячи людей Концертный зал им. Чайковского и театры Сатиры и Моссовета, не говоря уже о расположенной здесь станции метро, создающей сквозное транзитное движение. По мнению Капкова, предложенное решение позволит площади функционировать по принципу обжитого и комфортного пешеходного пространства, свободного от автомобилей и насыщенного зеленью и городской мебелью.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Реализовать проект предполагается стремительно – до конца текущего года. Архитекторы Buromoscow в кратчайшие сроки должны доработать проект, и уже в мае он будет представлен для общественного обсуждения со всеми внесенными корректировками. Доработки затронут преимущественно детали, например, типологию павильонов; суть же идеи будет сохранена. Сергей Капков пообещал, что будут по возможности учтены замечания и пожелания населения. Также спикеры заверили, что строительные работы не предполагают даже временного демонтажа памятника Маяковскому: он останется на своем месте. Существенно не изменится и транспортная схема, поворот на 1-ю Брестскую улицу будет сохранен, как и закрытый для обычных автомобилей технический выезд на Тверскую улицу, проезд же между площадью и Концертным залом им. Чайковского также станет техническим. Под сквером перед гостиницей предполагается устроить подземный паркинг.

08 Апреля 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Объем застройки Ходынского поля в Москве достигнет...
Проектируемая территория площадью 70 гектаров входит в состав трех зон Хорошевского района - зону жилых микрорайонов, многофункциональную общественную зону и зону особо охраняемых природных и озелененных территорий.
Пресса: Парк искусственных газонов
Власти Москвы решили, как обустроить свободную территорию на Ходынском поле: там разобьют парк и одновременно застроят разными объектами. Как такое возможно, остается загадкой. Экологи и жители окрестных кварталов возмущаются: по их мнению, это место должно охраняться как памятник природы, а одобренный мэрией проект стоимостью почти 600 млн руб. представляет интерес разве что с точки зрения освоения бюджета.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: Архитектор Марио Кучинелла: В нашем дизайне парка...
31 марта были подведены итоги конкурса на лучшую архитектурную концепцию парка на Ходынском поле. Комиссия под председательством главного архитектора Москвы пока не выявила победителя, однако составила рейтинг финалистов. На первом месте в этом списке – проект компании архитекторов LAND Milano Srl. «Вечерняя Москва» побеседовала с ее представителем, итальянским архитектором Марио Кучинелла.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.