Во саду ли, в О’Городе

В Нижнем Новгороде прошёл архитектурный фестиваль «О’Город». Инициатива молодых архитекторов в пятый раз собирает друзей и коллег из разных городов, реализуя творческо-утилитарные задумки начинающих проектировщиков.

mainImg
История
Фестиваль начинался в 2009 году как эксперимент в жанре лэнд-арта. Отсюда – название, ироничное для арта, но точное для места: первый фестиваль прошел в Музее архитектуры и быта на Щелоковском хуторе, рядом с памятниками и шедеврами деревянного зодчества народов Поволжья. Тогда казалось удивительным, как  студентам удалось совместить креативный запал и социальную ответственность в одном эффектном проекте. И музею – поддержка, и ориентиры концепции ясны. Тем более основная фишка Нижнего – всё-таки не архитектура, а потрясающий ландшафт, что отмечали разные именитые гости в разные времена и века: от Екатерины Великой до Кисё Курокава.

Но  команда фестиваля постепенно сменилась, и скоро стало заметно, что пока запал побеждает и контент, и контекст. Потому в следующие годы «Огород» примерялся к набережным, оврагам, и, в соответствии с новой модой – к паркам.
Зайцы на клумбе. Фотография Надежды Щема. Зайцев придумали нижегородские архитекторы Анжелика Арбатская, Марина Лабутина, Татьяна Ганичкина и Мария Юдина. Пластиковые звери существенно оживили клумбу, на которой растения пока не выросли во всю предполагаемую мощь. Этот зелено-белый островок на пешеходной дорожке – проект бюро «Архилэнд».
Изба-читальня, «Книжный Нижний». По мнению авторов проекта, здесь «совмещается отдых на свежем воздухе с духовным обогащением и приобщением детей к миру книг». Ну что ж, будем тоже надеяться! Фотография Марины Игнатушко

Место
Сад имени Свердлова, где прошел пятый «Огород», это небольшой – чуть за 2 га – уголок под сенью лип. Но – самая старая зеленая территория исторического города. Бывший Архиерейский сад, 1706 года. Его пытались в начале XIX века разрезать проезжей улицей, не стали. А в конце XX века так уплотнили застройку  и арендаторов вокруг, что детский парк стал сквером, а теперь – Садом. А мог стать вообще палисадником при рыбном ресторане, если бы планам очередного строительства суждено было бы сбыться. В парке уже есть заведение для «нескучно посидеть», которое прежде было детским кафе, но давно сменило целевую аудиторию на взрослую, способную подъехать на приличном авто. Для детей же сооружен некий загончик с типовыми дворовыми горками-качалками, никакого лица и характера у Сада нет. Хотя все-таки есть: невеселый – участок сильно затенен по периметру.

Кто про все это знает, особенно обрадовался зеленому взрыву, возникшему откуда-то из-под земли с появлением «Брокколи» недалеко от входа в Сад. Вот это, действительно, подарок «Огорода» – Саду! Пропорции, масштаб, цвет, фактура – все в «Брокколи» радует. Тут первыми приходят на память скульптуры Класса Ольденбурга, потом, извините, что-то из «Незнайки» и «Алисы». Главное, ассоциативный ряд может быть продолжен: при желании – куда-нибудь к  Арчимбольдо или «Баранкину, будь человеком».
«Брокколи» (Евдокия Лабазова и К, Москва) на сварном каркасе из металлической сетки, монтажная пена, краска. Фотография Марины Игнатушко
«Брокколи». Фотография Анны Липман

***

Как устроен  «Огород»
Тут ничего невероятного: семена отбирают зимой, сеют весной, всходы появляются в мае. Экспертный  совет – главный архитектор Нижнего Новгорода, завкафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ и молодые архитекторы, уже имеющие опыт «Огорода» и самостоятельной работы с заказчиками, вот они и оценивают заявки с эскизами.

Прогрев почвы и рыхление – лекции и мастер-классы молодых, но имеющих опыт реального проектирования… Потом уже – полив и внесение витаминов – культурная программа фестиваля.

На какие средства? Как рассказала нынешний «директор фестиваля», руководитель инициативной группы – пятикурсница ННГАСУ Лена Горбачева –  искали подходящие грантовые конкурсы, городские. Нашли. Правда, денег оказалось немного, но некоторые приезжие участники так хотели воплотить задуманное в жизнь, что согласились и на треть оплаты материалов.

К сожалению, не удается окончательно решить с соорганизаторами жилищный вопрос: коллеги из других городов поселяются на квартирах у местных (впрочем, четыре участника из 40 приезжих разместились в общежитии архитектурно-строительного университета).

Разные нестыковки заметны при сравнении проектов и готовых объектов… Но зато у фестиваля появилось узнаваемое графическое оформление и остались верные друзья.
***

О, город!
Не уверена, зарегистрировано ли название фестиваля, но уже знаю, что совпадает оно с сетью народных ресторанов Вологды. Там тоже играют с запятой, превращая «огород» в  «о, город». Но нижегородская история  все-таки – не про овощи. А про что?

Архитектор Антон Савельев, выпускник ННГАСУ, один из инициаторов первого «Огорода», считает, что «назначение фестиваля остается размытым». Если вспомнить известные «Города», кочующие по разным местам и территориям, то это, скорее всего, жанр архитектурного цирка: приехать и удивить. Ну или, если хотите, антреприза. Авторское высказывание важнее среды. По такому же принципу  формируются  другие, тематические тусовки архитекторов, художников.

Нижегородский  «Огород» тоже меняет площадки, но, по большому счету, среда остается – это Нижний, разные его оттенки и состояния. И это не просто один из аспектов проектирования, это основание для работы архитектора. Ведь тем он и отличается, например, от мультипликатора, что обращается, в основном,  с реальностью. Вот тут юным организаторам должны бы помочь взрослые товарищи, ведь, по сути, фестиваль может превратиться из приятного молодежного междусобойчика в имиджевое мероприятие города. Однако, это потянет за собой  интерес  к критериям, ориентирам, конкурсам. Голоса специалистов, экспертов окрепнут, конечно, что в условиях засилья застройщиков и чиновников может оказаться даже чем-то революционным. Это – слишком! А так – дети чудят,  что-то доброе и милое выходит, а до смыслов – дорастем как-нибудь.
***

Сад
Критиковать «Огород» – все равно, что обижать плюшевых мишек. Давайте просто посмотрим, что, в конце концов, вышло на пятом фестивале. Пусть в парке и стало еще плотнее от впечатлений, но они уже с другим, не уличным кодом.
Ну, во-первых, как случайный посетитель этого маленького районного сквера, хочу отметить: была приятная атмосфера. На «Огороде» пели и играли. Во-вторых, для разового посещения как раз нужен повод: что там удалось инсталлировать? Любопытство было удовлетворено: и арт-ребусы, и утилитарные объекты получились.

Не знаю, долго ли протянет фанерный «Дракон», но скамья, действительно, удобная. Дети освоили «Тетрис» – это видели все. Что там с возрастными ограничениями в конце парка – не очень понятно, но думать о годах под высокими деревьями – состояние естественное. Еще на липы повесили тарзанки. И вообще фестивальные объекты, в целом, теплее уже упомянутых (здесь и в каждом дворе, на каждом перекрестке города) типовых детских городков.
Не хватало зеленого газона, просто занимательных кустов, но вероятно, в начале мая – не время пока.

А теперь смотрим картинки.
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Собственно сиденье – не главное у этой штуки. Главное – спинка – со сложной декоративной структурой, напоминающей чешую. Не рыбы, а дракона. Фотография Марины Игнатушко
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Фотография Марины Игнатушко
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Фотография Марины Игнатушко
Тетрис. Группа ArchPlace
Тетрис. Группа ArchPlace. Фотография Надежды Щема
Лабиринт, нижегородская группа А3. Желтые фанерки двигаются вверх, как и задумано, под ногами -песок, хотя предполагалась галька или щебень, стойки немного покосились, но и это – почти закономерно! – ведь в объяснении авторы назвали проект «Лабиринт, как игра с судьбой». Вот судьба в виде обстоятельств «Огорода» и внесла некоторые коррективы в задуманное. Фотография Марины Игнатушко
Беседка, работа группы из Самары. Фотография Надежды Щемы
Проект команды Петра Сластенина из Самары
Игровой модуль Ильи Соколова «не дозрел» к моменту завершения фестиваля. Жаль. Но полупрозрачный каркас холма на плоской территории Сада уже оживил пейзаж, и, наверняка, привлек внимание детей и вызвал у взрослых разные взрослые ассоциации. Фотография Марины Игнатуко
Таблоид, проект Digital bakery, Москва. Архитекторы задумали не просто декорировать хозпостройку, но использоть её объем в качестве опоры для создания игрового панно
Таблоид. Рабочий момент. Фотография Марины Игнатушко
Таблоид. Вращением разноцветных кружков можно задать на плоскости надпись или рисунок. Фотография Марины Игнатушко
Таблиод. Вот, например, получилась Катя. Фотография Надежды Щема
Таблоид, интерактивное взаимодействие. Фотография Надежды Щема
Таблоид. Еще один результат взаимодействия. Правда, в ходе работы над проектом изменилось… название группы авторов. На информационной табличке фестиваля: создатели «Таблоида» – ЧПУ, Москва. Фотография Анны Липман
Время-вода, проект. Наглядный пример исключительно визуального восприятия. Дизайнерские образцы с фигурным распилом древесины известны, но в желании повторить и попробовать сделать по-новому ничего предосудительного нет. Проблема иная: почему архитекторы видят только форму и не думают о тактильных ощущениях. Если бы тактильное считалось равным визуальному, в названии скамьи не появилась бы «вода». Вода-ласковая, колючим бывает душ, фонтан, массажная скамейка вряд ли похожа на воду. Для этого потребовалась бы сделать ее не из фанеры, а из хорошо подогнанных фрагментов массива. Похоже, эксперты тоже сомневались: проект не прошел конкурс. Но команда приехала на «Огород» работать волонтерами, молодцы!
Дерево мышления, «Сёма», Нижний Новгород По рассказу одной из участниц «Огорода», на фестиваль приезжала группа из Иркутска – целую неделю добирались поездом! Они и сделали «Дерево». Но если верить информационной табличке, авторы этого проекта – нижегородцы… Для уличного искусства анонимность закономерна. Впрочем, организаторы пояснили: «Дерево мышления» – проект детского центра «Сёма», был создан вместе с детьми. А ребята из Иркутска (команда Каное) создали интерактивную музыкальную лавочку. Фотография Марины Игнатушко
Дерево мышления. Фотография Анны Липман
Такой проект задумал нижегородский архитектор Вячеслав Кочкин. Похоже, в Саду гуляют все, и, возможно, даже планируют (или оно само случается) свое семейное будущее. Фотография Марины Игнатушко
Проект Вячеслава Кочкина. Фотография Надежды Щема
Розарий создала Вероника Чуракова, Казань. Фотография Марины Игнатушко

13 Мая 2014

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.